Роль устаревших слов в современном мире. Словарь устаревших слов

», причинами устаревания слов,

2. Помочь определить роль устаревших слов в речи,

3. Научить пользоваться словарями, извлекать из них необходимую информацию,

4. Воспитывать интерес к слову, его истории.

Оборудование

Иллюстрации вышедших из употребления предметов, толковые словари С. Ожегова, В. Даля, проектор.

Ход урока

1. Оргмомент.

Задание для учащихся:

Прочтите в "Школьном толковом словаре " словарную статью о слове лапоть, а указанный ученик найдет эту статью в "Толковом словаре русского языка " (Ученик найдёт подробное описание этого слова, а ребята не найдут. Обсуждение ситуации.

Как понимаете выражение: "Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие»?

2. Работа с текстом.

(Воспринимается на слух - учитель читает)

Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба-яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.

Задание: найти устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объяснить значение устаревших слов по толковому словарю. Объяснить графически орфограммы.

3. Объяснение нового материала

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Отмирание слова вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, то слово постепенно забывается.

Среди предметов, изображённых на фотографиях найдите те, которыми мы уже не пользуемся, а, следовательно, и их названия не употребляем в речи. (Ученики называют прялка, веретено , рушник и т. д.)

Почему устаревают слова? (Ученики высказывают своё мнение, а учитель в конце подводит итог).

Во-первых, из жизни уходят называемые словом предметы, явления действительности.

Но есть и другая причина устаревания слов. Найдите в словаре слово кушак. (Читают словарную статью).

Пользуемся мы сейчас этим предметом? А словом?

То есть место слова кушак заняло другое слово - пояс – с тем же значением. Итак, многие слова перестали употребляться, потому что они были вытеснены новым словом –синонимом. Слова, которые устаревают потому, что исчезли обозначаемые ими предметы, называются историзмами. Слова, которые устаревают потому, что их сменили синонимы, называются архаизмами. (Эти определения записывают на доске и в тетради).

4. Закрепление изученного.

1) Распределите в 2 столбика историзмы и архаизмы. Это задание выполняется в группах. Учащиеся работают со словарями.

7. Рефлексия.

Какова была тема нашего разговора на уроке?

Какие вопросы мы поставили перед собой?

На какие вопросы мы сумели ответить на этом уроке?

Какие вопросы остались открытыми? Почему?

Домашнее задание.

§42 рассказать об устаревших словах, упр. 336 (задания 1 (устаревшие слова и их толкования выписать в тетрадь),2). Ответить на вопрос. От каких старинных слов ведут происхождение слова: НАПЕРСНИК, ТУЧНЫЙ, ВАЖНЫЙ, ПЕРСТЕНЬ, НАПЕРСТОК, ПЕРЧАТКА, ЧЁЛКА, УСТНЫЙ? Каким словарём вы воспользовались? (Название, автор.)

Также архаизмами называются устаревшие слова - старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они тогда нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Роль однородных членов в речи.

Однородные члены - ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание.

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.

В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация - расположенные по мере возрастания синонимы.

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?

Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).

Неоднородные определения относятся к определяемому слову по – разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).

Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.

Разряды и функции частиц в русском языке.

Частица – служебная часть речи , которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Роль цитат в речи.

Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)

Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство

Роль средств выразительности в речи.

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.

Так, например, эпитеты – красочные определения - делают речь яркой и выразительной.

Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.

Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют)

Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.

Роль вводных слов и предложений.

Вводные слова – специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность.

С их помощью можно передавать различные чувства.

А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.

В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи

Зачем нужны запятые ?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Зачем нужна пунктуация?

Пунктуация – важный раздел языкознания , который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

Зачем нужна орфография ?

Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …

Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

Разряды и функции частиц в русском языке

Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).

Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).

Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).

Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

. Роль антонимов в речи

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

В тексте В. Пескова они есть: "хорошие и плохие" люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "…сказка заставляет…тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову "радоваться" будет слово "грустить", но в тексте В. Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.

Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

Зачем надо изучать морфологию ?

Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.

Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то "ь" на конце пишется (дочь, роскошь и т. д.), а если это, допустим, краткое прилагательное, то "ь" не пишется (могуч, дремуч). Или существительное "ожог" пишется с гласной "о" после шипящей в корне, а глагол "ожёг" – с гласной "ё".

Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т. д.), на письме всегда выделяется запятыми.

Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени Михаила Васильевича Ломоносова»


на тему: «Архаизмы»


Ученик Мицук М.Р.

Группа физ-мат

Преподаватель Воронина Н.Б.


Брянск, 2013г.

Введение


Архаизмы (от латинизированного др.-греч. ??????? - «древний») - это слова, словосочетания, некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, обозначающие предметы, явления, действия, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новыми, но имеющие синонимы в современной речи. Не стоит путать архаизмы с историзмами. Историзмы - это слова или устойчивые словосочетания, обозначающие названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, полностью вышедшие из обращения, и не имеющие аналогов в русском языке. Архаизмы, в отличие от историзмов, это устаревшие названия, употребляемых в современной жизни предметов, а историзмы - названия устаревших предметов или явлений. Архаизмы еще называют «пережитком» старины. В русском языке много архаизмов, но употребляют их в разговорной речи довольно редко. С точки зрения жизни, архаизмы - это то, что утратило свое значение или поменяло смысл. Архаизмы непосредственно связаны с традициями: архаичным является все, что традиция отказывается удерживать. Вместе с тем традиция не остается постоянной, и ее изменение способно сделать из архаизма вполне естественные значения.


Глава 1. Почему появились архаизмы?


Главная причина появления архаизмов - развитие языка: на смену одним словам приходят другие, наполняясь новым, более современным, смыслом. Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается. Одни слова живут на протяжении веков, другие - отмирают, не успев родиться, или находят себе другое применение, другой смысл существования. Язык - живой организм, он сам регулирует набор слов, нужный данному поколению в данное время. Искусственно изменить набор слов языка не возможно.


Глава 2. Виды архаизмов


В русском языке различают 2 группы архаизмов. Они похожи тем, что уже вышли из повседневного общения, но продолжают оставаться в самом языке в той или иной форме. Группа лексических и грамматических архаизмов.

·Лексические архаизмы - это устаревшие слова, полностью изменившие свою структуру, но имеющие соответствующий синоним в современной речи. Лексические архаизмы, в свою очередь, делятся на 3 подгруппы:

Семантические архаизмы - это слова, сохранившиеся в современном языке, но употребляемые в устаревшем значении (живот - в значении «жизнь»; позор - в значении «зрелище»; сущий - в значении «существующий»).

Лексико-фонетические архаизмы - это слова, сохранившие свое значение, но имеющие другое произношение вместо устаревшего (глад - голод;

пиит - поэт; зерцало - зеркало).

Лексико-словообразовательные архаизмы - это слова, сохранившие свое значение, но имеющие другое строение слова вместо устаревшего (действо - бедствие; ответствовать - отвечать; пастырь - пастух).

·Грамматические архаизмы - это слова, не входящие в систему современного языка, а сохранившиеся только в определенных устойчивых выражениях. Рассмотрим это на примере выражения «притча во языцех». Форма «языцех» не объяснима с точки зрения современных типов склонения. Это застывшая форма слова «язык» или «языках», сохранившаяся благодаря устойчивости самого выражения. Невозможность ее замены соответствующей современной формой определяется специфическим значением всего словосочетания, семантической архаичностью входящих в него слов.


Глава 3. Зачем нужны архаизмы?


Архаизмы появляются очень стремительно, слова находят себе новые значения…а нужно ли это? Есть ли смысл от слов, которыми почти никто не пользуется в своей речи? Может быть, они просто «загрязняют» современный лексический словарь? На самом деле, у архаизмов важная роль в русском языке.


Функция архаизмовПримеры1. Использование архаизмов помогает передать эпоху определенного исторического периода в художественных произведениях. Чтобы знать историю, нужно знать и слова того времени.Одним из примеров, использования архаизмов, является строка из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли….». В данном случае, у слова «виждь» есть синоним в современной речи - «смотри», а слово «внемли» означает «слушай».2. Архаизмы обогащают нашу речь, они делают ее ярче. Ведь эти слова передавались многими людьми из поколения в поколение. До сих пор используется много поговорок с использованием архаизмов, несущих в себе поучительный смысл.«Беречь как зеницу ока» - это выражение является фразеологизмом, но в его основе задействованы архаизмы «зеница» и «око». Если переводить эту фразу на современный русский язык, то она будет звучать так: «Беречь как зрачок глаза». Не трудно догадаться, что «зеница» = зрачок, а «око» = глаз.

Также, огромное количество людей, особенно проживших уже долгую жизнь, используют в своей речи устаревшие слова, сами не подозревая об этом. То, что мы сейчас называем архаизмами, для них самые обычные слова. Эти люди используют архаизмы по привычке, для них они незаменимы. 3 стр.

архаизм слово устаревший


Завершение


Многие находят архаизмы в литературе и понимают, что в современной речи их использовать вполне уместно. Тем не менее, чаще всего архаизмы приобретают статус окончательного вымирания. Я думаю, что язык должен идти естественным путем, и архаизмы возрождать не стоит. Стоит отдавать дань традициям, но жить прошлым не позволительно, нужно искать новые пути развития. Это относится и к языку и к речи людей. Я считаю, что через несколько десятков лет, слова, которыми мы пользуемся сейчас, тоже станут архаизмами, для людей следующих поколений.


Примечание


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик. Автор многих произведений, ценящихся во всем мире.


Использованная литература


1.Википедия - свободная интернет-энциклопедия.

БСЭ (Большая Советская Энциклопедия) - 3-е издание, произведение в 30 томах, 1970 года.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова (1900-1964) - 22-е издание.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Русский язык, это своеобразный живой организм, постоянно меняющийся и приобретающий новые формы. В разные исторические эпохи он звучал по-разному и, дошедший до наших дней лексикон, сильно изменился. Тексты Древнерусских летописей, например, сегодня обычному обывателю понять невозможно . слов меняются, хоть и не так заметно. Новые понятия постоянно проникают в язык из-за границы, благодаря открытиям науки и техники, тем самым обогащая его. Некоторые понятия становятся ненужными и утрачиваются, другие живут очень долго.

Активная лексика – словарный запас, используемый в повседневной жизни. Пассивная лексика — слова, покидающие нас и забытые. К пассивной лексике относятся: , историзм. Неологизмы — это новые понятия термины и понятия, относящиеся к активной лексике.

Историзмы и архаизмы — это важные средства художественной выразительности.

Вконтакте

Архаизмы

Архаизмы бывают :

  1. Лексические – самая многочисленная группа. Примеры: льзя – можно, зело-очень, чело – лоб, перст — палец.
  2. Словообразовательные – отдельно устаревший словообразовательный элемент, обычно – суффикс. Примеры: ресторация, содейство, азиатцы, кофей.
  3. Фонетические — несколько видоизменились по звучанию. Примеры: солодкий, ворог, гишпанский, галстух, снурок, нумер.
  4. Семантические – потерявшие свой первоначальный смысл. Примеры: позор-раньше это слово значило «зрелище»; мечта – мысль.
  5. Грамматические – изменили род. Рояль, лебедь – были женского рода.

Историзмы

Историзмы — слова, которые обозначают исчезнувшие :

  • одежду и обувь (зипун, армяк, черевики);
  • предметы быта (светец — подставка под лучину);
  • средства вооружения (пищаль, секира);
  • административные единицы (уезд, волость);
  • лица и должности (урядник, городовой);
  • военные звания (сотник, ратник, кирасир);
  • единицы измерения (алтын, грош);
  • исторические явления (оброк, барщина).

Нужно отметить общественную терминологию советской эпохи, которая очень быстро вышла из употребления (будёновка, ревком). В словаре Ушакова они обозначены двойной пометой «нов.», «истор.».

В чём разница понятий

Архаизмами называются предметы или понятия, которое существует в нашей жизни, поэтому легко заменяются синонимами. Например: у Пушкина: «Шуми, шуми, послушное ветрило (парус)».

Историзмы — это слова, обозначающие то, чего уже нет. Поэтому у них синонимов нет. Например: городовой — нижний чин полиции царской России. Городовые в Москве носили чёрную форму, в других городах – зелёную.

На головном уборе крепилась металлическая бляха с личным номером и герб (губернский или городской). У Чехова читаем: «По площади шагает надзиратель Очумелов, за ним — рыжий городовой с решетом, заполненным доверху конфискованным крыжовником.»

Важно! Архаизмы, в отличие от историзмов, в современном языке имеют синонимы.

Слова и их значение выходят из употребления по разным причинам. Бывает, они возвращаются в оборот через длительное время, изменяя своё первоначальное значение. После революции вернулись: солдат, лейтенант и др. В пятидесятые годы – министр, министерство. Для сбора информации, учёными создаются словари вышедших с употребления слов, в частности, толковый словарь.

Архаизмы отличаются от историзмов, ещё тем, что в них можно выделить степени устаревания :

  1. Слова, которые исчезли из языка и не встречаются даже в составе производных слов. Например: котора – ссора, просинец – февраль, рака – могила.
  2. Не употребляются самостоятельно, но присутствуют в корне. Это: руг – насмешка, говядо – скот, худог – искусный.
  3. Сохранились лишь во . Кол – маленький земельный участок (ни кола, ни…), сокол – орудие для разрушения стен (гол, как…), зга – путь (ни зги не видно).

Эти понятия выпали из общего употребления и не используются. Они рассказывают нам об отдалённых временах развития языка, о том, что давно прошло.

Итак, сделаем вывод: слова выходят из частого употребления , переходят в пассивное, и даже исчезают вовсе. Если они были заменены более удобными по звучанию и сохранили свое значение – это архаизмы. Если выражения стали не нужны, если исчезли сами понятия – это историзмы. Архаизмы отличаются от историзмов по значению.

Роль забытых понятий в литературе

Выражения воссоздают колорит исторического периода в повествованиях военной тематики.

Забытые слова рассказывают нам о прошлом, помогают читателю прочувствовать дух времени. В литературе можно натолкнуться на устаревшую лексику двух пластов. Пушкин в «Капитанской дочке», в целях создания колорита старины, намеренно вводит в текст забытые слова из 18 века: капрал, душегрейка.

Во время написания повести, в начале следующего века, автор употребляет обычную, в тот исторический период, лексику: ямщик, секундант. К нашему времени они уже устарели.

Создают торжественность стиля в поэзии.

Устаревшие слова (обычно, архаизмы) придают речи высокое поэтическое звучание . В стихах Блока читаем: «безумна младость», у Есенина замечаем: «лёгким взмахом перста», «хочу быть отроком».

Успешно реализуют идейные замыслы автора, в стихах создают ритм и хорошую рифмовку. Прошлое любил поэтизировать Лермонтов. Его «Песня про купца Калашникова» — единственная в своём роде стилизация фольклора большой эпической формы. Чтобы максимально приблизить читателя, описать события глубокой старины, автор использовал большое количество историзмов: опричник, место лобное, чарка, сажень.

Подчёркивают комические и сатирические моменты

Мастер насмешки Салтыков-Щедрин умело использовал архаизмы для создания иронических ситуаций и высмеивания человеческих пороков. Выбирая высокоторжественные термины и включая их в общеупотребительный контекст, автор добивался юмористического эффекта («История одного города»).

Примеры слов и выражений часто встречаются в исторических романах и художественных произведениях.

Культурная ценность старинной лексики

Употребление архаизмов и историзмов расширяет представление о русской культуре и истории. Образование формирует полноценного человека, разностороннюю личность, который знакомиться с миром при помощи языков.

Человек широкомыслящий, духовно и нравственно крепкий, эстетически воспитанный, уважает и любит истинные ценности, представленные в литературе. Великий, могучий русский язык отражает подлинно человеческое отношение к миру.

Знания на основе краеведческой тематики носителей языка пригодятся студентам — иностранцам, изучающим русский язык.

Чем отличаются историзмы и архаизмы?

Устаревшие слова — архаизмы

Язык никогда не стоит на месте. Он, как живой организм, подчиняется законам неустанного развития. Какие-то пласты его значительно видоизменяются, какие-то вытесняются новыми. Безусловно, влияет на этот процесс и развитие общества (изменение социального строя, иерархии), и прогресс в науке и технике.

Не случайно в связи с развитием Интернета и компьютеризацией наблюдается и поступление в язык огромного количества новых слов - неологизмов, иногда варваризмов (то есть лексем, не освоенных еще в полной мере, часто отличающихся иноязычным написанием). Тогда как устаревшие слова и понятия уходят в прошлое. Но они не исчезают полностью, потому что этот процесс медленный. И пока живут люди, знающие, что обозначает, скажем, слово "комсомол" или "рабфак", или художественные произведения, в которых используются устаревшие слова (часто требующие пояснений для современного читателя в виде комментариев, сносок, дополнений), совсем они не умрут. Уходящие в прошлое лексемы принято подразделять на архаизмы и историзмы. Последние - это слова, обозначающие устаревшие явления и понятия, вещи.

К примеру, "армяк", "кафтан", "тарантас", "приказчик" - нет сегодня уже такого вида одежды, транспортного средства, должности. Нет крепостных и бояр. Следовательно, это историзмы. Но что тогда такое архаизм? Это вышедшее из употребления слово, которое обозначает существующее явление, понятие, предмет. "Ланиты" - то же самое, что щеки, "персты" - пальцы, "выя" - шея. Но мы так не говорим. Чтобы лучше понять, и какова его роль в языке и литературе, проанализируем, какие бывают его виды.

Для ряда слов не изменилось ни значение, ни написание, но произносятся они в современной речи иначе. К примеру, "музыка", "символ". Ведь в 19 веке ударение ставилось не там, где сейчас: говорили "музЫка", "симвОл". устаревшие слова. А что такое архаизм семантический? Это слово, у которого устарело одно или несколько значений. К примеру, "не щадя живота своего". Речь ведь не идет о конкретной части тела. Когда-то это слово обозначало "жизнь".

Или "негодяй" - когда-то это слово не было проклятием, ругательством, а указывало на человека, непригодного к военной службе. То есть слово осталось, но употребляется оно теперь совсем в другом контексте, с другим смыслом.

Что такое архаизм лексический или лексико-словообразовательный? К примеру, кто такой "тать" во фразеологизме "аки тать в нощи"? Когда-то это слово обозначало "вор", сейчас же употребляется только в составе этой идиомы, и то крайне редко. Воры существуют, но лексема устарела. А вот, к примеру, "дружество" вместо "дружба", "рыбарь" вместо "рыбак" вполне понятны нам, так как изменились только суффиксы. Это лексико-словообразовательные архаизмы русские. Мы понимаем, что "дол" - это "долина", "вопрошать" - "спросить", но вот к таким словам, как "яство" (блюда, еда) или "намедни" (накануне) уже нужны комментарии. Тем не менее архаизмы, устаревшие слова (в том числе историзмы), помогают писателю воссоздать колорит эпохи. Таким образом, они играют стилистическую роль, особенно если употребляются в речи или произведениях современников. Часто понять, что такое архаизм, помогают и названия (к примеру, программа "Намедни" или часто использующееся в последнее время в названиях слово "усадьба"), и фразеологизмы, в которых присутствуют устаревшие элементы - от "пядь" - мера длины). Чтобы понять значение такого названия или идиомы, нам необходимо обратиться к специальному словарю (например, устаревших слов и выражений).

Поделиться: