Лекции по психосоматике (Николаева В.В). Холистический подход в психотерапии Что будем делать с полученным материалом

Философия холизма предполагает, что вся вселенная - это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттер­ны которых полностью соответствуют структурам, функциям и паттернам большего целого. Астрологи и философы сред­невековья использовали концепцию микрокосм-макрокосм, чтобы выразить эту идею, т.е. вся вселенная в миниатюре сосредоточена в человеке, а звездные паттерны, в свою оче­редь, рассматриваются как Огромный Человек или Космиче­ский Человек. Пример такого соответствия можно увидеть, сравнивая строение атома с нашей солнечной системой. Атом - это макрокосмическая солнечная система в миниатюре. Английскими поэтами-метафизиками такая же идея была на­звана «принципом соответствия». Важная особенность этого подхода заключается в том, что, изучая циклы и паттерны большего целого (планет), мы можем узнать о циклах и пат­тернах самого человека.

Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще? Скорее, более умест­ный способ рассмотрения холистического подхода - это древ­ний закон соответствий между частями целого. Карл-Густав Юнг называет этот закон соответствия «синхронностью»,

некаузальным связующим принципом, а в отношении астроло­гии указывает на то, что все, что родилось или было сделано в конкретный момент времени, неизбежно несет на себе каче­ства этого момента. Юнг использует пример знатока вин, который может оценить просто по вкусу вина тип винограда, область, в которой он был выращен, и год сбора. Этот закон синхронности объясняет, почему гороскоп строится на момент первого вдоха человека, так как именно в этот момент време­ни новорожденный ребенок начинает свой индивидуальный ритм в гармонии с огромным целым всей окружающей его жизни.

Другой психолог, Зиппора Добинс, объясняет свой взгляд на синхронность следующим образом:

Я полагаю, что планеты - это, прежде всего, часть космического порядка, а их паттерны пред­ставляют собой очень полезные ключи к такому же порядку, который существует везде. Я думаю, что роль планет в поддержании или создании порядка ми­нимальна по сравнению с их ценностью в качестве карты или плана порядка.

Эту же идею можно обнаружить в древней и современной литературе и философии. Эмерсон, например, пишет: «Зако­ны, по которым организована вселенная, появляются вновь в каждой точке и будут управлять ей». Линкольн Барнетт про­должает: «Цель Эйнштейна в широчайшем смысле заключа­лась в том, чтобы показать, что все формы в природе - звез­ды, планеты, свет, электричество и, возможно, даже элемен­тарные частицы - подчиняются одним и тем же универсаль­ным законам». Основное использование и ценность астроло­гии - применение знания универсальных законов в нашей индивидуальной жизни.

Дэйн Радьяр, больше, чем любой другой современный аст­ролог или философ, ясно и обстоятельно разъяснял холистический

подход к астрологии, а также к психологии, филосо­фии и всем вещам, затрагивающим человека как индивиду­альную личность. В течение последних пятидесяти лет Радьяр опубликовал десятки книг и сотни статей, рассматривающих астрологические, психологические, культурные и философ­ские темы. К наиболее известным его работам относятся сле­дующие: «Астрология личности» (1936), «Практика астро­логии» (1968), «Паттерны рождения нового человечества» (1969), «Планетаризация сознания» (1970) и «Астрологиче­ское исследование психологических комплексов и эмоцио­нальных проблем» (1966). Кроме того, Радьяр развивал то, что он называет «гуманистической астрологией» - новый и современный подход к астрологии, который полностью совме­стим с современной психологией. Больше, чем любой другой автор, Радьяр представлял астрологию тонким и вдумчивым образом, который превосходно сочетается с наиболее много­обещающим пониманием современной науки, философии и психологии.

Философия, лежащая в основе всех работ Радьяра, - это философия холизма, основная предпосылка которой заклю­чается в том, что существование проявляется на всех уровнях в рамках целых, т.е. организованных взаимозависимых по­лей. Для Радьяра астрология является наиболее полным язы­ком формы, структуры и ритма функциональных целых. В одной из своих первых книг «Астрология личности» Радьяр говорит об астрологии как о «алгебре жизни», т.е. о способе понимания порядка, свойственного всей жизни, индивидуаль­ной и коллективной. В дальнейших работах он пишет об аст­рологии следующее:

Астрология, если мы внимательно рассмотрим, что она в силах интерпретировать и чему придать смысл, предстает символическим языком, в котором структура во времени и пространстве больших це­лых (подобно солнечной системе) связана со структурным

развитием меньших целых (индивидуального человека или человечества как целого). Астрология - это практическое применение холистического фи­лософского подхода к существованию. Согласно этой философии, каждое существующее целое содержится в большем целом, которое, в свою очередь, представ­ляет собой меньшее целое, содержащееся в еще боль­шем целом. Существующая организованная система активности, следовательно, является как вмести­лищем меньшей системы, так и содержимым боль­шей системы.

Астрология, как я понимаю ее, по существу име­ет дело с циклами движения и космическими (или био­космическими) ритмами. Она имеет дело с формой или гештальтом - со структурными принципами, свойственными каждой организованной системе активностей, следовательно, каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния, ока­зываемого некоторым небесным телом на сущности, живущие на планете Земля. Астрология - это спо­соб изучения и понимания устройства или организа­ции определенных существенных функций и факто­ров в каждом организованном целом. В былые времена эта концепция выражалась как структурное соот­ветствие между микрокосмом и макрокосмом; но пер­воначально в качестве микрокосма рассматривалась вся Земля, аналогичная по своей основной структуре целой вселенной. Только позднее, когда получил раз­витие процесс человеческой индивидуализации и из всеохватывающей и полностью контролирующей системы племенных сообществ начали появляться индивидуальные личности, такие индивидуальные личности начали рассматриваться как микрокосм - факт, подтвержденный словами Иисуса: «Царство небесное внутри вас».

Даже столь выдающийся ученый, как Тейяр де Шарден, подтверждает ценность холистического подхода к жизни, ког­да пишет, например, о том, что простое может быть понято только с точки зрения более сложного. Психолог Ролло Мей высказывает аналогичную мысль:

... это только половина истины, что организм должен быть понят с точки зрения более простых элементов, стоящих ниже его на эволюционной шка­ле; это так же верно, как то, что каждая новая функ­ция формирует новую совокупность, которая обус­лавливает все более простые элементы в организме.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Астрология, психология & четыре стихии

На сайте сайт читайте: "астрология, психология & четыре стихии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Энергетический подход к
астрологии и его использование в консультировании Москва Центр астрологических исследований 9

Стефан Арройо
Астрология, психология & четыре стихии: Пер. с англ. О. Матвеевой. - М.: ЦАИ, 1997 .-264 с.: ил ISBN 5-86721-108-8 Эта книга Стефана Арройо, автора известного бестселлера «Аст

Астрологии гарантировано признание совре­менной
психологии, потому что астрология представляет собой совокупность всех психо­логических знаний древности. Карл-Густав Юнг * * *

Почему и как
Хотя многие современные астрологи (а также не астроло­ги) проводят статистическое исследование астрологических предпосылок, мы должны осо

Универсальные принципы
Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore... (Многое из того, что давно было предано заб­вению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня

Причинный подход
К вопросу «почему астрология работает?» можно подхо­дить с разных позиций. Если рассматривать астро­логию в причинной структуре, то существует большое ко­личество свидетельств, подк

Символический подход
Другой подход к астрологии, который может быть назван символическим подходом, рассматривает планеты и знаки как символы космических процессов и универсальных прин­ципов. В ка

Энергетический подход
В настоящее время холистическая философия является для многих людей наиболее эстетическим и интеллектуально удовлетворяющим подходом к астрологии. Однако есть еще один подход к астр

Преподавателя и студента
Астрология может помочь нам относиться друг к другу как к отдельным, индивидуальным личностям, в то же время осоз­навая, что все мы части одной вселенной, просто различные проявлени

Астрологов-консультантов
Любой, кто имел прямое отношение к астрологической сфере в течение последних нескольких лет, хорошо осведом­лен о трудностях,

Карт рождения
Астрология: язык энергии Хотя астрология обычно описывалась с точки зрения символизма, кармы, синхронности, психологических функ

Зодиакальные знаки как энергетические паттерны
Четыре стихии (огонь, земля, воздух и вода) - это основ­ные строительные блоки всех материальных структур и орга­нических целых. Каждая стихия представляет основной вид энергии и со

Мутабельный: Рыбы
Ключевая концепция Целительное сострадание ко всем, кто страдает. Планета здесь будет окрашена данными качествами Стремления души, идеализм, вдохновение, уя

Четвертый дом
Четвертый дом - это сфера непосредственного действия на эмоциональном и духовном уровне. Все действия на этом уровне опыта обязательно обусловлены факторами, на

Восьмой дом
Срединный водный дом, восьмой дом, представляет по­требность найти эмоциональную надежность и духовную уве­ренность. Люди с акцентом этого дома в картах рождения неизб

Двенадцатый дом
Падающий водный дом, двенадцатый дом, - это сфера обучения на эмоциональном и духовном уровне. Это обучение происходит через постепенный рост осознания, сопрово

Десятый дом
Угловой земной дом связан с действием на материальном уровне; этот дом традиционно считается представляющим

Второй дом
Ключевое слово срединного земного дома - это матери­альная надежность. Это объясняет, почему второй дом свя­зывается с деньгами, заработком, имуществом и желанием контролировать вещи и людей

Шестой дом
Падающий земной дом - это шестой дом, который связан с работой, здоровьем и обязанностями. Когда мы увидим, что основной принцип шестого дома - это обучение через непос­редственный опыт в

Первый дом
Угловой огненный дом - это первый дом, представляю­щий индивидуальность в действии, фазу жизни, в которой человек отождествляется с определенным нацеленным дейст­вием. Люди с сильным

Пятый дом
Срединный огненный дом, пятый дом, представляет по­иски индивидуальной уверенности и надежности. Люди с ак­центом этого дома ищут надежное чувство своего «Я», отож­дествляясь

Девятый дом
Падающий огненный дом, девятый дом, представляет обу­чение на уровне индивидуальности, другими словами, позна­ние того, что вы реально собой представляете. Из этого ос

Седьмой дом
Угловой воздушный дом, седьмой дом, символизирует дей­ствие на общественном и интеллектуальном уровне. По­скольку основным значением седьмого дома являются взаи­моотношения оди

Одиннадцатый дом
Срединный воздушный дом - это одиннадцатый дом, представляющий поиски общественной и интеллектуаль­ной уверенности и надежности. Люди с сильным акцентом одиннадцатого дома в натальных

Третий дом
Падающий воздушный дом, третий дом, - это сфера обу­чения на интеллектуальном и общественном уровне. Поэто­му он представляет все формы обмена информацией, таки

Четыре стихии
В терапии полярности (а также в Аюрведе) стихия воздуха связывается с нервной системой, умственным восприятием и выражением. Огонь - это согревающий и сообщающий энер­гию принцип к

В литературе приводится целый ряд терминов: «психическое здоровье» (Б.С. Братусь, 1988), «психологическое здоровье» (И.В.Дубровина, 1991) «душевное здоровье» (О.И. Даниленко, 1996), «личностное здоровье» (Л.Н. Митина, 2002), «духовное здоровье» (Ю.А. Кореляков, 2002), которые вызывают путаницу в восприятии понятия «индивидуальное здоровье».

Эту определенную несогласованность нетрудно избежать, если рассматривать человека с холистических (целостных) позиций, предложенных еще античными учеными. К пониманию целостности человека можно приблизиться с помощью системного подхода. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое и имеющих единую цель функционирования. Человек – это система с пирамидальным принципом построения (так называемая пирамида Maslow). В ней можно выделить три уровня: низший – телесный (греч. soma – тело), средний – душевный (греч. psyche – душа), и вершину – духовный элемент (греч. nous – дух). Пирамида имеет свои законы организации.

Системообразующим фактором являются цели функционирования элементов системы «человек»:

На телесном уровне – формирование и сохранение своей индивидуальной структуры, а также процессы репродукции, обеспечивающей интересы вида, сохранение популяции;

На душевном уровне – стремление реализовать себя как личность, то есть прожить полноценную жизнь в обществе;

На духовном уровне – психическая трансформация, ведущая к достижению состояния творца как духовной индивидуальности [Апанасенко, Попова 2000].

В соответствии с целостным (холистическим) подходом, индивидуальное здоровье мы рассматриваем в качестве сложной системы, представляющей собой совокупность телесного, душевного, духовного компонентов и связей между ними. Организация системы иерархична, определяющим элементом, задающим режим деятельности всей системы, является вершина – духовный компонент. Это носитель высших информационных аспектов в системе, высшие уровни сознания, которые в современной науке принято называть сверхсознанием, а в общекультурном диапазоне – духовной сферой.

Рассматривая основные проблемы здоровья и патологии в аспекте высшей целостности, К. Юнг (1996) отмечал, что «целостность», «целый» и «исцеление», «исцелять» – в силу неслучайного совпадения – в немецком, английском, русском языках как однокорневые несут сходное значение. Эти лингвистические данные доказывают, что в языке отразилась изначальная связь здоровья с интегрированностью, целостностью личности.

А.Г. Щедриной (2003) в структуре здоровья были выделены следующие компоненты: 1) уровень и гармоничность физического развития; 2) резервные возможности организма; 3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; 4) наличие или отсутствие хронического заболевания, дефекта развития; 5) способность выводить метаболиты; 6) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Но пять из вышеприведенных компонентов относятся к телесному здоровью, последний – к душевному, духовное же здоровье оказалось за рамками интересов автора.

В отличие от ныне используемых моделей здоровья (медицинской, биомедицинской, биосоциальной, ценностно-социальной), характеризующих лишь некоторые характеристики здоровья человека, мы предлагаем рассматривать индивидуальное здоровье с холистических позиций как состояние телесного, душевного и духовного благополучия, которое дает возможность человеку, полностью реализуя свой генетический потенциал, наилучшим образом решать жизненные задачи в целях продолжения рода, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье позволяет человеку при осуществлении своего высшего предназначения (творческого преобразованию мира во имя Истины, Добра и Красоты) переживать полноту жизни и удовлетворенность ею.

Вышеописанная структура индивидуального здоровья (как совокупность телесного, душевного и духовного) детерминирует определенные его функции, которые непосредственным образом связаны с функциями жизнеобеспечения, определяющими не просто существование человека как индивида, а реализацию его Человеческой сущности.

Наиболее полно отражают суть телесного и душевного здоровья функции, описанные в витально-аксиологической концепции личности В.Ф. Сержантова (1974, 1990). Определяя витальные функции в качестве совокупности основных детерминирующих факторов поведения человека, некой внутренней системы, на которой основываются его поведение и деятельность, автор сводит их в следующие четыре класса: индивидуально-органический, родовой (сексуальная потребность и родительский инстинкт), когнитивно-праксеологический (познание и деятельность), социабельный (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости).

В нашем случае соматические и физические составляющие телесного здоровья выполняют индивидуально-органическую, репродуктивная – родовую функции, душевное здоровье – когнитивно-праксеологическую и социабельную функции.

При определении функции духовного здоровья мы берем за основу понятие «трансценденция» А. Маслоу: «Трансценденция относится к высшим и в максимальной степени включающим, или холистическим, уровням человеческого сознания, поведения и отношения – как к цели, а не средству – к себе, значимым другим, к людям вообще, к другим видам, к природе и космосу» [Маслоу 1999]. То есть, духовное здоровье выполняет трансцендентальную функцию.

Таким образом, вышеприведенный «поуровневый» подход позволяет говорить о взаимосвязанных характеристиках индивидуального здоровья. Высший уровень – духовный – определяется качеством смысловых отношений человека, критерием и отражением которых является духовно-нравственная ориентация человека. Он выполняет трансцендентальную функцию. Оценка уровня душевного здоровья зависит от способностей человека выстраивать адекватные способы смысловых устремлений (в основе его лежат нейрофизиологические особенности структур мозга). Душевное здоровье выполняет когнитивно-праксеологическую и социабельную функции. Низший уровень (телесный) – анатомо-физиологический – отвечает за сохранение индивида как биологического вида и продолжение рода, то есть выполняет индивидуально-органическую и родовую функции.

Холистический подход (холистический от древнегреческого холос???? — целый, цельный, целостный) – это определенный подход к лечению больного пациента, при котором значение имеет не только диагностика и лечение проявленного в данный момент заболевания, но и в большей степени учитывается вся совокупность физических, психических и социальных факторов, воздействующих на пациента и могущих явиться причиной проявленного и еще непроявленных заболеваний и прочих проблем данного пациента.

Холистическая медицина

Западная медицина рассматривает человеческое тело, как механизм, нуждающийся в ремонте.

Холистическая медицина рассматривает человеческое тело как сложную, постоянно изменяющуюся систему, окруженную биоэнергетическими полями, являющуюся частью еще более сложной системы.

Западные врачи рассматривают психику и тело отдельно, вверяя проблемы разума в руки психотерапевтов. Однако ум и тело неотделимы, как неотделимы и ментальные и физические проблемы.

Холистическая концепция

В современную эпоху технического прогресса, к моему глубочайшему сожалению очень мало внимания уделяется духовной природе человека. Холистическая концепция импонирует мне тем, что предполагает рассматривать физические, ментальные, эмоциональные, социальные и духовные аспекты человека в их взаимодействии, влиянии друг на друга и способах их совместного развития.

Холистическое лечение

При холистическом лечении , в соответствии с холистической концепцией , используются разнообразные системные средства: коррекция питания, физические упражнения и дыхательные практики, массаж и акупунктура (рефлексотерапия), гомеопатия и фитотерапия (лечение травами), психотерапия и психотерапевтические техники, изменение окружающей обстановки, изменение образа жизни, изменение отношения к себе, окружающим и к жизни.

Холистическое здоровье

После холистического исцеления или холистического выздоровления человек начинает ощущать осознанное стремление поддерживать — целостное здоровье целостного человека.

Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью встречается более 5 тысяч лет назад в Древнем Китае. Древнекитайская система медицины ориентировалась на укрепление здоровья и на профилактику болезней, а не на лечение. Болезнь, согласно Древнекитайской системе ценностей считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.

Древнекитайская медицина была основана на использовании: трав, акупунктуре, массаже, дыхательных и физических упражнениях, диетических предписаний и дисциплины духа.

На Западе впервые холистический подход к здоровью встречается в Древней Греции в эпоху Гиппократа за 4 века до н. э. Метод Гиппократа удивительным образом напоминает Китайский подход тем, что естественным признается состояние здоровья и гармонии с самим с собой и природой, а болезнь – это состояние дисгармонии.

Гиппократ холистически утверждал: «Человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира, «микрокосм в макрокосме».

Гиппократ холистически подходил к больному, как единому целому, части единой природы. Медицинское искусство, по Гиппократу, заключается не только в воздействии на болезнь, но и в лечение больного человека как совокупности душевных и физических свойств.

Гиппократ считал, что на человека определяющим образом влияет окружающая среда. Она формирует телесные (конституция) и душевные (темперамент) свойства человека. Гиппократ выделял следующие факторы, влияющие на человека и на природу его заболеваний: климат, погода, ветер, вода, образ жизни привычки, питание. Основные принципы, которыми руководствовался Гиппократ в лечении: не навредить больному, помогать природе и согласовывать свои действия с усилиями природы в целях избавиться от болезни.

Холистическая модель

Итак, холистическая модель здоровья гласит что, болезни могут возникать в результате:

  1. нарушений в эмоциональном теле (неконтролируемые эмоции, негативные эмоции, стрессы)
  2. нарушений в ментальном теле (неправильное мировоззрение, неправильные мысли)
  3. нарушений в физическом теле (неблагоприятный образ жизни, включающий курение, потребление алкоголя и наркотиков, отсутствие физические упражнений)
  4. внешних влияний окружающей среды и в результате негативных контактов (неблагоприятные климатические условия и энергетика пространства).

Холистическая психология

Холистическая психология пропагандирует здоровый образ жизни и профилактику заболеваний. Согласно холистической психологии человек сам отвечает за свое здоровье, за его поддержание и укрепление, а исцеление возможно в сотрудничестве с целителем.

Ответственность за себя предполагает желание и способность человека осуществлять и поддерживать свои мысли, эмоции и стиль поведения в правильном состоянии, способствующем укреплению здоровья.

Эта ответственность распространяется также и на другие аспекты жизни человека - межличностные, социальные и семейные взаимоотношения и трудовую дисциплину.

Итак, если Вы хотите быть здоровыми, в качестве профилактики заболеваний и любых негативных состояний я могу порекомендовать проанализировать свои мысли, осознать свое поведение, а также их причины, сознательное устранить их, а также неподходящих Вам внешний влияний.

    Похожие записи
Философия холизма предполагает, что вся вселенная - это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттерны которых полностью соответствуют структурам, функциям и паттернам большего целого. Астрологи и философы средневековья использовали концепцию микрокосм-макрокосм, чтобы выразить эту идею, т.е. вся вселенная в миниатюре сосредоточена в человеке, а звездные паттерны, в свою очередь, рассматриваются как Огромный Человек или Космический Человек. Пример такого соответствия можно увидеть, сравнивая строение атома с нашей солнечной системой. Атом - это макрокосмическая солнечная система в миниатюре.

Английскими поэтами-метафизиками такая же идея была названа "принципом соответствия". Важная особенность этого подхода заключается в том, что, изучая циклы и паттерны большего целого (планет), мы можем узнать о циклах и паттернах самого человека.

Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще? Скорее, более уместный способ рассмотрения холистического подхода - это древний закон соответствий между частями целого. Карл-Густав Юнг называет этот закон соответствия "синхронностью", некаузальным связующим принципом, а в отношении астрологии указывает на то, что все, что родилось или было сделано в конкретный момент времени, неизбежно несет на себе качества этого момента. Юнг использует пример знатока вин, который может оценить просто по вкусу вина тип винограда, область, в которой он был выращен, и год сбора. Этот закон синхронности объясняет, почему гороскоп строится на момент первого вдоха человека, так как именно в этот момент времени новорожденный ребенок начинает свой индивидуальный ритм в гармонии с огромным целым всей окружающей его жизни.

Другой психолог, Зиппора Добинс, объясняет свой взгляд на синхронность следующим образом:

Я полагаю, что планеты - это, прежде всего, часть космического порядка, а их паттерны представляют собой очень полезные ключи к такому же порядку, который существует везде. Я думаю, что роль планет в поддержании или создании порядка минимальна по сравнению с их ценностью в качестве карты или плана порядка.

Эту же идею можно обнаружить в древней и современной литературе и философии. Эмерсон, например, пишет: "Законы, по которым организована вселенная, появляются вновь в каждой точке и будут управлять ей". Линкольн Барнетт продолжает: "Цель Эйнштейна в широчайшем смысле заключалась в том, чтобы показать, что все формы в природе - звезды, планеты, свет, электричество и, возможно, даже элементарные частицы - подчиняются одним и тем же универсальным законам". Основное использование и ценность астрологии - применение знания универсальных законов в нашей индивидуальной жизни.

Дэйн Радьяр, больше, чем любой другой современный астролог или философ, ясно и обстоятельно разъяснял холистический подход к астрологии, а также к психологии, философии и всем вещам, затрагивающим человека как индивидуальную личность. В течение последних пятидесяти лет Радьяр опубликовал десятки книг и сотни статей, рассматривающих астрологические, психологические, культурные и философские темы. К наиболее известным его работам относятся следующие: "Астрология личности" (1936), "Практика астрологии" (1968), "Паттерны рождения нового человечества" (1969), "Планетаризация сознания" (1970) и "Астрологическое исследование психологических комплексов и эмоциональных проблем" (1966). Кроме того, Радьяр развивал то, что он называет "гуманистической астрологией" - новый и современный подход к астрологии, который полностью совместим с современной психологией. Больше, чем любой другой автор, Радьяр представлял астрологию тонким и вдумчивым образом, который превосходно сочетается с наиболее многообещающим пониманием современной науки, философии и психологии.

Философия, лежащая в основе всех работ Радьяра, - это философия холизма, основная предпосылка которой заключается в том, что существование проявляется на всех уровнях в рамках целых, т.е. организованных взаимозависимых полей. Для Радьяра астрология является наиболее полным языком формы, структуры и ритма функциональных целых. В одной из своих первых книг "Астрология личности" Радьяр говорит об астрологии как о "алгебре жизни", т.е. о способе понимания порядка, свойственного всей жизни, индивидуальной и коллективной. В дальнейших работах он пишет об астрологии следующее:

Астрология, если мы внимательно рассмотрим, что она в силах интерпретировать и чему придать смысл, предстает символическим языком, в котором структура во времени и пространстве больших целых (подобно солнечной системе) связана со структурным развитием меньших целых (индивидуального человека или человечества как целого). Астрология - это практическое применение холистического философского подхода к существованию. Согласно этой философии, каждое существующее целое содержится в большем целом, которое, в свою очередь, представляет собой меньшее целое, содержащееся в еще большем целом. Существующая организованная система активности, следовательно, является как вместилищем меньшей системы, так и содержимым большей системы.

Астрология, как я понимаю ее, по существу имеет дело с циклами движения и космическими (или биокосмическими) ритмами. Она имеет дело с формой или гештальтом - со структурными принципами, свойственными каждой организованной системе активностей, следовательно, каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния, оказываемого некоторым небесным телом на сущности, живущие на планете Земля. Астрология - это способ изучения и понимания устройства или организации определенных существенных функций и факторов в каждом организованном целом. В былые времена эта концепция выражалась как структурное соответствие между микрокосмом и макрокосмом; но первоначально в качестве микрокосма рассматривалась вся Земля, аналогичная по своей основной структуре целой вселенной. Только позднее, когда получил развитие процесс человеческой индивидуализации и из всеохватывающей и полностью контролирующей системы племенных сообществ начали появляться индивидуальные личности, такие индивидуальные личности начали рассматриваться как микрокосм - факт, подтвержденный словами Иисуса: "Царство небесное внутри вас".

Даже столь выдающийся ученый, как Тейяр де Шарден, подтверждает ценность холистического подхода к жизни, когда пишет, например, о том, что простое может быть понято только с точки зрения более сложного. Психолог Ролло Мей высказывает аналогичную мысль:

... это только половина истины, что организм должен быть понят с точки зрения более простых элементов, стоящих ниже его на эволюционной шкале; это так же верно, как то, что каждая новая функция формирует новую совокупность, которая обуславливает все более простые элементы в организме.

Идеи целостного подхода к больному в работах русских врачей 19 века.

У истоков европейской медицины стоят две клинические школы, которые отличаются пониманием сущности патологии – это школы первых анатомов и первых психиков (шк.Гиппократа).

  1. Первые анатомы полагали, что болезнь человека — это показатель патологии и врачу необходимо лечить болезнь.
  2. Первые психики считали,что болезнь – это нарушение отношений между человеком и миром. Основной принцип – болен человек, следовательно, врачу нужно лечить человека в целом.

Холистический подход восходит к опыту врачей Древней Греции. Платон передал высказывание Сократа: «Нельзя лечить тело, не леча душу».

Гиппократ выделил следующие принципы лечения:

1) Лечить не болезнь, а больного.

2) Знать и учитывать индивидуальные особенности пациентов (в частности, темперамент).

3) Не навредить, щадить больного, помогать природе, учитывать компенсаторные ресурсы человека.

4) Положение деонтологии (наука о врачебном долге) сформулированное в школе Гиппократа: врач должен обладать мудростью, быть философом, «должен обладать знанием всего того, что необходимо для жизни».

В рамках холистического подхода специфика психоматической проблемы еще не выделяется, нет экспериментов, факт психосоматической связи рассматривается, как данный априори.

Представители холистического подхода:

А) Врач-клиницист Мудров, первая треть 19 века. Работал во время холеры, заразился и умер. Его идеи:

1) Болен целостный организм, а не отдельный орган. «Врачевание не состоит ни в лечении больного, ни в лечении причин болезни, врачевание состоит в лечении самого больного и для этого нужно узнать человека во всех отношениях».

2) Многие болезни возникают вследствие воздействия негативных психических причин. «Одни болезни возникают от телесных причин, другие – от телесных возмущений».

3) Психика больного, каким бы заболеванием он не страдал, всегда изменяется.

4) Требование психотерапевтического подхода к больному: «душевные лекарства врачуют тело и эти лекарства черпаются из науки мудрости – психологии».

Б) Захарьин, 19 в , учитель Чехова на медицинском факультете Московского университета.

Захарьин разработал оригинальный метод исследования больных с соматической патологией – расспрос, в ходе которого врача последовательно интересует анамнез (история жизни), а также предложил изучать субъективные жалобы больного (ВКБ, но так не называет).

В) Остроумов выдвинул идею о необходимости изучения семейного анамнеза, чтобы знать наследственные факторы, которые могут вносить вклад в патологию. Речь идет не только о биологическом наследовании, но и о психологическом – наследование житейских стереотипов образа жизни и т.д.

Г) Бехтерев, Корсаков, Ганнушкин – холистический подход, ятрогения.

Середина 19 века – поворотный момент, знания расширились: появилось учение о клетке. Идеи холистического подхода были оттеснены и далее (вплоть до настоящего момента) на первый план вышла организмическая идея. Возникновение психосоматического подхода в медицине – это реакция на организмический вирховский подход в медицине.

Термин психосоматика появился в 1818 году, его вел немецкий врач Хейнрот. Якоби уже в 1828 году использовал термин соматопсихика. В действительности становление психосоматического направления началось в конце 19, начале 20 века. Основным стимулом к появлению психосоматического направления стал психоанализ, в нем же появились и первые психосоматические работы.

Т.о. история современной психосоматики насчитывает 100 с небольшим лет. В этот период сформировалось 2 основных направления в изучении проблемы: 1) специфическое направление; 2) неспецифическое направление.

1. В рамках первого направления исходно выдвигалась задача поиска некоторого психического качества, которое вносит вклад в появление телесной патологии.

2. Неспецифическое направление такой исходной задачей не задается. Сюда относится теория кортико-вискулярной патологии (физиологическая теория) и направление в рамках концепции стресса.

Поделиться: