Реальность повседневной жизни. Философия повседневной жизни: примеры, которые мы не видим В повседневной жизни их не

Как граничное условие человеческой деятельности. Исследования повседневности подразумевают подход к миру человека и самой его жизни как к ценности. Повседневность - значимая в культуре 20 в.

В рамках классических подходов (представленных, в частности, марксизмом, фрейдизмом, структурным функционализмом) повседневность полагали низшей реальностью и пренебргжимой величиной. Она представлялась поверхностью, за которой мыслилась некая глубина, завесой фетишистских форм, за которой лежала подлинная (“Оно” - во фрейдизме, экономические связи и отношения - в марксизме, устойчивые структуры, определяющие человеческой и мировосприятие, - в структурном функционализме). Исследователь повседневности выступал в качестве абсолютного наблюдателя, для которого живой выступал лишь в качестве симптома этой реальности. По отношению к повседневной жизни культивировалась “герменевтика подоз;)ения”. Повседневное и неповседневное представлялись разными онтологическими структурами, а сама повседневность проверялась на . В рамках классических методологий повседневность могла выступать в качестве объекта проекгирования и рационализации. Традиция эта достаточно устойчива (А Лефевр, . Геллер).

Ггрменевтические и феноменологические школы в социальной философии и социологии выступили в качестве альтернативы классической парадигме социального знания. Толчок к новому пониманию повседневности был дан Э. Гуссерлем в его трактовке жизненного мира. В социальной феноменологии А. Шюца был осуществлен этих идей и социологических установок М. Вебера. Шюц сформулировал задачу исследования повседневности в контексте поиска предельных оснований социальной реальности как таковой. Различные варинты такого подхода представлены в современной социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), с несколько иных методологических позиций в символическом интеракционизме, этнаметодологии и т. п. Эволюция исследований повседневности сопряжена со сменой парадигм социального знания. В наших представлениях повседневное и неповседневное уже не выступают в качестве различных и не соизмеримых по своему значению онтологических структур. Это - разные реальности лишь постольку, поскольку представляют разные типы опыта. Соответственно теоретические модели не противопоставляются конструктам повседневной ментальности и повседневного сознания. Напротив, критерием обоснования и валидности социального знания становится и соответствие понятий науки и конструктам обыденного сознания, и другим вненаучным формам знания. Центральным вопросом социального познания становится о соотнесении социального знания с повседневными значениями (конструктами первого порядка). Проблема объективности знания здесь не снимается, но сами формы повседневной жизни и мышления уже не проверяются на истинность.

Неотделимо от осмысления проблематики повседневности складывание “постклассической парадигмы” социального знания. Исследования повседневности из отрасли, занимающейся специфическим предметом, превращается в новую дефиницию “социологического глаза”. Природа исследовательского объекта - повседневной жизни людей - меняет к самой идее познания социального мира. Ряд совершенно различных исследователей (П. Фейерабенд и Ю. Хабермас, Бергер и Лукман, Э. Вщденс и М. Маффесоли, М. Де Серто и др.) обосновывают идею необходимости переосмысления социального статуса науки и новой концепции познающего субъекта, возвращения языка науки “домой”, в повседневную . Социальный исследователь утрачивает привилегированную позицию абсолютного наблюдателя и выступает лишь как участник социальной жизни наравне с другими. Он исходит из факта плюральности опытов, социальных практик, в т. ч. языковых. Реальность видится только как феноменальная. Смена угла зрения позволяет обратить на то, что раньше казалось, во-первых, незначимым, а во-вторых, подлежащим преодолению отклонением от нормы: архаику в современности, банализацию и технологизацию образов и пр. Соответственно, наряду с классическими методами изучения повседневности используются методы, основанные на приближении к нарративности повседневной жизни (case studies, илиисследование отдельного случая, биографический метод , анализ “профанных” текстов). В центре внимания подобных исследований - самоочевидностей сознания, привычных, руганных практик, практического , специфической “логики практики”. Исследование превращается в своего рода “коммонсенсологию” (от лат. - ) и “формологию”, ибо остается единственным устойчивым началом в условиях альтернативности и нестабильности социальных и плюральности культурных начал (М. Маффесоли). Формы жизни уже не трактуются как более высокие или более низкие, истинные или неистинные. Никакие знания не могут быть получены вне контекста культуры, языка, . Данная познавательная порождает проблему релятивизма, т. к. истины вытесняется проблемой коммуникации людей, культур. Задача познания сводится к исторически обусловленному “культурному действию”, которого - выработать новый способ “считывания мира”. В рамках этих подходов “истина” и “эмансипация” из непреложных законов превращаются в ценностные регулятивы.

Лит.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности.- В кн.: СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991; ИонинЛ. Г. Социология культуры. М., 1996; Щютц А. Формирование понятий и теории в общественных науках.- В кн.: Американская социологическая ; Тексты. М., 1994; ShutzA. On Phenomenology and Social Relations. Chi., 1970; GoffmanE. The Presentation of Self m Everyday Life. N.Y.-L., 1959; LefebvreA. La vie quotidienne dans le monde modem. P., 1974; MaffesoliM. La conquête du present. Pour une sociologie de la vie quotidienne. P., 1979; HellerA. Everyday Life. Cambr., 1984; De Сгнеаи M. The Practice of Everyday Life. Berkeley; Los Ang.; L„ 1988.

H. H. Козлова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПОВСЕДНЕВНОСТЬ" в других словарях:

    Повседневность … Орфографический словарь-справочник

    Повседневность область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Феномен повседневности изучается рядом гуманитарных наук: социологией, антропологией,… … Википедия

    Повседневная жизнь процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. Социальные взаимодействия в контексте П. зиждутся на предпосылке единообразия восприятия ситуаций … Энциклопедия культурологии Толковый словарь Ожегова

    повседневность - ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (нем. Alltaeglichkeit; англ. everydayness, common sense) понятие, введенное в философию английским эмпиризмом и, позднее, феноменологией и лингвистической философией. Современная ситуация и контекст звучания терминов «П.»,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ПОВСЕДНЕВНОСТЬ - целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как естественное, самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Как специфическая область социальной реальности выступает в качестве объекта ряда наук и… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. повседневный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Повседневность, повседневности, повседневности, повседневностей, повседневности, повседневностям, повседневность, повседневности, повседневностью, повседневностями, повседневности, повседневностях (

Каждый человек постоянно должен четко понимать, что с ним происходит в данный, конкретный момент. Большую помощь в этом ему может оказать такое важное понятие, как осознанность. В повседневной жизни она дает прекрасную возможность полностью успокоить сознание, понять основную суть происходящего и стабилизировать свои интеллектуальные процессы. Человек постоянно чувствует себя включенным в текущие события, что позволяет ему быстро реагировать на них.

Что такое осознанность

По мнению специалистов-психологов, осознанностью называется постоянное и пристальное наблюдение за общим течением хода жизни и полное осмысление его в контексте текущего момента. События прошедшего и будущего в нем не участвуют. Тем не менее, они помогают понимать то, что происходит в данную конкретную минуту.

Невозможно ощущать себя включенным в течение жизни, пребывая где-то неведомо и витая в облаках. Точно также, невозможно пребывать в состоянии полной осознанности в какой-то отдельный момент, а затем снова погрузиться в суету повседневных дел. Один раз поняв, что такое осмысленное существование, человек уже ни на секунду не должен отрешаться от него.

Существуют различные психологические методики, позволяющие закрепить приобретенные навыки, добиваясь все новых и новых высот. Те, кто освоил духовные практики, переходит на высший уровень бытия, позволяющий усовершенствовать свою внутреннюю сущность. Однако торопиться в подобном процессе не нужно.

Осознанность в повседневной жизни, как состояние ума и души, позволяет:

  • видеть свое место в окружающем мире;
  • слышать свой внутренний голос;
  • полностью доверять себе;
  • сосредотачиваться на рабочем процессе;
  • не отвлекаться по пустякам;
  • совершенно правильно оценивать различные события;
  • Очень быстро принимать качественные решения;
  • делать выбор между двумя вещами и др.

Тренировка осознанности отчасти напоминает физическое развитие человеческого тела. Здесь очень важна бывает постановка цели, затем освоение основных упражнений, а после этого наращивание своего мастерства.

Особенно отчетливо видно различие между индивидом, который полностью достиг осознанности в повседневной жизни и тем человеком, который к ней еще только стремится.

Первый из них сосредоточен, его взгляд сконцентрирован на каком-то определенном объекте, он нетороплив и очень доброжелателен.

В отличие от личности, которая еще не достигла такого уровня сознания, его в основном занимают различные вопросы смысла жизни, своего предназначения, он отчетливо видит пути выхода из различных жизненных ситуаций.

Второй же чаще всего бывает рассеян, не собран, не способен сделать хороший выбор или принять качественное решение.

В чем плюсы осознанности

Основными достоинствами подобного образа жизни обычно являются:

  • экономить большое количество сил и времени;
  • определить наиболее важные параметры человеческого пути и не отвлекаться от них;
  • возможность полностью отрешиться от повседневных хлопот;
  • анализировать свои мысли;
  • не подражать никому;
  • активно пересматривать свои принципы;
  • постоянно повышать интеллектуальный потенциал;
  • избегать колебаний;
  • обрести уверенность в себе;
  • ощутить внутреннюю силу;
  • услышать свою интуицию;
  • применять в речи красивые, гармоничные, точные слова и выражения;
  • не использовать штампы;
  • обрести внутреннее спокойствие;
  • осознать свои таланты и т.д.

Суммируя, можно сказать, что осознанность в повседневной жизни означает постоянную включенность в ее процесс. Каждая секунда времени ощущается человеком как событие. Оно требует осмысления, отдельного к себе отношения и сравнения с предыдущим мгновением. В дальнейшем оно должно послужить базой для принятия решений о будущем. Эта позиция позволяет не выходить за рамки спокойного существования и оставаться уверенным в себе и готовым к разным поворотам судьбы, не реагируя на них слишком остро.

Как развить осознанность в повседневной жизни: техники и практики

Начинать постепенное приближение к такому важному состоянию души и тела желательно с того, что необходимо полностью прекратить концентрироваться на своей персоне. К себе нужно относиться с чувством юмора и немного отстраненно.

Первое, что следует сделать, научиться не суетиться. Каждый жест должен быть продуман, но естественен. Спешить ни в коем случае нельзя. Если получается обойтись без какого-либо движения, то так и требуется сделать.

Стоит осознать, что каждый человек имеет право на ошибку. Поэтому не стоит казнить себя за них слишком строго.

Желательно понять, что другим людям во многом безразличны окружающие, а их промахов они практически не замечают или не придают им особого значения.

Следующим шагом должно стать отделение себя от других индивидов. Их личные мысли принадлежат только им и не нужно пытаться проконтролировать их отношение к людям. Но не значит, что их следует игнорировать.

Каждое их слово должно быть услышано, продумано и принято к сведению или отброшено. На собственное отношение к себе оно повлиять не способно.

К людям требуется относиться с большим уважением, но считать их не выше и не ниже себя. Поэтому лучше всего принимать их такими, какие они есть, не осуждая. Подобный взгляд на вещи не так легок, как кажется. К нему стоит приучаться.

Это позволит человеку значительно замедлить бег повседневной жизни, полностью успокоить свой ум и перестать моделировать негативные монологи и диалоги у себя в голове.

Существует ряд психологических техник, позволяющих быстро прийти к осознанности. Они очень просты и могут быть освоены даже новичками в такой области. Они годятся человеку с любым складом характера или продвинутости в подобных навыках.

В целом их можно свети к восьми основным методикам.

  1. Следить за процессом своего дыхания. Каждое движение диафрагмы должно находиться под контролем. Этот навык позволяет освободить разум от лишних мыслей.
  2. Прием пищи должен стать совершенно осознанным. Требуется оценить ее вкусовые качества, особенности приготовления, запах. Стоит попробовать мысленно составить рецепт ее приготовления.
  3. Необходимо отслеживать свои эмоции. Ничего нельзя делать машинально. Каждое движение должно быть осмысленно и продумано. Если возникло раздражение, то игнорировать его не нужно, а следует задуматься, что его вызвало. Подобное отношение позволяет добиться снятия мышечного напряжения и возможности успокоиться. Если это происходит на работе, то требуется остановиться на каком-то привычном процессе и разложить его по отдельным мельчайшим действиям.
  4. Можно отчетливо представить себе, что внутри тела находится большая прозрачная сфера, которая и является душой человека. Стоит вглядеться в нее и понять, что она больше всего хочет. Затем вообразить желаемое так, как будто оно уже присутствует в жизни. Очень важно оценить, действительно ли в нем нуждается сам индивид или такое стремление навязано родственниками или знакомыми. Проверить подобное очень легко по тем ощущениям, которыми будет сопровождаться действие.
  5. Затем необходимо поработать с отрицательными чувствами. Нужно найти ту точку на теле, где они сконцентрированы. Сделать это несложно, так как именно там чаще всего гнездятся болевые ощущения. Найдя ее, следует сосредоточиться на такой области и медленно и глубоко дышать до тех пор, пока мышцы не расслабятся. Постепенно негативные ощущения также исчезнут.
  6. Дальше требуется полностью изучить свои мысли. Стоит выявить концентрические круги, по которым они крутятся. Лучше поступить по-детски. Надеть на запястье тугую резинку и, как только неприятная или навязчивая мысль посещает сознание, оттягивать ее и больно хлопать по коже. Если подобное невозможно, то желательно более ответственно относиться к своим раздумьям, сознательно отметая ненужные и вредные. Если они важны, но сознание находится во взволнованном состоянии, то разрешается отложить их на неопределенное время. Самовнушение является мощным оружием и недопустимо использовать его во вред.
  7. Желательно найти людей, которые вызывают резко негативные эмоции. Необходимо понимать, что большинство личностей реагирует на то, что содержится в них самих. Поэтому нужно понять, что именно роднит с таким человеком. Именно подобное качество попадает в состояние резонанса, причем раздражает сразу обоих. Это сходство следует отыскать и постараться проанализировать его. По мере того, как станет ясно, что движет индивидом, мышечный зажим постепенно спадет. Неприязнь же к другому исчезнет и больше не возобновится.
  8. Не менее важно осознать все ощущения своего организма. Очень часто человек подолгу плохо себя чувствует, но, постоянно занятый различными делами, не замечает этого. Осознает свое заболевание он только тогда, когда страдания становятся невыносимыми. Причем, чаще всего он замечает, что обострение случается на фоне нервного перенапряжения. Спазмы ставят заслон на пути свободного прохождения энергетических потоков, что еще более усугубляет патологию. Для коррекции такого состояния следует вечером лечь в постель, мысленно пройтись по всему туловищу, находя сплетенные пучки нервов. Их требуется расслабить, а если они не поддаются усилию воли, то стоит свободно дышать до тех пор, пока самочувствие не станет стабильным.

Осознанности практически невозможно добиться всего за один или два приема. Ее необходимо культивировать, приучать себя к ней и не разрешать себе отказываться от нее ни на минуту. Вскоре она станет привычным делом и другое течение жизни покажется неприятным и опасным.

Для того, чтобы осознанность стала частью повседневной жизни стоит использовать специальные практики.

Практика формальности в основном направлена на медитацию, чаще всего все с тем же дыхательным процессом. Можно устремить свой взгляд на огонь, блестящий предмет, книгу. Делать такое допускается в любом удобном положении.

Практика неформальности достигается тем, что человек не разрешает себе ни на одну секунду отвлекаться от хода повседневной жизни. Такая привычка должна выработаться не на полчаса, и даже не на половину дня, а в каждый конкретный момент.

Для того, чтобы подобные практики стали чем-то обычным, они должны повторяться по многу раз ежесуточно. При выявлении ошибок, они возобновляются до тех пор, пока не выполняются безукоризненно. Лучше начинать совершенствоваться сразу на чем-то очень важном.

Осознанность в повседневной жизни человека позволяет быстро и эффективно упорядочить ее. Она помогает структурировать мысли, понять свою сущность и взглянуть на нее со стороны.

Более того, она отлично дает возможность полностью справиться даже с самыми отрицательными жизненными установками и во многом позволяет оздоровить свой организм.

Способность видеть чудесное в обыкновенном — неизменный признак мудрости.
Ральф Уолдо Эмерсон

«Острая недостаточность сказочных событий в повседневной жизни» - часто в сети я встречаю подобные посты-картинки.


А тут я задумалась: А кто нам должен устраивать эти самые события? Откуда они возьмутся? Почему нам их не хватает? Почему острая? И зачем СКАЗОЧНЫМ событиям появляться в ПОВСЕДНЕВНОЙ жизни? Если их «недостаточность», значит, они были, но куда-то и почему-то делись? Куда? И почему?

И я решила для себя разобраться, откуда идут такие обильно пролайкиваемые утверждения.

Во-первых, мы боимся/не умеем жить «не повседневной жизнью», т.е. боимся жить своей жизнью/не знаем/ «не хотим знать» какая она наша жизнь, боимся не соответствовать шаблонам и стандартам.
Во-вторых, у нас отсутствуют цели, мы не знаем, для чего живём. Нет смысла.
В-третьих, знак равенства с этой фразой я могу поставить со словом «СКУКА». Нам скучно жить. А почему? См. предыдущий пункт.

(Вот с чем нужно работать! О том как это делать, кто это делает и пр. я писала в статьях ранее).

И неспроста перед маленькой девочкой на картинке стоят стаканы. Они, конечно, могут быть с кока-колой, а могут быть и с чем покрепче, особенно если процесс запущен и сказочных событий хочется уже много-много лет.

А что такое «Сказочные события»? Это «Чудеса». А что такое «чудеса»?
Очень точно, на мой взгляд об этих самых чудесах сказал в своей книге «Путешествие домой» мудрейший Радханатха Свами:

«Сев под раскидистым баньяном, я задумался, почему люди так жаждут чудес. Непревзойденные чудеса, творимые Богом, окружают нас повсюду, но мы видим их каждый день, привыкаем и потому не обращаем на них внимания. Подняв с земли семечко баньяна, я стал, внимательно рассматривать его. Господь поместил в это крошечное семечко огромное дерево, и каждое такое дерево даст еще тысячи семян. Это ли не чудо? Есть и другие примеры. В одной туче, легко плывущей по небу, Бог хранит столько воды, что ею можно затопить целый город. Когда мужчина и женщина соединяются для зачатия ребенка, они даже не задумываются о том, как будет развиваться зародыш в утробе. Это происходит само собой. Разве это не чудо? Разные виды жизни наделены разными способностями. Живые существа летают, плавают, бегают, лазают по деревьям, ползают по стенам и даже создают цивилизации. Разве может это быть случайностью? Все мироздание — нескончаемая череда чудес».

Вспомните, с вами постоянно происходят чудеса и сказочные события и, конечно, они вами или вашим окружением особенно не планируются. Самые лучше воспоминания от спонтанных действий, событий из разряда «вдруг», «а давай» и т.д. «Нечаянная встреча», «внезапно» начавшийся снегопад, неожиданно перенесённый рейс самолёта, благодаря которому вы попали на концерт своей любимой группы, знакомство с шумной компанией из соседнего купе, которые мешали вам спать, а теперь вы лучшие друзья….таких событий масса!
Помощники, волшебники, сказочники… они окружают нас каждый день! Чудеса происходят с нами постоянно, я просто настаиваю на этом! Но вот беда - мы их не видим.
Почему?
Нам некогда. Нам скучно. Нам лень. Нам неинтересно. Мы забыли. Мы не обратили внимания. Есть дела поважнее.

Особенно сильно ощущают все эти зажигательные депрессивные процессы у нас, когда заканчивается, например, такой масштабный праздник как Новый год. Ведь, в том числе, и для того, чтобы создать ощущение сказки, мы придумываем праздники, отмечаем их, устраиваем, «щекочим себя» предпраздничной суетой и самозабвенно ждём, что вот тут-то точно чудо должно случиться!

И каково же наше разочарование, когда, все гости наряженные, ёлка украшенная, подарки розданы, оливье съедены, президент речь произнёс, и даже часы пробили полночь, а чуда всё нет! И ничего не изменилось!!! Золушка Принцессой так и не стала, и не становилась и, самое печально, видимо, уже не станет. А ещё печальнее, что и не хочет становиться, а только делает вид.


Все условности вроде соблюдены, а настроение у нас как было на нуле так таким и осталось.
Мы хотим чуда по расписанию. По щелчку. По графику. Мы хотим радостных эмоций по взмаху руки. Эйфории с первыми звуками заигравшего оркестра.

Я очень чётко помню момент, когда осознала эту нестыковку. Это было на первом или втором курсе исторического факультета. Нас, мелочь перво-второкурсную гоняли на волейболы. И мы должны были активно и радостно болеть за какую-то определённую команду. Сначала для меня это было интересно, как всё новое и необычное. А так как фанат из меня ещё хуже чем продавец, такие события я посещала впервые, и какое-то время даже пыталась понять логику игры и следила за бросками мечей. Но потом, не испытывая никакого азарта, я просто задумчиво созерцала трибуны и думала: «Моё состояние сегодня совершенно не соответствует бравым крикам «гол», и грубо рифмованным речёвкам, и вчера не соответствовало и позавчера…что я тут делаю?» Иногда включались намеренно актёрские способности, и в ход шли душевные резервы. Тогда начинались танцы с мочалками, шутливые знакомства, кричалки до хрипоты. Но это было не искренне и энергозатратно.
И я подумала: «почему я должна радоваться тогда, когда совсем как-то не радуется? Зачем?»

У каждого из нас свой вкус счастья и радости.

И для каждого из нас сказочные события и чудеса так же выглядят по-разному. (Но совпадения всё-таки иногда бывают, не зря же сказочники трудятся, книжки пишутся, фильмы снимаются…) Воллейбол для меня совсем не радостное и не сказочное событие, теперь я это знаю точно (Смех).

Поэтому спросите себя: вы уверены, честно, что именно сейчас вы хотите находиться именно там, где вы находитесь?

Или вы вместо странного места с не менее странными людьми и в не меняя странное время хотели бы просто мирно прогуливаться по парку, кататься с детьми на каруселях, чесать пузико коту, сажать помидоры в палисаднике, сворачивать горы осуществляя немыслимые сделки на своей любимой работе… Да мало ли что вы на самом деле хотите делать! В чём вы действительно нуждаетесь?
Вы уверены, что хотите сейчас именно вот так «отмечать», допустим, тот же праздник?
Вы уверены, что именно этим делом вы сейчас хотите заниматься? Именно на эту работу ходить? С этим человеком общаться? Эту книгу читать? Этот фильм смотреть?
Вы будете от этого счастливее? Вы в этом подлинно нуждаетесь? Правда?

Притча о Нужде


Жил-был человек, который очень боялся нужды. «Всё что угодно, только не нужда! - часто причитал он. - Господи, дай мне любые испытания, только не посылай мне нужду!» - просил он у Бога.
За своим подопечным наблюдал Ангел-Хранитель. Он очень печалился из-за того, что человек так терзает себя тревогой, берет на себя лишние обязательства, старается сделать побольше накоплений и расстраивается от того, что их теряет.
«Как же мне помочь ему?» - размышлял Ангел. - Ведь я же Хранитель его бессмертной души! А это совсем нехорошо, что она отравляется тревогой и сребролюбием!» И Ангел-Хранитель решил отправиться за помощью к самой Нужде. Раз его подопечный так её боится, может, она сама и подскажет средство от его страхов.

Ангел-Хранитель отправился в путь. Дорога оказалась дальней и отняла немало сил. Но через некоторое время Ангел уже стоял у домика Нужды. Хозяйка вышла на крыльцо и приветствовала своего гостя. Ангел-Хранитель не ожидал, что Нужда окажется молодой женщиной. Её простые одежды точно и лаконично подчёркивали её красоту. «Неужели такое прекрасное существо может насылать на человека страхи и тревоги?» - подумал Ангел.
- Это не моя работа, - вслух ответила Нужда, прочитав его мысли. - Здравствуй, друг!
- Здравствуй, Нужда, - приветствовал хозяйку Ангел. - Если не ты, то кто отравляет душу моего подопечного?
- Изволь, я расскажу тебе историю, которая добавляет мне грусти уже не одну тысячу лет, - предложила Нужда и пригласила Ангела в беседку.
Стоявшая на столе еда позволила Ангелу быстро восстановить силы и приготовиться слушать.
- Моё имя отражает мои способности, - начала свой рассказ Нужда. - Я открываю всем существам в Мире то, что им нужно. Подлинно необходимо. Я несу точный камертон для формирования потребностей, желаний, мотивов. Среди всего многообразия возможностей, существующих в мире, я открываю каждому человеку наилучшее. Я даю знание о том, что Лучшее само по себе очень индивидуально, оно разное для всех.
- Поэтому ты так красива, - поддержал её Ангел.
- Да, - согласилась Нужда. - Может быть, ты знаешь тёмную колдунью по имени Злая Доля? И её дочь по имени Бедность, что означает «приносящая беды»?
- Я услышал о них от людей, но лично встречаться не приходилось, - ответил Ангел.
- А мне пришлось, - вздохнула Нужда, и по её прекрасному лицу пробежала тень.
- Я слушаю тебя, - сказал Ангел и взял её руку.
- Раньше я жила в мире людей, - начала свой рассказ Нужда. - Я помогала каждому человеку открывать Своё Собственное, то, что ему нужно. Поэтому каждому удавалось идти своим путём, не претендовать на чужое. Каждый, чувствуя Совё, ясно мыслил и принимал точные решения. Фраза «Я знаю, что мне нужно!» была не вызовом, как сейчас, а камертоном. Люди были свободны, потому что каждый понимал свою нужду, никого нельзя было сбить с толку и внедрить желание хотеть нечто ненужное.
Но, наверное, в мире должны были начаться другие процессы и времена, потому что в нём появилась тёмная колдунья Злая Доля. Она была так безобразна, что каждый понимал, что ему не нужно иметь с нею дело. Но колдунья появилась в мире людей не одна, а со своей дочерью Бедностью, способной привлекать беды. Они жаждали овладеть умами и сердцами людей, пить их жизненную силу. Но это было невозможным, пока я была рядом с людьми. Ведь тот, кто понимает, что ему подлинно нужно, никогда не даст себя в обиду, никогда не даст запутать себя. И тогда Злая Доля начала колдовать. Она сварила страх-дурман и выпустила его на людей. Дурман застил людям глаза.
Они смотрели на Бедность, и им казалось, что они видят меня. Они смотрели на меня и видели Бедность. В их одурманенном уме мы как будто поменялись с Бедностью местами. Я стала изгнанницей, а Бедность наставницей. А когда выветрился, люди увидели Бедность и испугались. Но я так и осталась для них с лицом Бедности. Они стали гнать от себя и Бедность, и меня. Гнать от страха. Таков был замысел колдуньи Злой Доли. Она знала, что тот, кто гонит Бедность от страха, легко оказывается в её власти.
Он перестаёт чувствовать свой камертон, свою подлинную нужду, то есть меня. Были среди людей и такие, что далеко от себя отогнали Бедность, но также они запретили к ним и мне приходить. И тогда они, и их дети начали терять смысл жизни. Отсутствие знания о том, что им нужно, опустошало их души и сердца…Ах, мой друг, как же это грустно! Так я и живу изгнанницей вдали от людей.
Люди до сих пор бояться меня, путая с Бедностью. Гонят меня и перестают чувствовать, что им подлинно необходимо… А Злая Доля со своей дочерью получают свою порцию человеческих страхов и тревог, - а это для них не просто хорошее питание, а деликатес.

- Какая печальная история, - вздохнул Ангел и обнял Нужду. - И что же, ничего нельзя сделать?
- Отчего же, можно, - сказал Нужда. - Если человек обратится к Богу со словами: « Я хочу знать, чувствовать, желать то, что мне действительно нужно!». Создатель пошлёт меня к этому человеку. И я ему буду помогать. Да только таких людей не много, - печально добавила хозяйка.
- Да, пожалуй, мой подопечный сам с такой молитвой к Богу не обратится, - покачал головой Ангел-Хранитель. - А мне ты можешь открыть, что ему подлинно нужно, подлинно необходимо, ведь ты это знаешь?
- Знаю, - сказала Нужда. - Ты Хранитель души этого человека, и тебе я всё расскажу. Твоему подопечному нужно, чтобы я открылась ему, к примеру, во сне. Ему действительно нужно, чтобы мы с ним подружились. Чтобы он научился слышать о, что ему действительно нужно, ярче, чем то, что ему навязывают другие.
- Так чего же мы ждём? - воскликнул обрадованный Ангел.- Летим же скорее в его сон!
- Раз ты попросил меня об этом, значит, это и есть для меня задание Бога, - склонила голову Нужда. - Летим!
…Той ночью человеку снился странный сон. Он видел себя запутавшемся в чёрной паутине и чувствовал, как страшный паук уже приготовился напасть на него. Но вдруг яркий свет опалил паутину, она прямо на глазах превратилась в прах и рассыпалась. Он увидел прекрасную женщину, которая одним тёплым взглядом придала ему сил встать на ноги. Глубоко в своём сердце он услышал такие слова: «Теперь ты всегда будешь знать, что тебе нужно. Я Нужда. Не бойся меня. Раньше ты путал меня с Бедностью и жил в тёмных сетях тревог. Теперь всё в прошлом. Ты будешь слышать свою настоящую нужду, и твоя жизнь постепенно выровняется, станет счастливой. Просто чаще проси у Бога открыть то, что тебе действительно нужно, свою подлинную нужду!»
Человек проснулся и ощутил необыкновенную лёгкость. Тревога, прежде сковывавшая его существо, ушла, будто её и не было. Человек улыбнулся и твёрдо сказал: «Я хочу знать, чувствовать, желать то, что мне действительно нужно!» И в глубине своего сердца услышал ответ: «Пусть так и будет!»
Ангел-Хранитель наблюдал за этим превращением и хлопал в ладоши. Он был счастлив.


Вся наша жизнь становится один большим сказочным событием, когда мы понимаем нашу истинную нужду. Нашу истинную природу.

А если в жизни вам не хватает чудес, просто вспомните их, запишите на листочке и повесьте над столом.
Ну, а если уж совсем с этим делом туго - приходите к сказкотерапевтам. Вся наша работа - сплошные сказочные события!

Казалось бы, в XXI веке, когда технологии сделали просто гигантский шаг вперёд, бытовых неудобств остаться просто не должно. Но хотя сегодня можно увидеть близкого человека и поговорить с ним, когда он находится на другом конце света, а «умным» домом уже никого не удивишь, вединговые автоматы принимают по-прежнему только монеты, интернет бывает ужасно медленным, а гаджеты приходится ежедневно заряжать. В нашем обзоре о неудобствах, которые, хочется надеяться, будут ликвидированы уже в недалёком будущем.

1. Шумные пылесосы


Практически любой пылесос сегодня очень сильно шумит при работе. Некоторые люди даже злословят, что бесшумные пылесосы не выпускают потому что люди не будут верить, что они работают.

2. Кариес


Несмотря на все достижения в области здравоохранения, основы стоматологии практически не изменились. До сих пор с кариесом борются с помощью высверливания больной полости зуба и замещения этого места пломбой.

3. Постоянная подзарядка телефона


Бесспорно, что развитие технологии батарей в целом отстает от развития телефонов. Но, при этом остается только удивляться, почему мобильный телефон до сих пор нужно заряжать каждый день.

4. Графические калькуляторы


Технологии не стоят на месте. Но при этом цена на графические калькуляторы не падает ниже $ 100 в течение последних 30 лет.

5. На светофоре включается красный свет, даже если нет машин


До сих пор не были разработаны светофоры, которые включаются по необходимости. Особенно это бесит, когда едешь на велосипеде и включается красный свет, даже если на дороге никого нет.

6. Идеальный сигнал


Остается только удивляться одному забавному факту. На вершине Эвереста индикатор сигнала сети максимальный, а в метро или в глубине квартиры он может отсутствовать.

7. Youtube не работает в фоновом режиме


Естественно, речь идет о лицензионных песнях. Но, тем не менее, в большинстве браузеров или телефонов Youtube проигрывается только при активном окне.

8. Рестораны, которые не выкладывают свое меню на сайте


У подавляющего большинства ресторанов есть только реклама относительно расположения и особенностей кухни. Какое блюдо сколько стоит - выяснится только по приезду в ресторан.


10. Составление резюме


Порой работодатель требует указывать в резюме определённую информацию. Истина заключается в том, что по этой информации фильтруют людей. При этом, никто полностью не читает резюме.

11. Раковины с короткими кранами


При мытье рук в таких раковинах они просто трутся о заднюю стенку раковины. Зачем были сделаны подобные короткие краны - загадка природы.

Интернет уже давно стал неотъемлемой частью жизни. Но почему он в Канаде, Соединенных Штатах, Австралии и Новой Зеландии бывает существенно медленнее, чем в развивающихся странах.

13. Невозможность восстановить водительские права онлайн


Некоторые страны позволяют подобное. Но далеко не все, в большинстве придется поднять свою пятую точку и ехать через полгорода.

14. Сайты, которые работают только в Internet Explorer


На самом деле, сегодня многие предпочитают другие браузеры. Но создается впечатление, что чем важнее сайт, тем меньше браузеров он поддерживает.

15. Автоматы, которые принимают только монеты


Нонсенс. Но для того, чтобы использовать добрую половину автоматов, придется разменивать купюры на мелочь.

16. Регистрация в университет, не доступная в ночное время


Ночью невозможно подать заявку в большинство учебных заведений. Предположительно, это сделано затем, чтобы пьяные студенты не промахнулись.

17. Трудно отрывающиеся ценники


Часто проще порвать вещь, чем сорвать с нее наклейку. А на твердых товарах после них остаются явные следы клея.


Обычно, на кассе дают мешочек или кулек. Но если покупка нестандартная, процесс упаковки может затянуться надолго.

19. Упаковки, которые невозможно открыть


Обычно это делается, чтобы предотвратить кражу в магазинах. Но когда дома приходится идти за ножом или ножницами, это несколько выводит из себя.

Так как целью данного исследования является социологический анализ реальности повседневной жизни, точнее, знания, определяющего поведение в повседневной жизни, то нас не слишком интересует, каким образом эта реальность представляется ин­теллектуалам в различных теоретических перспек­тивах. Прежде всего мы должны обратиться к пов­седневной реальности в ее осмыслении рядовыми членами общества... Следовательно, наше предпри­ятие, хотя и носит теоретический характер, связано с пониманием реальности, представляющей собой предмет эмпирической социологии, а именно мира повседневной жизни.

Наша цель, конечно же, состоит не в углублении в философию. Однако чтобы понять реальность повседневной жизни, следует прояснить ее подлин­ный характер, прежде чем переходить собственно к социологическому анализу. Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпре­тируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Будучи соци­ологами, мы делаем эту реальность объектом своего анализа. В эмпирической социологической науке можно принять эту реальность как данность, а опре­деленные ее феномены - как факты без дальнейше­го исследования оснований этой реальности, кото­рое представляет собой философскую задачу. Одна­ко, учитывая цель настоящего исследования, мы не можем совсем обойти философскую проблему. Ря­довые члены общества в их субъективно осмыслен­ном поведении не только считают мир повседнев­ной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который поддерживается ими в качестве реального. Поэтому, прежде чем обратиться к нашей главной задаче, мы должны попытаться прояснить основа­ния знания в обыденной жизни, а именно объекти­вации субъективных процессов (и смыслов), с по­мощью которых конструируется интерсубъектив­ный повседневный мир. Для главной цели нашего исследования - это предварительная задача, и мы можем предложить лишь набросок, в основных чер­тах изображающий то, что мы считаем адекватным решением философской проблемы, - поспешим добавить - адекватным лишь в том смысле, что оно может служить отправным пунктом социологичес­кого анализа. Поэтому последующие рассуждения носят характер философских пролегомен, предшес­твующих социологическому анализу. Метод, кото­рый мы считаем наиболее соответствующим прояс­нению оснований знания в повседневной жизни, - феноменологический анализ, чисто описательный и как таковой - “эмпирический”, а не “научный”, насколько мы понимаем природу эмпирических наук.

Феноменологический анализ повседневной жиз­ни или, скорее, даже ее субъективного восприятия воздерживается от причинных и генетических гипотез, так же как и от утверждении относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. Важно это помнить. Обыденное сознание содержит множество до- и квазинаучных интерпрета­ций повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися. Поэтому при описании повседневной реальности прежде всего следует об­ратиться именно к этим интерпретациям, учитывая их само собой разумеющийся характер, хотя и за­ключенный в феноменологические скобки.

Сознание всегда интенционально. Оно всегда на­правлено на объекты или предполагает их. Мы ни­когда не сможем постичь некий мнимый субстрат сознания как таковой, но лишь сознание чего-то или кого-то независимо оттого, воспринимается ли объект сознания как элемент внешнего физическо­го мира или внутренней субъективной реальности. Смотрю ли я (первое лицо единственного числа употребляется здесь и далее для указания на обы­денное сознание индивида в повседневной жизни) на панораму Нью-Йорка или ощущаю внутреннюю тревогу, процессы, происходящие в сознании, интенциональны в обоих случаях... Детальный фено­менологический анализ помогает вскрыть различ­ные пласты жизненного опыта и различные смыс­ловые структуры, содержащиеся, скажем, в том, что вас укусила собака, в воспоминании о том, что вас укусила собака, в страхе перед всеми собаками и т. д. Нас интересует здесь общий интенциональный ха­рактер любого сознания. Различные объекты пред­ставляются сознанию как отдельные элементы раз­ных сфер реальности. Я признаю, что люди, с кото­рыми я сталкиваюсь в повседневной жизни, имеют отношение к реальности и сильно отличаются от бесплотных образов моих сновидений. Две системы объектов вызывают в моем сознании совсем разное напряжение, и мое внимание к ним - совершенно разного рода. Это значит, что мое сознание способно перемещаться в различных сферах реальности. Иначе говоря, я сознаю мир состоящим из множес­тва реальностей. По мере перемещения из одной реальности в другую я воспринимаю этот переход как своего рода шок, который вызван переключени­ем внимания в связи с этим переходом. Лучше всего это иллюстрируется тем состоянием, которое испы­тывает человек, просыпаясь.

Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой реальность par excellence. Это реальность повседневной жизни. Ее привилеги­рованное положение дает ей право называться вы­сшей реальностью. Напряженность сознания на­иболее высока в повседневной жизни, т е. последняя накладывается на сознание наиболее сильно, насто­ятельно и глубоко. Невозможно не заметить и труд­но ослабить ее властное присутствие Следователь­но, она вынуждает меня быть к ней предельно вни­мательным. Я воспринимаю повседневную жизнь в состоянии бодрствования. Это бодрствующее состо­яние существования в реальности повседневной жизни и ее восприятие принимаются мною как нор­мальное и самоочевидное, т. е. составляют мою ес­тественную установку. Я постигаю реальность пов­седневной жизни как упорядоченную реальность. Ее феномены уже систематизированы в образцах, ко­торые кажутся независимыми от моего понимания и которые налагаются на него. Реальность повсед­невной жизни оказывается уже объективированной, т.е. конституированной порядком объектов, кото­рые были определены как объекты до моего появле­ния па сцене. Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет мне необходимые объективации и устанавливает порядок, при кото­ром приобретают смысл и значение и эти объекти­вации, и сама повседневная жизнь.

Я живу в географически определенном месте; я пользуюсь инструментами - от консервного ножа до спортивных автомобилей, - которые указаны в техническом словаре моего общества; я живу в пере­плетении человеческих взаимосвязей - от моего шахматного клуба до Соединенных Штатов Амери­ки, - которые тоже упорядочены посредством сло­варя. Таким образом, язык отмечает координаты моей жизни в обществе и наполняет эту жизнь зна­чимыми объектами.

Реальность повседневной жизни организована вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоя­щего времени. Это “здесь-и-сейчас” - фокус моего внимания к реальности повседневной жизни. В том, как это “здесь-и-сейчас” дано мне в повседневной жизни, заключается realissimum моего сознания. Ре­альность повседневной жизни, однако, не исчерпы­вается этим непосредственным присутствием, но охватывает и те феномены, которые не даны “здесь-и-сейчас”. Это означает, что я воспринимаю повсед­невную жизнь в зависимости от степени простран­ственной и временной приближенности или уда­ленности. Ближайшей ко мне является та зона пов­седневной жизни, которая непосредственно доступ-па моей физической манипуляции. Эта зона вклю­чает мир в пределах моей досягаемости, мир, в ко­тором я действую так, чтобы модифицировать его реальность, или мир, в котором я работаю. В этом мире труда мое сознание руководствуется прагма­тическим мотивом, т.е. мое внимание к этому миру определяется главным образом тем, что я делаю, делал или собираюсь делать в нем. Так что это мой мир par excellence. Конечно, я знаю, что реальность повседневной жизни содержит и другие зоны, не столь доступные мне. Но либо у меня нет прагмати­ческого интереса в этих зонах, либо мой интерес не непосредствен, поскольку потенциально они могут быть для меня зонами манипуляции. Обычно мой интерес в этих отдаленных зонах является менее интенсивным и, конечно, не столь настоятельным. Я очень заинтересован в ряде объектов, вовлечен­ных в мою повседневную работу, скажем в мире гаража, если я механик. Меня интересует, хотя и непрямо, то, что происходит в научно-исследова­тельских лабораториях автомобильной промыш­ленности Детройта. Маловероятно, что когда-ни­будь мне доведется побывать в одной из таких лабо­раторий, но работа, которая там ведется, в конечном счете будет влиять на мою повседневную жизнь. Ме­ня может интересовать, что происходит на мысе Кеннеди или где-то еще, но этот интерес - частное дело, скорее выбор досуга, чем настоятельная необ­ходимость повседневной жизни. Реальность повсед­невной жизни представляется мне интерсубъектив­ным миром, который я разделяю с другими людь­ми. Именно благодаря интерсубъективности пов­седневная жизнь резко отличается от других осозна­ваемых мной реальностей. Я один в мире снов, но я знаю, что мир повседневной жизни столь же реален для других, как и для меня. Действительно, в пов­седневной жизни я не могу существовать без посто­янного взаимодействия и общения с другими людь­ми. Я знаю, что моя естественная установка по от­ношению к этому миру соответствует естественной установке других людей, что они тоже понимают объективации, с помощью которых этот мир упорядочен, и, в свою очередь, также организуют этот мир вокруг “здесь-и-сейчас” их бытия в нем и имеют свои проекты действий в нем. Конечно, я знаю и то, что у других людей есть своя перспектива на наш общий мир, не тождественная моей. Мое “здесь” - это их “там”. Мое “сейчас” не полностью совпадает с их. Мои проекты не только отличаются, но и могут даже противоречить их проектам. В то же время я знаю, что живу с ними в общем мире. Но важнее всего то, что я знаю- в этом мире существует посто­янное соответствие между моими значениями и их значениями, что у нас есть общее понимание этой реальности. Естественная установка именно потому и является установкой обыденного сознания, что связана с миром, общим для многих людей. Пов­седневное знание - это знание, которое я разделяю с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни.

Реальность повседневной жизни в качестве ре­альности имеет само собой разумеющийся харак­тер. Она не требует никакой дополнительной про­верки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу пов­седневной жизнью согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчи­во, что для того, чтобы отказаться от него, как мне того хотелось бы, к примеру в процессе теоретичес­кого или религиозного размышления, я должен со­вершить резкий скачок.

Мир повседневной жизни декларирует себя, и если я хочу бросить вызов этой декларации, то до­лжен приложить немало напряженных усилий. Переход ученого или философа от естественной к тео­ретической установке хорошо иллюстрирует этот момент. Однако не все аспекты этой реальности в равной степени непроблематичны. Повседневная жизнь разделена на сектора, одни из которых вос­принимаются привычно, а в других я сталкиваюсь с проблемами того или иного рода. Предположим, я - автомеханик, хорошо осведомленный относи­тельно автомобилей американских марок. Все, что связано с ними, - это обычный непроблематичный аспект моей повседневной жизни. Но однажды в гараже появляется тот, кто просит меня починить “Фольксваген”. И теперь я вынужденно вовлечен в проблематичный мир машин иностранных марок. Я могу делать это из профессионального любопыт­ства или потому, что вынужден, но в любом случае теперь я сталкиваюсь с проблемами, которые еще не стали для меня привычными. В то же время я, ко­нечно, не покидаю реальность повседневной жизни. В сущности, она становится богаче, поскольку в ней появляются знания и умения, необходимые для ре­монта машин иностранных марок.

Реальность повседневной жизни включает оба вида секторов, поскольку то, что оказывается про­блемой в одной реальности, не является таковой в других (например, в реальности теоретической фи­зики или в реальности ночных кошмаров). Так как привычный порядок повседневной жизни не пре­рывается, то и воспринимается как непроблематич­ный.

Но даже непроблематичные сектора повседнев­ной реальности являются таковыми лишь до тех пор, пока нет свидетельств об обратном, т.е. до тех пор, пока с возникновением проблемы не прерыва­ется их последовательное функционирование. Когда это происходит, реальность повседневной жизни стремится интегрировать проблематичный сектор в тот, который уже непроблематичен. Повседневное знание содержит множество рекомендаций по пово­ду того, как это следует делать. Например, люди, с которыми я работаю, непроблематичны для меня, пока они делают что-то знакомое, само собой разу­меющееся, скажем печатают на машинке за сосед­ними столами в моей конторе. Они становятся про­блематичными, если прерывают этот привычный порядок, например собираясь в углу и говоря шепо­том. Так как я должен понять смысл этих необыч­ных действий, у меня есть несколько возможных вариантов решения этой проблемы и реинтеграции моего повседневного знания в непроблематичный привычный ход повседневной жизни: они могут со­ветоваться по поводу того, как починить сломанную машинку, или, возможно, у одного из них есть ка­кие-то срочные распоряжения шефа и т. д. С другой стороны, я могу обнаружить, что они обсуждают проведение забастовки, что выходит за пределы мо­его опыта, но еще находится в рамках тех проблем, с которыми связано мое повседневное знание. Для повседневного знания обнаружение этого факта вы­ступает скорее в качестве проблемы, чем просто ре-интеграции в непроблематичный сектор повседнев­ной жизни. Однако если я прихожу к выводу, что мои коллеги коллективно помешались, тогда эта проблема предстает совершенно в ином свете. Те­перь я сталкиваюсь с проблемой, которая выходит за пределы реальности повседневной жизни и сви­детельствует об абсолютно другой реальности. Дей­ствительно, вывод о том, что мои коллеги сошли с ума, означает, что они попали в мир, больше не являющийся нашим общим миром повседневной жизни. По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, анклавами в рамках высшей реальности, отмеченной характерными значения­ми и способами восприятия. Высшая реальность окружает их со всех сторон, и сознание всегда воз­вращается к высшей реальности, как из экскурсии. Это становится понятнее на уже приводившихся примерах реальности сновидений или теоретичес­кого мышления. Аналогичны “переключения” с мира повседневной жизни на мир игры как играющих детей, так и взрослых. Блестящая иллюстрация та­кой игры - театр. Переход из одной реальности в другую отмечен поднимающимся и опускающимся занавесом. Когда занавес поднимается, зритель “пе­реносится” в другой мир со своими собственными значениями и устройством, не имеющими ничего или, напротив, имеющими много общего с устрой­ством повседневной жизни. Когда занавес опускает­ся, зритель “возвращается к реальности”, вернее, к высшей реальности повседневной жизни, по срав­нению с которой реальность, представленная на сцене, теперь кажется незначительной и эфемер­ной, сколь бы живым ни было представление не­сколько минут назад. Эстетический и религиозный опыт богат такого рода переходами, поскольку ис­кусство и религия создают конечные области значе­ний.

Все конечные области значений характеризуют­ся переключением на них внимания с реальности повседневной жизни. Хотя, конечно, переключения внимания случаются и в рамках повседневной жиз­ни, но переключение внимания на конечную об­ласть значений гораздо глубже и основательнее. Происходит радикальное изменение напряженности сознания. В контексте религиозного опыта это называли просто “скачком”. Впрочем, нужно под­черкнуть, что реальность повседневной жизни со­храняет свои верховный статус даже и в случае таких “скачков”. Если не что-то иное, то язык убеждает нас в этом. Обыденный язык, доступный для объекти­вации моего опыта, укоренен в повседневной жизни и сохраняет связь с ней, даже если я пользуюсь язы­ком для интерпретации опыта в конечных областях значений. Поэтому обычно я “искажаю” реальность последних, как только начинаю пользоваться язы­ком для их интерпретации, т.е. я “перевожу” не пов­седневный опыт в высшую реальность повседнев­ной жизни. Это хорошо видно на примере сновиде­ний, а также характерно для тех, кто пытается опи­сать теоретический, эстетический и религиозный миры значений. Физик-теоретик говорит нам, что его концепция пространства невыразима на разго­ворном языке, так же как артист говорит то же самое о смысле своих произведений, а мистик- о встрече с божественным. Однако все они - сновидец, фи­зик, артист и мистик - живут также и в реальности повседневной жизни. Одной из важнейших про­блем для них оказывается то, как интерпретировать сосуществование этой реальности с другими, вкрапленными в нее реальностями.

Мир повседневной жизни имеет пространствен­ную и временную структуры. Пространственная структура здесь пас мало интересует. Достаточно ска­зать лишь то, что она имеет социальное измерение вследствие того, что зона моих манипуляций пересе­кается с зоной манипуляций других людей. Гораздо важнее для нашей цели временная структура.

Темпоральность - это свойство, присущее со­знанию. Поток сознания всегда упорядочен во времени. Можно различать разные уровни темпоральности, поскольку она характерна для любого субъек­та. Каждый индивид ощущает внутреннее течение времени, которое основано на психологических ритмах организма, хотя и не тождественных ему. Для того чтобы детально проанализировать уровни интрасубъективной темпоральности, следовало бы значительно расширить границы данных пролегомен.

Как мы уже отмечали, интерсубъективность пов­седневной жизни тоже имеет темпоральное измере­ние. В мире повседневной жизни есть свое интер­субъективно доступное стандартное время. Стан­дартное время можно понять как пересечение кос­мического времени и существующего в обществе календаря, основанного на временных циклах при­роды и внутреннего времени с его указанными вы­ше различиями. Не существует полной одновре­менности этих различных уровней темпоральнос­ти, о чем свидетельствует восприятие ожидания. Как мой организм, так и мое общество накладывают на меня и мое внутреннее время определенную пос­ледовательность событий, включающую и ожида­ние. Я могу хотеть принять участие в спортивном состязании, но приходится ждать, пока заживет мое ушибленное колено. Или опять приходится ждать, пока будут готовы бумаги, необходимые для офици­ального признания моей квалификации. Вполне по­пятно, что темпоральная структура повседневной жизни необычайно сложна, так как разные уровни эмпирической темпоральности все время должны приводиться в соответствие друг с другом.

Я сталкиваюсь с темпоральной структурой пов­седневной жизни как с фактичностью, с которой я должен считаться, т.е. я должен постараться, чтобы мои проекты совпадали с ней по времени. В повсед­невной жизни я воспринимаю время как непрерыв­ное и конечное. Все мое существование в этом мире, постоянно упорядочиваемое временем, насквозь проникнуто им. Моя собственная жизнь лишь эпи­зод во внешнем условном потоке времени. Оно су­ществовало до моего рождения и будет существо­вать после моей смерти. Знание неизбежности моей смерти делает это время конечным для меня. У меня есть лишь определенное количество времени, отпу­щенное мне для реализации моих проектов, и зна­ние этого влияет на мое отношение к этим проек­там. Поскольку я не хочу умирать, это знание отрав­ляет тревогой мои проекты. Так, я знаю, что не смо­гу до бесконечности участвовать в спортивных со­стязаниях. Я знаю, что становлюсь старше. Может даже статься, что это последняя возможность моего участия. Мое ожидание будет тревожным в той сте­пени, в какой конечность времени посягает на мой проект. Как уже отмечалось, эта темпоральная структура принудительна. Я не могу по своей воле повернуть вспять последовательность событий, на­лагаемых ею: “первое - сначала” - это существен­ный элемент моего знания повседневной жизни. Так, я не могу сдать тот или иной экзамен, пока не усвою определенных образовательных программ, не могу приступить к работе, пока не сдам экзамена, и т.д. Кроме того, та же темпоральная структура предполагает историчность, которая определяет мою ситуацию в мире повседневной жизни. Я ро­дился в один день, пошел в школу - в другой, начал работать - в третий и т.д. Однако эти даты “разме­щены” в более широких исторических рамках, и это “размещение” несомненно формирует мою ситуа­цию. Так, я родился в год полного банкротства, ког­да мой отец потерял все свое состояние; я пошел в школу прямо перед революцией, начал работать сразу после того, как разразилась мировая война, и т.д. Темпоральная структура налагает предустанов­ленную последовательность не только на “повестку” любого дня, но и на всю мою биографию. В рамках системы координат, установленной темпоральной структурой, я воспринимаю как ежедневный “риту­ал”, так и всю свою биографию. Часы и календарь подтверждают, что я в самом деле “человек своего времени”. Лишь в рамках этой временной структу­ры повседневная жизнь сохраняет для меня свой акцент реальности. Так, в случаях, когда я по той или иной причине могу быть “дезориентирован” (ска­жем, если в результате автомобильной катастрофы я потеряю память), я чувствую почти инстинктив­ное стремление “переориентировать” себя в рамках темпоральной структуры повседневной жизни. Я смотрю на свои часы и пытаюсь вспомнить число. Уже только благодаря этим действиям я снова воз­вращаюсь в реальность повседневной жизни.

Поделиться: