Самодельные складные лодки для рыбалки. Самодельные лодки для рыбалки

Проект, чертежи, эскизы и описание технологии изготовления
лодки из одного листа фанеры

Предлагаю вашему вниманию проект, эскизы и описание технологии изготовления лодки из одного листа фанеры . Конструкция и технология разработаны мной на основе опыта постройки и эксплуатации более 50 подобных лодочек. Если делать так, как написано, избегая больших перекуров, то построить эту лодку можно за две недели, а то и быстрее. В общем, это рыболовная лодка для «небогатенького Буратино», к тому же не обладающего опытом мастера-столяра, которым славился его папа Карло. Стоимость основных материалов (лист фанеры размером 3х1,5 м; рейки, краска и эпоксидка) составила всего 625 рублей.

Основные материалы, необходимые для постройки лодки:

  • монетка (неважно какого достоинства и какой страны);
  • фанера водостойкая марки ФСФ - 1 лист размером 1500х3000 мм и толщиной 4 мм;
  • рейки для бортов: 3-метровые сечением 10х40 мм - 4 штуки;
  • метровые сечением 25х50 мм - 2 штуки;
  • рейки для днища: 2,5-метровые сечением 20х40...50 мм - 2 штуки;
  • 90-сантиметровые сечением 10х40 мм - 6 штук;
  • доски: полупереборка - упор под банку (размеры 1200х125х15 мм) - 1 штука;
  • банка (размеры 1200х250х25 мм) - 1 штука;
  • обвязка транца (размеры 1000х140х20 мм) - 1 штука;
  • упор под ноги гребца (размеры 1000х50х25 мм) - 1 штука;
  • эпоксидный клей - 5 кг;
  • краска;
  • стеклоткань - 3 м (при ширине 0,9 м);
  • проволока медная диаметром 1,5 мм, гвозди, шурупы.

Инструмент: пила, дрель со сверлами, струбцины, рубанок, наждачная шкурка.

P. S. Необходимо приобрести уключины (рис. 1). Я делаю такие сам из нержавейки. Пока никаких нареканий на их качество не было.

Технология постройки лодки из одного листа фанеры

Сразу хочу сказать, что строить мы будем лодку с плоским дном. Такая конструкция проще и надежнее.

1. Берем лист фанеры и размечаем по эскизу с помощью рейки линию скулы и часть транца одного правого борта (линия АБВ на рис. 2). Можно в «реперные» точки забить гвоздики. Размеры даны в миллиметрах по привычке, можно было привести их и в сантиметрах. Да и точность размеров тут особенно не нужна. Чуть больше-меньше... Главное, чтобы выкройка днища оказалась симметричной.

2. Выпиливаем часть транца и правую скулу по линии АБВ (см. рис. 2).

3. Укладываем образовавшуюся обрезанную часть (на рис. 2 - правый борт) на левый борт, крепим последний там струбцинами или гвоздями, чтобы он не сдвинулся с места, и с его помощью, как по шаблону, размечаем отдельно днище и отдельно транец. В этом случае симметрия днища и транца будет соблюдена полностью. Заметим, что в результате проделанных операций по выпиливанию от листа фанеры у нас остались два куска, которые пойдут на изготовление бортов, и транец.

4. По краю кормы, днища и соответствующему краю транца сверлим отверстия диаметром 1,6 мм через каждые 150 мм.

5. Проволокой прикручиваем транец к днищу (используя отверстия).

6. Устанавливаем днище на табуретку и три стула (рис. 3). С помощью классических приемов и классической литературы («Королева Марго», «Война и мир») создаем требуемый прогиб днища в 100 мм и нужный наклон транца. (Хорошо при этом подложить под днище рейки, которые пойдут потом на борта, особенно если фанера толщиной 4 мм).

7. На одном из оставшихся кусков фанеры размечаем контуры борта с учетом наклона транца. Для этого заготовку для борта прижимают к скуле днища. Для удобства в транце вверху можно просверлить отверстия и прикрутить к нему заготовку проволокой, но все равно для разметки борта потребуется помощник, который будет держать носовую часть заготовки будущего борта, и прочертить карандашом оставшуюся на его долю линию соприкосновения заготовки с днищем и линию форштевня.

8. Выпиливаем борт, а затем, используя его в качестве шаблона, выпиливаем и другой борт. Образовавшие неровности удаляем рубанком или, что лучше, шкуркой погрубее, обернутой вокруг деревянного брусочка. Борта стараются сделать как можно более одинаковыми.

9. По краям днища и соответствующим краям бортов сверлим отверстия с шагом 150 мм, промазываем лодку жидкостью против гниения, например, «Сенеж», что значительно увеличит срок службы лодки особенно, если фанера березовая, и сшиваем лодку медной проволокой диаметром 1,5 мм. Скрутки формируем снаружи. Учтите, что борт при стыковке с днищем ставят на днище. Транец тоже ставят на днище и располагают внутри бортов.

10. Осаживаем и обстукиваем молотком проволоку скрепок.

11. Вставляем банку и переборку, временно укрепив их шурупами, и приклеиваем планки по бортам. Короткие планки, в середине которых будут отверстия под уключины, предварительно прострагивают на ус и вклеивают между внутренней бортовой рейкой и фанерным бортом. Центр отверстия под уключины отстоит от банки (сиденья) на 300 мм. Вклеиваем кницы (элементы конструкции корпуса судна для соединения отдельных частей корпуса, расположенных под углом одна к другой), фиксируя их временно струбцинами, гвоздями или шурупами на «Мухах». «Муха», или «Сухарик» - это деревянная или фанерная шайба произвольной формы под временный гвоздь (шуруп), чтобы потом легче было его удалить.

12. Проклеиваем стыки днища и бортов изнутри стеклотканью в три слоя. При этом ширина внутренней полоски составляет 25 мм, средней - 40 мм, наружной (верхней) - 50 мм. Перед оклейкой этих стыков снаружи скрепки следует откусить. Рубанком и шкуркой подрабатываем неровности, скругляем скулу снаружи. В кницах сверлим отверстия, чтобы к концам можно было бы привязать якорный канат, швартов, садок и т. п. Вклеиваем окончательно банку, а на днище на клею крепим монетку «на счастье». Хотя я в приметы не верю, но заметил, что «монетка» помогает даже тем, кто этому не верит. Приклеиваем упор и планочки под ноги и на днище, чтобы сберечь краску и соответственно фанеру от потертостей и намокания. Планочки эти внутри корпуса располагаем поперек, снаружи - вдоль.

13. Вырезаем и приклеиваем доску на транец.

14. Во все отверстия, оставшиеся от «временных» шурупов и гвоздей, забиваем нагеля (деревянные гвозди), смазанные эпоксидкой. Когда эпоксидка отвердеет, лишнее срезают, а место расположения нагеля шпаклюют и зачищают. Красить лодку лучше пентафталевой краской для наружных поверхностей. Проверьте только, сочетается ли использованная жидкость против гниения с этой краской. И вообще, полезно прочитать, что на банке с краской написано.

15. Расстояние от кромки банки до отверстия для уключины, как уже говорилось, равно 30 см. Сверлим отверстие диаметром 17 мм в толстой рейке. Если нет сверла диаметром 17 мм, то можно просверлить отверстие меньшего диаметра, после чего расширить его какой-нибудь подходящей железкой. В полученное отверстие вставляют подходящую по диаметру трубку из нержавейки или латуни (алюминий быстро сотрется, железо поржавеет) длиной примерно 70 мм с толщиной стенки не менее 1,5 мм. Перед тем, как вставлять трубку в отверстие, ее обматывают стеклотканью, смоченной в эпоксидке. Сверху трубку утапливают заподлицо с бортом, чтобы леска или сеть не цеплялась за нее. Если трубка большего диаметра, чем надо, внутреннюю рейку придется взять потолще. Желательно, чтобы эти трубки были единственными деталями из металла во всей конструкции (не считая, понятно, скрепок). Можно поднять подуключину повыше с помощью «подушки» - брусочка толщиной 30...40 мм, который придется приклеить к планширю и закрепить нагелями. Трубочку тогда следует взять подлиней. Грести будет удобнее, но те, кто пользуются сетями утверждают, что такая «подушка» мешает.

Весла. Есть множество вариантов изготовления весел. Их делают из цельных досок, реек, труб. Англицкие шлюпочники рекомендуют собирать веретено весла из 14 реек ясеня, выросшего на открытом участке южного склона, причем годятся только рейки, напиленные только из северной части ствола! Я получал удовлетворивший меня результат, выполнив веретено и рукоятку весла из 2-метрового бруса сечением 50х50 мм. Правда, лучше оказался такой же брус, но склеенный из доски-дюймовки. В качестве лопасти я вставил в прорезь веретена фанерку размером 400х200 мм и толщиной 6 мм. У лопасти веретено прострагивают до диаметра 35 мм. Перед рукояткой я оставлял сечение квадратным. С веслом проще управляться, если центр тяжести весла находится ближе к уключине. Иногда для этого в рукоятки даже запивают свинец. Весло получается длиной 220 см, лопасть в прорези крепят клеем и двумя самодельными (из проволоки диаметром 4 мм) алюминиевыми заклепками. Не делайте весла короче 2 м, так как выгрести против ветра и течения такими веслами будет очень трудно. Можно весла купить, мне попадались в магазине весла с пластиковыми лопастями, но стоили они 750 руб., а материалы на всю лодку - всего 625 руб.

P. S. Не забудьте монетку приклеить.

Что и для чего можно изменить при постройке лодки

Днище. Если плыть не далеко, волны на водоеме не бывает, а каждый см осадки имеет значение, днище вообще можно сделать прямым (без кривизны). Но на такой лодке корма начнет тянуть за собой воду и грести будет тяжело. В этом случае днище у лодки шириной 120 см лучше сделать пошире (примерно 1 м) при ширине транца 80 см.

Если придется пробираться сквозь камыши, можно сделать днище поуже, но при его ширине менее 70 см уже «не стрельнешь» и спиннинг забрасывать придется осторожно. Особенно, если вода холодная!

Для желающих построить себе лодку из одного листа фанеры , по форме напоминающую обычную деревянную килевую лодку , на рис. 4 приведена конструкция «киля», который образуется при формировании днища из двух заготовок из фанеры, соединяемых под углом 100°...120°.

Нос. Если у лодки сделать нос прямоугольным, как у «оптимиста», ее грузоподъемность и остойчивость возрастут. На ней можно будет плавать и втроем, если вести себя осторожно. Но грести против волны и ветра, а также пробираться сквозь камыши будет труднее. Еще понадобится подыскать для носа кусок фанеры или дощечку, что к тому же увеличит массу лодки.

Мотор. Если транец подкрепить, можно на нем подвесить и моторчик мощностью 5 л. с., но гораздо безопаснее использовать моторчик мощностью не более 2 л. с. или электромотор «Снеток», например. Но опять же - это дополнительный вес.

Кормовая банка. Постоянная кормовая банка, понятно, увеличит вес лодки, а ведь после долгой гребли и рыбалки каждый лишний грамм лодки кажется килограммом. В банках в виде ящичков можно кое-что хранить, но помните, чтобы что-то достать оттуда, с банки надо встать, а это не всегда безопасно.

Киль. Подобный плавник в кормовой части лодки (его размеры: длина 1 м, высота 7 см, толщина 25 мм) поможет, особенно неопытному гребцу, удержать лодку на курсе, но окажется помехой при отходе лодки от берега с отмелью. Вообще-то киль советую сделать, а если он будет мешать, то рубанок уже изобрели, а вот подрабатывать киль топором не советую.

Паруса. Для нашей лодки вполне допустим парус, руль и шверт от «оптимиста». В результате получится маленькая «Очаковская шаланда».

Однако, принимаясь за модернизацию лодки, помните, что любые усовершенствования и приспособления тянут за собой целый воз проблем и дополнительных материалов. Может проще будет подыскать проект другой лодки. На сайте сайт, например, их очень , и . Достоинства же этого проекта: минимальная стоимость и трудоемкость, отсутствие особых требований к квалификации мастера-исполнителя и очень даже удовлетворительные (!) потребительские качества лодки.

Что и чем можно заменить при строительстве лодки

Фанеру марки ФСФ вполне заменит фанера марки ФК, только последнюю после склейки придется проолифить горячей олифой и прокрасить тщательнее. Известны примеры, когда при аккуратном уходе лодки из такой фанеры служили многие годы. Если для реек нет древесины хвойных пород, то вполне для подобных целей подойдет и древесина лиственных пород. Ведь вам не вокруг мыса Горн идти, а за несколько лет авось и рейки из березы не сгниют. Вспомните, делают из мягких осины и тополя, а служат они долгие годы. Правда, из лиственных пород лучше взять ясень (рейки) и липу (дощечки).

Если нет фанеры нужного размера, те или иные можно собрать из отдельных кусков. При этом возможны варианты. Например, если длина днища получается короче нужной всего на 20 см, а ваш собственный вес менее 90 кг, можно этой длиной и ограничиться. Замечу, что заусовывать соединяемые края фанеры не надо, проще и надежнее склеить их просто встык. С внутренней стороны корпуса на стык потребуется положить планку толщиной 10...15 мм и шириной 5...7 см, а снаружи полоску стеклоткани. Далее стык сшивают проволокой, а если нет проволоки, можно и ниткой или бечевочкой (лучше синтетикой). Отверстия для проволоки можно просверлить или выполнить трехгранным шилом, например. И если получатся отверстия диаметром не 1,6 мм, а больше, ничего страшного, все равно эпоксидка их залепит.

На чем можно сэкономить

При дефиците стеклоткани полоски из нее можно нарезать поуже, но все-таки шириной не менее 3 см, а надежно загерметезировать стык позволят и два слоя. В случае необходимости эпоксидку вполне заменит любой водостойкий клей, но при этом внизу по скуле надо будет приклеить рейку сечением 30х25 мм и организовать крепление днища с бортами на шурупах, располагая последние с шагом 100...150 мм. В этом случае рейку приклеивают сначала к борту (с выпуском за кромку примерно на 5 мм), а потом «снимают малку», то есть прострагивают ее для плотного прилегания к днищу.

Рейки к бортам можно прикрепить и без клея (только гвоздями или шурупами, предварительно промазав их краской). Но тогда придется увеличить размеры сечения реек примерно на треть, а размер книц - в два раза, вырезав их из доски толщиной не менее 30 мм (известно, что клееная деталь работает, как одно целое, а из сколоченных частей, как колхозники в колхозе (вроде бы и вместе, а...).

Неплохие подуключины получатся и из стальной трубки, которую надо будет приварить к планке и прикрутить болтами М8. Если есть трубки слишком большого диаметра, то в них следует вставить вкладыши из пластмассовых бутылок. С такими вкладышами уключины не скрипят, и мне кажется, что с ними даже грести становится легче. Диаметр осей уключин больше 12 мм делать не стоит, а меньше 10 мм - как-то не совсем практично.

Фанеру (если нет нужного формата), как уже говорилось, можно стыковать не заусовывая, а просто встык, положив снаружи одну полоску стеклоткани, а изнутри планку 20х50 мм.

Ошибки при постройке лодки

Если ваш вес 90 кг или больше, рейками, предусмотренными проектом, днище не удержишь. Оно будет прогибаться под ногами вниз, а водой выгибаться вверх (осадка-то увеличилась). Срок службы лодки уменьшится весьма значительно, так что в этом случае придется взять фанерку на днище потолще (хотя бы 6-миллиметровую). Или потребуется приклеить на дно поперечные рейки (флоры) сечением минимум 20х50 мм. Приклеивают такие рейки ребром с шагом 30 см. Хотя один мой знакомый (вес нетто - 105 кг) два года назад, взяв у меня лодку, клятвенно обещал сесть на диету и сбросить вес до 80 кг. Соврал, конечно. Тем не менее, лодка служит до сих пор, но он редко рыбачит.

Понятно, при разметке днища и бортов рейку невозможно уложить - изогнуть одинаково, используя всего три отправных точки. Поэтому, чтобы лодка не получилась кривой, соблюдайте предложенную технологию раскроя. Конечно, кривая лодка тоже будет держаться на воде, но...!

Применять гвозди при строительстве лодки быстрее и дешевле, а с помощью шурупов работу удается выполнить аккуратнее, если не забывать сверлить под каждый шуруп отверстие и сам шуруп смазывать каким-либо маслом (хоть растительным). Иначе потом этот шуруп не выкрутить. При креплении реек для их фиксации в нужном положении желательно использовать хотя бы две струбцины, например, от обычной мясорубки. Ведь руками удержать рейки как надо трудно. Для крепления планок лучше брать шурупы длиной 20...25 мм покрупнее с полукруглой головкой под отвертку с плоским жалом. И подкладывать под них «мухи» или металлические шайбы.

Крепить планки начинают от какой-либо выбранной точки, действуя в дальнейшем обязательно в одном направлении (мне кажется, что удобнее наружные рейки начинать крепить от середины, а внутренние - от транца). При этом гвозди (шурупы) устанавливают подряд, так как иначе могут получиться «пузыри». А чтобы лодка не оказалась кривой, при креплении на бортах симметричных реек поочередно забивают гвозди то в рейку на одном борту, то в рейку на другом.

Нельзя «экономить» эпоксидку, нанося на склеиваемые поверхности слишком тонкий слой смолы. В этом случае эпоксидка просто впитается в дерево и на клеевой слой ничего не останется. Напомню, что ориентировочный расход смолы должен составлять около 200 г на 3-метровую рейку или полоску стеклоткани такой же длины. Наносят эпоксидку кистью или шпателем, если после сжатия склеиваемых деталей избыточная смола выдавится наружу, значит все правильно. Кстати, «лишнюю» смолу, если поторопиться, можно использовать, чтобы проклеить швы, нанести на корпус вместо лака, зашпаклевать отверстия от сучков. Основываясь на собственном опыте, могу утверждать, что обычно больше 200 г смолы за раз использовать не удается (и это при том, что все готово к сборке). Словом, поспешайте! Иначе смола затвердеет или закипит. Летом на солнышке смола в баночке твердеет или даже закипает за несколько минут. Особенно ЭД-16. На стандартной упаковке эпоксидки написано, что работать с ней надо в перчатках, так что не экономьте на них. Ну а если перчаток нет, тогда руки предварительно намажьте маслом, лучше растительным, и присыпьте их порошком, например, тальком или мукой, чтобы не пачкать жирными руками склеиваемые детали. Или можно руки просто намылить, после чего дать мылу высохнуть. Оттирать руки от смолы тоже лучше с помощью растительного масла и тряпки, да и растворители для этого годятся почти любые (ацетон, 646, сольвент). Перчатки тоже дольше послужат, если их намылить, высушить, а после работы вымыть водой опять же с мылом.

Ваша безопасность при постройке лодки и потом!

Берегите лицо и глаза от смолы, а главное, от отвердителя. Как известно, отвердители бывают разные, но в состав тех, что мне попадались, входили цианиды. Надеюсь, про свойства цианистого калия слышали все.

Фанера, конечно, не тонет, но запас ее плавучести минимален, и понятно, что лодка, заполненная водой, не удержит вас с грузом на плаву. Так что полезно иметь в лодке куски пенопласта или пластиковые бутылки вместимостью не менее 10/7. Разместить их лучше всего под банкой со стороны носа в мешке, который следует надежно привязать к лодке - на спасательных шлюпках под сиденьями раньше имелись запаянные бачки (из оцинкованной жести) с воздухом. В корме хорошо иметь плиту из пенопласта толщиной 5...10 см и размером 40х50 см в качестве сиденья для пассажира, ну и еще для плавучести. И удобно положить на нее что-то, требующее сухого места. Можно банку сделать пониже, высотой, например, 100 мм, что позволит при хорошей погоде сесть повыше, подложив на банку ту же плиту из пенопласта (на которой, кстати, и сидеть теплее). Чтобы пенопласт не крошился, сшейте для плиты мешок из старой рубашки. Мешок с этой плитой необходимо привязать к банке. А кормовую плиту удобнее привязать к упору для ног.

Расстояние от кромки банки до упора для ног средне-стандартное и составляет 70 см, но разумнее вклеить упор на расстоянии, которое удобно вам.

Помните также, лодочка в два раза легче вас, и перевернуть ее при неосторожном обращении очень даже просто. Вообще-то лодка достаточно остойчивая, поэтому со временем возникает ощущение, что она вообще не в состоянии перевернуться. Однако это совсем не так.

Стеклоткань, чтобы с нее не летела стеклянная пыль, на заводе-изготовителе пропитывают (промасливают). Поэтому, чтобы надежнее ее приклеить, ткань необходимо обезжирить, что я и делаю с помощью электроплитки с открытой спиралью. Грею ткань, пока не перестанет идти дым. Можно ткань обжигать и в духовке электрической плиты, но дыму в кухне будет! Специальную судостроительную ткань отжигать не нужно, состав, которым она пропитана, адгезии не мешает, но вряд ли вы ее достанете. На всякий случай сообщаю марку этой ткани - Т-11-ГВС-9.

Перед любителями рыбной ловли или просто перед людьми, живущими вблизи какого-нибудь водоёма, рано или поздно встаёт вопрос приобретения лодки. Она может обеспечить не только приятные водные прогулки под ласковым солнышком, но и доступность наиболее уловистых мест, где водятся трофейные экземпляры рыб. Купить уже готовую к спуску на воду лодку для многих очень накладно, а вот лодка из фанеры, построенная своими руками, обойдётся в разы дешевле. Да и сам этот процесс, интересный и творческий, доставит массу удовольствия.

Развеем сомнения

После услышанной фразы – лодка из фанеры – некоторые пессимисты покрутят пальцем у виска и скажут, что это абсолютно невозможно. Мол, смастерить из тонкой и прямой фанеры настоящее плавсредство, да ещё такое, чтобы выдерживало не одного человека, – это утопия. На самом деле это вполне возможно. Мало того, можно построить не просто маленькую плоскодонку, но даже настоящую парусную яхту, а если на усиленном транце предусмотрена установка небольшого лодочного моторчика, а на носу сделать кокпит, то получится что-то типа катера. Да что там, катер и получится. И это не рыбацкие байки.

Фанера бывает разная по толщине и прочности. Выпиливать из неё детали в размер и разной конфигурации даже проще, чем из досок. К тому же она достаточно хорошо гнётся, чтобы придать бортам нужную округлость. Современных средств для обеспечения влагостойкости фанерной лодки тоже достаточно. Поэтому для того, кто решил самостоятельно сделать лодку, нужны лишь три вещи: желание, работающая голова и не страшащиеся работы руки. Всё остальное можно легко найти.

Ну а преимущества у фанерной лодки просто неоспоримые:

  • Небольшой вес. Простейшая плоскодонка весит всего 15-20 кг.
  • Качественно сделанная лодка может прослужить очень долго.
  • Есть проекты лодок, которые спокойно выдерживают до 5 человек.
  • Дешевизна.

Приготовления к работам

Задавшись целью самостоятельно построить фанерную лодку, первым делом необходимо подыскать соответствующее помещение, в котором будут производиться все работы. Оно должно быть просторное, сухое, с хорошим освещением. Резкие перепады температур и повышенная влажность исключаются категорически. Всё производство займёт достаточно времени, которое глупо терять летом, когда можно заняться другими делами. Поэтому работы обычно проводятся или зимой, или весной, так что атмосфера в «производственном цеху» играет очень большую роль. Необработанная фанера плохо переносит влажность, а клей и пропитывающие жидкости лучше и качественнее наносятся в тепле. Да и красить готовое изделие тоже лучше в тепле.

Второе необходимое действие – это чертёж. Проблемы с этим возникнуть не должно – в интернете можно найти его буквально за несколько минут. Но даже закупать материал без него не стоит.

Без качественно выполненного чертежа приступать к работам нет никакого смысла

Самодельные лодки из фанеры бываю разные, и необходимо подобрать тот проект, который будет по силам осуществить самостоятельно. Если это первый опыт судостроительства, то лучше всего выбрать проект самой обычной плоскодонки. Несмотря на простоту конструкции, возможности она даёт практически неограниченные. На неё можно и мотор навесить, и даже мачту поставить. А под вёслами она ходит просто замечательно.

Просчитав по чертежу, какого и сколько материала понадобится, можно приступать к его приобретению.

Материал

Напоминать о том, что материал, из которого будет строиться фанерная лодка, должен быть качественным, не стоит. Сама фанера без сучков, клей только от проверенного производителя, пропитывающие жидкости тоже.

Весь список выглядит следующим образом:

  • Листовая фанера 1,5-1,5 м., толщиной 5 мм., марки БС, БК или ФСФ.
  • Несколько досок, лучше дубовых.
  • Стеклоткань.
  • Шпаклёвка.
  • Водостойкий клей.
  • Водостойкая пропитка для дерева или олифа.
  • Водостойкая эмаль или масляная краска.
  • Саморезы.
  • Гвозди.
  • Медная проволока.

При выборе фанеры необходимо внимательно осмотреть края, на предмет сколов и трещин на торцах. Надеяться на то, что можно будет отпилить пару сантиметров не стоит. Всё остальное можно легко и по вполне демократичной цене приобрести в любом строительном или хозяйственном магазине.

Инструмент

У хорошего хозяина, привыкшего самостоятельно производить в доме некие ремонтные работы, набор инструментов уже есть. Даже с лихвой. Непосредственно постройка лодки потребует следующий арсенал:

  • Электролобзик.
  • Элеткрорубанок.
  • Шуруповёрт.
  • Циркулярная пила.
  • Шлифмашинка.
  • Рубанок.
  • Ножовка.
  • Молоток.
  • Плоскогубцы.
  • Отвёртки.
  • Металлическая линейка.
  • Стамеска.
  • Шпатели.
  • Кисти.
  • Струбцины.
  • Набор для черчения.
  • Миллиметровая бумага.
  • Картон.

Приготовив всё по этим двум спискам, можно приступать непосредственно к работе.


Электроинструменты намного облегчат работу

Начинаем чертить

Размечать контуры лодки прямо на фанерном листе будет довольно опрометчиво. Небольшая ошибка и посудина будет рыскать в сторону или крениться на один бок. Поэтому лучше сначала начертить схему или эскиз на миллиметровой бумаге в натуральную величину. Причём слово схема здесь не очень уместно, потому что необходимо строго выдержать размеры.

Алгоритм действий следующий:

  • Чертится осевая линия, делящая днище лодки вдоль.
  • В одном конце перпендикулярно сразу в размер вычерчивается линия транца.
  • На самой осевой линии размечаются точки установки шпангоутов.
  • В этих точках чертятся перпендикуляры под размер шпангоутов.
  • С помощью лекал вычерчивается само днище.
  • Получившаяся схема складывается пополам по осевой линии с целью проверить симметричность.

Выкройки бортов, шпангоутов и транца выполняются аналогичным образом с учётом их размеров и конфигураций. Но черчение на этом не заканчивается. Теперь, после того как симметричность днища и одинаковость бортов тщательно проверена, наступает этап переноса чертежа на картонный шаблон. Миллиметровка слишком тонкая, а вот с картонного шаблона перенести чертёж на фанеру без ошибок будет намного проще.

Первая склейка

Если удалось достать листовую фанеру, которая по длине соответствует размерам будущей лодки – это хорошо. Но если в наличие обычные листы 1,5-1,5 метра – придётся их склеить. Самый лучший способ – склейка на «ус».


Склейка на "ус" - самое прочное соединение фанерных листов

От края листа отступается расстояние, равное 10-12 толщин листа, и рубанком стачивается под углом. После этого нужно пройтись шлифмашинкой и такие же операции проделать со вторым листом. Очищенные и обезжиренные поверхности намазываются клеем, аккуратно соединяются и скрепляются струбцинами. Так как струбцины можно поставить только по краям, в центр необходимо положить груз. После высыхания клея струбцины можно снять, но дать изделию вылежаться ещё не менее суток.

Вырезание деталей

После того, как клей высохнет и будут убраны все заусенцы и подтёки на месте склеивания, можно переносить размеры днища и бортов с помощью картонных шаблонов. При этом несложном процессе следует следить за тем, чтобы не было никаких припусков даже в пару миллиметров. Особенно по разным сторонам.

Затем в ход идёт электролобзик с заправленной в него пилкой с маленькими зубцами. Большие могут расхламатить кромку реза. Но и после маленькой лучше аккуратно пройти некрупной наждачной бумагой. Резать нужно внимательно, не торопясь. Одно неверное движение, малейшее отхождение от прочерченной линии – и в лучшем случае придётся возвращаться на несколько сантиметров назад, в худшем начинать эту деталь с самого начала. То есть с вычерчивания новой.

Чертить и вырезать шпангоуты можно сразу в натуральную величину. А вот с транцем придётся поразмыслить. Если задумана моторная лодка, то его нужно делать усиленным. Есть два варианта. Один – это вырезать несколько идентичных деталей из фанеры и склеить их между собой. Или сделать транец из цельной доски толщиной не менее 25 мм.

Начинаем собирать

Сборка лодки идёт по принципу «сшей и склей». Начать лучше с транца – потом проще будет устанавливать борта. В задней части днища и в нижней части транца сверлятся отверстия такого диаметра, чтобы проходила медная проволока. Отверстия должны быть строго напротив друг друга. С помощью кусочков проволоки транец прикрепляется к днищу. Убедившись, что края совпали нужно затянуть скрутки проволоки плоскогубцами.


Вместо медной проволоки можно взять подходящий по диаметру провод

Борта прикрепляются аналогичным образом, начиная от кормы и заканчивая последней скруткой на носу лодки. На этот момент получилась разборная модель, которую ещё можно поправить. Подрезать лишнее, зачистить неровности. После следующей операции о разборной тактике можно будет забыть.

Вторая склейка

Вернее проклеивание швов между днищем, бортами и транцем с целью не только закрепления деталей, но и обеспечения влагостойкости. Полоса стеклоткани аккуратно укладывается на шов и тщательно промазывается влагостойким клеем. Одним слоем в этом случае не обойтись. Понадобится минимум три. И если первый слой стеклоткани примерно 100 мм., то есть по 50 на каждую сторону, то второй и третий слой должны быть шире. 125-135 мм. будет в самый раз, только каждый последующий слой нужно немного сдвигать – один в сторону днища, другой, наоборот, в сторону борта. Делается это для того, чтобы стеклоткань соприкасалась и приклеивалась непосредственно к фанере. После качественного засыхания клея эта складная прокладка превратится в почти настоящий пластик, а это будет гарантией того, что лодка получилась влагостойкая.

Установка шпангоутов

Шпангоуты устанавливаются строго по месту на клеевую основу и прикручиваются саморезами. После высыхания клея саморезы выкручиваются, а оставленные ими отверстия заполняются тем же клеем. Если вместо саморезов используются гвозди, то в отверстия после их вытаскивания необходимо забить деревянные гвозди и промазать клеем.

Окончательное придание влагостойкости

На этом постройка лодки закончена. Осталась внутренняя и наружная отделка, служащая не только для эстетики, но и для того, чтобы лодка не протекала. Обычные деревянные лодки смолят, а вот чем пропитать фанерную лодку – на этот вопрос есть вполне конкретный ответ. Снаружи все швы и весь корпус обрабатываются стеклотканью и клеем, точно так же, как это было проделано при склеивании деталей. Перед этой операцией следует удалить или отрезать торчащую проволоку. Внутри фанерная лодка пропитывается горячей олифой.


При оклейке лодки стеклотканью необходимо тщательно следить, чтобы не было пузырей

Покраска

На этом строительство фанерной лодки можно считать законченным. Какое-то время уйдёт на высыхание, и по большому счёту на ней уже можно плавать. На вёслах, с помощью двигателя, если постарались транец изготовить под мотор, или даже под парусом, если это предусмотрено конструкцией. Она уже полностью водостойкая, но абсолютно не эстетичная. Покраска – вот самый последний этап, и тогда изготовление лодки завершится окончательно.

Здесь два варианта. Или масляная краска – цвет выбирается по вкусу – для рыбалки что-то сливающееся с природой, для прогулок можно поярче. Или водостойкая эмаль, подобранная по тому же принципу. Придётся ещё немного подождать, пока краска или эмаль высохнет – и можно смело отправляться в плавание.

Главное

Перед тем, как самому приступать к постройке фанерной лодки, необходимо понять, что такие самоделки халатного подхода к делу не терпят. Это может сказаться не только на внешнем виде изделия, но и на вашей же безопасности и надёжности. Первое, на что нужно обратить особое внимание, – это помещение, в котором будут проводиться работы. Если было решено построить лодку зимой или ранней весной, то нужно исключить сквозняки и повышенную влажность.

Второе, за чем нужно проследить особо, – это материал и инструменты. Фанеру необходимо подобрать без сучков, клей, краску и олифу только от проверенного производителя. Инструмент должен быть в полном порядке. Электролобзик заправлен пилкой с маленьким размером зубцов.

Если планируется моторная лодка, особое внимание следует обратить на транец. Для его изготовления лучше взять цельную дубовую доску. Склеенная в несколько слоёв фанера тоже подойдёт, но доска будет надёжнее.

Так же строго следует следить за симметричностью днища и одинаковостью бортов. Неправильный загиб одного борта на лодке или на шлюпке, смотря, что строится, приведёт к тому, что она станет рыскать на воде или забирать в одну сторону.

И последнее: торопиться не надо ни в коем случае. Если в инструкции к клею указано, что он должен сохнуть три дня, то к дальнейшим работам нужно приступать только на четвёртый. С краской и олифой действуют те же принципы.

Самостоятельно построить фанерную лодку – задача не из простых. Но и ничего особо сложного в этом нет. Нужно только потратить какое-то время и приложить максимум знаний и умений, которые можно легко почерпнуть и в интернете, и у более знающих людей. Но после завершения этой интересной и творческой работы можно будет смело выезжать на водоём на уникальном плавсредстве, построенном собственными руками.

Многие предпочитают иметь личное плавсредство. Так как фирменные довольно много стоят, отличным выходом могут стать самодельные лодки из фанеры.

На судне, о котором пойдёт речь, может удобно разместиться три человека, к тому же его вес мал, как у обычной байдарки. Оно подходит как для рыбалки, так и для прогулок с друзьями или семьёй. При необходимости лодку можно оборудовать мотором или парусом.

Фанера - прочный материал, поэтому сделанные из неё самодельные моторные лодки могут разгоняться до очень приличных скоростей, при этом будут стабильны и безопасны.

Параметры будущей лодки

Рассматриваемое плавсредство будет иметь 4.500 мм в длину, ширина её - 1050 мм, а глубина - 400 мм. Такие параметры позволяют универсально использовать лодку.

Материал для изготовления

Чтобы корпус получился прочный и легко выдерживал нагрузки, лучше выбирать трехслойную фанеру, не имеющую сучков, с толщиной листов от 4 до 5 мм, и обязательно пропитанной клеем на смоляной основе. Из такого материала получаются отличные самодельные деревянные лодки.

Фанера применяется в судостроительстве повсеместно. Ведь из тонких слоёв фанеры, соединённых смоляным клеем, получается очень прочный шпон, который способен выдерживать огромные нагрузки.

Из чего состоит лодка

Основным элементом всей конструкции является киль. Он словно хребет лодки и к нему крепится с одной стороны форштевень, который образует нос, а с другой стороны ахтерштевень, образующий корму. Эти конструктивные элементы отвечают за продольную жёсткость судна, за то, чтобы самодельная моторная лодка из фанеры была прочной.

Поперечная жёсткость обеспечивается шпангоутами. Их нижняя часть, которая станет днищем, называется флортимберс, а две верхние боковые части именуются футоксами.

Когда все элементы собраны и надёжно скреплены, каркас обшивают фанерой. После этого для придания конструкции большей жёсткости, верх штевней, а также шпангоутов фиксируют досками - бортами.

Для обшивки корпуса фанерой нужно использовать цельные листы, которые будут полностью закрывать необходимую плоскость. Только так самодельные лодки и катера будут иметь минимальное количество швов. Фанера обшивки ложится на каркас, образуя плавные переходы линий и создавая обтекаемую форму лодки. Есть минимальный излом в ватерлинии только на шпангоутах 2 и 4.

Материалы для постройки лодки

  • Фанера 3 листа 1500x1500 мм.
  • Доски - сосновые 3 штуки длинной 6.5 м, а толщиной 15 мм.
  • Две доски для киля и фальшкилей, длинна которых 6.5 м толщина 25 мм.
  • Одна доска для изготовления кормового весла, длина которой
  • Доска, толщина которой 40 мм, а длина 6.5 м (для изготовления шпангоуты).
  • Две доски на вёсла и штевни, длина 2 м, толщина 55 мм.
  • Лёгкая ткань 10 м, которой будет покрываться корпус.
  • 7 кг древесной смолы.
  • 4 кг натуральной олифы.
  • 2 кг масляной краски.
  • Гвозди длиной 75, 50, 30 и 20 миллиметров.
  • Уключины для вёсел с болтами и креплениями.

Изготавливаем детали

Создаём шпангоуты, их нужно вычертить на фанере. Чтобы всё было идеально ровно, применяют бумагу-миллиметровку. Делается по чертежам, которые здесь будут представлены. Начнём с первого.

Первым делом нужно провести вертикальную ось или диаметральную плоскость - ДП. Затем чертятся горизонтальные линии так, чтобы ДП делила их пополам. Их должно быть девять штук, а расстояние между ними равно 5 сантиметрам. Затем на этих горизонтальных линиях ставят отметки, по которым будут создавать изгибы самой лодки. Делать их лучше при помощи металлической линейки, изогнув её по отметинам. Так сделанная лодка своими руками будет иметь идеальные очертания.

Теперь создаём внутренний контур. От нижней горизонтальной линии вверх чертятся ещё две, параллельные ей прямые на расстоянии 60 и 75 мм. После этого от внешнего изгиба к оси на шпангоутах №2, 3 и 4 отмеряется 130 мм. А на шпангоутах №1 и 5 в этих же местах откладывают по 100 мм, потому что они крайние и идут на сужение. Таким образом, вычерчиваем внутреннюю точку прилива на флортимберсе, после чего от неё проводим вниз линию к его верхнему срезу.

Строим внутренний контур футоксов

От внешней части внутрь откладывается 40 мм, по всей длине. А там, где к футоксам присоединяется флортимберс, нужно сделать немного шире, чтобы конструкция была надёжной. Благодаря этому элементу самодельные моторные лодки имеют необходимый запас прочности.

Когда всё сделано, чертёж нужно проверить, перегнув его по осевой линии. Если все контуры совпали - хорошо. Значит, можно делать выкройки из картона для дальнейшего переноса изображения на деревянные заготовки. В случае когда есть неточности, можно воспользоваться половиной, которая идеальна, и по ней сделать выкройки, приложив сначала одной стороной, а потом другой. В чертежах должна быть идеальная симметрия, иначе самодельные лодки из фанеры не получатся крепкими и устойчивыми на воде.

Как переносить изображение с шаблонов на дерево

Когда шаблоны готовы, прикладываем их на доску, толщина которой 40 мм. Расположение должно быть по направлению волокон дерева, нужно рассчитать всё так, чтобы они как можно меньше перерезались.

При черчении шаблонов и выпиливании по ним футоксов, стоит оставлять запас, делая их немного длиннее запланированных размеров. Изготавливая самодельные лодки из фанеры, чертежи делайте добросовестно, учитывая все нюансы! Представленные чертежи вам в этом помогут. Обратите внимание на некий запас на чертеже вида сбоку, а также на иллюстрации шпангоута, который изображён немного выше. Такой запас позволит избежать ошибок при сборке лодочного каркаса.

Когда флортимберсы и футоксы готовы, их кладут на чертёж чтобы отметить все перекрытия в соединениях. Отмечать всё нужно с запасом в миллиметр. Делается это для того, чтобы в процессе подгонки детали можно было более тщательно соединить.

Когда всё идеально сходится, можно крепить соединение гвоздями. Они должны пробить обе части шпангоута насквозь. Вышедший острый конец загните или расклепайте. Таким образом, ваши самодельные лодки из фанеры будут еще более прочными!

Так как к футоксам №2 и 4 прибивается обшивка, их стоит делать толщиной 40 мм, а для остальных можно взять доски тоньше - 30 мм.

Материал для форштевня

Если вы хотите, чтобы у вас получился хороший и прочный форштевень, берите для его изготовления дуб или вяз. Желательно, чтобы на заготовке был изгиб по форме форштевня. Если же не удастся найти, то делается он из двух частей, как показано на рисунке. Сначала выпиливается его форма, а потом края боковых кромок обтачивают под углом 25 градусов к оси лодки. Перед тем как делать плавсредство, нужно детально изучить чертежи лодок такой же конструкции.

Делаем киль

Нужно взять доску, толщина которой 25 мм, а длина - 3,5 м. На её поверхности чертят две линии, расстояние между которыми 70 мм. По ним и делают будущий киль.

Бортовые доски

Две доски обтёсывают, чтобы получились идеально ровные доски шириной 150 мм, а длиной 5 м.

Транец

Задняя стенка кормы, где крепится мотор, называется транец. Его делают из доски толщиной 25 мм. Сверху к нему прибивают брусок для большей прочности каркаса судна.

Каркас лодки

Собираются из фанеры на верстаке, где устанавливают киль. К нему с одной стороны присоединяют ахтерштевень и закреплённый на нём транец, а с другой - форштевень. Остальные детали корпуса лодки, такие как штевни и шпангоуты, соединяют при помощи мелких гвоздей, шурупов, заклёпок, одним словом, тем что по мнению мастера, будет надёжнее держать.

Всё детально проверяется, чтобы исключить перекосы каркаса. Особенно нужно следить за тем, чтобы штевень и транец были на одной линии с осью. Это проверить очень легко: сверху на них закрепляют верёвку в натяг и смотрят, чтобы эта линия идеально сошлась с осью лодки. Перед созданием судна целесообразно просмотреть различные по конструкции самодельные лодки из фанеры, чертежи которых широко представлены в судомодельных журналах.

Все соединения должны быть проложены тканью, пропитанной смолой. Крепления с тканью соединяют при помощи гвоздей. Вбивают их так, чтобы они вылезли с другой стороны на пять миллиметров.

На киль закрепляются шпангоуты. На них делают пазы, в которые киль плотно закрепится. Вырезают их на полмиллиметра меньшего размера, чем нужно, чтобы в случае скоса была возможность всё поправить. Вообще, делая самодельные лодки и катера, стоит во всех соединениях оставлять зазоры, чтобы подгонять детали уже на собранном каркасе для идеальной его формы. А после этого все соединения прочно закрепляются гвоздями, как было описано выше.

Обшивка лодки фанерой

Для обшивки лодку переворачивают и малкуют шпангоуты. То есть выравнивают их поверхность, чтобы фанера идеально прилегала. Для этого берут металлическую линейку или что-нибудь ровное и упругое и прикладывают к поверхности шпангоута. Так будет отлично видно, где нужно снимать материал.

Чтобы фанера хорошо сгибалась, её распаривают. Нужно в корыто налить воды и развести под ним огонь. Сверху кладут лист фанеры. Вода её распаривает, и она становится более податливой. Идеальной выкройки, по которой можно вырезать обшивку, не существует, хотя многие чертежи лодок и представляют их. В любом случае это только приблизительные формы, потому как всё подгоняют индивидуально.

Волокна наружных слоёв фанеры должны идти вдоль корпуса лодки, так она будет намного прочнее в эксплуатации и при обшивке не лопнет.

Шпаклёвка и окраска

Для большей прочности и исключения протекания лодку нужно обтянуть тканью. Для этого сшивается чехол, который будет покрывать её до бортов. После этого делаются фальшкили для установки их с внешней стороны днища судна. В шпангоутах фальшкилей сверлят отверстия для их дальнейшего скрепления.

После этого делают шпаклёвку для лодки. Берут просеянную через сито известь, заливают в неё смолу, тщательно размешивают, пока она не станет напоминать по консистенции жидкое тесто. Затем делают лопаточку и шпаклюют весь корпус лодки.

Далее корпус до бортов дважды покрывают горячей смолой. На сырое покрытие одевают подготовленный ранее чехол из ткани. Её нужно тщательно обжать для плотного склеивания. Все складки хорошо разравнивают. После прибивают подготовленные фальшкили и сверху уже полностью собранную лодку покрывают смолой в три слоя. Затем её переворачивают килем вниз, отпиливают все ненужные зазоры и вынимают вспомогательные детали, покрывают двумя слоями олифы с разрывом в 35 часов. А затем окрашивают и украшают по желанию, как и другие самодельные лодки, фото которых можно увидеть в журналах или в данной статье.

Регистрирование судна

Регистрация самодельной лодки производится обращением в ГИМС. Там следует написать заявление, в котором указывается тип планируемого судна, паспортные данные, место проживания и телефон. Также нужно приложить чертежи судна со всех проекций, указать все места, где будут установлены механические части, в общем, всю касающуюся изделия информацию. К тому же нужно приложить чеки купленных материалов для Только после рассмотрения проекта комиссией, будет принято решение о регистрации вашего самодельного плавсредства.

Лодка круто расширяет возможности рыболова! Это общепризнанный факт, и тут мы долгих диспутов устраивать не будем. Другой вопрос, ? Понятно, что, в зависимости от условий, будут актуальны лодки разных конструкций. Также, можно купить лодку, а можно сделать самостоятельно. О том, какие бывают самодельные лодки , о их преимущества и недостатках, о целесообразности самостоятельного изготовления рыбацкой лодки – в этом посте.

Промышленные лодки бывают: надувные (резиновые, ПВХ) и жесткие, как правило, нескладные (из пластика, дерева, дюралюминия). А что же самодельные лодки?

Сделать лодку самому – дело непростое. Занимаются самостоятельным лодкостроением, если упорно нет денег; если это отдаленный край и купить негде; если руки так и чешутся что-то сделать, ну, например, лодку… Во всех остальных ситуациях, проще просто купить подходящую лодку. Небольшую надувную – для малых прудов и озер; среднюю надувную для средних озер и рек; жесткую пластиковую или целый катер, если есть на чем возить и ловить планируется на больших просторах реки, водохранилища или моря.

Я видел несколько конструкций самодельных лодок, о них и расскажу.

1. Жесткая самодельная лодка из фанеры и древесины . Это небольшие лодки, как правило, для ловли на небольших прудах и озерах. Одно- полутора-местные (если делать больше – будет слишком тяжелой). Контуры достаточно прямые. Такую лодку возят на “короне”, верхнем багажнике авто.

Каркас и обшивка лодки собирается на саморезах. Наружную поверхность, борта и дно олифят, грунтуют, красят.

Фанерная лодка может быть выполнена в весьма разнообразных формах. Топорные прямоугольные формы можно, при наличии навыков, сделать более плавными, лодочными.

Показанную на чертеже нескладную деревянную лодку можно выполнить и складной, с дном из прорезиненной ткани. Борта жесткие, мягкое дно. Все поперечные распорки сделать съемными. Выглядеть это будет, примерно, так.

Понятно, что такая лодка будет компактнее, и при необходимости ее можно будет сложить.

2. Самодельная лодка из дюралюминия . В принципе, то же самое, только корпус лодки выполняют из листового дюраля. Стыки свариваются аргонной сваркой.

3. Самая интересная, на мой взгляд – складная дюралюминиевая лодка . Такой пользуется один, живущий по соседству, спиннингист.

Всего 6 дюралевых деталей: дно – 2 детали; каждый борт - по 2 детали. Элементы крепятся посредством эластичной прочно прорезиненной ткани. Ткань к дюралю крепится рядом заклепок, через накладку.

1 – деталь борт (дно); 2 – полоска прорезиненной ткани; 3 – дюралевая накладка; 4 – заклепки.

Лодку мой сосед разбирает не полностью. Он только убирает распорки и складывает борта внутрь. При желании, можно еще и поперек согнуть конструкцию. А так, он укладывает лодку на верхний багажник авто и стягивает резинками. Выходит довольно компактно.

Поперечные распорки такой лодки представляют собой: жесткое сиденье с подушкой и две деревянные распорки, концы которых защищены отрезками алюминиевых трубочек, которые вставляются в специальные отверстия на внутренних сторонах бортов. Перед рыбалкой распорки и сиденье вставляются на свои места, обеспечивая жесткость конструкции.

Такая самодельная лодка удобна, потому что, дно жесткое – сидеть хорошо. Борта не боятся крючков и коряг… Из недостатков можно назвать только некоторую неустойчивость. Т.е. надувную лодку перевернуть крайне сложно, а даже если черпнул – она останется наплаву. В такой дюральке надо вести себя осмотрительно, не допускать резких маневров. В прочем, мой сосед спиннингует с такой лодки много лет и утверждает, что она удобнее любой надувной. Я с ним во многом солидарен.

К тому же, такая лодка собирается быстрее надувной. Тут ничего не надо качать.

Все фото из статьи

Если вы — заядлый рыбак, или просто не представляете себе теплое время года без отдыха на воде, то небольшое речное судно для вас будет очень уместным приобретением. Однако готовые изделия такого типа стоят немало, а вот самодельная лодка из фанеры достаточно проста – так что есть смысл потратить некоторое время на освоение методики, и затем с минимальными затратами средств и сил собрать небольшой ялик, байдарку или плоскодонку.

В нашей статье мы опишем процесс изготовления такой конструкции, начиная с подбора материала и заканчивая технологией отделки.

Что нам нужно

Набор инструментов

Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

В принципе, набор потребуется простой:

  • пила по дереву (дисковая или сабельная);
  • электролобзик с набором полотен;
  • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • шуруповерт;
  • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;

  • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
  • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

Подбор материалов

Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.

Для постройки судна нам будут нужны:

Элемент конструкции Особенности материала
Борта и днище В качестве основного материала для изготовления днища и бортов используем фанерные листы.

Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

  • толщина – от 5 до 10 мм в зависимости от конструкции борта. Иногда для усиления внутри устанавливаются элементы из более толстого (до 15 мм) материала;
  • максимальная влагостойкость. Борта лучше всего делать из фенолформальдегидной или бакелитизированной фанеры. Панели на карбамидном связующем также подойдут, но в этом случае понадобится дополнительная влагозащитная обработка, например, оклейка стеклотканью;
  • шлифовка – односторонняя. Из соображений безопасности и надежности шлифованный слой размещается с наружной стороны.
Внутренний каркас Опорные конструкции – шпангоуты, киль, распорки, а также сидения и транцы делают из более прочных материалов:
  • фанера толщиной 20-25 мм;
  • обрезная доска аналогичного размера.
Соединительные элементы Очень часто для соединения деталей в единую конструкцию применяется только клей. В то же время некоторые методики предполагают сшивку фанерных листов с использованием тонкой стальной проволоки, капронового шнура, толстой лески и т.д.

В качестве дополнительного укрепления швов применяются полосы из стеклоткани, пропитанной эпоксидными смолами.

Наружная отделка Какой бы качественной ни была фанера, при длительном контакте с водой она будет набухать. Вот почему и снаружи, и изнутри все деревянные детали обрабатываются специальными составами.

К ним относятся:

  • морилки;
  • пропитки с антисептическими и влагозащитными компонентами;
  • лаки и краски.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.

Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

  1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
  2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
  3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.

При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

  1. Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
  2. Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
  3. После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».

Методика работы

Сборка корпуса лодки

В этом разделе мы расскажем, как самому сделать лодку из фанеры, пользуясь заготовками, чертежами и шаблонами, подготовленными так, как указано выше.

Инструкция предполагает выполнение работ по следующей схеме:

  1. Вначале с помощью электролобзика или сабельной пилы вырезаем из фанеры все детали . При выпиливании стараемся действовать предельно аккуратно, строго соблюдая размеры – даже расхождение на 1 мм может привести к тому, что при сборке бортов у нас образуются крупные щели, и придется выполнять трудоемкую подгонку.

  1. Шпангоуты вырезаем из более толстой доски, или же склеиваем из нескольких слоев фанеры . При склейке масса детали, естественно, увеличится, но на плавучести конструкции это отразится не сильно.
  2. Гребные лодки из фанеры делаются со стандартной кормовой доской (транцем), а вот для моторки нужно установить более прочную деталь . Довольно часто кормовой транец делают многослойным: фанера 8-10 мм + стеклоткань + дубовая доска около 15 мм.

Совет!
Многослойные детали иногда дополнительно стягиваются саморезами.
При этом длина крепежа подбирается таким образом, чтобы шляпки были заглублены примерно на 0,5 мм, а острые края не выступали наружу.

  1. Склеенный или цельный транец устанавливаем на козлы или верстак и прикладываем к нему . После этого фиксируем детали струбцинами и сводим фанерные листы на носу, формируя контур лодки.
Поделиться: