Изменение фонематического синтеза составь слово. Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование операций фонематического анализа и синтеза.

Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико – синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной.

Л.Ф. Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед поступлением их в школу. По её данным выделение гласного звука в начале слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука в начале слова справилось 53% детей с правильной речью и только 18% детей с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно оказалось детям с недостатками произношения выделить гласный звук в конце слова. С этой задачей справилось только 3% детей, в то время как дети с правильной речью дали 20% правильных ответов.

Учащиеся, приступающие к обучению грамоте с еще незаконченным процессом фонемообразования, с трудом овладевают чтением и письмом.

Очень распространенными ошибками при дислексии (нарушении процесса чтения) являются искажения звуко-слоговой структуры слова и побуквенное чтение; а при дисграфии (нарушении письма) – пропуски, перестановки букв, слогов, вставки лишних букв, обусловленные недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В связи с этим при коррекции дислексии и дисграфии особенно большое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по формированию функций фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм фонематического анализа и синтеза и с учетом последовательности формирования этой функции в онтогенезе.

Этапы формирования функций фонематического анализа и синтеза:

  1. Формирование элементарной формы анализа и синтеза

(выделение (узнавание) звука на фоне слова).

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит а) от его характера, б) положения в слове, в) от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки выделяются легче из начала слова, чем из его конца, а взрывные, наоборот, легче выделяются из конца слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его из конца слова. Это объясняется тем, что гласный звук часто воспринимается не как самостоятельный, а как оттенок согласного звука.

Необходимо учитывать особенности произношения, а также восприятие звуков речи детьми. Для многих детей, особенно с нарушениями речи, начало слова является наиболее благоприятной ситуацией как для выделения ударного гласного, так и для выделения длительного (щелевого) согласного звука. Выделение шипящих и сонорных звуков в некоторых случаях затрудняется из-за дефектного произнесения этих звуков, которые являются сложными по артикуляции. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых (М, Н, Х, В и др.).

1. Вначале необходимо уточнить артикуляцию согласного , т.е. определить положение артикуляторных органов с помощью зрительного восприятия и кинестетических ощущений. При этом обращается внимание на звучание, характерное для каждого звука.

2. Определить наличие или отсутствие звука в слогах , предъявленных на слух.

3. Определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности:

односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Причем заданный звук должен находиться и в начале, и в середине, и в конце слова (кроме звонких согласных).

Наличие звука определяется а) сначала и на слух и на основе собственного произношения, б) затем только по слуху или только на основе собственного произношения, в) затем по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане.

Звук связывается со зрительным образом буквы.

  1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
  1. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
  2. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.
  3. Подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук.
  4. По сюжетной картинке назвать слова с данным звуком.
  5. Назвать животных (овощи, растения и др.), в названиях которых есть данный звук.
  6. Придумать слова с данным звуком.

После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного, находящегося в начале или в конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине. Сначала это простые слова (например, коса – при выделении звука С), затем слова со стечением согласных (например, марка – при выделении звука Р). Вначале слово произносится по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.

2. Выделение первого и последнего звука из слова.

а) Вычленение первого ударного гласного из слова.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: Малыш плачет (а-а-а). Волк воет (у-у-у). При уточнении артикуляции гласного звука используется зрительное восприятие артикуляции, обращается внимание на положение губ (вытянуты трубочкой, свободно раскрыты, в улыбке и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

  1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, иней, улица, аист.
  2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
  3. Подобрать слова, которые начинаются на гласные А, О, У.
  4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные. Предлагаются картинки: мышка, улица, астра, азбука, окна.
  5. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.

Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.

Итак, определение ударного гласного в начале слова проводится в трех вариантах: а) на слух , когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком , в) на основе слухопроизносительных представлений , например, по заданию отобрать картинку на соответствующий звук.

б) Вычленение первого согласного из слова.

Вычленение первого согласного звука из слова осуществляется детьми гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог (па, ло, шу ). Так, например, первым звуком в слове шуба ребенок называет слог шу . Причиной этого является нерасчлененность восприятия слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, т.е. для вычленения изолированного согласного и гласного, определения последовательности их в слове. В связи с этим из прямого открытого слога (па ) согласный вычленяется труднее, чем из обратного слога (ап ), при произнесении которого каждый звук артикулируется более независимо один от другого.

Развитие умения вычленять первый звук из слова проводится после того, как у детей а) сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и б) узнавать звук, находящийся в начале слова.

Так, например, сначала дети определяют, что в слове муха есть звук М , который слышится в начале слова и является первым звуком этого слова. Далее логопед еще раз предлагает прослушать это слово и назвать 1-й звук.

И в заключение дается задание – подобрать слова, в которых звук М слышится в начале.

Примерные задания по вычленению первого согласного звука:

  1. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  2. Подобрать названия животных (цветов, птиц и др.), которые начинаются с заданного звука.
  3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  4. Заменить первый звук слова на другой звук, и получить новое слово (* в слове кость заменить звук К на звук Г ).
  5. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
  6. Лото «Какой первый звук?» Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р , и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  7. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

в) Определение конечного согласного в слове.

Определение конечного согласного проводится сначала на обратных слогах (ум, ам, ус, ом ). Затем предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами (ам – сам, ом – сом, уп – суп и т.д.) Определяется конечный согласный вначале в слоге, затем в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом ) на слух, при самостоятельном произнесении слова, далее на основе слухопроизносительных, фонематических, представлений. Действие считается закрепленным, если ученик, предварительно не называя слово, научается определять конечную согласную.

При определении конечного согласного используются те же виды заданий, что и при определении в слове первого гласного и согласного звуков.

г) Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Работа по определению места звука в слове начинается с гласных , а затем переходят к согласным звукам.

Сначала предлагается определить место ударной гласной в односложных и двусложных словах: например, место звука А в словах аист, два, мак.

При этом гласные произносятся протяжно, интонируются, используются картинки.

Виды заданий на определение места согласного звука в слове

  1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук * Л : в первый ряд – картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий – картинки, в названии которых звук слышится на конце слова.
  2. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
  3. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.
  4. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
  5. Назвать животных (овощи, растения, посуду и др.), в названии которых заданный звук находится в начале (в конце, в середине) слова
  6. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука или оканчиваются им.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове).

При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: 1. Составление предварительного представления о задании; 2. освоение действия с предметами; 3. освоение действия в плане громкой речи; 4. перенос действия в умственный план.

В связи с этим можно выделить следующие этапы в формировании функции фонематического анализа, как умственного действия.

1. Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка , слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема , состоящая из определенного количества клеточек (по числу звуков в слове). По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ученик понимает, что он выполнил действие неправильно. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, лук . Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове лук ?» «Звук Л », - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после Л ?» - «Звук У ». Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук . Ученики определяют, что что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).

2. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков (т.е. все делается устно, без опоры на картинку).

3. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Примерные задания:

  1. Предлагается отобрать картинки, в названии которых определенное количество звуков, например, пять. При этом картинки не называются.
  2. Придумать слово на заданный звук, с определенным количеством звуков.
  3. «Узнай названия диких животных по следующим буквам»: лпеорад, егбемто, некугур, оснорог.
  4. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом – мак – кот – топор –рот …
  5. Какие слова можно составить из букв следующих слов: крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка), ствол (стол, вол).
  6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  7. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу). Из названий картинок выделить первый звук. Назвать полученное слово.
  8. Придумать слова к графической схеме.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха. Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости - ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Несомненно, эта необходимость возрастает у детей с нарушением фонематического восприятия. Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь возникновение вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы). Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе. Актуальной является разработка наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа - необходимой ступени к овладению грамотой. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации. Работая на логопункте, я столкнулась с тем, что все существующие программы, например: программа Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной, предназначены для работы в логопедических группах. Я попробовала разработать систему занятий по формированию навыков фонематического анализа и синтеза для работы с детьми в условиях логопункта.

Цель : формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Задачи:

Сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

Развить у них полноценный фонематический слух и, с помощью специальных приёмов, научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

Сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово – из слогов (синтез);

На основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Предназначена для работы с детьми 5-6-ти лет.

Может реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой

Этапы работы:

1. Обследование

2.Проведение занятий

3.Подведение итогов

Цель обследования : выявление состояния фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Методика обследования адаптирована на основе рекомендации авторов:

Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.

Методика исследования включает следующие разделы:

Раздел I . Исследование состояния фонематического анализа.

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.

Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.

Задание № 3. Определение места звука в слове.

а) начало

б) конец

в) начало, середина, конец

Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

Раздел II. Исследование фонематического синтеза

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Для проведения обследования используются задания (см. Приложение№1)

Занятия по формированию навыков фонематического анализа и синтеза можно условно разделить на три этапа:

1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы это геометрические формы красного цвета: А - большой круг, У - маленький кружок, И -горизонтальная полоска, О - вытянутый по вертикали овал, Ы -- нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 2).

2.В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слов СГС (например: лак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые квадраты - мягкие согласные).

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 3).

3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

различать изученные звуки;

знать гласные звуки первого ряда и звук И;

знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные

признаки (твердость - мягкость, звонкость - глухость); о выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

определять линейную последовательность звуков в слове; о определять количество звуков в слове.

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры, определять последовательность слогов в слове и их количество.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

В процессе этих занятий дети учатся понимать термины «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 4).

На последнем этапе проводится повторное обследование, с целью выявить динамику формирования навыков фонематического анализа и синтеза.

Заключение :

К концу срока обучения дети успешно справляются с любыми формами фонематического анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова. Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогащается словарный запас.

Приложение 1.

Задание № 1 . Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Материал - флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.

Логопед предлагает ребенку цепочку слов и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и будь внимательным».

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

Материал - слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.

Логопед - предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).

Задание № 3. Определение места звука в слове.

Материал - слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка и вопросы.

Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.

Задание № 4. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Материал - слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта.

Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.

Приложение 2.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Упражнение «Внимательные ушки»

Выделение звука [б]

а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.

Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

Упражнение «Подними сигнал».

Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.

Приложение 3.

Игра «Чудо-дерево».

Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Игра «Лото».

Логопед раздает детям цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и дает задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

(Апельсин)

Приложение 4.

Упражнение «Послушай и назови».

Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове

Игра «Рыболовы».

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют последний звук в слове.

Игра «Веселый поезд».

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

Игра «Пирамида».

Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

Игра «Угадай-ка».

а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон ; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).


Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.

От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.

Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки методик формирования фонематического восприятия у детей.

Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических этапов, а в законченном сформированном виде является физиологическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются в ходе развития организма в результате его взаимодействия с окружающей средой.

Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как В.К. Орфинская , Н.Х. Швачкин , Р.Е. Левина , В.И. Бельтюков и другие.

В.К. Орфинская , Н.Х. Швачкин , Р.Е. Левина , Д.Б. Эльконин , Л.Е. Журова , Е.Н. Винарская , В.И. Бельтюков , А.Н. Гвоздев выделяют разное количество этапов в становлении детской речи, по-разному называют их, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Но, необходимо сказать, что это деление на периоды условно и вводится только для удобства изучения путей развития детской речи.

Так, например, Е.Н. Винарская выделяет два уровня восприятия речи. Первый уровень - фонетический (сенсомоторный) - различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.

Второй уровень - фонологический (языковой) фонемное распознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.

Такого же мнения придерживается Н.Х. Швачкин . По Н.Х. Швачкину, речь, которую слышит ребенок, представляет собой чрезвычайно сложный по своему звуковому составу, текучий и изменчивый процесс. Перед ребенком стоит сложнейшая задача - выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей.

Ребенок должен проделать весьма сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Основой обобщения может быть только семантика самого языка. Благодаря тому, что общение ребенка опосредствовано словом, он, постепенно овладевая значением слова, начинает обобщать звуки, образуя слово. Через слово ребенок переходит к фонематическому восприятию речи.

Таким образом, Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии детской речи. Речь первого периода - дофонемная, просодическая речь, речь второго периода - фонемная. Автор определил, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Вначале формируется различение гласных, затем согласных

Недоразвитие речедвигательного анализатора затормаживает деятельность речеслухового. Ребенок вначале различает твердые и мягкие согласные, которые артикулируются, а затем те, которые позднее появляются в речи. После этого ребенок усваивает дифференциацию внутри групп согласных от сонорных к шумным. В дальнейшем развитии фонематического восприятия начинают различаться звуки разные по способу образования, прежде всего взрывные и фрикативные. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смычки способствует усилению кинестетических ощущений в процессе артикулирования этих звуков. Затем появляются различение передне- и заднеязычных звуков. Затруднение дифференциации этих согласных объясняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.

На следующей стадии фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных. Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Другой известный ученый - В.И. Бельтюков - также подробно изучал становление фонематических функций в онтогенезе речи. Так, например, он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического слуха и объяснил ее своеобразием чисто моторных трудностей, с которыми сопряжены овладение артикуляцией тех или иных фонем и их дифференцировки в произношении.

В.И. Бельтюков экспериментально доказал, что к концу второго года жизни фонематический слух нормально развивающегося ребенка оказывается уже сформировавшимся.

В.И. Бельтюков указывает, что после стадии лепета раньше всего в детских словах происходит различение сонорных и шумных согласных (мама-папа, тетя-дядя). Он пишет: "Прежде всего, в детской речи дифференцируются звуки, в основе различения которых лежит противопоставление надставных труб: ротовой и носовой" .

Р.Е. Левина отмечает, что раньше всего устанавливается различение фонем, наиболее легких по звучанию, постепенно распространяясь на акустически более близкие звуки. Постепенно ребенок овладевает фонемами, мало отличающимися одна от другой своими акустическими свойствами (звонкие-глухие, шипящие, свистящие, р и л и т. д.). Путь фонетического развития речи завершается только тогда, когда все фонемы данного языка оказываются усвоенными.

Р.Е. Левина выделяла следующие стадии формирования фонематического восприятия:

1 стадия) Полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языкового сознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка.

3 стадия) Этот этап можно охарактеризовать тем, что в восприятии окружающей речи произошли дальнейшие сдвиги. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других.

4 стадия) В четвертой фазе новые образы восприятия получают преобладание в языковом фоне. На этой стадии активная речь ребенка достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.

5 стадия) Пятая стадия знаменуется завершением процесса фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно.

Таким образом, овладение звуковой речью [по Р.Е. Левиной, 20], происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью. Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова. [Д.Б. Эльконин 30].

Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. Поступление ребёнка в школу важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, "чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)". К.Д. Ушинский отмечал, что "сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова". То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Таким образом, на основе изученного теоретического материала мы можем выявить такие особенности фонематического анализа и синтеза у детей 6 - 7 лет:

· Так как большинство видов анализа и синтеза происходит под воздействием обучения, то у детей 6 - 7 лет они могут быть ещё не сформированы;

· Дети достаточно хорошо умеют выполнять более сложные операции фонематического анализа и синтеза на простом фонетическом материале и затрудняются в выполнении простых операций на более сложном материале.

А это значит, что логопедическая работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования этих функций в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова. Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию в плане громкой речи перенос его в умственный план.

Термином "фонематический анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, пред каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Набережных Н.Б.

Март

Развитие фонематического анализа и синтеза

Как видно из исследования школьных работ большинство ошибок дети допускают на пропуск, замену, перестановку букв, слогов в словах. Это связано отчасти с несформированностью фонематического слуха, а также с нарушением таких психических процессов, как внимание, восприятие, память.

Фонематическое восприятие характеризуется как специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Его нарушение ведет к расстройству письма, т.е. дисграфии, на почве языкового анализа и синтеза. На письме это проявляется в виде искажения структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – "дикат", школа – "кола"); пропуски гласных (собака – "сбака", дома – "дма"); перестановки букв (тропа – "прота", окно – "коно"); добавление букв (таскали – "тасакали"); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – "кота", стакан – "ката").

Термином "фонематический анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, пред каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова. Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию в плане громкой речи перенос его в умственный план.

Первоначальная работа проводится с опорой на графическую схему слова и фишки. Затем без опоры.

Примерные задания:

  1. Придумать слова из 3, 4, 5 звуков.
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
  3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки или месту звука в слове.
  4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Письменные работы:

  1. Вставить пропущенные буквы в слова
  2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте.
  3. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков
  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па - (пар), па -- (парк), па --- (паром), па ----(паруса).
  5. Подобрать слова на заданный звук
  6. Преобразовать слова:

А) добавляя звук (рот – крот)

Б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух

В) переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка)

  1. Составить как можно больше слов из одного
  2. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот - ток, сор – рос.
  3. Какой звук убежал? (крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама)
  4. Ребусы, кроссворды, изографы.

Как уже говорилось ранее, нарушение письменной речи тесно связано с психическими процессами. Приведем некоторые приемы активизации внимания, восприятия, памяти, логического мышления.

Игра «Что изменилось?». Заранее обсуждается количество изменений. Упражнение проводится в 4х вариантах:

  1. Что изменилось в классе по сравнению с предыдущим днем?
  2. Что изменилось в расположении предметов?
  3. Порядок расположения предметов меняется. Надо восстановить первоначальный вариант.
  4. Что изменилось в круге? Дети стоят в круге. Водящий отворачивается, дети меняются местами.

Игра «живые картинки»

Ведущий организует участников в любую группу (сюжет или без него). Участники замирают в заданной позе. Водящий в течении 30 сек. Рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится строго оговоренное количество изменений.

Игра «слова – невидимки».

Ведущий пишет на доске (или на стене, или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого – нибудь из детей к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами учащемуся, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается от 2-3 на первых занятиях до 1 раза по мере привыкания. Постепенно увеличивается темп упражнения.

«Синтез слов из звуков» (м – а – ч)

«Корректурная проба».

Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы и старые журналы. В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте (например «а»). В течение следующих 5 минут дети меняются журналами и проверяют ошибки. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на 5 минут, т.е. является тренингом внимания.

«Восстановить пропущенное слово».

Читается ряд из 5-7 слов, но не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля – ящик – рыба – танец – груша. Во втором чтении одно слово пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово.

«Составь предложение».

Детям даются начальные буквы (например: В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения: «Всей семьей ели пирог».

Графический диктант

Синтез слов по цифрам

Упражнение для развития механической зрительной памяти.

Предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске. Время запоминания 20 сек. Затем воспроизвести символы в блокноте по памяти.

Упражнение на развитие зрительной памяти и пространственной ориентировки.

АМИЗ АНСЕВ ГУРД КИНЕЧУ ГЕНС ЫЛУКИНАК

Время запоминания 20 сек.

Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание.

Детям предлагается 7 зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 6740 184ь 434675 9265

а р о у с к л и ы в 624ь 521290 43125

Используя ключ к шифру, зашифровать слова:

КРЫСА, КРОЛИК, РАК, ВОЛ и т.д.

Узнать буквы по фрагментам. Запомнить их. Записать в блокнот. Время запоминания 20 – 30 сек.

Расшифровать и запомнить зашифрованные двузначные числа:

МА ВК ЕИ ОТ СА ПО

Ключ к шифру: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

А м в е к о с и п т


Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

как одно из условий подготовки ребенка к школе.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, это способность воспринимать звуки н ашей речи как смысловые единицы. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Поэтому фонематический слух является важнейшим стимулом формирова-ния нормированного произношения.

В логопедии традиционно принято рассматривать при формировании фонематического слуха следующие процессы:

Фонематическое восприятие,

Фонематические представления,

Фонематический анализ,

Фонематический синтез.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематические представления - сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука.

Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой сторо-ной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с ФФН не овладевают грамотным чтением и письмом. К пяти годам практически завершается процесс фонематического развития, Ребенок не только слышит, но и правильно произносит практически все звуки родного языка. Однако осознание звуковой стороны слова наступает к 6-7 годам с усвоением письменной формы речи. На этом этапе основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза. Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением. Если проанализировать чем может быть обусловлена артикуляторно- акустическая дисграфии, главной причиной является нарушение фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам) . Нарушения фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. Несформированность фонематического слуха встречается и при правильном произнесении звуков. Дети с фонематическим недоразвитием (при относительно сохранном звукопроизношении) чаще всего не получают специальной коррекционной помощи в дошкольных учреждениях. К сожалению, симптомы нарушений фонематического слуха диагностируются только в школе, составляя основной контингент логопедического пункта.

Недоразвитие фонематических процессов встречается и при ФФН, и при ОНР, и как самостоятельное нарушение речи. Таким образом, необходима целенаправленная работа для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи. Одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи является преодоление нарушений фонематического слуха.

Основными задачами развития фонематических процессов являются :

Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;

Выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

Формирование фонематических представлений;

Формирование фонематического анализа и синтеза;

Развитие навыков самоконтроля произношения звуков.

Этапы развитие фонематического восприятия (развитие узнавания и дифференциации фонем на слух).

1.Различение правильного и неправильного звучания слова. «Правильно ли я сказала?» (прослушать слово, произнесенное правильно или с, намеренно сделанными, ошибками.)

2. Различение слов, похожих по звучанию («мак –рак», «бочка –точка».

3. Различение слов-паронимов (показать, где крыша, а где крыса…)

4. Выделение звука из ряда заданных звуков и слогов. Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь сло г со звуком « Ш ».

5. Выделение звука из ряда заданных слов. Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком « Ш ».

6. Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.

Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком « Ш ».

Фонематический анализ :

Определение места звука в слове: «Где находится звук «Ш» в слове «шуба»: в начале, середине или конце слова?»;

Определение положения звука по отношению к другим звукам: «Определите положение каждого звука в слове «шар» по отношению к другим звукам»;

Определение предыдущего и последующего звуков определенному звуку в слове;

Определение последовательности звуков в слове (называние звуков в порядке их следования в слове, например, « ш-а-р»;

Определение порядка следования звуков в слове который по счету звук « ш » в слове « мышка »?

Фонематический синтез :

Составить слово из предложенных звуков (К, О, Т).

Составить слово из звуков в свободной последовательности. А,М, К -какое слово получилось?

Определить количество звуков в слове (ДОМ – 3 звука).

Фонематические представления (обобщения).

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Фонематические представления формируются у детей постепенно: сначала на основе развитого фонематического восприятия, а затем на основе развитых фонематического анализа и синтеза.

Можно использовать самые разнообразные приемы по формированию фонематического восприятия:

Отбор картинок в названии которых имеется заданный звук;

Раскладывание картинок на 2 группы в зависимости от имеющихся звуков;

Придумывание слов, включающих заданный звук;

Выделение «лишнего» звука в ряду звуков ;

Какое слово получится, если заменить звук на оппозиционный;

Определение неправильностей в стихах;

Выбор нужного слова с опорой на содержание;

Разгадывание ребусов;

Отгадывание слов путем подстановки пропущенного звука;

Какого звука не хватает в слове – игра доскажи словечко и др.

Таким образом, необходима целенаправленная продолжительная работа по формированию фонематических процессов для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи.

Выступление на м/о 10.02.2017г. учителя-логопеда

МБОУ «Нижнегорская школа лицей №1»

Беляевой Л.Г.

Поделиться: