Какие советы дает лихачев по публичному выступлению. Письмо двадцатое как выступать? д.с


Уметь говорить – искусство.

Уметь слушать – культура.

Д.С.Лихачёв
Устная речь – это процесс публичного

мышления. Это – всегда импровизация.

И.Андроников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Риторика – дисциплина древняя и новая, надолго почти забыта, но всё же вновь возродившаяся. Риторика – наука классически ясная, прозрачная, отстоявшаяся и вместе с тем бурно развивающаяся. Это не случайно. В нашу эпоху, рождающую новые серьёзнейшие проблемы, всё же главная из них, пожалуй, - возможность взаимопонимания между людьми. Поэтому так необходима нам сейчас именно «чаша ритора», о которой античный мудрец Апулей так сказал в застольной речи, ставшей знаменитой: «Первая чаша принадлежит жажде, вторая – веселью, третья – наслаждению, четвёртая – безумию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды подмешано в вино, тем больше пользы для здорового духа. Первая чаша – учителя чтения – закладывает основы, вторая – чаша филолога – оснащает знаниями, третья – чаша ритора – вооружает красноречием».

В наше время и в нашей стране, где многовековая риторическая культура сильно нарушена, человек, овладевающий мастерством красноречия, приобретает нечто очень важное и полезное не только для себя. Он также становится и непосредственным участником реального возрождения отечественной речевой культуры. Ведь и в наши дни в высшей степени справедлива античная пословица «Какова у людей жизнь, такова и речь». Но верно и обратное: чем выше культура живого свободного слова, чем внимательнее люди к своей речи, чем искуснее в ней и строже, тем больше и у общества и у отдельного человека надежды на достойную жизнь и порядок в государстве.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


  1. Дать основы современного риторического образования.

  2. Приобщить к европейской риторической культуре – культуре мысли и слова.

  3. Научить лучше (то есть более чётко, более логично и связно) и легче думать.

  4. Научить понимать потребности аудитории и собеседника, не мучить слушателей, а доставлять им удовольствие, стать в этом отношении более привлекательным для окружающих.

  5. Научить уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда требуется «встать и сказать», свободней общаться с людьми.

  6. Научить конкретным разновидностям речевых действий: сделать доклад, прочитать лекцию, участвовать в деловой беседе, произнести тост, поздравление, сделать комплимент, высказать публично и доказать своё мнение, убедить в своей правоте в выступлении или споре и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Риторика: традиционное определение. Исторические изменения предмета риторики. Современная общая риторика.(1 час)

Тема 2. Риторика и речевое поведение человека. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства. Требования к поведению говорящего. Чувство аудитории, или коммуникативность.

(1 час)

Тема 3. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция). Этапы классического риторического канона. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры.. (1 час)

Тема 4. Риторический канон: расположение изобретённого (диспозиция). Как описать предмет речи? Как рассказывать истории? Как говорить, рассуждая? (1 час)

Тема 5. Риторический канон: словесное выражение (элокуция). Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. Как сделать свою речь правильной? (1 час)

Тема 6. Основы мастерства публичного выступления (оратория). Структура публичного выступления. Как готовиться к публичному выступлению. Мимика и жестикуляция оратора. (1 час)

Тема 7. Основы мастерства беседы и спора. Сущность беседы и её типы. Дружеская беседа. Светская беседа. Основы ведения деловой беседы. Как делать комплименты? Как произносить тосты? О природе подлинного спора. Основные стратегии, тактики и приёмы спора. (3 часа)

Тема 8. Истоки, пути становления и особенности русского красноречия. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Древнерусский риторический идеал. Русские традиции красноречия и современность. (1 час)

ЛИТЕРАТУРА


  1. Михальская А.К. Основы риторики. – М., «Просвещение», 1996.


Слово деловой означает относящийся к делу, связанный с делом, с работой, службой, предприятием, учреждением. Деловая речь – это один из стилей литературного языка, имеющий с ним общую языковую основу, но отличающийся от него некоторым своеобразием лексики и построения предложений.

Деловая речь, непосредственно связанная с практическими требованиями жизни, служит главным образом для связи государственных и общественных учреждений с населением и между собою, а также для оформления различных постановлений, учёта отдельных фактов, денежных и материальных ценностей.

Как известно, ряд соглашений лишь тогда приобретают юридическую силу, если они оформлены письменно, в виде официальных документов, с соблюдением определённой формы, т.е. в виде деловых бумаг.

Основным требованием к языку служебных документов является соответствие нормам и особенностям официально-делового стиля.

Одним из требований к стилю деловой речи является её грамматически правильное построение. Для удобства и экономии времени создаются стандартные типы документов, вырабатываются их речевые и композиционные модели.


Объяснительная записка составляется для объяснения сложившейся ситуации, фактов, действий или поступков работника по требованию руководителя, а в некоторых случаях – по инициативе подчинённого. В ней излагаются причины нарушения трудовой дисциплины, правил, невыполненного задания и т.п. Объяснительная записка составляется с указанием следующих реквизитов:

1) адресата (кому, где, указываются должность, имя, отчество, фамилия);

2) наименования вида документа;

3) даты его составления;

4) заголовка к тексту (о чём, если текст большой по объёму);

5) текста (содержания записки);

6) наименования должности, фамилии, имени, отчества, а также подписи его составителя.
ОБРАЗЕЦ
Директору средней школы № 2

г. Лениногорска г-ну Идрисову Н.Г.

объяснительная записка.

В связи с тем, что 22 и 23 января моя мама после операции нуждалась в особом уходе в больнице, я не смогла принять участие в районных соревнованиях и защитить честь нашей школы.

Ученица 10 класса школы № 2

г. Лениногорска …………..(подпись) В.Верёвкина.

Доверенность – документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.

В жизни всегда возникает необходимость доверять кому-либо ведение дела, получение денег или ценных предметов, инструментов, оборудования; тогда на имя этого лица выдаётся доверенность.

В ней указываются:

1) кому выдаётся доверенность (должность, звание, имя, отчество, фамилия);

2) полное название доверяющего лица или учреждения;

3) срок действия доверенности;

4) что именно и откуда доверяется получить;

5) на каком основании (название, номер и дата документов).

6) дата и подпись того, кто даёт доверенность;

7) наименование должности ответственного лица, его подпись и печать учреждения, заверяющего подпись лица, выдавшего доверенность;

8) дата, когда эта подпись была заверена.

ОБРАЗЕЦ
Доверенность.

Я, Иванова Ирина Васильевна, доверяю Петрову Виктору Сергеевичу получить из Черемшанского почтового отделения адресованные на моё имя деньги в сумме четырёхсот (400) рублей. Согласно почтовому извещению от 15 мая 1998 года за номером 392.

19 мая 1998 г. И.В.Иванова (подпись).

1. Официальное сообщение в устной или письменной форме.

2. Письменная просьба о чём-нибудь. (С.И.Ожегов.)

Заявление как официальный документ адресуется организации, учреждению, предприятию или должностному лицу (например: заявление об освобождении от занятий в школе, в училище; о предоставлении путёвки в лагерь, в дом отдыха, в санаторий; о принятии на учёбу в школу, в техникум, институт; о выдаче денежного пособия, о представлении очередного отпуска). Заявление обычно составляется в 2-х экземплярах и пишется от руки. При этом надо соблюдать установившуюся форму и план заявления.

Заявление включает:

1. Наименование адресата, которому направляется заявление (эта часть заявления располагается посередине листа).

2. Фамилию, имя, отчество и должность (иногда указывается адрес заявителя, который пишется в родительном падеже без предлога).

3. Наименование документа (пишется с маленькой буквой посередине строки). После слова «заявление» ставится точка.

4. Текст просьбы с кратким её обоснованием (пишется с красной строки).

6. Дата (ставится слева под текстом письма ниже подписи).

Надо помнить, что наименование адресата не отделяется запятой от наименования подателя заявления, а перед словом заявление тоже не требуется никакого знака (если, конечно, он не нужен, чтобы закрыть предшествующее обособление). Таким образом, всё, что пишется до текста заявления, воспринимается как одно предложение. Этим и объясняется написание слова заявление со строчной буквы.

Различают два вида заявлений: простое и сложное. Сложное отличается от простого заявления тем, что в сложном заявлении дополнительно даётся перечень документов, подтверждающих содержание.
ОБРАЗЕЦ ПРСТОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
Директору Кутеминской средней школы

Черемшанского района Республики

Татарстан Миронову А.В.

ученика 11 класса Алексеева Леонида

заявление.

Ввиду болезни отца прошу разрешить мне выехать на неделю в г. Казань.
Алексеев. 17 января 2004 г.
ОБРАЗЕЦ СЛОЖНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
Заведующему агрокомплекса «Заря»

Спасского района Республики Татарстан

Ахатову Н.Р.

Сафоновой Эллы Анатольевны,

проживающей в дер. Наратлы по ул.Новая,д. 9,
заявление.

Прошу принять меня бухгалтером на ваш агрокомплекс. В этом году я окончила Казанский кооперативный техникум.

К заявлению прилагаю:

1. Копию диплома.

2. Характеристику.

3. Автобиографию.

Сафонова Э.А. 15 августа 2000 г.

Автобиография – описание своей жизни. (С.И.Ожегов.)

Различают две разновидности автобиографии: автобиография – официальный документ и автобиография – литературное произведение. В деловой автобиографии соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов. Пишется она по определённому плану официальным языком. Ответы на пункты плана точные, лаконичные. Порядок слов преимущественно прямой, предложения повествовательные. Автобиография требуется при поступлении на работу, учёбу.

Форма деловой автобиографии включает обычно следующие элементы:

1) наименование документа;

2) текст автобиографии;

3) подпись составителя;

4) дату написания.

В тексте автобиографии указываются:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата рождения (год, месяц, число).

3. Место рождения (село, город, район, область, республика).

4. Когда, где и какую школу окончил.

5. Сведения:

а) о прохождении службы в армии (для военнообязанных);

б) о трудовой деятельности (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время);

в) о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи).

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Помогите написать сочинение рассуждение по тексту Д.Лихачёва Задание С1. Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи, - все то, чт

о сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Все это не только вошло в сознание челове- ка, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, сли- лись с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить: жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знако- мым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующе- го, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привя- занности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых лю- дей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скуч- ной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких низменных «скоропортящихся» наслаждениях.

Письма о Добром и Прекрасном! Письмо двадцатое

1)обзац (2-3 предл. в котором указывается проблематика текста.) 2)комментарий: а) основная мысль; б) над чем размышляет автор, что его волнует, илик чему относится восторженно; в) какие пожелания советы, высказывания? 3)позиция автора4)ваши аргументы5)микровывод: над чем заставило задуматься статьяНужно 5 абзацов срочно.. . помогите плиз

Народ подскажите плз,из какой книги для подготовки к ЕГЭ по русскому, взят этот текст?

(1)В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за
2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой «Вот и вся
, любовь». (2)Она посвящена пермской учительнице литературы,
знаменитой в 70 - 80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести
изменена, а имя и отчество -, нет).
(3)А я хорошо знала Елену Николаевну. (4)При советской власти её
выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась
умом и искренностью - ох, как не любили! (5)И она ушла работать в
школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.
(6)На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену
Николаевну! (7)Знала, да не знала! (8)В повести приведены письма
Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9)Глубоких, ярких
писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них
так поразили меня!
(10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были
просветленные, благодарные слёзы. (11)Я чувствовала себя счастливой
и"потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть
о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек - Елена
Николаевна - в Перми, моём городе! (12)А более всего меня радовала
мысль, что на самом деле «время - честный человек». (13)Как любила
учительница своих учеников! (14)И они отплатили ей взаимностью!
(15)Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от
ностальгии,одиночества и болезней, ученики писали, приезжали,
помогали, снова писали, снова приезжали...
(16)Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи
==:;..- вёли с Еленой Николаевной долгий разговор о "«Вишневом саде»,
(17)Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры,
а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
- (18)Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном
л.и.человеке7 - спросила я.
(19)Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ...
(20)Но как она тосковала по этой России! (21)Перечитывала
лю»»имьгх авторов»"писала прекрасные письма ученикам, оставшимся
- . на родине. (22)Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво».
(23)Её терпение было красиво.
(24)И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для
престарелых... вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц
умерла. (25)Как Гоголь. (26)Но это я так думаю.

помогите написать сочинение рассуждение по тексту:как вы думаете В чём смысл нашего общения с искусством, литературой? Во-первых, в том, что мы

начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»… Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. В его симфонии, картине, романе – надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений… Хороший читатель – соавтор писателя. Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. Чтобы научить видеть. Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?.. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Урок русского языка. Тема: «Ораторская речь»

Тюрина С.Н., учитель

МКОУ «Сошниковская средняя школа»

Вичугского муниципального района

Цель: создание условий для формирования умения выделять признаки хорошей ораторской (публичной) речи.

Задачи:

    Развивать навыки работы с текстом в технологии РКМЧП.

    Познакомить с основными признаками ораторской речи.

    Вырабатывать коммуникативные качества учащихся.

Урок проводится с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока

    Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся и предлагает им поприветствовать друг друга, выполнив дыхательное упражнение «Вежливый поклон».

Описание упражнения: Исходное положение, стоя: ноги вместе, руки опущены вниз. Вдыхая воздух носом, медленно поднимаемся на носочки, поднимаем руки вверх, а затем складываем ладони на уровне груди, наклоняемся, разводя руки в стороны, на выдохе произносим слово «здравствуйте».

Учащиеся выполняют упражнение, занимают свои места и проверяют готовность к работе.

    Актуализация знаний (стадия вызова).

Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «Верите ли вы?»

Вопросы для игры:

    Верите ли вы, что для того, чтобы выступать со сцены с речью и иметь успех, нужен определенный опыт произнесения речей?

    Верите ли вы, что часто выступающему человеку совсем не трудно начинать свое выступление со сцены?

    Верите ли вы, что один человек может удержать внимание аудитории численностью 600 человек?

    Верите ли вы, что качества говорящего не влияют на успех выступления?

    Верите ли вы, что даже неподготовленная речь может иметь успех?

    Верите ли вы, что в жизни очень часто необходимо умение выступать перед публикой с речью?

Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель принимает все варианты ответов.

Учитель обращается к учащимся:

Вы уже, наверное, поняли, о чем пойдет сегодня речь на уроке.

О каком выступлении? (публичном, массовом, ораторском).

Сформулируйте тему урока. (Учащиеся формулируют тему, причем их формулировки могут отличатся от той, которая заявлена в КТП. Задача учителя принять детские предложения).

Скажите, зачем вам нужно изучать ораторскую речь? Где, когда, при каких обстоятельствах вам приходится с ней сталкиваться? (выступления на уроках – доклады, рефераты, устные ответы на уроках, защита проектов, заметка в газету).

Выполняя домашнее задание, вы уже столкнулись со словом оратор. Каково его значение? (Оратор - тот, кто произносит речь, а так же человек, обладающий даром говорить речи (красноречием).

Предлагаю проверить правильность ваших предположений в игре, прослушав небольшой текст.

Историю, произошедшую однажды с детским писателем, Вадимом Чирковым. В своей статье «Соперник Марка Твена» он пишет: «Однажды мне пришлось выступать перед огромным, чуть ли не на 600 человек, залом – был какой-то праздник, меня выставляли в качестве свадебного генерала. Зал шумел, радовался друг другу и шуму, а тут перед микрофоном – писатель. Лучше бы певец…

Мысль пришла ко мне в последнюю секунду.

- Был один человек, - сказал я в микрофон, - мальчик 12 лет. Владик Скрябин. Он необычно отвечал на обычные вопросы – так необычно, что те, кто его слушал, забывали обо всем на свете…

Зал стал затихать. Того, кто еще кричал, смеялся или разговаривал, «утишивали».

Его, например спрашивали: «Владь, а что такое звон?»

- Крик предмета, - отвечал он.

- А… погода?

- Импульс природы.

- Владь, а что такое дурак?

- Это колесо, которое застряло.

Зал, замечал я, вытягивал шеи. И я продолжал:

- Владь… - спрашивали его, - а вот что такое… просто дыра?

- Яма воздуха, - отвечал Владик.

- А…а… например, дедушка?

- Учебник для маленького, но он его быстро раздербанит.

Зал одобрительно смеялся, но продолжал уже внимать.

- Владь, а вот скажи, кто такие философы?

- Расширители проблем.

Зал был мой. Вернее, Владика.

- А совесть, Владь, совесть?

- Это когда человек познает себя и то, что он делает.

И тогда моему герою задавали глобальный вопрос: «Владик, а что такое атомная бомба

- Гриб, - отвечал он. – На том свете.

И все же, и все же задавался еще один вопрос:

- Где ты всего этого набрался, Владька?

- Ну, это же всем ясно.

С последним зал соглашается особенно охотно и долго хлопает – Владьке Скрябину и мне, хотя я не пел и не плясал».

Учитель задает вопрос:

Так что же необходимо для успешного выступления с речью? Для ответа на вопрос можете воспользоваться теми выводами, которые вы сделали сейчас и знаниями, полученными в ходе выполнения домашнего задания.

Учащиеся называют качества, а учитель записывает их на доске в табличке ЗУХ, в графе «Знаем».

Учитель задает вопрос, помогающий перейти от стадии вызова к стадии осмысления:

Как вы считаете, все ли качества мы обозначили? (Заполняем табличку ЗУХ в графе «Хотим узнать»).

3. Наблюдение над текстовым материалом (стадия осмысления).

Среди исследователей русского языка ярко выделяется личность Дмитрия Сергеевича Лихачева. Особое внимание Дмитрий Сергеевич уделял речи человека. Он считал, что по речи человека можно судить о его культуре, образованности. В одной из своих статей он называет признаки хорошей публичной речи. Давайтепопробуем их выделить. Работу с текстом проводим, используя пометки (на доске отображены):

V – это было известно и до чтения;

+ - это я узнал во время прочтения текста;

- - это противоречит тому, что я думал;

? – непонятно, хотелось бы знать об этом больше.

После прочтения текста возвращаемся к первоначальному списку знаний, учащиеся заполняют маркировочную табличку, для того чтобы можно было осуществить стадию рефлексии.

Знал (а)

V

Новое для меня

+

Думал(а) иначе

-

Непонятно, хочу узнать

?

Думаю, что вы немного устали. Предлагаю передышку. Выполним несколько дыхательных упражнений: «Речевое дыхание», «Стеклодув», «Счет», «Сильный ветер». Тем более что от дыхания тоже зависит успех выступления.

После разминки полученные учащимися знания учитель предлагает изложить в виде памятки «Советы юному оратору». Оформляем в тетрадях и на доске (по возможности). На этом этапе можно провести еще одну речевую разминку с интонационными упражнениями.

    Подведение итога (стадия рефлексии).

Учитель предлагает подумать, какие из первоначальных предположений подтвердились, а какие оказались ложными, а может быть представили дальнейший интерес. Заполняются графы таблицы ЗУХ («Узнали», «Хотим узнать») Учащиеся могут задать вопросы, возникшие в ходе выступления. На часть вопросов можно ответить на уроке, другие вопросы будут освещены в ходе предстоящих уроков риторики, посвященных подготовленной и неподготовленной устной речи. Для подведения окончательного итога учитель просит ребят составить синквейн об ораторской речи. Желающие могут зачитать получившиеся синквейны.

Правила написания синквейна таковы:

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Учитель благодарит за работу, оценивает успехи учащихся.

    Задание на дом.

Упр. 201 – перспективное (подготовить рабочие материалы к урокам риторики).

Упр. 202 – на следующий урок (подготовиться к словарному диктанту).

Литература:

1. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М: Дрофа, 2009.

2. Л.Е.Лопатина, В.В. Лопатин «Русский толковый словарь», Москва «Русский язык» 1998.

3. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. и др. – М: Просвещение, 2006.

4. Чирков В. Соперник Марка Твена// Библиотека в школе – 2009 –

№ 4 – С. 37 – 39.

5. Материалы образовательных порталов РУДН и Грамота.Ру.

И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.
Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».

Письмо девятое
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?
Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.
Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.
Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

Письмо десятое
ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Письмо одиннадцатое
ПРО КАРЬЕРИЗМ

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.
Потом отроком и юношей он тоже учится.
И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…
Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остаетс пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

Письмо двенадцатое
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье.

Письмо тринадцатое
О ВОСПИТАННОСТИ

Письмо четырнадцатое
О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.
Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, – иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.
Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.

Письмо пятнадцатое
ПРО ЗАВИСТЬ

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы
никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам
себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не
отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.

Письмо шестнадцатое
О ЖАДНОСТИ

Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие» (это из одного из лучших словарей русского языка – четырехтомного, первый том его вышел в 1957 году). В принципе это определение четырехтомного «Словаря» верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.

Письмо семнадцатое
УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая -и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Поделиться: