Харви вайнштейн откупался от жертв собственных сексуальных домогательств. Секс-скандал вокруг продюсера Харви Вайнштейна: обвинения, защитники и последствия Харви вайнштейн домогался

По последней информации, правление Weinstein Company уволило Харви Вайнштейна после обнародования предъявленных в его адрес обвинений в сексуальных домогательствах.

Два десятилетия назад голливудский продюсер Харви Вайнштейн пригласил Эшли Джадд в гостиницу Peninsula Beverly Hills на деловой завтрак — по крайней мере, именно на это рассчитывала молодая актриса. Вместо этого он попросил ее зайти к себе в номер, где появился перед ней в банном халате и предложил сделать ей массаж или зайти к нему в душ, вспоминала в интервью актриса.

«Как мне побыстрее отсюда выбраться и при этом не испортить отношения с Харви Вайнштейном?» — такой, по признанию Эшли Джадд, была ее первая мысль.

В 2014 году Вайнштейн пригласил в тот же отель Эмили Нестор (Emily Nestor), которая проработала в его компании только один день в качестве временного сотрудника, и сделал ей другое предложение: если она согласится на его сексуальные заигрывания, он поможет ей в карьерном росте — так сообщалось в свидетельстве, которое девушка предоставила своим коллегам, а те направили его руководителям Weinstein Company. По словам одной ассистентки, в следующем году в той же гостинице Вайнштейн шантажом заставил ее делать ему, голому, массаж, доведя девушку «до слез и оставив ее в полном смятении», написала одна из сотрудниц компании Лорен О"Коннор (Lauren O"Connor) в пронзительной докладной записке о сексуальных домогательствах и других проступках своего босса.

«В этой компании женщины вынуждены работать в крайне нездоровой среде», — сказала О"Коннор в письме, адресованном нескольким директорам компании, руководителем которой выступает сам Вайнштейн.

В результате проведенного расследования были обнаружены накопившиеся за три десятилетия и ранее не известные обвинения против Вайнштейна. Их документальные подтверждения содержатся в интервью с нынешними и бывшими сотрудниками компании и работниками киноиндустрии, а также в юридических документах, электронных письмах и внутренних документах управляемых им компаний Miramax и Weinstein Company.

По словам двух должностных лиц компании, пожелавших сохранить анонимность, в течение этого времени Вайнштейн, столкнувшийся с обвинениями в сексуальных домогательствах и принуждении к физическим контактам, пришел к договоренности по крайней мере с восьмью женщинами. обнаружила, что, по имеющимся данным и по сообщениям тех, кому знакомо содержание соглашений, среди получателей денежных средств числились молодая сотрудница в Нью-Йорке (1990 год), актриса (1997 год), ассистентка в Лондоне (1998 год), итальянская модель (2015 год) и вскоре после этого — г-жа О"Коннор.

В своем заявлении The Times в минувший четверг Вайнштейн сказал: «Я понимаю: то, как я обращался с коллегами в прошлом, было для них очень болезненным, и я приношу свои извинения за это. Хотя я пытаюсь стать лучше, мне предстоит еще много сделать».

Лиза Блум (Lisa Bloom), адвокат, консультирующий Вайнштейна, заявила, что «он отрицает многие обвинения как заведомо ложные». Комментируя ситуацию в интервью газете The Times на этой неделе, Вайнштейн назвал многие претензии О"Коннор «далекими от истины» и заверил, что они расстались по-дружески.

Продюсер и его представители отказались прокомментировать факт заключения сделок, а также предоставить информацию об источнике денежных выплат. По словам Вайнштейна, в решении проблем, которые возникают у его сотрудников на рабочем месте, «мой девиз — сохранять мир».

Контекст

В шанхайском метро считают, что женщины сами виноваты в домогательствах

Le Huffington Post 05.07.2012

Кошмары закрытых школ Англии

Helsingin Sanomat 17.04.2017

Сексуальные домогательства бросают тень на олимпийские успехи США

Politiken 17.09.2016 Г-жа Блум, которая в прошлом году консультировала Вайнштейна по вопросам гендерной динамики и расстановки властных сил, назвала его «древним динозавром, постигающим новые методы». По словам адвоката, она «объяснила ему, что из-за разницы в статусе между главой крупной студии, каким является он, и большинством других сотрудников отрасли некоторые его слова и поступки могут восприниматься как неуместные и даже запугивающие вне зависимости от его реальных мотивов».

Хотя О"Коннор написала всего о двухлетнем периоде, ее свидетельства перекликаются с жалобами других женщин. По ее словам, Вайнштейн требовал, чтобы она проводила собеседование с начинающими актрисами, которые успели побывать на частных встречах в его гостиничном номере — и ее описание соответствует тому, что говорят другие бывшие сотрудники компании. О"Коннор подозревала, что она и другие сотрудницы женского пола использовались Ванштейном для того, чтобы налаживать любовные связи с «легко уязвимыми женщинами, которые надеются, что он даст им работу».

Обвинения накапливались даже в ту пору, когда Вайнштейн выступал одним из законодателей мод в массовой культуре. Он стал обладателем шести «Оскаров» за лучший фильм и выпустил несколько знаковых для американской кино и телеиндустрии продуктов: начиная с фильмов «Секс, ложь и видео», «Криминальное чтиво» и «Умница Уилл Хантинг» и заканчивая телешоу «Проект Подиум». На публике он предстает в образе эдакого либерального льва, борца за права женщин и лауреата не только художественных, но и гуманитарных премий.

В 2015 году, когда О"Коннор написала свою докладную, компания Вайнштейна занималась распространением документального фильма The Hunting Ground, рассказывающего о серии изнасилований в университетском кампусе. Давний спонсор Демократической партии, в прошлом году он устраивал сбор средств для Хиллари Клинтон в своем доме в Манхэттене. Не далее как в этом году Вайнштейн взял в свою компанию в качестве стажера старшую дочь бывшего президента Барака Обамы Малию Обаму, а также помог учредить в Ратгерском университете кафедру в честь Глории Стейнем. В январе, во время кинофестиваля Sundance, когда Парк-Сити (штат Юта) проводил свою версию общенациональных женских маршей, Вайнштейн присоединился к шествию.

«Со стороны все казалось прекрасно: „Оскары", успех, влиятельные позиции в сфере культуры», — сказал Марк Гилл (Mark Gill), возглавлявший Miramax Los Angeles в то время, когда компания принадлежала Disney. «Однако за кулисами царил хаос, совершеннейший хаос», — добавил он, имея в виду то, как Вайнштейн обращался с женщинами.

Десятки бывших и нынешних сотрудников Вайнштейна, начиная с простых помощников и заканчивая топ-менеджерами, признались, что им было известно о фривольном поведении шефа, когда они на него работали. И лишь несколько сотрудников, по их словам, решились на открытое противостояние.

Вайнштейн применял на практике закон молчания; как сообщается в одном из документов, сотрудники Weinstein Company подписывали контракты, согласно которым обязывались не выступать с критикой в адрес компании или ее руководителей, если она может нанести вред «деловой репутации» компании или «личной репутации кого-то из сотрудников». И большинство женщин, принимавших выплаты, соглашались с условиями конфиденциальности, которые запрещали им рассказывать о сделках или приведших к ним событиях.

Когда в сексуальных домогательствах обвинили знаковых фигур , консерваторов Роджера Эйлса (Roger E. Ailes) и Билла О´Райли (Bill O´Reilly), выяснилось, что за свое молчание женщины получали миллионы долларов.

Между тем, по данным источников, осведомленных об условиях договоров, большинство женщин, оказавшихся вовлеченными в сделки Вайнштейна, получали от 80 до 150 тысяч долларов.

По сообщениям ряда лиц, пожелавших сохранить свою анонимность, свидетельства О"Коннор в 2015 году не на шутку встревожили некоторых членов правления и руководителей Weinstein Company, в том числе брата и давнего партнера Вайнштейна, Боба (62 года). Однако членов правления заверили, что расследования излишни. В итоге, достигнув соглашения с Вайнштейном, О"Коннор отозвала свою жалобу и поблагодарила его за предоставленную ей возможность карьерного роста.

«Стороны договорились очень быстро», — сказала г-жа Блум.

Через своего адвоката Николь Пейдж (Nicole Page) О"Коннор отказалась от интервью. В своей докладной записке она объясняла, насколько ее выбивало из колеи то, что она наблюдала и с чем сталкивалась, занимаясь поисками литературного материала для кино и исполняя обязанности кинопромышленника. «Это мои первые шаги в данной области, и я боялась и по-прежнему боюсь говорить об этом открыто, — писала О"Коннор. — Но молчание еще невыносимее».

Рассказывая об эпизоде в гостинице, Эшли Джадд в недавнем интервью призналась: «Женщины долгое время обсуждали Харви между собой, и выносить этот разговор на публику просто-напросто поздно».

Одна и та же история

Г-жа Нестор, студентка юридического факультета школы бизнеса, приняла приглашение Вайнштейна на деловой завтрак в Peninsula Beverly Hills, потому что, как она позднее сказала коллегам, не хотела упускать представившуюся возможность. Когда девушка приехала, Вайнштейн предложил ей свою помощь в карьерном росте, хвастаясь тем, что с ним якобы переспало несколько знаменитых актрис — эти данные ее коллеги собрали после того, как услышали рассказ девушки, а затем направили их на рассмотрение руководителям компании.

«Она сказала, что он был очень настойчив и целеустремлен, хотя на протяжении примерно часа она отвечала на его уговоры однозначным „нет"», — говорится в одном внутреннем документе. Сообщается, что г-жа Нестор, которая не захотела прокомментировать эту статью, отказалась от предложенной сделки. «Она была разочарована тем, что он встретился с ней и, похоже, не проявил никакого интереса к ее резюме или компетенции». Молодая женщина предпочла не сообщать об этом эпизоде сотрудникам отдела кадров, однако обвинения дошли до сведения руководства через других сотрудников.

На протяжении многих лет на нескольких континентах женщины рассказывали о поведении Вайнштейна одну и ту же история: они приезжают в отель, как им кажется, на деловую встречу лишь для того, чтобы узнать, что Вайнштейн, вот уже тридцать лет как женатый мужчина, иногда, похоже, интересуется кое-чем еще. Если его постоянная штаб-квартира располагалась в Нью-Йорке, то в роли временных «отделений» выступали роскошные отели: Peninsula Beverly Hills и Savoy в Лондоне, Hôtel du Cap-Eden-Roc недалеко от места проведения Каннского кинофестиваля во Франции, а также Stein Eriksen Lodge во время кинофестиваля Sundance.

Работать на Вайнштейна могло означать будить его по утрам и укладывать в кровать поздно вечером, предварительно готовя ко сну. Как и коллега, упомянутая в свидетельстве О"Коннор, некоторые младшие сотрудницы, которым поручалось выполнять эти задачи, признавались, что это их очень смущало.

В интервью восемь женщин описали изменчивое поведение Вайнштейна: он появлялся перед ними почти или полностью обнаженным, требовал, чтобы они присутствовали, когда он купался, регулярно просил сделать ему массаж или сам начинал его делать. Женщины, которым как правило было чуть больше двадцати и которые надеялись зацепиться в киноиндустрии, говорили, что он умеет стремительно менять направление беседы: разговор о совещаниях и бумагах легко перемежался комментариями интимного характера. Одна женщина посоветовала своей коллеге надеть для выполнения таких обязанностей парку — в качестве еще одного слоя, защищающего от возможных приставаний.

Бывшая сотрудница компании Лаура Мэдден (Laura Madden), рассказавшая о том, что начиная с 1991 года Вайнштейн принуждал ее к массажам в гостиницах Дублина и Лондона, призналась, что он умел заставить любого, кто смел ему возражать, почувствовать себя отверженным. «Он очень искусный манипулятор, — сказала она в интервью. — Все время приходится себя спрашивать: неужели проблема действительно только во мне?»

«Я ничего об этом не знаю», — сказал Вайнштейн.

Большинство женщин, поведавших The Times о случаях неадекватного обращения с ними Вайнштейна, никогда не встречались друг с другом. Их возраст варьируется от двадцати с небольшим до почти пятидесяти, живут они в разных городах. Некоторые из них признались, что не сообщали о поведении шефа потому, что это происходило без свидетелей и они опасались возмездия со стороны Вайнштейна. Другие говорили, что им было стыдно рассказывать. Но большинство из них доверились коллегам по работе.

Позднее Мэдден рассказала Карен Кац (Karen Katz), своей подруге и коллеге в отделе закупок, о заигрываниях Вайнштейна, в том числе и о том эпизоде, когда она, всхлипывая, заперлась в ванной комнате его номера. «В то время мы были такими молодыми, — сказала г-жа Кац, ныне кинорежиссер. — Мы не понимали, насколько это было неправильно или как Лаура должна была на это реагировать».

Другие сотрудники лондонского офиса сообщали похожие сведения. «Мне было не по себе от смущения и злости, — сказала еще одна бывшая сотрудница компании Салли Ходжес (Sallie Hodges), вспоминая рассказы, которые слышала от коллег. — Так оно все и было».

Функционирование кадровых служб в Нью-Йорке считалось недостаточным, а в Лондоне и того хуже, поэтому некоторые сотрудницы из солидарности объединялись в группы. «Если сотрудницу женского пола просили прийти на совещание одну, то она, как правило, шла вместе со своей коллегой», чтобы не оказаться наедине с мистером Вайнштейном, вспоминает мистер Гилл, бывший президент Miramax Los Angeles.

Многие работавшие с Вайнштейном женщины говорят, что никогда не были объектами его сексуальных домогательств и не знают никого из его жертв, они вспоминают его как начальника, который предоставил им ценные возможности в молодом возрасте. Некоторые с удовольствием рассказывают о долгих годах работы с Вайнштейном, хваля его как наставника и защитника.

Но в интервью некоторые из бывших сотрудниц, признавшихся в том, что им довелось пережить не самые приятные моменты в компании Вайнштейна, задают один и тот же вопрос: как могли обвинения, повторяющие одну и ту же схему — молодые женщины, могущественный продюсер мужчина, одни и те же гостиницы — накапливаться на протяжении почти трех десятилетий?

«В узком кругу это ни для кого не было секретом», — сказала Кэти Де Клесис (Kathy DeClesis), помощница Боба Вайнштейна в начале 1990-х годов. Она курировала молодую женщину, которая после встречи с Харви Вайнштейном внезапно покинула компанию, а позднее, по свидетельствам ряда бывших сотрудников, получила денежное вознаграждение.

Публичное признание могло очень дорого обойтись женщинам. В мире, где правят деньги, слава и искусство, работа у Вайнштейна считалась солидной и привилегированной, и многие его бывшие помощники занимали в Голливуде высокие должности. Он мог быть очаровательным и щедрым: подарочные корзины, цветы, помощь в личной жизни или в карьере, наличные. На Каннском кинофестивале, по словам ряда бывших коллег, он иногда раздавал тысячи долларов в качестве спонтанных бонусов.

Между тем судя по приступам гнева и разносам, которые он устраивал своим сотрудникам вне зависимости от пола, Вайнштейн был человеком с бурным темпераментом. Когда одной приглашенной им женщине пришлось ждать повышения категории гостиничного номера, он закричал, что г-же О"Коннор лучше выйти замуж за «толстого богатого еврея», потому что она, вероятно, годится только на то, чтобы «быть женой» и «делать детишек», пишет она в своем свидетельстве. По ее словам, одной цензурной лексикой шеф не ограничился. По словам бывших сотрудников, такое обращение с женщинами нередко считали очередным проявлением его антипатии.

Осенью 1998 года с мистером Вайнштейном столкнулась 25-летняя ассистентка из Лондона по имени Зельда Перкинс (Zelda Perkins). По словам бывших коллег, она и несколько сотрудниц были вынуждены регулярно выполнять просьбы или выслушивать комментарии непристойного характера в гостиничных номерах, и ее особенно беспокоило обращение шефа с другой сотрудницей. Она сказала Вайнштейну, что он должен это прекратить и что она предаст его действия огласке или начнет против него судебный процесс, если он не изменит свое поведение.

Стив Гутенский (Steve Hutensky), один из юристов в сфере развлечений Miramax, был направлен в Лондон для переговоров с г-жой Перкинс и ее адвокатом. Он отказался предоставить свои комментарии.

Г-жа Перкинс, сегодня работающая театральным продюсером в Лондоне, также отказалась прокомментировать эту статью, заявив, что не может обсуждать свою работу в Miramax или сообщать о заключении каких бы то ни было соглашений.

Несколько месяцев спустя Вайнштейна ждал триумф на вручении «Оскаров»: «Жизнь прекрасна» и «Влюбленный Шекспир» получили сразу десять наград. Через несколько лет Вайнштейн, который продюсировал серию фильмов на британскую тематику, был возведен в Командоры Британской империи — это почетное звание граничит с рыцарским.

«Принудительный торг»

Для актеров встреча с Вайнштейном сулила блистательные перспективы: сценарии, роли, выдвижение на премию, освещение в СМИ, влияние на выгодные рекламные сделки. Он знал, как обеспечить хорошие кассовые сборы даже небольшим фильмам, и умел искусно преподнести как благовоспитанные драмы, вроде «Король говорит!», так и популярные киносерии типа «Очень страшное кино». Фильмы Вайнштейна определяли критерии женственности, секса и романтического жанра: начиная с Кэтрин Зета-Джонс в «Чикаго» и заканчивая Дженнифер Лоуренс в «Мой парень — псих».

Между тем фильмы также были его личным рычагом влияния. Когда Вайнштейн пригласил Эшли Джадд позавтракать в Беверли-Хиллз, накануне она всю ночь снималась в триллере «Целуя девушек», но встреча казалась ей слишком важной, чтобы ее можно было пропустить. Войдя в вестибюль гостиницы, она с удивлением узнала, что они будут разговаривать у Вайнштейна в номере; по словам Джадд, она решила заказать себе на завтрак хлопья, чтобы еду побыстрее принесли и она могла уйти.

Актриса рассказывает, что вскоре Вайнштейн начал приставать к ней с предложениями. Может ли он сделать ей массаж? Когда она отказалась, он предложил порастирать ей плечи. Это предложение она тоже отклонила. Тогда он направил ее к шкафу и попросил помочь ему выбрать одежду на сегодня, а потом пригласил в ванную. «Не хочет ли она посмотреть, как он принимает душ?» — вспоминает актриса его слова.

«Я говорила ему „нет" самыми разными способами, бесчисленное количество раз, но у него наготове всегда была новая просьба, — рассказывает Эшли. — Это был своего рода торг, принудительный торг».

По ее словам, чтобы покинуть номер, она съязвила, что, если мистер Вайнштейн хочет до нее дотронуться, она сначала должна выиграть «Оскар» за роль в одном из его фильмов. В интервью актриса вспоминает, что испытывала «панику и чувствовала себя в ловушке»: «На карту было поставлено слишком многое: престиж, пришедший с Miramax».

Вскоре после этого она рассказала о случившемся своей матери, певице Наоми Джадд, которая подтвердила факт этой беседы корреспонденту Times. По словам Эшли Джадд, несколько лет спустя она без препятствий сыграла в двух фильмах Вайнштейна. В 2015 году она рассказала об эпизоде в гостиничном номере журналу Variety, правда, не назвав имени мужчины.

В 1997 году после эпизода в гостиничном номере во время кинофестиваля Sundance Вайнштейн достиг ранее не известной договоренности с Роуз Макгоуэн (Rose McGowan), в то время 23-летней актрисой. В соответствии с юридическим документом, который был рассмотрен The Times, эта сделка в размере ста тысяч долларов «не должна была рассматриваться как признание» Вайнштейна, но предназначалась для того, чтобы «избежать судебных разбирательств и купить мир». В то время Роуз Макгоуэн только что сыграла в нашумевшем фильме «Крик», а позднее приняла участие в телевизионном шоу «Зачарованные». Актриса отказалась от комментариев.

Усиленная проверка

Всего за несколько месяцев до того, как О"Коннор написала свою докладную, одна молодая женщина уволилась из компании, сетуя на то, что ее заставили устроить Вайнштейну то, что, по ее мнению, было тайными свиданиями — об этом сообщают два человека, которым известна история ее ухода. Женщина, попросившая не раскрывать ее имени в целях защиты конфиденциальности, заявила, что договор о неразглашении не позволял ей комментировать ситуацию.

Вскоре жалобы на поведение Вайнштейна обратили на себя внимание правления компании.

В марте 2015 года Вайнштейн пригласил в свой офис в TriBeCa Амбру Баттилану (Ambra Battilana), итальянскую модель и начинающую актрису. Встреча была назначена на вечер пятницы, и ее целью было обсудить карьеру девушки. Несколько часов спустя Амбра позвонила в полицию. Она сообщила им, что мистер Вайнштейн хватал ее за грудь, спрашивая, настоящая ли она, и задирал ей юбку. Об этом говорится в отчете полиции.

Эти обвинения были рассмотрены отделением по борьбе с преступлениями сексуального характера нью-йоркского полицейского управления и растеклись по страницам таблоидов наряду с сообщениями о том, что женщина сотрудничала со следователями, чтобы тайно записать признание Вайнштейна. Районный прокурор Манхэттена позднее отказался предъявить ему обвинения.

Однако, по словам людей, знакомых с деталями сделки и говорящих на условиях анонимности ввиду договора о неразглашении, Вайнштейн заплатил Баттилане.

Огласка, которую получил этот эпизод, встревожил некоторых руководителей и членов правления Weinstein Company. (Харви и Боб Вайнштейн вместе владеют 42% этой частной компании.) Коллеги вспоминают, что, когда несколько членов совета директоров надавили на Вайнштейна, он настоял на том, что эта женщина его подставила.

До этого г-жа Баттилана в ходе судебного разбирательства давала показания против соратников бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, которые обвиняются в подборе женщин для предполагаемых секс-вечеринок. К тому же итальянские средства массовой информации сообщили, что несколько лет назад г-жа Баттилана обвинила в сексуальных домогательствах своего семидесятилетнего бойфренда, эта жалоба, по-видимому, была отклонена. Модель не ответила на просьбы прокомментировать случившееся. Ее адвокат Мауро Руфини также оказался недоступен для комментариев.

После инцидента один из членов правления компании, Лэнс Маеров (Lance Maerov), сказал, что успешно добился принятия в компании свода правил поведения, в котором подробно описывались критерии сексуальных домогательств.

Затем свои свидетельства обнародовала О"Коннор, где на каждой странице содержались подробные обвинения. Описывая опыт сотрудниц компании, включая свой собственный, она написала: «Соотношение сил таково: я — 0, Харви Вайнштейн — 10».

Она была ценным сотрудником — Вайнштейн называл ее «потрясающим», «замечательным человеком», «блестящим администратором» — поэтому жалоба встревожила топ-менеджеров, включая Боба Вайнштейна. Лэнс Маеров в интервью рассказал, что, когда правление было уведомлено об этом по электронной почте, он настоял на том, чтобы истинность этих утверждений установил сторонний адвокат.

Но расследование так и не началось. Вайнштейн смог договориться с О"Коннор, и расследовать больше было нечего.

«Поскольку этот вопрос уже решен и никаких дальнейших действий не требуется, я снимаю жалобу», — сообщила О"Коннор в электронном письме начальнику отдела кадров через шесть дней после отправки своей докладной записки. Она также написала письмо Вайнштейну, поблагодарив его за возможность познакомиться с индустрией развлечений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Не является самым обсуждаемым миллионером, считающим, что ему все дозволено. Разоблачительные материалы The New York Times и The New Yorker пролили свет на десятилетия сексуальных домогательств, насилия и угроз, из которых состояла доселе блестящая карьера голливудского продюсера Харви Вайнштейна. ELLE разбирается в деталях потрясшего Голливуд и всю Америку скандала.

Кто это?

Основатель Miramax и The Weinstein Company, обладатель «Оскара» и семи «Тони», человек, чаще которого в истории оскаровских церемоний благодарили разве что бога (и то не факт), Харви Вайнштейн, пожалуй, самый влиятельный голливудский продюсер последних десятилетий. Сделав себе имя в 1990-х, выпуская хит за хитом (в их числе - «Криминальное чтиво», «Английский пациент», «Умница Уилл Хантинг» и «Влюбленный Шекспир») и исправно превращая кассовые сборы в оскаровское золото, Вайнштейн вышел на пик славы и могущества, откуда его не сбила даже продажа Miramax. Возглавив в 2005 году компанию имени себя (и своего брата Боба), Харви продолжил победную серию фильмами вроде «Бесславных ублюдков», «Артиста», «Король говорит!» и «Игры в имитацию», казавшуюся бесконечной и оборвавшуюся только сейчас, когда на голливудской карьере Вайнштейна ставится жирный крест.

В чем его обвиняют?

За последнюю неделю своим опытом общения с Вайнштейном поделились десятки женщин в диапазоне от сотрудниц The Weinstein Company до голливудских суперзвезд. В подавляющем большинстве случаев речь идет об одном и том же сценарии: назначенной продюсером встрече в роскошном гостиничном номере, якобы профессиональный характер которой оказывался предлогом для сексуальных домогательств различной степени омерзительности (как правило, сопровождавшихся обещаниями помочь с карьерой в Голливуде или угрозами ее испортить). Самый ранний из обсуждаемых эпизодов датируется 1984 годом, наиболее недавние - 2015-м (хотя количество рассказываемых женщинами неприятных историй множится с такой частотой, что этот временной интервал может расшириться в любую минуту), как минимум восемь жертв Вайнштейна в разные годы подписали с ним соглашения о неразглашении, как минимум три инцидента попадают под юридическое определение изнасилования. Первой из известных актрис отважилась высказаться Эшли Джадд, первой из его оскароносных клиенток - Гвинет Пэлтроу (рассказавшая о приставаниях продюсера своему тогдашнему бойфренду Брэду Питту , который заступился за подругу, но на большее не решившаяся: «От меня ожидали, что я буду хранить секрет»). Некоторые из женщин рассказали свои истории в гнуснейших подробностях, а, например, Анджелина Джоли ограничилась формулировкой «плохой опыт в молодости». В числе других жертв в лучшем случае непристойного, а чаще агрессивного поведения Вайнштейна - актрисы Мира Сорвино, Розанна Аркетт, Кейт Бекинсейл, Роуз МакГоун, Хизер Грэм, Кара Делевинь и Леа Сейду.

Что за этим последовало?

Не считающий себя преступником Вайнштейн выступил с легкомысленным извинением, в котором попробовал оправдаться офисной культурой, в которой он вырос, сравнил себя с Jay-Z, объявил об уходе в вынужденный отпуск и пообещал посвятить ближайшие месяцы терапии и - в качестве странного отвлекающего маневра - борьбе с оружейным лобби. (Кроме того, он пригрозил The Times судом и объявил «многие» из опубликованных изданием историй «заведомо ложными»). Накануне публикации второй разоблачительной статьи продюсер был уволен из The Weinstein Company и лишился Лайзы Блум - лица нанятой им команды дорогостоящих адвокатов. В течение нескольких дней Вайнштейна публично осудили десятки сотрудничавших с ним звезд, от Мерил Стрип и Дженнифер Лоуренс до Джорджа Клуни и Мэтта Деймона, а также адресаты его щедрых пожертвований Хиллари Клинтон и Барак Обама. Наконец, 10 октября от Харви ушла жена и мать двоих из его пятерых детей Джорджина Чепман.

Почему все так долго молчали?

На самый простой и печальный ответ указывают другие похожие истории последнего года: жертв легендарного комика Билла Косби, звезд Fox News, 45-го президента США и голливудского сверхпродюсера объединяет то, что их обидчики - богатые и могущественные мужчины, более чем способные испортить карьеру любой занятой в их среде женщине, тогда как дела о сексуальных домогательствах, как правило, заканчиваются ничем. Разумеется, дело в ресурсах: по свидетельствам очевидцев, в нулевых степень влияния Вайнштейна стала настолько подавляющей, что он был в состоянии «убить» более или менее любую не нравившуюся ему историю. (Собственно, и публикациям статей в The Times с «Нью-Йоркером» Харви всячески пытался помешать, угрожая их авторам судебными исками.) Даже если не задаваться карьерными вопросами (Джоли приняла решение больше не иметь дело с Вайнштейном и «предупреждала других» о его поведении, Пэлтроу предпочла закрыть на него глаза и выиграла «Оскар»), не стоит забывать о первичной, физической угрозе. В том, что Харви «человек, которому страшно дать отпор», признался даже 188-сантиметровый герой боевика и Командор Британской империи Колин Ферт - что уж говорить о временно оказавшихся в его власти хрупких девушках? «Если бы я была сильной женщиной, я бы врезала ему по яйцам и убежала, - вспоминает обвиняющая Вайнштейна в изнасиловании Азия Ардженто. - Но я этого не сделала. И поэтому чувствовала себя ответственной за случившееся». Наконец, довольно многое указывает на достойную лучшего применения -корпоративную, профессиональную, мужскую -солидарность: сомнительное поведение Вайнштейна было открытой голливудской тайной (по словам Джессики Честейн, ее о нем предупредили в самом начале карьеры), но почти все актеры-мужчины заявили о том, что откровения коллег-женщин их «шокировали».

Что все это значит для «Оскара»?

Это, понятно, дело десятое, но «Оскары» не будут прежними. На протяжении многих лет Харви Вайнштейн был общепризнанным королем призового сезона: две ведомые им компании заработали свыше 300 оскаровских номинаций и 81 статуэтку, включая пять - в категории «Фильм года», а он сам придумал и претворил в жизнь свод законов, по которым ведутся оскаровские кампании. Шутки о том, что «Оскары» пора переименовать в «Харви», давным-давно стали общим местом, а его таланту делать призовые магниты из чего и кого угодно - от Роберто Бениньи до черно-белого немого кино - не было равных.

Это время, очевидно, прошло - Киноакадемия назвала поведение Вайнштейна «отвратительным» и обсудит его на своем ближайшем заседании (теоретически Харви может быть лишен статуса академика и выигранного им в качестве продюсера «Влюбленного Шекспира» «Оскара»), а The Weinstein Company, даже если и переживет скандал, будет как минимум переименована. Прямо сейчас имя Вайнштейна - яд, который в одночасье отравил оскаровские перспективы одного из лучших фильмов года «Ветреная река» и грядущего голливудского ремейка французского хита «1+1». Если совсем вкратце, многолетний роман Харви и «Оскара» официально окончен.

Что дальше?

«Подобное обращение с женщинами заканчивается сейчас», - заявила в интервью The New York Times Пэлтроу, и ей очень хочется верить. Практика треклятого casting couch - кастинга «через диван» в кабинете (или гостиничном номере) продюсера (или режиссера) - процветала слишком долго, травмировав слишком много жизней и карьер (если уж на то пошло, не только женских). Пример Вайнштейна - лишившегося работы, семьи и репутации (и имеющего пусть маловероятный, но шанс угодить за решетку - в полиции Лондона и Нью-Йорка начались соответствующие расследования) - должен стать поучительным и показательным: то, что сходило с рук десятилетиями, наконец-то дает сбои. Пока, увы, не всегда: Вайнштейн - едва ли единственный хищник в привыкшей к патриархату голливудской элите, а многочисленные обвинения в сексуальных домогательствах по адресу Дональда Трампа были загнаны под ковер овального офиса в момент, когда он стал президентом. Но в одном можно не сомневаться: каждая из поделившихся своим неприятным, печальным или ужасным опытом женщин заслуживает бесконечного уважения - а не вопросов «где вы были все эти годы?».

Известный "открыватель звёзд" продюсер Харви Вайнштейн, против которого ополчился весь Голливуд, в считаные дни стал самым презираемым человеком в мире. Но травля Вайнштейна имеет простое объяснение: за кулисами этой кампании стоят большие деньги. И люди, которые очень не любят проигрывать деньги. Лайф выясняет подробности.

В прошлом году у известного актёра Майкла Фассбендера спросили, не задевает ли его чувства то, что его - ныне уже бывшая - невеста Алисия Викандер одновременно крутит роман и с продюсером Харви Вайнштейном. Фассбендер в ответ пожал плечами с равнодушием своего героя - робота-андроида:

Харви делает нам хороший пиар. Если ты хочешь получить "Оскар", тебе нужен пиар. Я уверен: сегодня сделать карьеру в кино возможно только при правильной пиар-кампании...

Фассбендер оказался прав на все сто: сегодня вовсе не талант, не работа режиссёров и сценаристов, а именно пиар вершит судьбы людей в кинематографе. Яркое подтверждение этому - судьба самого Харви Вайнштейна.

Стоило появиться нескольким газетным статьям, обвиняющим Вайнштейна в сексуальных домогательствах, как продюсеру пришлось не только уйти в отставку из собственной компании, но и лишиться доли в бизнесе, который он строил несколько лет.

Харви знают все

Появление статьи в The New York Times, обличающей Вайнштейна в сексуальных домогательствах в отношении голливудских актрис, стало неожиданностью, наверное, только для эскимосов Аляски и лесорубов Орегона. В Голливуде же о скандальной репутации Вайнштейна знали абсолютно все. Более того, образ похотливого борова-продюсера, не пропускающего ни одной юбки, стал даже предметом для шуток.

"Мне некого бояться в шоу-бизнесе, - шутила в 2012 году одна из героинь сериала "Студия 30". - Я отказывалась от секса с Харви Вайнштейном не менее трёх раз… Из пяти".

Примерно в то же самое время и актриса Эшли Джадд, собираясь бороться за место сенатора от штата Кентукки, дала весьма откровенное интервью о нравах голливудской тусовки, где в числе прочего рассказала и о приставаниях Харви Вайнштейна. Дескать, он пригласил её в гостиничный номер, чтобы обсудить роль в своём новом фильме, а когда она открыла дверь, навстречу ей вышел абсолютно голый Вайнштейн, предложивший ей сделать ему массаж. Эшли Джадд отказалась и была вынуждена сбежать из номера.

В 2015 году сотрудница The Weinstein Company Лорен О"Коннор написала открытое письмо, в котором обвиняла продюсера в сексуальных домогательствах по отношению к ней и другим коллегам. В ответ Вайнштейн только посмеивался, утверждая, что О"Коннор решила таким образом отомстить ему после увольнения из компании, хотя "расстались они в хороших отношениях".

Впрочем, сексуальные домогательства никогда не были единственным грехом Харви. Второй его грешок - это мошенничество. Впрочем, о том, что братья Вайнштейн мухлюют с бухгалтерией и кассовыми сборами, обворовывая артистов и режиссёров, в Голливуде тоже известно всем - ещё в 70-е годы прошлого века их ловили за руку музыканты таких известных групп, как Genesis и The Grateful Dead.

Братья-промоутеры

Собственно, с мошенничества и началась карьера братьев Харви и Роберта Вайнштейн, которые появились на свет в небогатой еврейской семье, проживавшей в Куинсе, самом большом и неоднородном по этническому составу районе Нью-Йорка. Их мать Мириам работала секретарём в адвокатской конторе, отец Макс Вайнштейн был помощником ювелира. В 1952 году родился их первенец Харви, в 1955-м - Боб.

Окончив школу, братья поступили в Университет Буффало, где они решили подзаработать денег на студенческих вечеринках. Они арендовали зал местного кинотеатра Century Theater и стали распродавать билеты на "Сенсационные порнографические спектакли", которые на поверку оказались обычными номерами стриптиза в исполнении обычных стриптизёрш из местного полуподпольного стриптиз-клуба. Затем они совместно с приятелем Корки Бургером организовали компанию Harvey и Corky Presents, которая в середине 70-х проводила до 200 концертов в год, работая и с такими мегазвёздами, как The Grateful Dead, которых они также беззастенчиво обворовывали.

Затем братья Вайнштейн решили заняться кинобизнесом, и в 1979 году организовали компанию Miramax, которую назвали в честь родителей Мириам и Макса.

Это было настоящее приключение, - много лет спустя вспоминал Харви Вайнштейн. - Мы открывали дело, не имея никаких навыков. Ни я, ни он не кончали Гарвардской школы бизнеса. Но мы мечтали заниматься не только прокатом, но и кинопроизводством, я с детства мечтал снимать кино.

В детстве единственным развлечением Харви и Боба были походы в кино - благо их отец Макс был настоящим киноманом и привил сыновьям любовь к хорошему кинематографу. И вкус Харви не подвёл его, когда он, пытаясь совместить чистое искусство с коммерцией, стал покупать права на такие артхаусные фильмы, как "Повар, вор, его жена и её любовник" Питера Гринуэя и "Свяжи меня!" Альмодовара. Это были рискованные инвестиции, но фильмы, как и предсказывал Вайнштейн, "выстрелили", многократно окупив вложенные в них средства. И о Вайнштейнах заговорили. Вернее, заговорили о Харви Вайнштейне, поскольку младший и более субтильный Боб всегда предпочитал держаться в тени своего старшего громокипящего брата. Даже распределение ролей в их творческом дуэте было выстроено таким образом, что Харви отвечал за публичную деятельность компании, за поиск режиссёров и актёров, за контакты с прессой, а вот молчаливый и тихий Боб - за финансы, договоры и прочую бухгалтерию.

Следующей удачей Miramax стала лента 26-летнего дебютанта Стивена Содерберга "Секс, ложь и видео", которая в 1989 году получила сразу две награды на Каннском фестивале - "Золотую пальмовую ветвь" и приз за лучшую мужскую роль.

Ну а в 1992 году Вайнштейн поставил почти все деньги студии на молодого и мало кому известного Квентина Тарантино, в творческом багаже которого была только одна полнометражная картина - "Бешеные псы". И Харви не прогадал: новый фильм Тарантино "Криминальное чтиво" стал настоящим открытием 1994 года, никому не известный режиссёр получил сразу "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, премии "Оскар" и "Золотой глобус".

Открыватель "звёзд"

Так Харви Вайнштейн приобрёл репутацию "открывателя звёзд", чем он активно стал пользоваться, когда к нему выстроилась очередь молодых актрис-старлеток, готовых на всё ради успешной роли. Многие из них и не скрывали, что являются протеже Харви Вайнштейна, а в прессе даже появился термин "девушки Харви". Кстати, многие из этих "девушек" вошли потом в высшую лигу Голливуда, доказав тем самым, что Харви отбирал их не только за внешние и постельные данные.

Так, благодаря Харви прославилась Ума Турман - по-настоящему гениальная актриса. Стала открытием для кинематографа и Дженнифер Лоуренс, известная по главной роли в трилогии "Голодные игры".

Протеже Вайнштейна стала и Мира Сорвино - Харви Вайнштейн выхлопотал для этой роскошной блондинки главную женскую роль в фильме "Великая Афродита", где Сорвино снялась вместе с самим Вуди Алленом. Работа в "Великой Афродите" сделала Миру знаменитой за одну ночь.

Ещё одна блондинка из списка Вайнштейна - Гретчен Мол, ставшая известной публике 90-х годов из кино "Донни Браско".

Также благодаря Вайнштейтну Гвинет Пэлтроу получила единственный "Оскар", а Хелена Бонэм Картер была не раз на него номинирована.

В списках "девушек Вайнштейна" числились и Джессика Альба, и Сиенна Миллер, и Блейк Лайвли, и Дженнифер Лоуренс, и Алиса Викандер, и многие, многие, многие другие.

Интересно, что все эти сотни романов проходили в то время, когда сам Харви Вайнштейн был счастливо женат. Ещё в 1984 году он женился на Еве Хилтон, которая не имеет никакого отношения к известной фамилии миллиардеров. Ева Хилтон была первой секретаршей Харви в офисе киностудии и знала его как облупленного. И, видимо, не придавала никакого значения его интрижкам на стороне. Они с Харви прожили в браке до 2004 года, воспитав трёх дочерей, в которых сам Харви души не чает.

Именно после развода с Евой Вайнштейн он и пошёл вразнос. Впрочем, через несколько лет он решил снова жениться - на актрисе и модельере Джорджине Чапман, основательнице модного бренда Marchesa, которая родила для Харви сына и дочку.

Они до сих пор женаты, хотя после нынешнего скандала Джорджина официально объявила, что подаёт на развод:

Моё сердце стонет от боли за всех пострадавших от этих непростительных действий женщин, - сказала она репортёрам лондонской The Sun. - Я решила оставить моего мужа, чтобы не иметь ничего общего с этим грязным скандалом. Сейчас мой приоритет - уход за моими маленькими детьми.

Как убили Miramax

Но вернёмся к карьере Харви Вайнштейна. Способность Харви превращать артхаусную заумь в коммерчески успешный продукт не осталась незамеченной среди голливудских магнатов, и вскоре компания Walt Disney за 60 миллионов долларов выкупила студию Miramax, оставив братьев Вайнштейн руководить компанией и пообещав полную свободу действий.

Сегодня эту сделку, сделавшую братьев миллионерами, сами братья Вайнштейн называют своей главной ошибкой в жизни, стоившей им карьеры.

Но тогда окрылённый удачей Харви работал круглые сутки, выдавая шедевр за шедевром. Причём его фильмам был обеспечен не только коммерческий, но и фестивальный успех: "Английский пациент", "Влюблённый Шекспир", "Умница Уилл Хантинг", "Детки" и множество других фильмов своим появлением обязаны именно Харви Вайнштейну. Всего же за последние 20 лет более 300 выпущенных им картин были номинированы на "Оскар".

Но постепенно отношения между Disney и братьями Вайнштейн достигли точки кипения. Дело в том, что в Голливуде Харви получил кличку Харви-руки-ножницы - он нередко заставлял режиссёров перемонтировать фильмы. Некоторые спорили, некоторые подчинялись, считая, что у Вайнштейна есть особый нюх на зрительские вкусы. Но магнатам Disney было откровенно плевать на чутьё Харви, они требовали безусловного следования инструкциям студии. Раз сценарий утверждён на самом верху, то никакой продюсер не имеет права ничего перемонтировать - и точка!

Апогеем же конфликта стал прямой приказ президента The Walt Disney Company Майкла Эйснера, запретившего Харви Вайнштейну организовывать прокат скандального кинофильма "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура. На этот фильм Вайнштейн, увлёкшийся в последние годы документальным кино, имел особенные виды. Но в итоге все соглашения с Майклом Муром и его продюсерами были расторгнуты.

Несомненно, сыграло свою роль и то обстоятельство, что именно в тот момент Ева Хилтон, уставшая от бесконечных измен мужа, наконец-то решилась подать на развод.

И взбешённый Харви подал на развод с корпорацией Disney.

По условиям контракта братья Вайнштейн имели право выкупить студию Miramax обратно, но президент корпорации запросил за студию уже два с лишним миллиарда долларов.

В итоге братья Вайнштейн хлопнули дверью, заявив, что лучше вновь начать бизнес с нуля, чем соглашаться на условия потерявших совесть магнатов.

Что ж, Эйснер отомстил братьям, продав Miramax за 663 млн долларов некоему конгломерату Filmyard Holdings, который был основан финансовой компаний Colony NorthStar и неким Катарским инвестиционным фондом. Причём Miramax была продана не как студия, а как библиотека - правообладатель 700 названий фильмов и нереализованных сценариев. То есть практически как труп - все сотрудники компании были уволены, а офисы в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе закрыты.

Но новые владельцы и не собирались снимать кино, планируя делать деньги на прокате уже созданных Вайнштейнами фильмов.

В 2015 году Miramax снова продали - уже за один миллиард долларов. Покупателем стала катарская компания beIN Media Group, принадлежащая бизнесмену Насеру бен Ганиму Аль-Хелаифи, хозяину телекомпании "Аль-Джазира".

Теория Вайнштейна

Братья Вайнштейн основали свою компанию The Weinstein Co, а также Боб Вайнштейн возглавил продюсерскую компанию Dimension Films, которую он создал для создания сугубо жанровых кассовых фильмов. Видите ли, Харви Вайнштейн не хотел, чтобы название Miramax каким-либо образом ассоциировалось с такими попсовыми поделками, как фильмы "Крик" Уэса Крейвена. Но раз деньги всё равно надо зарабатывать, то пускай этим занимается отдельное предприятие, никак формально не связанное с респектабельной студией.

И поначалу дела у братьев Вайнштейн пошли в гору - Харви выпустил такие фильмы, как "Бесславные ублюдки", "Чтец", "Одинокий мужчина", "Король говорит!", которые принесли своим создателям не только приличный заработок, но и вожделенные номинации на "Оскар".

Но потом Харви как будто бы подменили.

Всё началось в 2013 году с "Хоббита" Питера Джексона - впервые в жизни не братья Вайнштейн надули кинематографистов, а сам Питер Джексон с компанией продюсеров из New Line Cinema обвели этих прожжённых мошенников вокруг пальца, утаив от Харви и Боба львиную долю выручки. Оцените красоту момента: New Line Cinema подписала с Вайнштейнами контракт на прокат фильма, пообещав пять процентов прибыли. Слово они сдержали, правда, не сообщив о том, что "Хоббит" - это три фильма, а не один. В итоге Вайнштейны получили в три раза меньшую прибыль.

Затем наступила полоса неудач.

В 2014 году Харви Вайнштейн работал над созданием телевизионного блока британской сети ITV, но сделка по продаже сети развалилась. Вложенные инвестиции были потеряны, что стало причиной определённых кадровых перестановок в руководстве компании. Прежде всего братья были вынуждены продать часть акций компании, сократив свою долю в The Weinstein Co до 46 процентов.

В итоге место одного из главных инвесторов студии занял 54-летний бизнесмен Тарак Бен Аммар, выходец из Туниса, который ранее прославился как тур-менеджер самого Майкла Джексона. Заработанные деньги он вложил в ряд телекоммуникационных проектов в Европе. Также Бен Аммар стал и распорядителем средств саудовской королевской семьи, которые сейчас активно выводят нефтедоллары в различные проекты в США, помогающие королевской семье увеличить своё политическое влияние. Так, Бен Аммар помог одному из саудовских принцев инвестировать 400 миллионов долларов в News Corp Мердока, также он вкладывал деньги в Euro Disney. Вложение денег в компанию братьев Вайнштейн поначалу тоже казалось выгодным бизнесом, если бы не постоянные неудачи Харви.

На стороне Бен Аммара оказались и другие акционеры студии, прежде всего Пол Тюдор Джонс - основатель инвестиционного фонда Tudor Investment Corporation, и Лэнс Маеров, вице-президент семейного фонда WPP Group USA, Inc. Этих бизнесменов меньше всего волновали эксперименты Харви Вайнштейна в области артхауса. Они хотели быстрого оборота вложенных денег и многократного увеличения конечной прибыли.

Под давлением новых акционеров Харви Вайнштейн принял новый антикризисный план. Часть сотрудников была уволена, было объявлено, что студия сокращает производство - вместо 18–20 фильмов, выпускаемых студией каждый год, братья Вайнштейн будут делать 8–9 лент, но самых ударных. Таких, чтобы брали бы и "Оскары", и кассу.

Но в 2015 году практически все фильмы, выпущенные студией The Weinstein Company, потерпели финансовый крах. За исключением двух картин - мультфильма "Приключения Паддингтона" и фильма Квентина Тарантино "Омерзительная восьмёрка", собравшего при бюджете в 54 миллиона долларов кассовую выручку в 155,8 миллиона. Но даже такой успех не мог компенсировать провалов остальных лент Вайнштейна.

Тем не менее Харви не терял оптимизма.

Помнишь, как мы начинали? - говорил он брату. - Ни один из наших фильмов не окупал бюджета, но мы продолжали искать то новое, что "выстрелит". Нам нужен только один удачный "выстрел", одно стопроцентное попадание, то тогда - вот увидишь! - акционеры и не вспомнят о неудачах.

Но 2016 год оказался ещё хуже, чем предыдущий. Первая премьера года и первое громкое фиаско - вестерн "Джейн берёт ружьё" с Натали Портман не смог набрать в прокате и шестой доли своего бюджета, потраченного на съёмки. За ним последовал провал "Затмения" испанского режиссёра Алехандро Аменабара и мюзикла Sing Street, который даже не стали пускать в мировой прокат. Убыточной оказалась и биографическая лента "Руки из камня" о судьбе боксёра Роберта Дюрана из Панамы, которая собрала лишь пять миллионов долларов при бюджете в 20 миллионов.

Но главным символом неудач прошлого года стала кинокомедия "Дикие овцы" с Деми Мур и Джессикой Лэнг, собравшая в прокате 125 тысяч долларов. Никто из американцев почему-то не оценил искромётного юмора режиссёра Энди Тенанта насчёт менопауз и остеопороза. Даже успех кинофильма "Лев" о нелёгкой судьбе индийского мальчика Сару, который собрал в Индии 140 миллионов долларов, не смог компенсировать финансовые потери студии.

Именно в декабре и возникли первые разговоры о возможной продаже The Weinstein Co. Но Харви ничего не хотел слушать, будучи уверенным в своей звезде.

Чтобы нейтрализовать влияние Бен Аммара, он ввёл в состав совета директоров своих людей: миллиардера Дирка Зиффа, сделавшего капитал на издательском бизнесе, Тима Сарноффа, вице-президента корпорации Technicolor, производителя цветной фотоплёнки и оборудования для киностудий, Марка Ласри, управляющего инвестиционном фондом, и президента баскетбольного клуба NBA Milwaukee Bucks. Уж кто-кто, а эти люди, думал Харви, должны понимать, что успех в искусстве изменяется вовсе не оборотом капитала.

Но и в 2017 году череда неудач продолжилась. Сначала был грандиозный провал многострадального триллера "Золото" с Метью Макконахи в главной роли, который снимался почти пять лет - картину то снимали с производства, то возвращали. В итоге непутёвое "Золото" не смогло набрать в прокате и половину своего 20-миллионного бюджета.

Далее провалились "Основатель" с Майклом Китоном в главной роли и "Тюльпанная лихорадка". Единственная продукция студии, которая хоть как-то запомнились критикам, - это сериал "Туман" по роману Стивена Кинга, изруганный в пух и прах всеми поклонниками творчества короля ужасов. Также внушает определённые надежды детективный триллер "Ветреная река", который только сейчас вышел в прокат.

Тем не менее уже в конце лета стало понятно, что итоги года вновь будут неутешительными.

И тогда на стороне Бен Аммара выступил сам Боб Вайнштейн, жёстко попросивший Харви уйти "по-хорошему".

Хватит кормить артхаус!

В Голливуде все привыкли считать Боба неким антиподом Харви - если старший брат нагл, напорист, а внешне напоминает помесь медведя с диким кабаном, то Роберт - само воплощение интеллигентности. Очки, кроткий взгляд, обаятельная улыбка. Но это всего лишь видимость.

Его бывшая супруга Анна Кленси-Вайнштейн во время бракоразводного процесса потребовала себе у полиции защиту. Оказывается, "тихоня" Боб несколько раз избивал её и грозился нанять киллеров мафии, если Анна не образумится.

Вторая жена также обвиняла Роберта Вайнштейна в рукоприкладстве - почти все семейные конфликты дома он решает кулаками.

О непростом нраве младшего брата говорят и сотрудники Dimension Films, и актёры, работавшие над серией фильмов "Очень страшное кино". Дескать, Боб ещё более авторитарен, чем Харви.

Считается, что чёрная кошка пробежала между братьями в ноябре прошлого года - после похорон матери Мириам Вайнштейн. До этого между Харви и Бобом и раньше случались конфликты, но после смерти матери отношения братьев перешли в глухую вражду. Причины конфликта стары как мир - ревность и деньги. Бобу надоело, что все считают "гением кино" только Харви, тогда как в действительности это он кормит брата, давно уже заигравшегося в свои эксперименты и проедающего заработанные Бобом деньги.

И вот, похоже, когда все средства для уговоров Харви продать бизнес были исчерпаны, в дело вступила "тяжёлая артиллерия".

13 разгневанных женщин

Корреспондент The New York Times с подачи Боба (так, по крайней мере, утверждает сам Харви Вайнштейн) собрала показания 13 женщин, которые обвинили Вайнштейна в "сексуальном нападении или сексуальных притеснениях", которые проходили с 90-х годов до 2015 года. Выяснилось, что Харви на протяжении многих лет сексуально домогался актрис, желавших получить роль в его фильме, коллег и журналисток. Так, например, утверждается, что Вайнштейн приглашал актрис на прослушивание к себе в номер в отеле, где встречал их полностью голым. Также мог заняться мастурбацией на глазах у журналистки или заставить актрису проходить кастинг в ночнушке. Когда же некоторые жертвы продюсера хотели довести дело до огласки, то тот принуждал их пойти на мировую: якобы Вайнштейн потратил тысячи долларов, откупаясь от обвинений.

Следом заговорили и другие женщины - похоже, за последние 30 лет сотни женщин слышали от Вайнштейна просьбу сделать ему массаж - в идеале, принимая вместе душ.

Итальянская актриса Азия Ардженто даже обвинила продюсера в изнасиловании, которое произошло двадцать лет тому назад, - дескать, тогда она побоялась отказать домогательствам Харви и согласилась на оральный секс.

Он раздавил много людей, - заявила актриса журналистам. - Вот почему эта история более двадцати лет не выходила наружу. Но я жертва, и я чувствую себя ответственной за других жертв. Потому что, если бы я была сильной женщиной, то я бы ударила его по шарам и сбежала бы, навсегда отвадив у него желание домогаться женщин. Но теперь я чувствую горькое сожаление, что не сделала этого раньше.

После этого к обличению мерзкого Вайнштейна присоединились все более-менее заметные деятели Голливуда - так что теперь совершенно непонятно, кого именно домогался Харви Вайнштейн, а кого он задел за живое на расстоянии. Причина такой массовости проста: все понимают, что за травлей Вайнштейна стоят интересы киностудий, и заранее пытаются заработать очки.

Под раздачу попали и близкие к Вайнштейну люди - например, журналистка никому не известного интернет-сайта сообщила, что десять лет назад она уже будто бы собирала информацию о жертвах сексуальных домогательств в Голливуде, и тогда актёры Мэтт Дэймон и Рассел Кроу, работавшие вместе с Харви Вайнштейном, упросили её не писать о том, что в студии Miramax был нанят специальный юрист, чтобы "улаживать споры с женщинами Вайнштейна". Правда это или нет, звонил ли Мэтт Дэймон журналистке или нет - поди проверь, но свою порцию общественного гнева они получили по полной. Теперь Дэймон и Кроу числятся "сутенёрами" Вайнштейна.

Досталось и режиссёру Оливеру Стоуну, которого бывшая модель и "девушка Playboy" Керри Стивенс обвинила в домогательствах. Как сообщает Daily News, Стоун никакого отношения к Вайнштейну не имеет, просто скандал с разоблачениями, подобный нашумевшей не так давно акции "ЯНеБоюсьСказать", развивается по собственным законам, захватывая всё новых и новых людей.

Лишь некоторые из актёров смогли себе позволить роскошь не участвовать в этой кампании. К примеру, Джордж Клуни заявил, что ни разу не видел, чтобы Вайнштейн домогался женщин:

Мы ужинали вместе, ездили на съёмки, спорили друг с другом. Но я могу сказать, что у меня на глазах никогда ничего подобного не происходило - никогда.

Я знаю Харви 22 года, - заявила актриса Лиз Херли. - Я могу честно сказать, что он, конечно, никогда не просил меня массировать его. Конечно, если он сделал это, это ужасно, и мне очень жаль этих женщин...

А модельер Донна Каран так и вовсе выступила в защиту Харви, заявив, что тот не делал ничего такого, что "выходило бы за рамки Голливуда". Дескать, дело не в том, что вытворяет Харви Вайнштейн, а в том, что такая модель поведения давно стала нормой для американской киноиндустрии. Да и не только для американской, честно говоря.

Деньги решают всё

Реакция на скандал последовала незамедлительно. Харви Вайнштейн был уволен из студии, следом совет директоров покинули Дирк Зифф, Тим Сарнофф и Марк Ласри. Роберт Вайнштейн уже сообщил о переименовании студии - чтобы в названии не было бы никакого намёка на "позорную" фамилию. Потенциального покупателя - неназванный саудовский инвестиционный фонд - не интересует бренд студии, ведь он не собирается снимать кино. Всё, что интересует покупателей, это права на выпущенные Харви Вайнштейном фильмы.

Большой вопрос - что будет с самим Харви Ванштейном. Доказать какие-либо из предъявленных ему обвинений и посадить продюсера в тюрьму будет крайне сложно - и из-за отсутствия улик и практически из-за того, что все, кто обвинил Вайнштейна в домогательствах, дали ему отпор и ушли из номера. Зато вот потрепать Харви нервы в суде и лишить его сбережений - получится вполне.

Впрочем, и сам продюсер готов к баталиям. Так, адвокаты Вайнштейна уже заявили, что всё изложенное в разоблачительной статье The New York Times - ложь и клевета. Уже подготовлен иск в суд.

Впрочем, сам Вайнштейн, хотя и заявляет, что ничего криминального не сделал, уже принёс извинения за своё поведение и заявил, что сейчас проходит терапию. Похоже, он уже и сам не верит, что его "непотопляемую карьеру" ещё можно спасти.

Влиятельный продюсер, благодаря которому были сняты «Криминальное чтиво», «Английский пациент», «Умница Уилл Хантинг», «Влюбленный Шекспир», «Властелин колец», «Банды Нью-Йорка», «Бесславные ублюдки», «Король говорит!» — это только несколько лучших фильмов последних десятилетий, —

Тот факт, что на защиту Вайнштейна стали тогда голливудские тяжеловесы, сейчас заставляет СМИ составлять список тех, кто публично осуждает поведение Харви Вайнштейна. Высказываться голливудские звезды стали не сразу - однако с каждым днем список пополняется.

Вслед за Эшли Джадд и Роуз Макгоун выступили многие другие. Джули Денч, многим обязанная Вайнштейну, заявила, что и представить себе не могла, что он такое себе позволял. , работавшая с Вайнштейном над картиной «Мой парень - псих», заявила, что глубоко переживает этот скандал, а сама с его домогательствами не сталкивалась. заявила в твиттере, что ее много раз предупреждали, что такое возможно, уверяет, что ни о чем не знала, но женщины, которые открыли правду, большие молодцы. С осуждением выступили и , Патришия Аркетт, Бри Ларсон.


Продюсер Харви Вайнштейн и актриса Николь Кидман во время с ужина с журналистами Белого дома в Вашингтоне, 2013 год

Jim Bourg/Reuters

Пока публика ждет, что скажут мужчины, но большинство из них молчит. Помимо и Сета Рогена пока что высказался - впрочем, его голос стоит десяти. Актер, слава, к которому пришла, в сущности, благодаря Вайнштейну (точнее, спродюсированной им картине «От заката до рассвета»), заявил изданию The Daily Beast, что это все непростительно.

Он рассказал, что знает Вайнштейна 20 лет, и за все это время ни разу не видел ничего такого. Однако слухи - ходили.

«Я думаю, многие скажут, что такое происходит не только в Голливуде, а всюду, где люди используют других людей, потому что у них есть власть и влияние. И если ты не говоришь об этом, то ты тоже в этом замешан», — сказал он.

Не говорит об этом пока что и еще один добрый друг Харви Вайнштейна - Барак Обама, дочь которого всего несколько месяцев назад закончила стажироваться в кинокомпании The Weinstein Company. Скандал Харви Вайнштейна - это еще и сильный удар по , которую голливудский продюсер поддерживал (в том числе, и материально) на протяжении многих лет.

Тем временем, не проходит и полутора часов без новых сведений о неподобающем поведении Харви Вайнштейна. В том числе, без новых обвинений. 10 октября, в его «деле» появились новые имена — в попытке изнасилования голливудского продюсера обвинила актриса и режиссер Азия Ардженто — в интервью The New Yorker она рассказала о том, что продюсер приставал к ней в 1997 году на вечеринке студии Miramax в «Отель дю Кап-Эден-Рок» в Антибе. Кроме того, на его поведение пожаловались и : после того, как актрисы отвергли продюсера, карьера и одной, и второй, покатилась по наклонной.

Поделиться: