Изобретательность способность человека находить нестандартные решения проблем. Приемы сжатия текста изложения в действии материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Изобретательность – это способность человека находить нестандартные решения проблем и жизненных задач.
Азбука Изобретательности | http://human-life.narod.ru

Когда кто-то из собравшихся спросил Жака Максимена: "Что такое изобретательность?", последовал ответ: "Это значит никого не копировать".
Дмитрий Воскобойников | Европа, журнал Европейского Союза | www.delrus.ec.europa.eu

  • Изобретательность – это способность мыслить глубоко и небанально, делая выводы, недоступные людям с примитивным мышлением.
  • Изобретательность – это аналитичность ума, быстрота мышления и творчество действий.
  • Изобретательность – это умение находить выход даже из безвыходных ситуаций.
  • Изобретательность – это способ взаимодействия с миром, при котором человек способен в любой ситауции увидеть плюсы и использовать их во благо.
  • Изобретательность – это уверенность в себе, позволяющая самостоятельно разрешать возникающие проблемы в любой жизненной сфере.

Преимущества изобретательности

  • Изобретательность раздвигает границы – делая невозможное возможным.
  • Изобретательность тренирует силу – разума.
  • Изобретательность даёт свободу – полету мысли.
  • Изобретательность даёт радость – от процесса созидания.
  • Изобретательность даёт возможности – для творчества и самореализации.
  • Изобретательность освобождает – от ленности тела и души.

Проявления изобретательности в повседневной жизни

  • Реклама. Чем большую изобретательность проявляют создатели рекламы – тем легче она запоминается и лучше работает.
  • Технические новшества. В основе каждой технической новинки, предлагающей нечто принципиально новое, лежит изобретение. Таким образом, любые технические достижения являются проявлением человеческой изобретательности.
  • Бытовые ситуации. Человек, умеющий найти нестандартное и при этом полезное применение обычным бытовым предметам – проявляет изобретательность.
  • Собственное дело. Человек, создавший успешную компанию, большую или малую – всегда проявляет изобретательность.

Как достичь изобретательности

  • Обучение. Знания – основа изобретательности. Получая знания, расширяя кругозор, человек создает почву для развития изобретательности.
  • Самосовершенствование. Работа над искоренением таких недостатков, как неуверенность в себе, бездеятельность, лень – помогает человеку в развитии изобретательности.
  • Постановка цели. Человек, твердо знающий, чего он хочет, часто проявляет необыкновенную изобретательность в достижении своей цели. Умение четко ставить цели – одно из необходимых условий для развития изобретательности.
  • Пробуйте! Не бойтесь осваивать новые для себя занятия – вы никогда не сможете изобрести новый способ езды на велосипеде, пока не овладеете уже имеющимся.

Золотая середина

Рутинность, неизобретательность | полное отсутствие воображения

Изобретательность

Маниакальная изобретательность | желание снова и снова изобретать велосипед

Крылатые выражения об изобретательности

Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. - Гёте - Без дара изобретательности ни в одной области еще не было великих людей. - Николло Макиавелли - Настоящая любовь и изобретательность свойственны иногда вовсе не тем, в ком мы рассчитываем их найти. - Маргарита Валуа - Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. - Фрэнсис Бэкон - Стивен Страус / Большая идея, или Как бизнес-изобретатели превращали свои идеи в прибыльный продукт. Книга посвящена истории тех изобретений, которые стали привычными элементами повседневной жизни, таким как ксерокс, тефлоновая посуда, микроволновка. Все эти изобретения кроме пользы человечеству принесли богатство изобретателям. Есть идея? Почему бы и Вам не воплотить ее в реальность? Джеймс Л. Адамс / Разблокируй свой разум. Техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей Книга учит мастерству генерации гениальных идей. Она поможет снять блоки, мешающие Вашему разуму использовать заложенный в нем потенциал.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру.

Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

(По материалам энциклопедии)

Изучение литературы в школе - это очень увлекательно и познавательно. Именно на этом предмете мы знакомимся с творчеством великих авторов, с шедеврами русской и зарубежной литературы. Но бывают и сложности в изучении. Преподаватели требуют учить стихотворения, писать сочинения и другие Сегодня мы разберем, что такое изложение, научимся правильно его писать, а также рассмотрим некоторые хитрости, которые намного облегчат вам работу.

Начнем мы с самого понятия того, что такое изложение. Приведем настоящий пример работы пятиклассника и разберем все ошибки, которые допускать не стоит. Попробуем написать идеальное изложение, учитывая поправки педагога. Предлагаем приступить незамедлительно.

Что это?

Итак, что такое один из видов творческой работы по литературе. Преподаватели очень часто используют изложение для контроля знаний учеников. Чтобы получить высокую оценку за четверть, необходимо изрядно постараться и довести качество своих творческих работ до идеального состояния.

В чем заключается смысл изложения? Вы читаете, или вам зачитывают небольшой текст, как правило, из классической литературы. Далее необходимо проанализировать прочитанное или услышанное и написать краткий пересказ, сохранив основную мысль произведения или его отрывка. Есть и такой вид работы, как устное изложение. Для чего его применяют? Изложение (устное и письменное) позволяет формировать навыки правописания и стилистики, что очень необходимо для выживания в нашем обществе. После окончания школы ученик должен представлять собой сформированную личность, которая может красиво и гладко излагать свои мысли, имеет определенные цели в жизни.

Сначала преподаватель читает текст. Задача ученика заключается в фиксировании необходимых данных (числа, имена, последовательность событий и так далее). Учитель дает некоторое время для написания чернового варианта, ученик должен оставлять пустые места там, где это необходимо (что-то забыл, не успел записать). Далее текст читается повторно. Это последний шанс что-то дополнить в своем изложении. Дополняется черновой вариант, проверяется орфография, пунктуация, стилистика. Следующий этап - написание чистового варианта.

Часто встречается такая практика: совместно с изложением необходимо выполнить небольшое творческое задание (озаглавить текст, написать развернутый вывод, то есть свое отношение к проблеме, дополнить незаконченную мысль и так далее).

План

Когда преподаватель первый раз читает текст, необходимо делать некоторые наброски. Очень важно на этом этапе сформировать план изложения. Одна часть - это отдельный абзац. Необходимо внимательно слушать и делить весь текст на смысловые части. Записывайте их, так и получится план. Он позволяет написать красивый и стройный текст, не запутаться в последовательности происходящих в тексте событий.

Написание

Что такое изложение и зачем его применяют, мы разобрались, а теперь перейдем к краткой памятке, помогающей написать качественную работу:

  • Внимательно слушайте текст, выявите главную проблему.
  • При первом прочтении старайтесь делать небольшие пометки (план, имена, даты, яркие выражения, которые необходимо включить в изложение).
  • Уточните у преподавателя значения слов, которые вам непонятны.
  • При повторном чтении составьте подробный план.
  • Далее идет работа над текстом, удалите из плана пункты, которые не несут смысловой нагрузки.
  • Напишите черновой вариант, проверьте орфографию, пунктуацию и стилистику.
  • Приступайте к написанию чистового варианта.

Пример

Приведем в пример изложение 5 класса. Здесь же мы рассмотрим и ошибки.

"В избу поставили новую хорошую дверь, все ее хвалили".

Правильно: в избу поставили новую дверь.

"Она не пропускала зимнюю стужу и летний зной, о ней перестали говорить, потому что упрекнуть ее было не в чем".

Правильно: она хорошо закрывалась и открывалась, не в чем было ее упрекнуть.

"Зато все очень много говорили о рамах, да и как о них можно было не говорить, когда они скрипели, пропускали мороз и набухали".

Правильно: все говорили о рамах, потому что они были плохими.

Принцип написания сжатого изложения даже в этом небольшом отрывке понятен. Нужно исключать информацию, которая не несет смысловой нагрузки, убирать повторы и описания.

Под творчеством, изобретательностью и креативностью обычно подразумевают некий мыслительный процесс, способный создать нечто новое, до этого еще не виданное, но это не совсем так…

Умение творить и созидать новые идеи, рисовать гениальные картины, придумывать великолепные музыкальные произведения приписывают гениальным людям, таким как: А. Эйнштейну, Р. Баху, С. Дали … И опять таки – это не совсем так.

Люди с большим IQ априори наделены особыми талантами в придумыванию нового… А это, вообще, не верно…

Быть изобретателем, уметь творить и созидать – это некий врожденные талант, редкое сочетание генов. Еще более не правильное утверждение.

Это настоящее творчество: Мона — «та же», но по новому «оформлена»…

1. Творчество, изобретательность, креативность – это …

На самом деле, самое точное определения творчества, изобретательности и креативности – это умение переоценить старые вещи по новому .

Это как эволюция простой деревяшки в молоток. Вначале, вы палкой дубасили своего соседа по пещере, потом, оказывается: ей вы можете рыть корешки, дробить орехи… Вы берете старую вещь – палку, но на каждом витке эволюции ей придумываете новое применение. Ведь молоток просто так не появился из нечего!

Это как стучания камешка об камешек — до симфонии Моцарта. Ведь последнее не появилось из хаоса и набора случайных звуков. Ведь до этого были другие звуки и их сочетания…

Это как преобразование одной идеи в другую. Прежде чем деревяшка преобразовалась в молоток и стучание камней в уникальное звучание музыки – была идея это сделать. (В большинстве случаев, в некоторых, к примеру — изобретение пенициллина, идея была после…)

Суть Творчества (изобретательности, креативности) – новый взгляд на старые вещи!

2. Способность Творить присуща только особым людям, гениям?

На самом деле – нет. Гении и очень изобретательные люди, обладают такими же талантами, как и вы, но их таланты более развиты в силу многих причин. В большинстве случаев, чтоб их развить: Эйншетейны, Бахи, Пушкины, Гейсы и др. прилаживали невероятное усилие…

Талантом творить – присуще всем человекоподобным существам, и вы один из них. Акт творения сопровождает каждого человека каждый день. Гении же способны на более радикальное новое, чем пока что вы…

Изобретение велосипедов

Вы часто изобретаете велосипеды, т.е. то, что уже было изобретено, и по этому не обращаете на данный акт созидания никакого внимания. Но вот если вы изобретете «велик» до сего не виданный и этот шедевр будет обнародован и аплодирован – только тогда вам дадут награду в виде ярлыка, что вы – гений, творец, создатель или изобретатель…

Но творить вы способны всегда!

Творчество – это врожденная человеческая способность (присуща всем людям), это «дочка» или «сын» такой важной вещи в выживании человека в неблагоприятных природных условиях как приспосабливаемость к последнему…

Какой вид живых существ способен выжить в самых неблагоприятных условиях совершенно не обладая физическими соответственными данными? Это человек! И в космосе, и под водой, и на экваторе, и на Южном полюсе… Благодаря чему? Благодаря высокой приспосабливаемости, а именно способностям: к творчеству, изобретательности или креативности…

Глобальные масштабы, а что насчёт более мелких, бытовых?

Творческий потенциал находится в основе любой деятельности! Если вы решите бутерброд смазать медом, если вы к венику приделали палку – чтоб не нагибаться ниже, если вы звук в своей стерео системе пустили вспять ради эксперимента, если хлеб решили порезать леской…

Если вы делаете нечто до этого так не делая! —

Ты гений!

Выше перечисленное говорит о том, что ты дорогой читатель — Гений. Мелкого масштаба, и этого не чувствуешь, хотя ты поступаешь очень часто по творчески, креативно, изобретая нечто новое.

Творческая врожденность свойственна всем, но…

3. «Я не гений, не Я творец!»

Почему вы не чувствуете себя творческими личностями?

Этапы подавления творческого начала у личности

Обычно выделают несколько причин, почему человек либо не хочет творить, либо разучился это делать:

1. Школьный конвейер

Немало книг и исследований посвящено данной проблеме и побочному результату уравниловки в системе образований. Именно современное образование воспитывает, чтоб человек был «в рамке», «по правилам» и такой «как все». Ибо в таком случае его проще сделать законопослушными и «правильным».

2. Уровень IQ. У меня средний коэффициент умственного развития, значит, я не способен созидать.

Сформировалось мнение, что уровень IQ и есть показатель творческого потенциала. Чтоб опровергнуть данный миф приведу исследование. Более 1500 школьников прошли тест на IQ, некоторые из них получили весьма высокий бал, более 135, что определяет их, как умные. Они подверглись наблюдению более чем на 30-40 лет. В целом, результат такой: в большинстве случаев это были успешные люди, но ничем особенным и выдающимся в плане творческой деятельности они не прославились…

3. Страх ошибок

Людям очень страшно ошибаться. Это психологический мощный фактор. В результате боясь будущей ошибки человек вообще не хочет, даже попытаться, что-то сотворить.

А теперь интересный пример. У Эдисона более 2000 изобретений, и только чуть более 1000 разрешили ему запатентовать (остальные отвергали – как не уместные). Количество экспериментов, что предпринял изобретатель лампочки просто зашкаливает, и посчитать не возможно (в основе экспериментов всегда больше ошибок, чем , посмотрите «Разрушителей Мифов»).

4. Лень

За способностью к креативностью, изобретательности – лежит огромный труд, большая деятельность, огромное количество попыток что-то сделать. Смотрите пример с Эдисоном. Но работать, а значит, лень, что либо придумывать стоящее…


Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Учитель: Гисматуллина С.М.

Цели урока:

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование : дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.
1. Повторение понятия о сжатом изложении.
Учитель.
На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?
Ученик.
При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Учитель.
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Учитель.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
Учитель.
Что такое миктотема?
Ученик.
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.
Учитель.
Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)

Учитель.
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста.

Учитель:
Назовите признаки текста.
Ученик:
1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)
2. Текст имеет идею.
Ученик.
Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.
3.Текст можно озаглавить.
Книга – самое значительное изобретения.
Ученик:
4.Текст разделен на четыре абзаца.
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.
Учитель: Составьте план текста.
Ученик:
План текста.
1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель.
Определите тип данного текста. Докажите.
Ученик.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.
и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов;
3) вывод.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.
Определите стиль данного текста.
Ученик.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Учитель.
Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

5. Работа над сжатием текста.
Учитель.
По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Учитель.
Какими способами мы можем сжимать текст?
Ученик.
Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.
Ученик.
Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.
Ученик.
Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.
Учитель.
Мы будем сжимать текст способом исключения.
Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Ученик.
ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.
И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Ученик.
1.замена однородных членов обобщающим наименованием;
2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением
4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить свои наблюдения и знания. И в книгах накопился опыт десятков поколений. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». Это означает: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
Ученик.
1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. исключение повторов;
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
Учитель.
Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.
Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.
3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
4. Неудачная концовка (дублирование вывода).
5.
6. Самостоятельная работа.

Третье сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: « Ум без книг как бескрылая птица». Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без чтения книг. 90 слов

7. Подведение итогов.
Учитель.
Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

ПАМЯТКА
Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
Передано ли основное содержание исходного текста?
Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
-в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

Список использованных источников

1. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010
2. Новая форма итоговой аттестации в 9 классе: рекомендации и опыт.-Казань: РИЦ «Школа», 2009
3. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010
4.


Полный текст материала Урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к сжатому изложению по тексту" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.
Поделиться: