Христианская символика: Крест и Распятие. Святой бенедикт в православии Армянская надпись на медальоне святого бенедикта

МЕДАЛЬОН СВЯТОГО ВЕНЕДИКТА В КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Происхождение и содержание медальона святого Бенедикта (в православной традиции имя пишем как Венедикт, а в католической как Бенедикт)

Св. Бенедикт (род. В Нурсии, Италия, в 480 г..) С особенностью почитал святой крест и нашего распятого Спасителя. Знаком креста он совершил много чудес и побеждал злых духов. В честь его деятельности был отчеканен медальон. С одной его стороны изображен Бенедикта, который держит в руках крест и Правило чина, а на краях есть надпись на латинском, что на языке украинском звучит: «Пусть его присутствие хранит нас во время смерти». (Святой Бенедикт всегда был патроном умирающих, потому что он сам умер славно, молясь перед Святейший тайн). На обороте медальона изображен крест. На краях первые буквы латинских слов из стихотворения, написанного св. Бенедиктом: «Убирайся, сатана НЕ подсказывай мне своих тщетных вещей. Кубок, который мне подсовываешь, является плохой; пей сам свой яд». В углах креста латинские слова сообщают: «», на самом кресте: «Пусть святой крест будет мне легко. Не допусти, чтобы дракон стал моим проводником».

Надписи и их значение на чудотворному медальоне

При образе святого:
Crux sancti Patris Benedict!
Крест святого монаха Бенедикта

На обруче медальона:
Eius in obitu nostro praesentia muniamur.
Пусть его присутствие нас хранит во времени смерти.
CSPB — Crux sancti Patris Benedict!
Крест святого монаха Бенедикта

Буквы на кресте:
CSSML — Crux sancta sit mihi lux.
Крест святой пусть мне будет светом.
NDSMD — Non draco sit mihi dux.
Пусть сатана Не будет ли мне проводником.

На обручу медальона:
VRSNSMV — Vade retro satana non suade mihi vana
Уходи, сатана, не искушай меня к злому
SMQLIVB — Sunt mala quae libas, ipse venena bibas
Злые дела делаешь, сам пей свой яд

К почитанию медальона очень причинився Папа Лев IX в XI в., Который в юности был оздоровленный из смертельной болезни через сверхъестественное посредничество св. Бенедикта. В видении видел, как праведный Бенедикт в монашеской одежде сходил с небес по светящимся лестнице, неся в руке сияя крест. Он коснулся крестом в опухшие лица будущего Папы и сразу его исцелил.

Римский Архиерей Бенедикт XIV в 1742 торжественно одобрил и дорадив верным носить медальон. Медальон св. Бенедикта должен быть благословлен отцом-бенедиктинцем или специально уполномоченным к этому священником. Церковь имеет три торжественные молитвы для благословения медальона.

Первая молитва — экзорцизм (изгнание) злого духа, чтобы обезвредить его плохой влияние, вместе с ревностным просьбой, чтобы медальон при ношении служил для благосостояния тела и души. (Эта молитва может быть опубликована только специального разрешения церковной власти).

Вторая молитва горячим просьбам и читается так: О, Всемогущий Бог, Податель всех добрых даров! Мы покорно прошу тебя, чтобы ты уделил через посредство святого Бенедикта Твое благословение на эти медальоны, их буквы и знаки, задуманные тобой, чтобы все, кто будет носить их и стараться выполнять хорошую работу, могли получить здоровье для души и тела, ласку спасения Прости, признанные для нас, и чтобы при помощи Твоего милосердия избежали ловушек и козней дьявола, и оказались святыми и безупречными Твоих глазах. Аминь.

Третья молитва очень трогательная, так напоминает нам предсмертные муки, страдания и смерть Господа нашего. (Право на публикацию этой молитвы принадлежит исключительно, ордена Святого Бенедикта ). После благословения медальон нельзя продавать.

Сила и действие медальона

Каждый, кто носит его с благоговением, доверяя животворным силам креста Господня и заслугам праведного Бенедикта, может надеяться на его помощь в духовных и досрочных потребностям. От того, кто с верой и благоговением носить этот медальон, он отвлекать все опасности для тела и души, происходящие от злого духа.

Медальон у верующего человека будет иметь силу: уничтожать заклинания волшебников, нечестивых и злобных лиц; охранять от соблазнов, обмана; постигать обращения грешников, особенно — во время смерти; защищать от немощей; охранять от бури, молнии и других стихийных бедствий. Его можно надевать на шею, цеплять к шкапуляра (иначе — параман) или Розария, или носить как-то иначе. Для больного — класть на раны, погружать в лекарства или в воду, которую дают ему пить.

Медальон часто закладывают в основание зданий или в стены, вешают на двери, или прикрепляют на хлевах и конюшнях, чтобы призвать Божью защиту и благословение. Нет никаких специальных молитв при употреблении медальона. Уже само одевание и его употребление считается молчаливым молитвой к Богу, чтобы дал нам для заслуг св. Бенедикта те ласки, о которых мы просим. Однако для получения чрезвычайных ласк есть специальные набожности в честь св. Бенедикта. В день смерти праведника, 14 марта — рекомендуется также Крестный путь св. Бенедикта. В день св. Бенедикта, 27 марта, просим о его опеку этой молитвой:

25 июля 1979 Пречистая Дева Мария, обьявившись в Бейсайд (Нью-Йорк), просила чтобы чин бенедиктинцев сосредоточился на рассылке сообщений о своего основателя, включая многотысячное отливки медальона с изображением святого Бенедикта.

МОЛИТВА ВЕНЕДИКТУ НУРСИЙСКОМУ

В праведный Венедикт! Ты — высокий образец всех добродетелей, невинная сосуд Божьей милости! Призри на меня, покорно привлекающая чего колени перед Твоим
образом. Я умоляю Твое сердце помолиться за меня перед троном Бога. К тебе обращаюсь во всех опасностях, которые ежедневно вокруг меня. Защити меня от моих врагов. Дай мне вдохновение, чтобы я следовал Тебя во всем. Пусть Твое благословение со мной всегда, чтобы я отворачивался от злого, что Бог запрещает, и избегал случаю к греху. Добро выпроси для меня от Господа милости и ласки, которых я больше всего нуждаюсь во всех переживаниях, страданиях и несчастьях на земле. Твое сердце всегда было полное любви, сострадания и милосердия к тем, которые оказались в любых хлопотах или несчастьях. Ты никогда не отвергал без утешения и помощи тех, кто обращался к Тебе. Поэтому я призываю Твое мощное посредничество в твердой надежде, что услышишь мои молитвы и получишь для меня особой милостью и милость, за которую я так сердечно молю (скажите, о чем просите), когда это будет во славу Божию и благо моей души. Помоги мне, о великий святой Венедикт, прожить и умереть верной Божьей ребенком, всегда быть покорным Господней воли и постичь вечное счастье в небе.
Аминь.

Бенедикт Нурсийский родился ок. 480 г. в Нурсии (совр. Норча), Италия. Умер 21 марта 547 г. в Монтекассино, Италия. Является родоначальником западного монашеского движения. Святой католической и православной церквей. В православной традиции считается преподобным. Автор «устава св. Бенедикта» - важнейшего из монашеских уставов латинской традиции.

Медальон св. Бенедикта, именуемый также Крестом св. Бенедикта, относится к числу самых древнейших в Католической Церкви предметов частного почитания. Св. Бенедикт любил особенным образом молиться ко Кресту Христову. Он часто благословлял святым Крестом, творя при этом многие чудеса.

В 1647 г. в баварском аббатстве Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: „Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux”. В левой руке святого – свиток с надписью: „Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux”.

С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой – книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.

Crux Sancta Sit Mihi Lux
Non Draco Sit Mixi Dux
Vade Retro Satana
Non Suade Mihi Vana
Sunt Mala Quae Libas
Ipse Venena Bibas

Светит мне пусть Крест Святой,
Древний змий да сгинет злой.
Сатана пускай отыдет,
Суета в меня - не внидет.
Злом меня да не искусит,
Чашу яда сам да вкусит.

На оборотной стороне медальона помещается большой Крест, а на нем – соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона.

Итак, в четырех полях, разделенных знаком Креста, помещены следующие литеры:

C S P B (Crux Sancti Patris Benedicti – Крест святого отца Бенедикта)

На вертикальном основании Креста, сверху вниз, расположены буквы:

C S S M L (Crux Sancta Sit Mihi Lux – Светит мне пусть Крест Святой).

На перпендикулярной основанию перекладине:

N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux – Древний змий да сгинет злой).

Вокруг Креста расположены буквы:

V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana – Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет).

S M Q L I V B (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas – Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит).

В 1747 г. папа Бенедикт XIV утвердил вышеописанный вид медальона и составил специально по этому случаю особую молитву посвящения, а также связал с ношением медальона многочисленные индульгенции.

Акт Церкви изданный в Риме в 1857 г., гласил: «Несомненно то, что посредством сего медальона обретаются многие благодати Божии».

В 1880 г. был отчеканен юбилейный медальон по случаю 1400-ой годовщины рождения св. Бенедикта. На нем были помещены дополнительные символы. Если прежде над знаком Св. Креста помещали надпись IHS (имя Иисусово), то с этого времени она была заменена на слово PAX (мир), служащие бенедиктинским девизом и, одновременно одной из первых монограмм имени Христа. XP – первые буквы греческого слова XPICTOC (Христос), Помазанник. Юбилейный медальон был дополнен надписью над изображением святого: EX S.M. Casino 1880 (Со святой горы Касино 1880) и словами вокруг: EIUS IN OBITU NRO PRAESENTIA MUNIAMUR („Его присутствием да укрепимся при смерти нашей”).

Посредством благочестивого употребления медальона св. Бенедикта за многие века его существования немалое число верных обрело дары благодати, необходимые душе и телу. В особенности он помогал уберечься от болезней, отравления ядом, и хранил во всех опасностях.

Чтобы посредством медальона обрести многие благодати и индульгенции, его надлежит освятить и носить при себе. Впрочем, можно укреплять его и там, где мы всего более опасаемся сил тьмы, например, на дверях наших домов, в комнатах, в автомобилях. Эти медальоны имеют особую силу, противостоят нечистым духам.

Уже само по себе целование медальона, соответственное к нему отношение и призывание помощи св. Бенедикта достаточны для обретения различных благодатей. При этом, следует время от времени творить молитву от охраняющую нас от искусов лукавого.

Действенность медальона св. Бенедикта многократно подтверждалась в истории Церкви чудесами и благодатными дарами, обретенными предстательством святого. Подводя итог, можно утверждать, что верные обычно обретали эти благодатные дары в тех случаях, когда требовалось:

  1. Сокрушить суеверия и дела дьявола.
  2. Уберечься от искушений, изгнать нечистого духа.
  3. Обезопасить себя от яда, подаваемого человеческой злобой.
  4. Спастись от всякого рода эпидемий.
  5. Обрести помощь в различных недугах.
  6. Избегнуть удара молнии при грозе.
  7. Соблюсти целомудрие и превозмочь искушения.
  8. Обрести утешение в страданиях, и особенно - в смертный час.

Медальон св. Бенедикта следует носить с собой, лучше всего на шее. Во время эпидемий его укрепляют на стенах и дверях домов. При падеже скота его помещают на стенах хлевов, конюшен и скотников, в которых содержатся домашние животные. При строительстве домов, церквей и пр., медальон кладут в основание постройки. Чтобы противостоять краже или повреждению урожая, медальон закапывают на поле. В тех хозяйствах, где есть колодец, медальон бросают в воду.

Медальон св. Бенедикта, именуемый также Крестом св. Бенедикта, относится к числу самых древнейших в Католической Церкви предметов частного почитания. Св. Бенедикт любил особенным образом молиться ко Кресту Христову. Он часто благословлял святым Крестом, творя при этом многие чудеса. Папа Григорий Великий (590-604) в „Собеседованиях”, в житии св. Бенедикта, напоминает об одном из событий в жизни святого. Св. Бенедикт прибыл в город Викараре и там ему тотчас дали есть. Творя молитву, Бенедикт благословил трапезу, и чаша, полная яда, лопнула. Таким образом жизнь святого была спасена. Этой благочестивый старец всю свою жизнь посвятил борьбе с сатаной и, как только мог, противостоял влиянию лукавого на людей. Он даже изгонял злых духов из одержимых.

Ученики св. Бенедикта помнили, что святой повелел им совершать молебен ко Святому Кресту. Некоторые из них, например, святые Мавр и Плацид, творили многие чудеса. Святой Бенедикт желал охранить своих сынов от искушений и сетей лукавого, и призывал их „молиться и трудиться” („ora et labora”). Молитва соединяет душу с Богом, плоть же должна трудиться, так, чтобы не оставалось места диавольским искушениям и прельщениям мира сего. Это противостояние злу является истинным бенедиктинским наследием.
Достойное доверия предание относит первоначальное употребление медальона к одному из мгновений вдохновения с Небес, обретенного св. Бенедиктом. Молебен св. Бенедикта ко Святому Кресту получил особенное распространение в XI веке. Этому способствовало следующее событие. Молодой граф Бруно из эльзасского Эгисхайма был тяжело болен. Однажды ночью он увидел в своих покоях лестницу, ведущую на небо. По ней спускался старец в монашеском облачении. Граф узнал в старце св. Бенедикта. Старец прикоснулся к лицу графа и тот мгновенно исцелился. Спустя много лет Бруно стал папой под именем Льва IX (1049-1054) и ввел в церковную практику молитву ко Святому Кресту.
В 1647 г. в баварском аббатстве Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: „Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux”. В левой руке святого – свиток с надписью: „Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux”. С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой – книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.

Молитва

Crux Sancta Sit Mihi Lux
Non Draco Sit Mixi Dux
Vade Retro Satana
Non Suade Mihi Vana
Sunt Mala Quae Libas
Ipse Venena Bibas

Светит мне пусть Крест Святой,
Древний змий да сгинет злой.
Сатана пускай отыдет,
Суета в меня - не внидет.
Злом меня да не искусит,
Чашу яда сам да вкусит.

На оборотной стороне медальона помещается большой Крест, а на нем – соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона.
Итак, в четырех полях, разделенных знаком Креста, помещены следующие литеры:
C S P B (Crux Sancti Patris Benedicti – Крест святого отца Бенедикта )
На вертикальном основании Креста, сверху вниз, расположены буквы:
C S S M L (Crux Sancta Sit Mihi Lux – Светит мне пусть Крест Святой ).
На перпендикулярной основанию перекладине:
N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux – Древний змий да сгинет злой ).
Вокруг Креста расположены буквы:
V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana – Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет ).
S M Q L I V B (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas – Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит ).
В 1747 г. папа Бенедикт XIV утвердил вышеописанный вид медальона и составил специально по этому случаю особую молитву посвящения, а также связал с ношением медальона многочисленные индульгенции.
Акт Церкви изданный в Риме в 1857 г., гласил: «Несомненно то, что посредством сего медальона обретаются многие благодати Божии».
В 1880 г. был отчеканен юбилейный медальон по случаю 1400-ой годовщины рождения св. Бенедикта. На нем были помещены дополнительные символы. Если прежде над знаком Св. Креста помещали надпись IHS (имя Иисусово), то с этого времени она была заменена на слово PAX (мир), служащие бенедиктинским девизом и, одновременно одной из первых монограмм имени Христа. XP – первые буквы греческого слова XPICTOC (Христос), Помазанник. Юбилейный медальон был дополнен надписью над изображением святого: EX S.M. Casino 1880 (Со святой горы Касино 1880) и словами вокруг: EIUS IN OBITU NRO PRAESENTIA MUNIAMUR („Его присутствием да укрепимся при смерти нашей”).
Посредством благочестивого употребления медальона св. Бенедикта за многие века его существования немалое число верных обрело дары благодати, необходимые душе и телу. В особенности он помогал уберечься от болезней, отравления ядом, и хранил во всех опасностях.
Чтобы посредством медальона обрести многие благодати и индульгенции, его надлежит освятить и носить при себе, лучше всего – на шее. Впрочем, можно укреплять его и там, где мы всего более опасаемся сил тьмы, например, на дверях наших домов, в комнатах, в автомобилях. Эти медальоны имеют особую силу, противостоят нечистым духам.
Уже само по себе целование медальона, соответственное к нему отношение и призывание помощи св. Бенедикта достаточны для обретения различных благодатей. При этом, следует время от времени творить молитву от охраняющую нас от искусов лукавого.

Действенность медальона св. Бенедикта многократно подтверждалась в истории Церкви чудесами и благодатными дарами, обретенными предстательством святого. Подводя итог, можно утверждать, что верные обычно обретали эти благодатные дары в тех случаях, когда требовалось:
1. Сокрушить суеверия и дела дьявола.
2. Уберечься от искушений, изгнать нечистого духа.
3. Обезопасить себя от яда, подаваемого человеческой злобой.
4. Спастись от всякого рода эпидемий.
5. Обрести помощь в различных недугах.
6. Избегнуть удара молнии при грозе.
7. Соблюсти целомудрие и превозмочь искушения.
8. Обрести утешение в страданиях, и особенно - в смертный час.

Медальон св. Бенедикта следует носить с собой, лучше всего на шее.

October 27th, 2013

Музыка: Electric Prunes 1968 Mass In F Minor


Довольно часто на поисковых форумах встречаются вопросы по идентификации того или иного католического медальона. Такие медальоны - нередкая находка, особенно в западной части страны. В доброй половине случаев максимум, на что способна фантазия и эрудиция юзеров - «католическая ладанка с Девой Марией». Хотя к ладанкам эти предметы не имеют никакого отношения.
Непросвещенность многих в данном вопросе натолкнула меня на мысль написать обзор наиболее распространенных католических медальонов.
Обычай носить нательные изображения Христа, Богородицы, святых распространен не только на Западе, но в православном мире, только у православных такие предметы называются образками или иконками. Сплошь и рядом их также называют «ладанками», что неправильно, потому что ладанка - это маленький мешочек или иная емкость, в которую помещают ладан. Ладанка также может носиться на шее, что и порождает путаницу.
В Православии нательный образок - предмет благочестия, не обязательный для ношения в отличие от нательного креста. Образок можно носить вместе с крестом, но не вместо креста. Образок в православной традиции - просто уменьшенная копия иконы, и никаких особых церковных правил или постановлений в отношении образков не существует.
В католическом мире медальоны-иконки тоже часто встречаются, но при этом очень широкое распространение получили особые медальоны, посвященные различным чудесным событиям и освященные авторитетом высшего духовенства и самого Папы. Более того, в ряде случаев утверждается, что сюжет и форма медальона непосредственно указаны визионеру Девой Марией или каким-нибудь святым. С этими медальонами связаны определенные молитвы и обряды.
Думаю что не ошибусь, если скажу что большинство людей носит религиозные медальоны в качестве амулетов/оберегов, и мало знает о богословском смысле предмета, который носят. Впрочем, такое положение вещей существует не только в католичестве.
Описанные медальоны конечно не исчерпывают все разнообразие, их существует великое множество. Я просто постарался описать несколько наиболее распространенных. Что касается остальных - гугл в помощь! :)

Чудесный медальон (Numisma Mirabile)


Это наиболее распространенный и легче всего запоминающийся католический медальон. О тиражах даже страшно подумать - наверное, счет сегодня идет уже на многие десятки, если не на сотни миллионов. Только в первые 5 лет выпуска было распространено более 10 миллионов экземпляров медальона.
Чудесный медальон или Медальон Непорочного Зачатия, был явлен Св. Екатерине Лабуре во время видения Пресвятой Девы Марии в 1830 году.

Екатерина Лабуре заявила, что в ночь на 18 июля 1830 года она проснулась, услышав голос ребёнка, зовущий её в часовню (расположенную на улице лю Бак, Париж), где Пресвятая Дева Мария сказала ей: «Бог желает отплатить за твою миссию. У тебя будут трудности, но не бойся, благодать пребудет с тобой, чтобы получилось всё необходимое. Расскажи своему духовному наставнику, что происходит внутри тебя. Времена зла во Франции и по всему миру».
Божия Матерь предстала Екатерине внутри овальной рамы, стоящей на глобусе, носящей множество колец разных цветов, большинство из которых распространяли лучи света по всему земному шару. По краю рамы вилась надпись - Ô Marie, conçue sans péché, priez pour nous qui avons recours à vous - «О Мария, зачатая без греха, молись о нас, к Тебе прибегающих.» Как видела Екатерина, рамка как будто повернулась, показывая круг из двенадцати звезд, большую букву «М», увенчанную крестом и стилизованные сердца - Святейшее Сердце Иисуса, обвитое шипами и Непорочное Сердце Марии, пронзенное мечом. На вопрос, почему некоторые из ее колец не излучают свет, Мария ответила: «Это милости, о которых люди забыли попросить». Затем Мария велела Екатерине показать этот образ ее духовнику и нанести его на медальон, пояснив, что «Все, кто будут носить такие медальоны - получат великие милости».


В конце мая 1831 года по эскизам Екатерины медальон изготовляют массовым тиражом, и сёстры конгрегации «Дочери Милосердия» начинают распространять его в Париже, где в то время свирепствовала холера.
Медальоны получили необыкновенную популярность, заговорили о многочисленных исцелениях. Поэтому архиепископ Парижа Леклен приказал официально изучить, каким образом возник и какие дал результаты медальон с улицы лю Бак. Вот его заключение: «Исключительная быстрота, с какой распространился этот медальон, необыкновенно большое число выбитых и розданных медальонов просто поразительны. Особая милость и удивительные блага, полученные верными через своё доверие, кажется, являются действительно знаком, при помощи которого Небо хотело подтвердить правдивость откровений и достоверность рассказа визионерки и распространение этого медальона».
В 1846 г. папа Григорий XVI поддержал своим авторитетом постановление архиепископа Парижа.
Девиз медальона: «О Мария, зачатая без греха, молись о нас, к Тебе прибегающих», вызвал «неслыханное оживление веры», что склонило папу Пия IX к оглашению в 1854 г. догмата о непорочном зачатии Девы Марии.

Скапулярий (шкаплер)


Первоначально скапулярием (от лат. scapula — лопатка) назывался предмет монашеского одеяния в виде широкой полосы ткани, ниспадающей спереди и сзади. Затем появился на так называемый «малый скапулярий» - нечто типа православного парамана. Малый скапулярий представляет собой два кусочка материи (обычно прямоугольной формы), скрепленных между собой шнуром таким образом, чтобы один из них располагался на груди, а другой - на спине.
Малые скапулярии различаются по форме, цвету и изображениям на нём. Существует 18 утверждённых католической церковью скапуляриев, наиболее распространённым среди них является кармелитский «Скапулярий Матери Божией с горы Кармель», известный также как «Коричневый скапулярий». Традиция связывает его появление с явлением Богородицы святому Симеону Стоку в XIII веке.
Увидев, что Ордену кармелитов грозят многочисленные опасности, Св. Симеон молил Пресвятую Деву о помощи. В ночь с 15 на 16 июля св. Симеону явилась Пресвятая Дева Марии, в окружении ангелов. Пресв. Богородица вручила ему коричневый Скапулярий и сказала: «Прими, возлюбленный сын Мой, Симеон, Скапулярий твоего Ордена в знак Моего благорасположения к тебе и ко всем кармелитам. Кто встретит с ним смерть, не узрит огня адского. Вот знак спасения, помощь в опасностях, союз мира и вечного обетования».
Традиционный материал кармелитского скапулярия - шерсть коричневого цвета, хотя существуют и другие варианты. На одном из кусочков должно быть помещено изображение Матери Божией Скапулярия, на другом - Сердца Господа Иисуса. Скапулярий должен быть освящен священником или диаконом. Его следует носить так, чтобы одна часть ниспадала на спину, а другая - на грудь.


Апостольский Престол в Риме отнес Молитву Скапулярия к числу священнодействий. Молитва Скапулярия, наряду с Молитвой Священного Розария, сделалась одной из главных Богородичных молитв в католицизме. Между прочим, папа Иоанн Павел II с детства носил скапулярий.
Скапулярий относится к важным сакраменталиям (так у католиков называются священнодейственные обряды или предметы, освящённые в этих обрядах), и носится по обету. Те кто носит скапулярий, считаются принадлежащими к особому Братству Скапулярия.
Члены братства, кроме других духовных даров, получают «привилегию субботы», которая состоит в обещании Девы Марии вывести из чистилища посредством ее особого заступничества в первую субботу после их смерти. Для этого нужно выполнять три требования:
1) ношение скапулярия;
2) соблюдение целомудрия в соответствии с жизненным положением;
3) ежедневное чтение молитвы посвящения Деве Марии (чтение Розария или любое другое богоугодное действо может заменить эту молитву).
В 1910 году папа Пий X разрешил заменять матерчатый скапулярий медальоном скапулярия. На медальоне с одной стороны обычно изображается Иисус с сердцем, испускающим лучи света, на другой - Дева Мария с Младенцем. Вместо самой Девы Марии может быть изображено ее сердце, пронзенное мечом, или Св. Симеон Сток, коленопреклоненный перед Девой Марией.




По-польски скапулярий называется шкаплер (szkaplerz). Находки шкаплеров весьма часты в западной части России, но шкаплеры попадаются также и в Сибири (очевидно, благодаря ссыльным и переселенцам).

Медальон Святого Бенедикта


Медальон св. Бенедикта (а также Крест св. Бенедикта) относится к числу самых древнейших в Католической Церкви предметов частного почитания.
1647 г. в баварском аббатстве Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: «Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux». В левой руке святого - свиток с надписью: «Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux».
С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой - книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.
Однако можно встретить и другие варианты.






В любом случае на оборотной стороне медальона помещается большой крест, а на нем - соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона.
В четырех полях, разделенных знаком креста, помещены следующие литеры:
C S P B (Crux Sancti Patris Benedicti - Крест святого отца Бенедикта)
На вертикальном основании креста, сверху вниз, расположены буквы:
C S S M L (Crux Sancta Sit Mihi Lux - Светит мне пусть Крест Святой).
На перпендикулярной основанию перекладине:
N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux - Древний змий да сгинет злой).
Вокруг Креста расположены буквы:
V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana - Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет).
S M Q L I V B (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas - Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит).
В 1747 г. папа Бенедикт XIV утвердил вышеописанный вид медальона и составил специально по этому случаю особую молитву посвящения, а также связал с ношением медальона многочисленные индульгенции.
Акт Церкви, изданный в Риме в 1857 г., гласил: «Несомненно то, что посредством сего медальона обретаются многие благодати Божии».
В 1880 г. был отчеканен юбилейный медальон по случаю 1400-ой годовщины рождения св. Бенедикта. На нем были помещены дополнительные символы. Если прежде над знаком Св. Креста помещали надпись IHS (имя Иисусово), то с этого времени она была заменена на слово PAX (мир), служащие бенедиктинским девизом и, одновременно одной из первых монограмм имени Христа. XP - первые буквы греческого слова XPICTOC (Христос), Помазанник. Юбилейный медальон был дополнен надписью над изображением святого: EX S.M. Casino 1880 (Со святой горы Касино 1880) и словами вокруг: EIUS IN OBITU NRO PRAESENTIA MUNIAMUR («Его присутствием да укрепимся при смерти нашей»).

Мистическая Роза (Rosa Mystica)


На медальоне изображена Дева Мария в рост, молитвенно сложившая руки, с испускающим лучи нимбом. Над головой Марии - три розы, по кругу надпись - Rosa Mystica. На обратной стороне медальона - базилика и надпись Maria Mater Ecclesiae («Мария — мать Церкви»). Такие медальоны были выпущены в честь явлений Девы Марии как Мистической Розы в итальянском городе Монтикьяри.
В первый раз Богоматерь явилась медсестре Пиерине Джуилли в ее комнате в госпитале весной 1947 года. Дева, в образе прекрасной женщины, была облачена в фиолетовое платье с белым покровом на голове. Она выглядела очень печальной, ее глаза были полны слез. Грудь ее была пронзена тремя большими мечами. Дева сказала "Молитва, Раскаяние, Искупление" и умолкла.
13 июля 1947 года Дева явилась в белом платье и была украшена тремя прекрасными розами: белой, красной и желтой, расположенными там, где в прошлый раз Пиерина видела мечи. Белая роза представляла дух молитвы, красная роза - дух отречения, а желтая - дух расплаты и обращения. Богородица сказала: "Я - Мать Иисуса, я Мать всех вас. Наш Господь посылает меня принести вам новую набожность, преданность Марии во всех религиозных организациях и орденах, и во всех священниках мира. Я обещаю защищать те религиозные организации и ордена, которые будут почитать меня в этот особой день, обещаю усиливать их зов и помогать достигать большего рвения к святости среди слуг Божьих". Дева также попросила, чтобы тринадцатое число каждого месяца праздновалось как день Марии. В предыдущие двенадцать дней следует читать особые молитвы. Мария попросила, чтобы 13 июля каждый год в честь нее проводился праздник Мистической Розы. Она назвала себя таинственной, мистической розой и попросила людей покаяться в грехах против веры и моральных принципов.
С тех пор Дева Мария являлась Пиерине Джуилли еще несколько раз. Затем, в 1966 году, произошла еще одна серия явлений, уже в пригороде Монтикьяри - Фонтанелле, на источнике.
У католиков существует особая молитва к Мистической Розе.

Медальон Святого Христофора

Медальон с изображением Святого Христофора является одним из самых известных христианских (католических) предметов почитания, и чаще всего используется в качестве амулета.
В католицизме Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (буквальный перевод его имени — «несущий Христа») — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.
Оказываемая Христофором помощь при пересечении опасной реки сделала его патроном корабельщиков и плотовщиков, путешественников и пилигримов, носильщиков и извозчиков, шоферов и вообще всех, кто пользуется транспортом. В XVI и XVII вв. в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии чеканились дукаты и талеры с изображением Христофора, которые носили как амулеты.
В Католической церкви Христофор — один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря (в православии Христофору тоже «не повезло» - его образ как псоглавца в 1707 г. исключен из иконографии), Христофор остаётся популярным среди католиков. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. На них может быть надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии). Также могут быть другие варианты надписи, в зависимости от языка страны и фантазии изготовителя.




Медальоны с изображением Св. Христофора выпускаются также для паломников. Вот, например, паломнический медальон, на обратной стороне которого изображен Иерусалимский крест (Крест паломника).

В католицизме фигура Бенедикта Нурсийского занимает одно из первостепенных мест. Он даже является святым покровителем всей Европы. Считается, что именно Бенедикт основал первый монашеский орден, создав устав общинной религиозной жизни. Святого почитают во всех странах латинского христианства. Поэтому он носит разные имена. В Италии он Бенедетто, Бендт - в Дании, Венедикт - в краях, где исповедуют православие. Часто бывает так, что Церковь почитает нескольких святых с одним и тем же именем. Бенедикт не является исключением.

Но в данной статье мы расскажем лишь об одном святом, носящем это имя. И это - Бенедикт-отшельник. Фото святого (вернее, изображения гравюр или фресок) вы найдете в данной статье. Мы также расскажем о житии основателя западного монашества и о его пути к Спасению. Существуют и молитвы, направленные к святому Венедикту. Православная церковь тоже почитает его. А где хранятся мощи святого? Обо всем этом мы попробуем рассказать ниже.

Житие отшельника

Будущий святой родился в 480 году в Нурсии. Теперь этот итальянский городок называется Норча. Поэтому полное имя святого - Бенедикт Нурсийский. По преданию, у него была сестра-близнец, Схоластика. О ней мы также упомянем, поскольку она последовала по пути аскетизма за братом и создала первый регулярный женский монастырь. О жизни брата и сестры мы знаем исключительно из «Диалогов», которые написал в конце 6 века Папа Римский Григорий Великий (Двоеслов).

Бенедикт и Схоластика были детьми знатного и богатого римлянина. Когда сыну исполнилось 18 лет, отец послал его в Вечный город для обучения и создания карьеры. Но мирская суета в Риме была явственней всего. Поэтому Венедикт, не окончив учебы, сбежал из города. Вместе с небольшой горсткой таких же благочестивых мужчин и юношей он поселился в горном селении Аффиде (современное название Аффила), что недалеко от Субиако (в 80 км от Рима). Но и жизнь в этой общине показалась Венедикту недостаточно суровой. Монах Роман из близлежащего монастыря показал ему грот возле запруды на реке Анио. Там и поселился Венедикт. Он провел в гроте три года, и за это время закалился не только физически, но и духовно.

Житие настоятеля монастыря

Слава о благочестивом отшельнике росла и ширилась. К пещере у озера на Анио стали стекаться паломники. Вскоре Венедиктом заинтересовались и монахи из обители Виковаро. Когда у них умер настоятель, они отправили в грот делегацию, умоляя отшельника прийти к ним и занять должность покойного. Венедикт согласился. Спустя какое-то время он открыл, что братия безнадежно погрязла в обжорстве и лени. Все попытки приблизить их жизнь к христианским идеалам окончились неудачей.

Дошло до того, что братия, сговорившись, чуть не отравила своего настоятеля. А потому святой Бенедикт вынужден был бежать. За ним последовали некоторые его приверженцы. Бенедикт разделил их на группы и над каждой поставил настоятеля. Себе же он отвел роль надзирателя за моралью и строгостью нравов. Но и это не сработало. Честолюбие, зависть и желание клириков жить вольготно привели к новому заговору.

Первый «настоящий» монастырь

Венедикт переселился южнее. Неподалеку от городка Кассино возвышается гора, на вершине которой в начале 6 столетия еще сохранился языческий храм. Венедикт обратил в христианство тех, кто еще приходил к капищу с жертвами, а здание перестроил в церковь. Он поселился на горе, основав монастырь Монтекассино. Разнообразные общины иноков существовали и ранее. Но у них не было каких-либо общих правил, структуры и организации. Основатель первого в истории монастыря прославился тем, что разработал все эти нормы.

Иноки, которые стали жить согласно им, образовали первый религиозный орден - бенедиктинский. В нем подчеркивались два главных принципа: хозяйственной автономии обители и киновии (общежитийства). Устав Святого Бенедикта стал основой и для других монашеских орденов, к примеру, цистерцианцев, траппистов, камальдолийцев и других. Тут следует упомянуть и о сестре героя нашего рассказа. Уже в ранней юности Схоластика решила посвятить себя Богу. Она отказалась выходить замуж и вела весьма благочестивую жизнь. А когда она услышала, что ее брат поселился на горе Кассино, то она основала неподалеку обитель бенедиктинок. Таким образом, Схоластика является основательницей женского монашества.

Кодекс Regula Benedicti был написан около 540 года. В этом своде правил Бенедикт свел вместе, переосмыслил и классифицировал традиции восточного и древнегалльского монашества. Чтобы написать свой труд, основатель первого религиозного ордена изучил анонимный трактат «Правила Учителя», а также уставы Василия Кесарийского, Иоанна Кассиана, Пахомия Великого и Блаженного Августина.

Святой Бенедикт одним из первых сравнил монаха с «воином Божьим». А потому он учредил «отряд службы Господней». Главное призвание монаха - militare. И, поскольку инок приравнивается к солдату, для такой службы нужен Устав. В кодексе своих правил Венедикт прописал все мельчайшие подробности киновии. Он говорит, что если индивидуальный монах дает обет бедности, то это вовсе не означает, что обитель не может иметь богатств. Главной добродетелью инока Венедикт почитал смирение. Девизом бенедиктинцев стало Ora et labora («Молитва и работа»).

Смерть святого Венедикта Нурсийского

Согласно Уставу, разработанному основателем западноевропейского монашества, инок должен всегда ночевать в обители. Ведь человек, давший обеты Богу, согласно святому Бенедикту, отшельник, но не анахорет. Монах уходит от мирской суеты в пустоши, но не избегает других таких же служителей Господних. Иноков Венедикт часто сравнивал с воинами, а обитель - с отрядом. И святой сам чтил свой Устав. У них с сестрой было обыкновение встречаться раз в год в городке Кассино и разговаривать на духовные темы.

Незадолго до смерти, Схоластика попросила брата остаться с ней на ночь, для того, чтобы продолжить беседу. Но Венедикт отказался, ссылаясь на Устав. Тогда Схоластика помолилась Богу и разразилась страшная буря. Венедикт волей-неволей вынужден был остаться. А спустя три дня ему было видение голубки, улетевшей на небо. Тогда он понял, что Схоластика знала о приближающейся смерти и хотела попрощаться с братом перед кончиной. Сам Венедикт умер в 547 году и был погребен в Монтекассино.

Где находятся его мощи?

Основанный святым Бенедиктом монастырь Монтекассино был полностью разрушен лангобардами в 580 году. Позже обитель была восстановлена, но очень сильно пострадала во время Второй мировой войны. Исследователями выдвигались предположения, что мощи Венедикта и Схоластики утеряны. Существовали гипотезы, что их останки были перевезены в Субиако (Италия), а возможно, и во Францию. Но в 1950 году, когда архитекторы реставрировали разрушенный бомбардировками монастырь, они обнаружили в крипте хорошо сохранившиеся захоронения мужчины и женщины.

Роль святого и его последователей в христианизации Европы

После разрушения монастыря лангобардами, бенедиктинцы при благословении Папы римского Григория Великого разошлись по разным странам, чтобы евангелизировать населявшие там народы. Вскоре новые монастыри возникли во Франкском королевстве, Англии, а в 11 столетии они появляются и в Восточной Европе. Когда стали популярны третьи ордена (организации благочестивых верующих, дающих обеты, но живущих в миру), бенедиктинский орден учредил институт облатов.

Были попытки сделать Устав, написанный святым Бенедиктом, покровителем монашества, еще более строгим. Из-за этого от бенедиктинцев «отпочковались» ордена камальдулов (основан святым Ромуальдом в 11 веке), цистерцианцев, траппистов. Следует вспомнить еще одного Святого Венедикта - Анианского. Он призывал изменить Устав в сторону полного аскетизма, ношения суровой власяницы, молчания (кроме богослужений) и самоистязания. Из рядов бенедиктинцев вышли такие выдающиеся личности, как Адальберт Пражский, святой Виллиброрд, Алкуин, Беда Достопочтенный, Петр Дамиан и другие деятели церкви.

Святой Бенедикт в православии

Византийская и Римско-католическая церкви кардинально разошлись в 11 столетии. Поэтому они взаимно почитают святых, живших до Великой Схизмы (раскола). Святой Венедикт - один из них. Поэтому в глазах православной церкви он достоин почитания. Единственная разница между латинским и византийским обрядами по отношению к святому Венедикту - в календаре.

Римско-католическая церковь отмечает его день летом, 11 июля. В православии память святого Венедикта чтут 27 (14) марта. Этот день всегда приходится на Великий пост. Поэтому и чествование святого не такое пышное, как в латинском обряде. В Русской православной церкви заграницей есть как минимум пять монастырей и церквей святого Бенедикта.

Иконография

Как узнать Венедикта на картинах религиозного содержания? Его изображают как старого седобородого мужчину в черном одеянии. Но сам основатель монашеского ордена не придумывал ни покрой бенедиктинской рясы, ни ее цвет. Когда появились другие религиозные конгрегации, возникла нужда и отличать иноков. Тем не менее святого изображают в рясе ордена. Чтобы не спутать Венедикта с другими бенедиктинцами, его изображают с определенными атрибутами.

Чаще всего это знаменитый Устав в виде толстой книги или макет здания монастырской церкви. Также в его руках может быть треснувший кубок (упоминание об отравлении), аббатский посох и пучок розог. У ног святого часто изображают ворона с куском хлеба, поскольку считается, что во время отшельничества в пещере пищу анахорету приносила птица.

Паломничества

Несмотря на то что в крипте Монтекассино обнаружен целый костяк святого Бенедикта, поклониться его мощам можно и в других местах. Самым известным за пределами Италии считается монастырь Бурон. Он расположен в Баварии, в предгорье Альп. Из-за драгоценной реликвии - лучевой кости правой руки святого, - обитель была переименована в Бенедиктбоерн. По преданию, мощи передал баварскому монастырю сам король Карл Великий незадолго до того, как он был провозглашен императором Священной Римской империи (800 год). Кость можно увидеть в драгоценном реликварии, которую создал мюнхенский ювелир Петер Штрайзель в конце 18 столетия. Но, конечно, лучше совершить паломничество в Монтекассино, чтобы помолиться на могиле святого.

Медальон Венедикта

Но можно и не отправляться за тридевять земель. Говорят, что если вы приобретете Медальон святого Бенедикта, козни дьявола обойдут вас стороной. При жизни основатель монашества почитал Распятие и Святые Дары. Говорят, он даже умер во время совершения литургии. Поэтому на отчеканенном в честь святого медальоне с одной стороны изображен он сам, держащий крест в одной руке, а Устав в другой.

По краям имеется надпись на латыни, которую можно перевести как «Пусть присутствие (этого медальона) хранит вас во время смертного часа. На обороте можно увидеть святой крест. На нем помещены слова: «Пусть мой крест будет легок. Боже, не допусти, чтобы моим проводником стал дракон». Этот медальон помогает спасти душу тем, кто не имеет возможности исповедаться и получить соборование на смертном одре.

Обращения к Венедикту

Поскольку почитание героя нашего рассказа разделяется и церковью Восточного обряда, произношение молитвы к Святому Бенедикту разрешается православным. Ее, кстати, используют и экзорцисты для изгнания дьявола. Но для обычных верующих разрешена такая молитва: «О Боже, через посредство Святого Венедикта спусти Свое благословение на этот медальон, его буквы и знаки, чтобы тот, кто будет носить его, мог получить здоровье в душе и теле, спасение и отпущение грехов». Считается, что это обращение к святому превращает медальон в оберег. Поэтому после произнесения молитвы, медальон нельзя продавать.

Поделиться: