Суффикс может быть не обозначен буквами. Суффиксы
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
друг, друж-ок , рам-оч-к (а).
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.
Например,
- суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
- суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .
Суффиксы –ть
(-ти
), -л-
не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
: пойд(ем)-те,
поед(ем)-те
.
Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :
причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .
Возвратные суффиксы -ся, -сь
входят в основу слова и часто стоят после
:
Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь
Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.
Напомню, что:
- словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
- словообразование - это образование новых слов.
Словообразовательные суффиксы
С помощью словообразовательных суффиксов
образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-
:
лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.
Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :
сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.
Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи
.
Например, суффикс -ник
-, —от
— . —ок
— (гриб-ник, крас-от
(а), друж-ок
) служат для образования только существительных; -ск-
(флот-ск
(ий)
) — для образования только прилагательных; —ыва
-,-ива
— (обдум-ыва
-ть
) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:
Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:
- от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
- от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
- от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .
Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:
- суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
- увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
- суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
- для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
- для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
- выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .
Суффиксы (и
) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс —тель
в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель
),
суффикс —от
— — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а)
);
суффикс —ск
— — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий)
).
Суффикс может быть не обозначен буквами.
Суффикс или часть суффикса может быть скрытой
, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ
буквы Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:
врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].
Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :
- Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
- Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
- Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
- Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород-н (ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
- Вывод: стар-ин-н (ый) .
Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.
Более подробно см. Выделение суффикса в слове.
Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.
Суффиксы | Их работа | |
Образуют существительные | ||
-к- -ик- -ек- -ок- -еньк- -оньк- -ечк- -очк- -ушк- -юшк- |
рыба — рыбк
а ключ — ключик замок — замочек друг — дружок рука- рученьк а лиса- лисоньк а Ваня – Ванечк а игла – иголочк а дед – дедушк а поле — полюшк о |
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок |
-ник- -чик- -щик- -тель- -ниц- -к- |
лес — лесник
возить — возчик барабан — барабанщик учить — учитель учить — учительниц а радист — радистк а |
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий |
Образуют прилагательные | ||
-ист- -ск- -ов- -ев- -н- |
скала — скалист
ый город — городск ой горох - горохов ый шаль — шалев ый лето — летн ий |
|
Образуют глаголы | ||
-а- -и- -е- -ова-(-ёва-) -ива-(-ыва-) |
звук – звуча
ть рана –рани ть белый – беле ть зима – зимова ть кольцо — кольцева ть укачать — укачива ть открыть -открыва ть |
|
-ся-(-сь-) | учить — учиться —
учусь
лечить — лечиться — лечусь |
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова. |
Формообразующие суффиксы | ||
-ть- -ти- |
читать
нести |
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова. |
-л- | читаю – читал
; говорю — говорил |
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова. |
У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.
Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .
Тема: Что такое суффикс. Как найти суффикс в слове?Цель:
познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова;
развивать связную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность, обогатить словарный запас;
воспитывать трудолюбие.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник
Литература:
Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 159 с., л. ил. : ил. – (Школа России).
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
Васильева Н. Ю., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 480 с. – (В помощь школьному учителю)
Ход урока
Организация начала урока
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
Сообщение темы и задач урока
Физкультминутка
Итог урока
Сообщение домашнего задания
Содержание урока
Организация начала урока
Добрый день, меня зовут __________________ и сегодня урок русского языка, проведу у вас я.
Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.
У вас на партах лежит: учебник, тетрадь, дневник и пенал. Всё лишнее уберите.
Проверка домашнего задания
Вам дома нужно было списать текст, вставить пропущенные буквы и найти глаголы с приставками
Прочитай, как ты выполнил это упражнение.
Вы шел звёздной ноч ь ю ослик. У видел в небе мес я ц. У д и вился : «А где же половинка?» По шел искать. В кусты за гл я нул , под лопухами по шарил . На шел её в саду в мален ь кой лужице. По см о трел и тронул ножкой – живая.
Актуализация опорных знаний
3.1. Минутка каллиграфии
На уроках русского языка мы учимся не только правильно говорить, но и красиво писать. Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату.
Запишите в тетради такие соединения букв ИЛ, АТ, КАОК.
Какое соединение в первом случае? (нижнее)
Какое соединение во втором случае? (верхнее)
Какое соединение в третьем случае? (среднее)
Посмотрите на доску, вам нужно списать слово, вставить пропущенную букву, выделить корень и придумать 2 однокоренных слова с приставками:
К а тился – скатился, укатился, перекатился
Вам нужно переписать предложение, вставить в нем пропущенные буквы, выделить главные члены предложения и охарактеризовать это предложение:
Митя накатался на саночках с л…дяной г…ры и на к…ньках по з…мерзшей р…ке.
Правильно, это предложение повествовательное, простое, распространенное.
Мотивация учебной деятельности
Спишите слова. Выделите в них корень.
столик, пенек, летчик.
Назовите окончания (нулевые окончания)
Объясните лексическое значение каждого слова.
Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
Подумайте и скажите, как называется часть слова, которая стоит после корня.
Эта часть слова называется суффикс.
Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с суффиксом и для этого нам нужно ответить на первый вопрос, что же такое суффикс.
Первичное восприятие и осознание нового материала
6.1 Работа по учебнику с. 89 упр. 165
Прочитайте группы слов. Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?
С помощью, какой части слова образованы новые слова?
Спишите первые два столбика. Выделите в словах все части слова.
Проверяем. Читаем цепочкой. Начинай, читай слово, и называй какие части в нем нужно выделить.
Прочитайте, молча правило. Что такое суффикс?
Для чего служит суффикс?
Закрепление и осознание изученного материала
7.1. Работа над однокоренными словами
Прочитайте. Найдите однокоренное слово из скобок к данному слову и выделите в нем суффикс.
страус (страусы, страусенок ), фокус ( фокусник, фокусы), осень (осина, осенний ), ёж (ежи, ежонок ), пятно (пятна, пятнышко ), снег ( снежок , снегирь), калина (калины, калинка )
Прочитайте ниже сведения о языке.
Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс? Приведите примеры.
7.1. Работа над шарадами
Ребята сейчас я вам предлагаю внимательно послушать текст и сказать, что же это такое:
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и журнале (Оценка)
Корень – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс мой в слове дневник.
Целым же – в космос проник. (Спутник)
7.2. Работа в парах
Прочитайте слова.
Домик, пригород, березка, рыбак, переход, отлёт.
Разделите их на две группы. (домик, березка, рыбак; переход, отлет, пригород)
По какому признаку вы разделили слова? (в первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй – с помощью приставок)
Что такое приставка? (значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)
Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое суффикс?
Как найти суффикс?
Сообщение домашнего задания
Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 90 упр. 167. В нем вам нужно будет прочитать стихотворение, переписать его, выделить в именах существительных суффиксы –к-, -ишк-, объяснить написание выделенных орфограмм.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых (или часто обозначается). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Это доказывает правильность выделения морфемы. Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре. Образует глаголы с возвратным значение.
Смотреть что такое «Основные суффиксы русского языка» в других словарях:
В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску: уменьшительную, ласкательную, преувеличительную. С помощью таких слов автор (герой, рассказчик) выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству, признаку. Суффикс - У этого термина существуют и другие значения, см. Суффикс (значения). Заимствованные слова в русском языке - Заимствования иностранных слов один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества.
Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться.
Суффикс -адь- образует существительные со значением женщины или жены: попадья. При помощи того же суффикса могут быть образованы слова и от прилагательных: крепыш. Аффиксальные морфы, выступающие только между двумя простыми основами в составе сложной основы, называются интерфиксальными (соединительными).
Словообразовательные
Не могли бы вы пояснить мне: как определить, один суффикс в слове или несколько? Приехали. Выходит, про каждое слово нужно отдельно в словаре узнавать, к примеру, суффикс там -овник- или суффиксы -ов- и -ник-. И так с остальными словами. Но тут уж надо понимать принципы словообразования. А почему тема в ГРАММАТИКЕ, а не в СЛОВООБРАЗОВАНИИ, кстати? В общем, есть морфема…
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель. 5. Суффиксы занимают положение после корня перед окончанием (если оно имеется у слова).
Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Суффикс этот - нулевой: бегØ, синьØ, тишьØ (помимо этого, следует отметить попутно, у них ещё и нулевое окончание). 1 В данном случае речь идёт только о суффиксальном способе образования слов и его разновидности - нулевой суффиксации. Словообразовательно-морфемный словарь русского языка Галиуллина К.Р. (представлены словообразовательные гнёзда и деление слова на морфемы). В каких словах в современном русском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?
Например: смен-щик, учи-тель, лет-чик, забот-лив-ый. 3) –тель– служит для образования отглогольных им. сущ-ых. Некоторые суффиксы служат не только для создания новых слов, но и необходимы для стилистической их окраски.
Это легко сделать, если подобрать однокоренные слова. Можно взять слово «традиция», которое является мотивирующим для данного прилагательного. В слове «традиция» окончание –я, если быть точнее, -ja, остальное – корень, значит, и в искомом слове нужно выделить корень «традици-». Суффикс представляет собой такую часть слова, с помощью которой можно пополнить словарный запас языка и расширить его многообразие. Разбор слова по частям изучает морфемика. На диктантах, изложениях и экзаменах довольно часто присутствует задание на разбор слова. Ничего сложного в разборе слова нет, главное уяснить основные правила разбора и выучить морфемы.
Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВРазобрать слово по составу - значит сделать его
морфемный анализ
, или указать, из каких морфем слово состоит.
Морфема
- минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:
Корень
главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.
В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня:
гриб
,
метро
,
пер
о
,
остров
,
погод
а
.
Также, есть слова состоящие из двух корней:
тепл
о
ход
,
вод
о
пад
,
сам
о
вар
.
Из трех корней:
вод
о
гряз
е
леч
ебница.
Из четырех корней:
электр
о
свет
о
вод
о
леч
ение.
Суффикс
значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.
В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик - суффиксы - ов - и - ик - .
Приставка
это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.
Окончание
это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.
Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.
Например, в слове поездка .
Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно - изменяемая часть - а . Обведем её рамочкой, это окончание .
Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово - по езд , пере езд . Сравнивая эти слова - видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень .
Затем найдем приставку , для этого надо опять подобрать однокоренные слова - по езд , под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае - это часть слова по .
И наконец, найдем суффикс , который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае - это часть слова к .
У нас получилось:
Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:
суффикс |
пример |
к |
леп к а, лап к а |
ик |
луч ик , пакет ик |
ок |
волос ок , снеж ок |
чик |
лет чик , кузне чик |
щик |
гон щик , бан щик |
ник |
меха ник , двор ник |
ек |
платоч ек , веноч ек |
ёк |
кул ёк , парен ёк |
ишк |
дом ишк о, пальт ишк о |
ышк |
пятн ышк о, пер ышк о |
ушк |
весн ушк и, баб ушк а |
юшк |
гор юшк о, пол юшк о |
очк |
ламп очк а, дуд очк а |
ечк |
сит ечк о, сем ечк а |
оньк |
ябл оньк а, дев оньк а |
еньк |
руч еньк а, нож еньк а |
ищ |
изб ищ а, руч ищ а |
тель |
учи тель , строи тель |
ист |
такс ист , программ ист |
онок |
зайч онок , волч онок |
ёнок |
лис ёнок , тигр ёнок |
ат |
галч ат а, волч ат а |
ят |
лис ят а, тигр ят а |
Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:
суффикс |
пример |
н |
суббот н ий, извест н ый |
ов |
образц ов ый, холщ ов ый |
ев |
кольц ев ой, ежедн ев ный |
оват |
бедн оват ый, мал оват ый |
еват |
молодц еват ый, син еват ый |
оньк |
мах оньк ий, лёг оньк ий |
еньк |
сер еньк ий, бел еньк ий |
ск |
белорус ск ий, монголь ск ий |
лив |
счаст лив ый, хваст лив ый |
чат |
дыр чат ый, дым чат ый |
Суффиксы у глаголов:
суффикс |
пример |
а |
прыг а ть, дрыг а ть |
я |
се я ть, ве я ть |
е |
тверд е ть, гляд е ть |
и |
глад и ть, езд и ть |
о |
мол о ть, кол о ть |
л |
прыгну л а, сея л и |
Образцы разбора слов:
пришкольный
1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольн ому , пришкольным. Окончание ый .
2. Находим корень: пришкольный - школ а, школь ник. Корень школь
3. Ищем суффикс: холод н ый, молодеж н ый - прил. Суффикс в слове пришколь н ый - н .
4. Теперь приставка: при усадебный, при морский. То есть приставка при .
подосиновики
1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновик ам , подосиновик ов . Окончание и .
2. Корень: подосиновик - осин а, осин ник. Корень осин .
3. Суффикс: орех ов ый, осин ов ый, - ов -. И суффикс - ик -: подберезов ик , мохов ик .
4. Приставка: под одеяльник, под березовик. Приставка под .
1. Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый - доброт а (суффикс -от - словообразовательный), добрее , добрейш ий (суффикс -ее - формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш - формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь , например: Поволжь [ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ]е [зъΛн’э́жjь].
2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить - учитель , учительств о, учительск ий.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;
Быстрее , быстрей , дороже , старше , глубочайш ий, мудрейш ий.
суффикс прошедшего времени глагола -л ;
Пришёл , узнал .
суффикс повелительного наклонения глагола -и ;
Бери , веди .
некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;
Ср.: гражданин (ед.ч.) - граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) - друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -j- - [друз’j а́]); сын (ед.ч.) - сыновь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -овj - [сынΛв’j а́]); утён ок (ед.ч.) - утят а (мн.ч.).
некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.
Ср.: мать - (нет) матер и , время - (нет) времен и.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) - -ть, -ти, -чь (бежать , везти , беречь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие - как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь ) как окончание (!).
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ ий, читаем ый, прочитавш ий, прочитанн ый ) и деепричастий (читая , прочитав ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других - как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж-к -а - книж-ек ; скольз-к -ий - скольз-ок , смеш-н -ой - смеш-он , стар-ец - стар-ц -а, блюд-ц -е - блюд-ец .
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к /ч , ова /уj ).
Ср.: книж-к -а - книж-еч -к-а, ком-ок - ком-оч -ек, пир-ова -ть - пир-уj -ю.
4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
- Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка
.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а ) выделяется корень Саш- (Саш-а ) и суффикс -еньк (а ): «Сашенька - уменьшительно-ласкательное к Саш а ».
В слове вишенка (вишен-к-а ) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я ) и суффикс -к (а ): «Вишенка - маленькая вишн я ».
В слове горошинка (горош-ин-к-а ) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х /ш (горох ) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а ): «Горошина - единичная составляющая гороха» ; суффикс -к (а ): «Горошинка - маленькая горош ина ».
- Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный
и сознательный
.
В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый ) выделяется корень мечт- (мечт-а ) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть ): «Мечтать - предаваться мечт ам »; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель ): «Мечтатель - тот, кто любит мечт ать »; суффикс прилагательного -н (ый ): «Мечтательный - такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю ».
В слове сознательный (со-зна-тельн-ый ) выделяется корень зна- (зна-ть ) с приставкой со- (со-зна-ть ), а также один суффикс -тельн (ый ): «Сознательный - такой, который правильно созн аёт , понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель .
Обратите внимание!
Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.
1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е ) - влад-ениj -е, -тиj (е ) - взя-тиj-е, -иj (е ) - самолюб-иj-е, -j (е ) - счасть-j-е, -j (ё ) - старь-j-ё, -ациj (я ) - делег-ациj-я, -иj (я ) - арм-иj-я . Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).
2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).
3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.
Ср.: косн- ость (от косн ый , где косн - - корень), готов -ность (от готов ый , где готов - - корень), грамот-н- ость (ср.: грамот -а → грамот -н -ый → грамот-н- ость ).