Значение сур корана читать и. Коран - послушать самых известных чтецов, а также читать текст, транскрипцию и перевод сур



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Сура (араб. سورة) – одна из 114 глав Корана. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов басмалы «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного» (араб.بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ). Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов в сурах варьируется от 3 (суры Аль-Аср, Аль-Каусар, Ан-Наср) до 286 (сура Аль-Бакара). Начиная со второй суры аль-Бакара, суры в Коране расположены приблизительно в порядке убывания количества аятов.

По месту ниспослания суры делятся на мекканские и мединские суры. Деление сур на мекканские и мединские является, прежде всего, следствием стилистических и тематических соображений. Классификация сур по этим периодам основана на таких факторах, как длина стиха и наличие или отсутствие некоторых ключевых понятий или слов (например, ар-Рахман как имя Бога).

Имеется три мнения в разделении сур на мекканские и мединские:

1. Принимая в расчет время ниспослания.

  • Мекканские суры: всё, что было ниспослано до хиджры (переселения), даже если вне Мекки. Это до того момента, когда Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, въехал в Медину.
  • Мединские суры: всё, что было ниспослано после хиджры, даже если не в Медине. Даже если было ниспослано в Мекке. Это мнение высказал Яхья ибн Салям Басри (умер в 200 году по хиджре).

2. Принимая в расчет место ниспослания.

  • Мекканские: все, что было ниспослано в Мекке и в её окрестностях, как Мина, Арафат, Худайбия.
  • Мединские: все, что ниспослано в Медине и её окрестностях, как Ухуд, Куба.

3. Принимая в расчет тех, к кому обращаются.

  • Мекканские: там, где идет обращение к жителям Мекки.
  • Мединские: там, где идет обращение к жителям Медины.

Значение и происхождение слова «сура»

Лингвистическое значение актуального для Корана слова «сура» исследовал выдающийся учёный-востоковед и тюрколог доктор филологических наук профессор Г. Х. Ахатов.

Исследователь выдвинул ряд предположений:

  • данное слово означает упрощенную форму слова «сура», произносимого с согласным звуком хамза (ء), и означающего «объедки» или «остатки пищи на посуде», потому что сура Корана считается как бы отдельным его куском/отдельной частью. Однако этому предположению, как установил профессор Г. Х. Ахатов, есть серьёзное препятствие: написание буквы хамза изобрел спустя 2 века после появления Корана, Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди, взяв за основу букву «айн» (ع) и придумав хамзу (ء).
  • слово «сура» происходит от корня «сур», что может означать «ограждение» и «крепостная стена». То есть суры прочно охраняют, ограждают айаты и объединяют их в одно целое.
  • слово «сура» может происходить от слова «савор», от арабизированного персидского слова «даствара – дастбанд» («браслет»). Испокон веков браслет считался символом вечности, непрерывности, цельности и нравственности, и, исходя из этого сура как бы крепко окольцовывает айаты Священного Корана духовной нравственностью.
  • слово «сура» нередко обозначают высокий статус, высочайшее положение. Божественное слово даже в пределах одной суры обладает высочайшим положением.
  • слово «сура» вполне могло быть производным от слова «тасаввур» в значении слова «восхождение»: айаты суры создают духовное восхождение…
  • слово «сура» (سورة) может являться искажением слова «сура» (صورة), означающего «катринка».

В результате комплексного лингвистического и сравнительно-исторического анализа профессор Г. Х. Ахатов пришёл к объективному научному выводу, что слово «сура» в лингвистическом смысле имеет ни какое-либо одно, а полифоническое (многозначное) значение, то есть, по мнению ученого, «сура» – это глава Корана, которая выполняет не только разделительные функции «высокими стенами», ранжируя текст, но в большей степени несет на себе «архитектурные» – духовно-энергетически функции, которые способствуют формированию особой внутренней духовной энергии верующих при чтении айатов.

Мекканские суры

Мекканские суры (араб. آية مكية – мекканские аяты) – хронологически ранние суры Корана, ниспосланные, согласно исламской традиции, пророку Мухаммеду до хиджры.

Особенности мекканских сур

  1. Все суры, начинающиеся с отдельных букв, кроме сур «Аль-Бакара» и «Алю Имран», являются мекканскими.
  2. Все суры, в которых есть указание совершить земной поклон, являются мекканскими.
  3. Все суры, в которых есть слово كَلَّا (Но нет!), являются мекканскими, потому что многие мекканцы были горделивыми и высокомерными. Использование этого слова ставило их на место и, словно, предупреждало таких людей.
  4. Все суры, повествующие о пророках и древних общинах, кроме суры «Аль-Бакара», являются мекканскими.
  5. Все суры, в которых повествуется об истории почтенного Адама и Сатаны, кроме суры «Аль-Бакара», являются мекканскими.
  6. Почти все суры, в которых есть фраза يَا اَيُّهَا النَّاسُи, при этом, нет фразы يَا اَيُّهَا الَّذِينَ امَنُوا, являются мекканскими.
  7. Большинство коротких сур представлено мекканскими сурами.

Тематика мекканских сур

  1. В меккканских сурах часто напоминается о вере в Аллаха.
  2. Сообщается об ошибочности многобожия, говорится о том, что это слепое следование, говорится, что этот путь, по которому шли предки, является неверным, а также Коран призывает к использованию собственного разума.
  3. В мекканских сурах на первый план выходят такие темы, как величие Аллаха, Его власть, важность покорности Ему, а также вера в Судный День.
  4. В мекканских сурах подробно рассказывается о противостояниях пророков, живших ранее, с их народами.
  5. В этих сурах в разных формах преподносятся такие темы, как моральные принципы, праведность, благодеяния, важность посещения родных, хорошие отношения с родителями, права соседей, важность контроля языка и сердца, а также такие грехи, как неверие, притеснение других людей, грешность, закапывание детей живьем, убийства, прелюбодеяния и аморальность всего этого.

Стиль мекканских сур

Основываясь на критериях, взятых из самого Корана, именно на его лексике и стиле, немецкий востоковед Г. Вейль, вслед за ним Т. Нёльдеке делят суры мекканских откровений на три группы.

  1. В первую группу входят совершенные в литературном отношении суры. Возвышенный стиль, украшенный смелыми образами, короткие и очень ритмичные стихи содержат простые, и в то же время строгие наставления. Смысл этих стихов зачастую неясен, особенно в тех случаях, когда делаются трудноуловимые намеки. Кроме того, в этой группе очень часто встречаются заклятия, основанные в большинстве случаев на явлениях природы, но многие из них также остаются загадкой. Эти заклятия призывают человека поразмыслить о своем спасении. Короткие, выражающие смятение чувств суры не все были поняты современниками Мухаммеда. Древнейшей из них считается сура 96.
  2. Суры второй группы спокойнее, заклятия в них постепенно уступают место формуле: «Это – откровение аллаха!» или приказанию: «Скажи!», с которым Аллах обращается к своему Пророку. Предсказание о страшном суде отступает на задний план перед провозглашением единобожия: Мухаммед решительно порывает с идолопоклонниками. Суры становятся длиннее. В них встречаются некоторые, еще смутные указания относительно правил поведения и обрядов, намеки на предшествовавших Мухаммеду пророков.
  3. Таких сказаний о пророках становится все больше в третьей группе мекканских сур, что является, по-видимому, смутным отражением легенд еврейской агады (части Талмуда, состоящей из включающая сказаний, притч и легенд). Такие сказания занимают примерно 1500 стихов, т. е. одну четвертую часть Корана. Их цель – показать неверным, как в старые времена бог поражал людей, отказывавшихся внимать пророкам. Эта изобилующая повторениями третья группа сур, написанных уже не столь уверенным стилем и скорее риторических, нежели поэтических, – наименее примечательная часть книги, несмотря на то, что легенды имеют фольклорный интерес. Заклятия, столь частые в более древних сурах, окончательно исчезают. Аллах часто обозначается словом рахман («милостивый»). В позднейших сурах это слово исчезает. Один востоковед объясняет это следующим образом: Мухаммед, должно быть, опасался, как бы верующие не увидели в этом рахмане божество, отличное от аллаха. В худейбийском соглашении мекканцы, отказавшись от формулы, содержавшей это имя, сохранили старую формулу: «Во имя твое, о Аллах!»

Итак, первая группа сур поэтического тона соответствует первым четырем годам деятельности Мухаммеда; вторая группа, полупоэтического-полуриторического тона – пятому и шестому годам, и третья группа, риторического тона, содержит суры откровений шестого года до хиджры. Такова классификация мекканских частей Корана, принятая Нёльдеке. «Картины конца света и страшного суда, написанные яркими красками, призывы готовить себя к ним, оставив неверие и мирскую жизнь, повествования о судьбе древних народов и их отношении к пророкам, которые были посланы к ним, повествование о сотворении мира и чудесном создании человека для доказательства всемогущества бога и зависимости от него всякой твари, которую он может уничтожить и воскресить по своей воле, – таково содержание древнейших частей этой книги откровений» (Гольдциер).

Мединские суры

Мединские суры, или Мединские главы Корана – это те поздние суры, которые, согласно исламской традиции, были ниспосланы пророку в Медине, после хиджрыМухаммеда из Мекки. Эти суры появились, когда мусульмане были в большем количестве, чем тогда, когда они были угнетённым меньшинством, как в Мекке.

Особенности мединских сур

  1. В этих сурах разрабатываются принципы права, наказания, вопросы наследства, социальные правила, принципы государственного права.
  2. В этих сурах есть дается разрешение вести военные действия и описываются положения, связанные с этим.
  3. Все суры, в которых говорится о лицемерах, кроме суры «Аль-Анкабут», являются мединскими.
  4. В мединских сурах рассматриваются такие темы, как отношения с иудеями и христианами, а также попытки призвать их к истине и отказаться от своих заблуждений.

Стиль и тематика мединских сур

Эти суры мединского периода написаны религиозным и политическим законодателем, который должен был уже не проповедовать свою религию, а систематизировать религиозное учение и в то же время заложить фундамент нового общества. По стилю эти суры почти не отличаются от мекканских сур третьей группы, если не считать новых слов, введенных в различных предписаниях. По вопросу о последнем стихе откровений мнения разделились. Многие авторы сходятся на том, что это стих 5 суры 5.

Что же касается содержания, то в сурах имеются некоторые намеки на происходившие тогда события. Так, есть призыв должным образом уважать Пророка и его семью; восхваление тех, кто умирает на «пути Аллаха», выпады против «лицемеров», этих фарисеев ислама, и против христианской троицы (например, сура 4, 169: «Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его… не говорите – три!.. Поистине, Аллах – только единый бог». Действительно, Иисус появляется только в мединских сурах); встречаются также выпады против евреев. По поводу евреев следует напомнить, что в мекканских сурах Авраам выступает только в качестве одного из пророков, предшествовавших Мухаммеду, вне всякой связи с арабами. В мединских же сурax, после разрыва Мухаммеда с евреями, деятельность Авраама стала связываться непосредственно с арабами: согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане.

Предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам собраны главным образом в сурах 2, 4 и 5, насчитывающих более 500 стихов (примерно десятая часть Корана). Однако в мединских сурах нельзя найти какого-либо кодекса законов в

полном смысле слова, и следует еще раз повторить, что вопреки получившему слишком большое распространение ошибочному мнению мусульмане не ведут судопроизводство по Корану. Не следует также думать, что мединские суры имеют исключительно законодательный характер. Некоторые стихи в них относятся к одним из наиболее красивых мест Корана (как, сура 2, 135 и сл.). Некоторые другие стихи совершенно ясно излагают религиозные верования и обязанности образцового мусульманина (например, сура 2, 172: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастье и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные»).

Польза от знания мекканских и мединских сур

  • Знание мекканских и мединских сур помогает узнать историю законодательства и понять мудрость Аллаха. Проследить за постепенным ниспосланием положение шариата. Как объяснение в начале основ, затем подробностей.
  • Использование этого в толковании аятов Корана.
  • Изучение жизнеописания пророка.
  • Использование способов доведения до людей религии на практике. Тот, кто еще не уверовал, к нему обращаться, используя мекканские аяты, среди мусульман – мединские.

Некоторые суры Корана

  • Сура «ад-Духа» – средство от страха перед Судным днем. Вполне естественно, что у человека возникает страх перед предстоящим днем Великого Суда, ведь именно там будет решаться наше будущее протяженностью в вечность. Однако Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подсказал хорошее средство избавления от подобного страха, сказав: «За того, кто прочитает суру «ад-Духа», ночью семьдесять тысяч ангелов будут просить прощения до самого утра».
  • Сура «аль-Фатиха» – спасение от любой трудности. Как сказал великий богослов Хасан Басри, Коран собрал в себе все знания, ниспосланные в писаниях ранее, а «Фатиха» является основой Корана. Поэтому многие ученые, в том числе и Хасан Басри, советовали правоверным искать спасение от бушующего шторма жизненных невзгод именно в этой суре.
  • Сура «аль-Вакый’а» – спасение от бедности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уделял большое внимание вопросу взаимопомощи и поддержки между представителями уммы. Он (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал верующим о приумножении имущества тех, кто искренне дает подаяние и выплачивает закят, и об обязанности каждого верующего помочь своему брату по вере, который по стечению тех или иных обстоятельств оказался в трудном материальном положении. Для того, чтобы выйти из состояния нужды, Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал также читать суру «аль-Вакый’а»: «Если человек будет читать каждую ночь суру аль-Вакый’а, его никогда не коснется бедность. Аль-Вакый’а – это сура богатства, читайте ее и обучите ее своим детям».
  • Сура «аль-Мульк» – спасение от мук в могиле. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь читал эту суру и говорил при этом другим: «»В Коране есть сура из тридцати аятов, которые заступятся за человека, который их читал, и помогут ему получить прощение. Эта сура – аль-Мульк».


Сура Ясин - Йа Син была ниспослана в Мекке и состоит из 83 аятов. Она начинается с двух букв арабского алфавита.

Затем приводится клятва мудрым Кораном, что Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует! - является одним из числа посланников Аллаха, что он стоит на прямом пути, указанном в Коране - в Откровении, - ниспосланном ему от Аллаха Великого, Милосердного, чтобы он увещевал свой народ, к отцам которых не был послан увещеватель прежде.

Данная сура говорит о тех, которые не хотели слушать и понимать увещевание и не уверовали. Ведь увещевание полезно только тем, которые слушают и принимают напоминание и боятся Аллаха Милостивого. В суре указывается на то, что Аллах воскрешает мёртвых и считает деяния Своих рабов. В ней Аллах привёл мекканским неверным притчу о борьбе между верующими, призывающими к Аллаху, и неверными, опровергающими призыв к Исламу, и указывается на результаты деяний каждой из этих групп.

В данной суре приводятся доказательства мощи Аллаха, ведущие к вере в Аллаха и к страху перед Его угрозой о наказании, которое застанет их врасплох в тот День, когда каждой душе будет воздано в соответствии с тем, что она совершила. Те, которые войдут в рай, будут наслаждаться своим пребыванием в райских садах и предаваться радости, и у них будет всё, что они пожелают. А те, которые изгнаны в ад, - они под властью Аллаха, их уста будут запечатаны, а говорить будут части их тела (руки и ноги). Если бы Аллах пожелал, Он бы изменил их облики. Ведь Аллах - Тот, кто заменяет силу слабостью и ум - слабоумием тому, кому Он дарует долгую жизнь. Аллах - Тот, кто защитил Своего пророка от иллюзий и растерянности и не учил его сочинять стихи. Ведь это не подобает ему, ибо поэты странствуют по разным областям (в своём воображении).

Поистине, Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует! - был послан с Откровением - с ясным Кораном, - основанном на логике, а не на воображении. Далее в суре упоминается милость, оказанная Аллахом Своим рабам. Он подчинил им скот, и они им владеют и используют для передвижения. Несмотря на милость и благоволение Аллаха к Своим рабам в их интересах, они придают Ему в соучастники других беспомощных богов, выдуманных ими. В конце суры обращается внимание на сотворение Аллахом человека из капли, который, однако, враждебен и открыто выступает против Него.

Аллах - Тот, кто первоначально создал мир, кто создал огонь из зелёного дерева, кто сотворил небеса и землю, кто способен оживить истлевшие кости. Когда Он желает что-либо, Он только произносит: «Будь!» - и творение будет. Хвала Аллаху, Всевышнему Владыке, в руке которого власть над всем и к которому вы будете возвращены!

Очень сложные проблемы будут решены у того, кто прочтет эту суру 70 раз.

Если прочесть эту суру после ритуального омовения мертвого, и затем прочесть еще раз после похорон (джаназы), то на этих похоронах будет присутствовать столько ангелов милосердия в такой численности, которое известно только Аллаху. А умершему будет облегчен допрос и он будет защищен от наказания в могиле.

А кто выпьет воду, в которую опущена написанная сура Ясин, то Аллах наполнит сердце этого человека таким Светом, который вытеснит все тревоги и беспокойства.

Кто читает эту суру ежедневно утром и вечером, то, по Милости Аллаха, это принесет спасение от людской нищеты, даст защиту от наказания в Ахирате, и обеспечит прекрасное место в Раю.

Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У всего есть сердце, а сердце Корана – Ясин» .

А тому, кто читает эту суру хотя бы 1 раз в день Аллах ниспошлет бесчисленный баракят в виде различных благословений и удивительных прекрасных событий.

Послaнник Аллaхa (соллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

“Кто читaет Ясин, испытывaя голод, тот будет сыт; кто читaет Ясин, потеряв дорогу, тот нaйдет ее; кто читaет Ясин, потеряв животное, то нaйдет его. Кто опaсется, что его еды будет недостaточно, то, прочитaв Ясин, еды будет в достaтке. Если читaть Ясин около человекa, испытывaющего предсмертные aгонии, то эти стрaдaния облегчaтся, и если читaть возле женщины при ее тяжелых родaх, то это облегчит роды”.

“Если Ясин стaнет читaть тот, кто боится прaвителя или врaгa, то его стрaх исчезнет” .

“Кто читaет Ясин в нaчaле дня, то все его нужды нa этот день будут удовлетворены” .

“Читaйте суру Ясин для вaших умирaющих” .

“Аллaх читaл суры Ясин и Тa-хa тысячу лет до создaния небес и земли, и услышaв это, Ангелы скaзaли: «Блaгословения умме, для которой будет ниспослaн Кур‘aн, блaгословения сердцaм, которые будут носить это (т.е. выучaт это нaизусть), и блaгословения тем языкaм, которые стaнут читaть это»” .

Тaкже передaно в хaдисaх:

“Кто искренне читaет по пятницaм суры Ясин и Сaффaт и попросит Аллaхa о чем-либо, то его просьбa будет исполненa”.

“Кто читaет Ясин только рaди Аллaхa, то все предыдущие грехи этого человекa будут прощены. Тaк что читaйте Ясин для вaших мертвых”.

“Кто слушaет чтение суры Ясин с полным внимaнием и искренностью, то получит сaвaб (награду), кaк если бы он дaл нa милостыню 1.000 золотых монет”.

“Кто прочтет суру Ясин нa клaдбище, то мертвые того клaдбищa будут избaвлены от нaкaзaния нa 40 дней. И читaющий получит сaвaб рaвный количеству зaхороненных нa этом клaдбище”.

“Кто умрет в то же утро или в тот же вечер, когдa он читaл суру Ясин, то 30.000 Ангелов будут просить Аллахa, чтобы он не нaкaзывaл этого человекa зa совершенные грехи. И в Судный День этот человек успешно пройдет свой рaсчет и успешно перейдет Мост Сырaт” .

Транскрипция

Бисми лляhи ррахмани ррахим!

(1) Йа син.
(2) Валь-Кур`ани ль-хаким.
(3) Иннакя лямин аль-мурсалин
(4) "аля сыратим мустаким.
(5) Танзиля ль-"азизи Ррахим
(6) ли тунзира каумам ма унзира аба`уhум фаhум гафилюн.
(7) Лякад хакка ль-каулю "аля аксариhим фаhум ля йу`минун.
(8) Инна джа"льна фи а"накиhим аглялан фаhия иля ль-азкани фаhум мукмахун.
(9) Ва джа"альна мим байни айдиhим саддав ва мин хальфиhим саддан фагшайнаhум фаhум ля йубсирун.
(10) Ва сава`ун "алайhим а анзартаhум ам лям тунзирhум ля йу`минун.
(11) Иннама тунзиру ман иттаба"а з-зикра ва хашийа Ррахмана би ль-гайби, фа башширhу би магфиратив ва аджрин карим.
(12) Инна нахну нухйи аль-маута ва нактубу ма каддаму ва асараhум. Ва куля шай"ин ахсайнаhу фи имамим мубин.
(13) Вадриб ляhум масалян асхаба ль-карйати из джа`аhа ль-мурсалюн.
(14) Из арсальна иляйhим уснайни фа каззабуhума фа "аззазна би салисин фа калу инна иляйкюм мурсалюн.
(15) Калю ма антум илля башарум мислюна ва ма анзаля Ррахману мин шай`ин ин антум илля такзибун.
(16) Калю раббуна йа’ляму инна иляйкум лямурсалюн.
(17) Ва ма "аляйна илля ль-балягу ль-мубин.
(18) Калю инна татаййарна бикум. Ля`ил лям тантаhу лянарджуманнакум ва ляйамассаннакум мина "азабун алим.
(19) Калю та"ирукум ма"акум. А`ин зуккиртум. Баль антум каумум мусрифун.
(20) Ва джа`а мин акса ль-мадинати раджулуй йас"а каля йа кауми иттаби"у ль-мурсалин.
(21) Иттаби"у мал ля йас`алюкум аджрав ва hум муhтадун.
(22) Ва ма лийа ля а"буду ллязи фатарани ва иляйhи турджа"ун.
(23) А аттахизу мин дуниhи алиhатан ий йуридни Ррахману бидуррил ля тугни `анни шафа"атуhум шай`ав ва ля йункизун.
(24) Инна изал ляфи далялим мубин.
(25) Инни аманту бираббикум фасма"ун.
(26) Кыля дхули ль-джанната каля ляйта кауми йа"лямун
(27) бима гафара ли рабби ва джа"аляни мин аль-мукрамин.
(28) Ва ма анзальна `аля каумиhи мим ба"диhи мин джундим мин ас-сама`и ва ма кунна мунзилин.
(29) Ин кянат илля сайхатав вахидатан фа иза hум хамидун.
(30) Йа хасратан `аля ль-"ибади ма йа`тиhим мир расулин илля кяну биhи йастаhзи`ун.
(31) А лям йарав кям аhлякна кабляhум мин аль-курун аннаhум иляйhим ля йарджи"ун.
(32) Ва`ин куллюл лямма джами"ул лядейна мухдарун.
(33) Ва йатул ляhум уль-арду ль-майтату ахйайнаhу ва ахраджна минhа хаббан фаминhу йа`кулюн.
(34) Ва джа"альна фиhа джаннатим мин нахилив ва а"набив ва фаджжарна фиhа мин аль-`уйун
(35) лийа`кулю мин самариhи ва ма "амилятhу айдиhим. А фа ля йашкурун.
(36) Субхана ллязи халяка ль-азваджа кулляhа мимма тумбиту ль-арду ва мин анфусиhим ва мимма ля йа"лямун.
(37) Ва йатул ляhум уль-ляйлу насляху минhу ннаhара фа иза hум музлимун.
(38) Ва шшамсу таджри лимустакаррил ляhа. Заликя такдиру ль-"азизи ль-"алим.
(39) Ва ль-камара каддарнаhу маназиля хата "ада каль-"урджуни ль-кадим.
(40) Ля шшамсу йамбаги ляhа `ан тудрика ль-камара ва ля ль-ляйлю сабику ннаhари ва куллюн фи фалякий йасбахун.
(41) Ва йатул ляhум анна хамальна зуррийатаhум фи ль-фульки ль-машхун.
(42) Ва халякна ляhум мим мислиhи ма йаркабун.
(43) Ва `ин наша`нугрикhум фаля сариха ляhум ва ля hум йунказун
(44) илля рахматам минна ва мата"ан иля хин.
(45) Ва иза кыля ляhум уттаку ма байна айдикум ва ма хальфакум ля"аллякум турхамун.
(46) Ва ма та"тиhум мин аятим мин аяати раббиhим илля кяну "анhа му"ридин.
(47) Ва иза кыля ляhум анфику мимма разакакум Уллаhу каля ллязина кяфару ли-ллязина аману а нут"иму мал ляв йаша`у Аллаhу ат"маhу "ин антум илля фи далялим мубик.
(48) Ва йакулюна мата hаза ль-ва"ду ин кунтум садикум.
(49) Ма йанзуруна илля сайхатав вахидатан та`хузуhум ва hум йахиссимун.
(50) Фа ля йастати"уна таусийатав ва ля иля аhлиhим йарджи"ун.
(51) Ва нуфиха фи ссури фа иза hум мин аль-адждаси иля раббиhим йансилюн.
(52) Калю йа вайляна мам ба"асана мим маркадина. hаза ма ва"ада Ррахману ва садака ль-мурсалюн.
(53) Ин кянат илля сайхатав вахидатан фа иза hум джами"ул лядайна мухдарун.
(54) Фа ль-айума ля тузляму нафсун шайав ва ля туджзауна илля ма кунтум та"малюн.
(55) Инна асхаба ль-джаннати ль-йаума фи шугулин факиhун
(56) hум ва азваджуhум фи зилялин "аля ль-ара`ики муттаки`ун
(57) Ляhум фиhа факиhатув ва ляhум ма йадда"ун
(58) Салямун каулам мир раббир рахим.
(59) Ва мтазу ль-йаума аййуhа ль-муджримун.
(60) А лям а"hад иляйкум йа бани Адама ал ля та"буду шайтана иннаhу лякум "адуввум мубин.
(61) Ва ан и"будуни. hаза сиратум мустаким.
(62) Ва лакад адалла минкум джибиллан касиран а фа лям такуну та"килюн.
(63) hазиhи джаhаннаму лляти кунтум ту"адун.
(64) Ислауhа ль-йаума бима кунтум такфурун.
(65) Аль-йаума нахтиму "аля афваhиhим ва тукаллимуна айдиhим ва ташhаду арджулюhум бима кану йаксибун.
(66) Ва ляв наша"у латамасна "аля а"йуниhим фастабаку ссирата фаанна йубсирун.
(67) Ва ляв наша’у ламасахнаhум "аля маканатиhим фама стата"у мудиййан ва ля йарджи"ун.
(68) Ва ман ну"аммирhу нунаккисhу фи ль-халки а фа ля йа"килюн.
(69) Ва ма "аллямнаhу аш-ши"ра ва ма йамбаги ляhу ин hува илля зикрув ва кур`анум мубин
(70) ли йунзира ман кяна хаййав ва йахикку ль-каулю "аля ль-кяфирин.
(71) Ау лям йарау анна халакна ляhум мимма "амилат айдина ан"аман фаhум ляhа малякун.
(72) Ва заллальнаhа ляhум фа минhа ракубуhум ва минhа ай`кулюн.
(73) Ва ляhум фиhа манафи"у ва машарибу а фа ля йашкурун.
(74) Ва ттахазу мин дуни лляhи аляhатал ля"алляhум йунсарун.
(75) Ля йастати"уна насраhум ва hум ляhум джундум мухдарун.
(76) Фа ля йахзунка каулюhум. Инна на"ляму ма йусирруна ва ма йу`минун.
(77) Авалям йара ль-инсану анна халякнаhу мин нутфатин фа иза hува хасимум мубин.
(78) Ва дараба ляна масалав ва насийа халькаhу. Каля май йухйи ль-"изама ва hийа рамим.
(79) Куль йухйиhа ллязи анша`аhа аввала марратив ва hува бикюлли халкин "алим.
(80) Аллязи джа"аля лякум мин аш-шаджари ль-ахдари наран фа иза антум минhу тукидун.
(81) А ва ляйса ллязи халяка ссамавати ва ль-арда би кадирин аля ай йахлюка мисляhум. Баля ва hува ль-халляку ль-"алим.
(82) Иннама "амруhу иза арада шай`ан ай йакула ляhу кун файакун.
(83) Фа субхана ллязи бийадиhи малякуту кулли шай`ив ва иляйhи турджа"ун.
Из книги «В молитве спасение» муфтия Равиля Гайнутдина и Марата Муртазина

Перевод

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
36:1. Йа - Син. С этих двух букв начинается данная сура, подобно некоторым другим сурам Корана, которые начинаются с отдельных букв.
36:2. Клянусь Кораном, в котором мудрость и полезные знания.
36:3. Поистине, ты, о Мухаммад, из числа тех посланников Аллаха, которых Аллах посылал к людям с руководством и религией истины,
36:4. на прямом пути, а именно, - вере в ислам.
36:5. Эта религия была ниспослана Могучим, Непобедимым, у которого власть над всем сущим, которому никто не может запрещать делать то, что Он желает. Он милосерден к Своим рабам, ибо Он послал им того, кто может руководить ими на пути к спасению,
36:6. дабы ты увещевал народ, к отцам которого не был послан увещеватель, и этот народ пренебрегает своим долгом перед Аллахом, перед самим собою и другими людьми.
36:7. Мы знали раньше, что большинство из них не выберут веру. Исполнилось в действительности то, что предустановлено в Нашем знании относительно их, ибо они не уверуют.
36:8. Мы сделали настойчиво отрицающих веру подобными тем, которым наложены оковы на шею до самых подбородков, и их головы задрались, стеснённые узкими оковами, а их глаза опущены, и не могут они повернуть головы, чтобы видеть.
36:9. И Мы сделали тех, которые не видят Наших знамений и доказательств, подобными тем, которые заключены между двумя преградами - одна перед ними, другая позади их - так, что они ничего не видят ни впереди, ни позади.
36:10. Увещеваешь ты их или не увещеваешь: всё равно они не веруют.
36:11. Твоё увещевание полезно только тем, кто следует за Кораном и боится Милостивого, хотя они Его не видят. Сообщи (о Мухаммад!) радостную весть этим людям о прощении Аллахом их грехов и о прекрасном награждении за их добродеяния.
36:12. Поистине, Мы оживляем мёртвых и записываем их деяния в ближайшей жизни и следы, которые они оставили после смерти. И всё Мы записываем в Ясной Книге.
36:13. Приведи (о пророк!) своему народу притчу о жителях города, к которым Мы направили посланцев для их руководства к прямому пути. Эта притча похожа на историю твоего народа.
36:14. Мы к ним отправили двух, но они опровергли их. Мы усилили Своих посланцев третьим посланцем, и эти трое сказали жителям города, что они посланы к ним.
36:15. Жители города ответили им: «Вы - только люди, подобные нам, и Милостивый никому из людей не внушал никакого Откровения. Вы - только люди, которые говорят неправду».
36:16. Посланцы им ответили: «Наш Господь, который послал нас, знает, что мы посланы к вам.
36:17. Наша задача только передать вам Послание Аллаха ясно и чётко».
36:18. Обитатели города сказали: «Мы видим в вас дурное предзнаменование! Клянёмся, если вы не перестанете проповедовать, мы вас побьём камнями, и вы будете сильно наказаны нами».
36:19. Посланцы им сказали: «Дурное предзнаменование от вас самих, от вашего неверия. Неужели, если вам проповедуют то, в чём ваше счастье, вы думаете, что в нас знак дурного предзнаменования для вас, и угрожаете нам мучительным наказанием?! Поистине, вы преступили все пределы истины и справедливости».
36:20. С далёкой окраины города прибежал мужчина и сказал жителям города: «О люди, последуйте за посланниками Аллаха!
36:21. Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения за совет и руководство. Поистине, они стоят на прямом пути, и вы получите пользу благодаря тому, что они поведут вас по прямому пути блага и успехов.
36:22. Что мне мешает поклоняться Тому, кто меня сотворил? И к Нему только, а не к кому-либо другому, вы возвратитесь!
36:23. Неужели я стану поклоняться другим богам, кроме Него, которые не могут помочь мне или заступиться за меня, если Аллах пожелает мне зла?
36:24. Неужели я стану поклоняться другим богам, кроме Аллаха? Ведь я тогда окажусь в явном заблуждении.
36:25. Я уверовал в вашего Господа, который сотворил вас и заботится о вас. Послушайте меня и повинуйтесь Аллаху!»
36:26-27. За его веру и призыв к Аллаху ему было велено: «Войди в рай». Он сказал, находясь среди окружающего его блаженства и чувствуя, какой чести он удостоен: «О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня и присоединил к почтенным, чтобы они уверовали в Аллаха так же, как я!»
36:28. Мы не посылали на его народ с неба никакого войска, чтобы их погубить, ибо Мы никогда не посылали небесную рать на тех, которых Мы собирались погубить.
36:29. Мы погубили их лишь одним воплем, посланным на них, и вот они погибли, словно потушенный огонь.
36:30. В каком большом убытке они оказались! Они достойны сожаления. Ведь стоило Нам отправить к ним посланника, как они начинали над ним издеваться.
36:31. Разве они не обращали внимания на то, сколько бывших до них народов Мы погубили, и не извлекли из этого поучительного урока?! Ведь они не возвратятся опять в земной мир.
36:32. Все народы - предки и следующие - будут перед Нами собраны, они вынуждены возвратиться к Нам.
36:33. Доказательством Нашей мощи в воскрешении является знамение - сухая земля; Мы оживили её водой и взрастили на ней зерно, которым вы питаетесь.
36:34-35. Мы взрастили на ней сады из пальм и виноградника и извели в ней источники воды, которой деревья орошаются и взращивают свои плоды, чтобы они питались ими. Всё это они не сотворили своими руками. Неужели они не отдадут долг Аллаху и не возблагодарят Его своей верой в Него и восхвалением Его?!
36:36. Хвала Аллаху Всевышнему, сотворившему всё парами - мужского пола и женского - из растений, из душ, и из всего того, чего люди не знают!
36:37. И ещё одним знамением для них о том, что существует Аллах Всемогущий, служит ночь. Мы извлекаем из неё свет дня, и тогда люди оказываются во мраке, и полная темнота окружает их со всех сторон.
36:38. Солнце завершает свой путь, направление и срок которого определены ему Аллахом Всемогущим, Мудрым, ведающем обо всём.
36:39. По Нашей мудрости Мы определили путь луны по фазам: маленькая в начале месяца, она, по мере того, как проходят ночи, увеличивается до тех пор, пока не станет полной луной. Затем она начинает уменьшаться таким же образом, пока не станет, точно высохшая пальмовая ветвь, изогнутой и жёлтой.
36:40. Солнце не может сойти со своего пути, догнать луну и войти в её орбиту. И ночь не может опередить день и помешать его появлению. Они регулярно следуют друг за другом. Ведь солнце, луна и звёзды шествуют по своду по своей орбите и не выходят из неё.
36:41. Другим знамением для этих людей служит то, что Мы носили человеческий род в ковчеге, нагруженном их имуществом.
36:42. И Мы сотворили подобные ковчегу другие средства передвижения, на которых они ездят.
36:43. Если бы Мы пожелали их потопить, Мы бы их потопили, и не было бы для них помощника, и они не были бы спасены от гибели.
36:44. По Своей милости Мы их не потопим, а оставим наслаждаться благами до определённого срока.
36:45. А когда им говорят: «Бойтесь того, что было с народами, бывшими до вас, за опровержение веры в Аллаха, и бойтесь наказания в будущей жизни, которому вы будете подвергаться за ваше настойчивое неверие теперь, - может быть, Аллах пощадит вас, если вы Его будете бояться!» - но они отвращаются от этого увещевания.
36:46. От любого знамения, которое приходит к ним от Аллаха и доказывает единобожие Аллаха и Его мощь, они отвращаются.
36:47. И когда верующие им говорят: «Жертвуйте из того, чем наделил вас Аллах!» - неверующие отвечают верующим: «Неужели мы будем кормить тех, кого Аллах мог бы накормить, если бы Он пожелал? Это же будет против желания Аллаха, и вы, которые призываете к жертве, явно слепы и не видите истины».
36:48. И говорят эти неуверовавшие с издёвкой верующим: «Когда же свершится обещание (о будущей жизни), о котором вы говорите, если вы действительно правдивы?»
36:49. Но они ничего не дождутся, кроме трубного гласа, который застанет их врасплох, пока они препираются о делах земной жизни, забывая о дальней жизни.
36:50. Они не будут в состоянии из-за внезапного гласа, который поразит их, составить завещание или вернуться к своим семьям.
36:51. И прозвучит трубный глас, объявляя воскрешение, и вот - мёртвые выходят из могил своих и устремляются на встречу с Аллахом. А когда раздастся трубный глас и каков он будет - об этом знает только Аллах!
36:52. Те, которые были воскрешены из могил, воскликнут: «Горе нам! Какое бедствие нас ожидает?! Кто нас воскресил из вечного сна?!» Им ответят: «Сегодня День воскресения, который Милостивый обещал Своим рабам, и посланники были правдивы, возвещая о нём».
36:53. Призыв выйти из могил - лишь один глас, и вот они все уже собраны к Нам, и все предстанут перед Нами для расчёта и воздаяния.
36:54. В этот День ни одной душе не будет уменьшено наказание за то, что она вершила, и ни одна душа не будет обижена. Ведь вам справедливо воздадут за те добродеяния и за те злодеяния, которые вы вершили в ближайшей жизни.
36:55. Поистине, в тот День обитатели садов рая будут
наслаждаться благами и предадутся радости и восторгу.
36:56. Они вместе со своими супругами возлежат в тени деревьев на ложах украшенных.
36:57. Для них в райских садах будут фрукты разных сортов и всё, чего они пожелают.
36:58. Им скажут словом от Господа Милосердного: «Мир!»
36:59. В этот День грешным скажут: «Отделитесь сегодня, о грешники, от верных!
36:60. Разве Я не заповедал вам, о дети Адама, не слушать шайтана и не поклоняться ему? Ведь он для вас явный враг.
36:61. Не повелел ли Я вам поклоняться Мне одному? Ведь ваше единобожие и поклонение только Мне - прекрасный прямой путь!
36:62. Шайтан обольстил многих из вас, сбив с прямого пути. Разве вы этого не поняли и не уразумели, когда вы слушали его и повиновались ему?
36:63. Им скажут: „Вот - ад, который обещали вам в земной жизни, в воздаяние вам за ваше неверие и нечестие.
36:64. Войдите в него в этот День и пребывайте в его жаре и зное за то, что вы не уверовали!“
36:65. В этот День Мы запечатаем их уста, и они не смогут говорить, а будут говорить их руки и ноги, свидетельствуя об их деяниях.
36:66. Если бы Мы пожелали, Мы лишили бы их зрения в ближайшей жизни, и они бы устремились, обгоняя друг друга, чтобы найти путь. Но как им его увидеть, если Мы их ослепили?!
36:67. Если бы Нам было угодно, Мы бы изменили их вид, придав им дурной облик, несмотря на их силу и положение, и тогда они не могли бы ни ступить вперёд, ни отступить назад, ибо Мы ослабили их, лишив их силы.
36:68. Тех, кому Мы даруем долголетие, Мы из сильных делаем немощными. Неужели они не понимают и не постигают Нашей силы и способности сделать это, чтобы знать, что ближайшая жизнь - преходящий мир, а вечна будущая жизнь?
36:69. Мы не учили Своего пророка стихам. Ведь это не подходит его сану и положению, да и не подобает ему быть поэтом. Поистине, Коран - не что иное, как проповеди, и является Небесной Ясной Книгой, ниспосланной ему, не имеющей никакого отношения к поэзии,
36:70. чтобы увещевать тех, у которых живое сердце и ясный
разум, и чтобы оправдалось слово о наказании тех, кто опровергает и отрицает Коран.
36:71. Неужели те, кто не уверовал, так ослепли, что не видят, как Мы сотворили для них Своей мощью скот, которым они владеют и распоряжаются, как желают?
36:72. Мы сделали скот послушным им: на одних они ездят, других едят.
36:73. В скоте для них много пользы, ибо они пользуются его шерстью, пухом, кожей и костями, пьют молоко. Неужели они забывают эти блага и не благодарят Дарующего им эти блага?
36:74. Многобожники поклонялись божествам помимо Аллаха, надеясь на их помощь и заступничество.
36:75. Но эти боги не смогут им помочь, если бы Аллах пожелал им вреда. Поистине, они не в состоянии ни навредить им, ни принести им пользы, но нечестивцы служат своим слабым божествам и защищают их словно рать.
36:76. Пусть не печалят тебя (о Мухаммад!) ни измышления многобожников об Аллахе, ни их опровержение твоего призыва, ни их ложное представление, что ты лжец. Поистине, Мы знаем то, что они скрывают, и то, что они говорят открыто, и воздадим им за это!
36:77. Неужели человек отрицает существование Аллаха и Его мощь? Разве он не видит, что Мы сотворили его из ничтожной капли?! И вот - он враждебен и открыто выступает против (Нас).
36:78. Этот, выступающий против, приводит притчи, отрицая Нашу способность оживить кости, которые истлели. Но он забыл, как и кем он сам был сотворён из небытия. Вот враждебно настроенный человек спрашивает: „Кто же может оживить истлевшие кости?“
36:79. Скажи ему (о Мухаммад!): „Оживит их Тот, кто первоначально их сотворил“. Ведь Тот, кто сотворил вас в первый раз, может воскресить вас. Поистине, Аллах сведущ во всяком творении и в силах собрать разбросанные отдельные части.
36:80. Аллах - Тот, кто создал для вас огонь из зелёного дерева, после того как оно высохло.
36:81. Неужели они потеряли разум и не понимают, что Тот, кто сотворил небо и землю в таком величайшем масштабе, может воскресить людей - маленьких и слабых? Да, Он способен всё творить. Он - Творец, Могучий, Мудрый, и Его знание объемлет всё сущее!
36:82. Когда Он пожелает что-либо сотворить, Ему стоит только приказать, произнеся: „Будь!“ - и оно сразу будет.
36:83. Слава Аллаху - Великому Творцу, власть которого распространяется на всё сущее. Он всё творит, всем руководит и всем распоряжается! Он превыше всего, что не подобает Ему! К Нему одному вы будете возвращены, и Он воздаст вам за те деяния, которые вы совершили!
Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим

Арабское слово «насх» (نسخ) переводится на русский язык как «аннулирование», «отмена». В коранических науках этот термин используется для обозначения тех аятов, которые отменяют шариатские нормы, закреплённые в ниспосланных ранее частях Священной Книги мусульман. А некоторые исламские правоведы и вовсе отмечали, что аяты Корана могут быть отменены хадисом Пророка Мухаммада (с.г.в.). Отменённые аяты обозначаются арабским словом «мансух» (منسوخة).

Примечательно, что ни в Коране, ни в Пречистой сунне прямым текстом нигде не отмечается отмена аята (например, «такой-то аят отменяется другим аятом…»), хотя слова с корнем «н-с-х» встречаются несколько раз, но в другом контексте. Есть лишь общее описание явления:

«Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: "Воистину, ты - лжец". Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает» (16:101)

Информация о конкретной замене одного аята другим доступна лишь со слов сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) или благодаря выстраиванию каких-то логических конструкций. По некоторым оценкам, 21 кораническая сура из 114 содержит в себе отменённые аяты.

Процитированный выше аят (16:101) устанавливает общий принцип отмены старого аята новым. Этот принцип был введён исламскими юристами в отношении не только коранического текста, но и изречений Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Другим важным аятом Священной Книги в отношении отмены частей её текста является следующий:

«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания» (13:39)

Богословы рассматривают его как источник двух главных разновидностей отмены аятов и хадисов - запрещения и вытеснения.

Ещё один аят объясняет, почему первые части Благородного Корана могут быть заменены:

«Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил своё в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает сатана. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах - Знающий, Мудрый» (22:52)

Данный аят при рассмотрении его сквозь призму истории так называемых «сатанических аятов» приобретает дополнительную смысловую нагрузку. Здесь необходимо отметить, что подразумевается под провокационным термином «сатанинские аяты». Речь идёт об аятах из суры «Звезда»:

«Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и ещё третью - Манат?» (53:19-20)

Некоторые историки, в том числе и мусульманские (ат-Табари и ибн Хишам), утверждали, что, согласно некоторым преданиям, Пророк Мухаммад (с.г.в.) после возвращения из Эфиопии попытался достичь мира с мекканцами и назвал почитаемых у них божеств святыми ангелами. Впоследствии он отказался от этих слов и заявил, что они были сказаны под влиянием сатаны. Подавляющее большинство мусульманских учёных считают подобную версию фальсификацией, однако в привязке к ней 52-й аят из приобретает новый оттенок. Дело в том, что он позволяет обосновать метод аннулирования аята «насх аль-хукм валь-иттилява» , согласно которому смысл коранического текста теряет свою практическую актуальность, равно как и пропадает сам текст из сборника (мусхафа).

Другими двумя методами аннулирования являются «насх аль-хукм дуна ат-тилява» и «насх ат-тилява дуна аль-хукм» . Суть первого заключается в том, что текст сохраняется в мусхафе (сборнике), однако его смысл теряет актуальность в свете изданного позже аята.

Примеры аятов мансух и насих в Коране

Отменённый аят

Отменяющий аят

2:115 «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха…»
2:144 «Мы видели, как ты обращал своё лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же своё лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в её сторону…»

2:184 «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!»

2:185 «В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь…»

2:183 «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь»
2:187 «... Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними [жёнами] в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха…»
4:15 «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырёх из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь»
24:2 «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих»
58:12 «О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником втайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней. Так будет лучше для вас и чище. Но если вы ничего не найдете, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»
58:13 «Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах ведает о том, что вы совершаете»
60:11 «Если какая-либо из ваших жён ушла от вас к неверующим, после чего вы получили военную добычу, то отдайте тем, жёны которых ушли, потраченное ими на приданое. Бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете»
8:41 «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь»
16:67 «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих»
2:219 «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы". Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Излишек". Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы поразмыслите»
4:43 «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными»

5:90-91 «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»

Второй метод отмены - «насх ат-тилява дуна аль-хукм» - обозначает отмену текста, но не самого принципа либо правила, заложенного в нём. Если по первым двум методам мнения учёных более-менее консолидированы в плане признания их законности, то относительно последнего есть существенные разногласия. Его явное воплощение можно найти, например, в наказании для прелюбодеев, заключённом во втором аяте суры «Свет»:

«Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз…» (24:2)

В тексте прямо сказано о наказании в виде высечения. Однако традиция, берущая своё начало во времена второго праведного халифа Умара (р.а.), устанавливает в качестве наказания для состоящих в никахе прелюбодеев побивание камнями.

Отметим также, что вопрос отмены Пречистой сунной коранического аята подвергается в исламских богословии и правоведении серьёзному обсуждению. Шафиитский мазхаб не признаёт подобный механизм законным, тогда как в он приемлем.

В качестве примера отмены аята хадисом можно привести следующий фрагмент из суры «Бакара»:

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (2:180)

Данный коранический текст подвергся отмене, во-первых, аятами о процессе наследования в суре «ан-Ниса», во-вторых, хадисом от Анаса ибн Малика. В нём повествуется, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) запретил составлять завещания, способствующие распределению наследства не в тех пропорциях, что были установлены в суре «ан-Ниса» (хадис передаётся в сборнике Ибн Маджи).

Суры Корана с толкованием, переводами и транскрипцией.

Транскрипия сур может оказаться полезной для желающих читать намаз, но не знающих даже азов арабского языка. В любом случае, как можно быстрее следует начать изучение букв арабского алфавита, их произношения, а впоследствии и правил таджвида (правила чтения Корана).
Заучивание сур сопровождайте прослушиванием, чтобы откорректировать правильное произношение букв.

Небольшие замечания по системе транскрипции , принятой на этой странице.
- Одна гласная буква обозначит краткую гласную на арабском. Две одинаковые подряд гласные буквы кириллицы заменяют долгую гласную. Гласные, состоящие из трех букв следует тянуть до четырех ударений (или две долгие гласные).
- КЪ - Буква К с твердым знаком обозначит эмфатическую (сверхтвердую) букву "Каф";
- " - кавычки заменяют арабскую букву "айн;
- " - апостроф заменяет хамзу;
- ХЪ - напряженный звук ХЪ, буква Ха;
- СЪ - эмфатический звук С, обозначающий букву Сад;
- С - межзубная с;
- З - межзубная з
.

Сура 1 "Фатиха" (Открывающая)

Сууратуль-Фаатиха

(1)
Альхамдулилляяхи раббиль-"аалямииин (2)
Аррахмаанир-рахииим (3)
Мяялики яуумиддииин (4)
Иййаакя на"буду ва иййаакя наста"ииин (5)
Ихдинас-съырааталь-мустакъыыым (6)
Съырааталляз иина ан"амта "алеййхим гаййриль-магдууби алейхим ва ляддаааллииин (7)

(Мекканская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Эта сура мекканского происхождения. Она была ниспослана пророку Мухаммаду - да благословит его Аллах и приветствует! - до хиджры. Сура состоит из 7 айатов. Она называется "Открывающая Книгу" (аль-Фатиха), потому что это первая сура по порядку расположения в Благородном Коране и первая сура, ниспосланная полностью. В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Господу, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется "Мать Книги".

1. Сура начинается именем Аллаха Единого, Совершенного, Всемогущего, Безупречного. Он - Милостивый, Податель Блага (великого и малого, общего и частного) и вечно Милосердный.
2. Все виды прекраснейшей хвалы Аллаху Единому за всё, что Он предопределил для Своих рабов! Вся слава Аллаху - Творцу и Господу обитателей миров!
3. Аллах - Всемилостив. Он один - Источник Милосердия и Податель всякого Блага (великого и малого).
4. Аллах один - Властелин Судного дня - Дня расчёта и воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот День.
5. Тебе одному мы поклоняемся и лишь к Тебе о помощи взываем:
6. "Веди нас прямым путём истины, блага и счастья,
7. путём Твоих рабов, которых Ты наставил на веру в Тебя и которым Ты оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказав им Своё благоволение, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с пути истины и блага, отклонясь от веры в Тебя и не повинуясь Тебе".

Сура 112 "Ихлас" ("Искренность" или "Очищение веры")



Сууратуль-Ихълааасъ

бисмилляяхир-рахмаанир-рахииим
Къуль хува Аллааху Ахад (1)
Аллааху с-съамад (2)
Лям йалид ва лям йууляд (3)
Ва лям йакулляхуу куфуван ахад (4)

(Мекканская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 4 айатов. Пророка - да благословит его Аллах и приветствует! - спросили о его Господе. И в этой суре ему приказано ответить, что Он - Обладатель всех совершенных качеств, Он - Единый и единственный. К Нему постоянно обращаются за помощью в нужде. Он не нуждается ни в ком. Ему нет подобного и нет похожего на Него. Он не родил и не был рождён, и нет среди Его творений равного Ему или подобного Ему.

1. Скажи, о Мухаммад, тем, которые, издеваясь, сказали, чтобы ты описал им твоего Господа: "Он - Аллах Единый и единственный. И нет у Него сотоварищей.
2. Аллах, к которому одному обращаются в нужде и для удовлетворения просьб.
3-4. У Него нет детей, Он не был рождён, и нет Ему равного или подобного".

Сура 113 "Фалак" (Рассвет)


Сууратуль-Фалякъ
бисмилляяхир-рахмаанир-рахииим
Къуль а"ууз у бираббильфалакъ (1)
минн шарри маа хъалакъ (2)
ва минн шарри гаасикъын из яя вакъаб (3)
ва минн шаррин-наффаас аати филь"укъад (4)
ва минн шарри хаасидин из яя хасад (5)

(Мекканская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Сура "Рассвет" ниспослана в Мекке. Она состоит из 5 айатов. В этой суре рекомендуется пророку - да благословит его Аллах и приветствует! - обращаться к защите своего Господа и прибегать к Нему, ища убежища от всякого из Его творений, кто может причинить зло, и от зла ночи, когда она темнеет, поскольку ночью души людей испытывают одиночество и беспокойство и трудно избавиться от её вреда и от зла тех нечестивцев, которые стремятся сеять раздор среди людей и подрывать связь между ними, и от зла завистника, который желает, чтобы другие рабы Аллаха лишились милости и благоденствия, которыми Аллах наделил их.

1. Скажи: "Прибегаю к Господу рассвета, который наступает после ухода ночи, прося у Него защиты
2. от злотворности тех из творений Аллаха, кто способен на зло, и от зла которых может защитить только Тот, кто властен над ними;
3. от зла ночи, когда её темнота становится мрачной;
4. от зла того, кто стремится сеять раздор между людьми;
5. от зла завистника, который желает, чтобы другие люди лишились милости и благоденствия.

Сура 114 "Нас" ("ЛЮДИ")


Сууратун-Нааас

бисмилляяхир-рахмаанир-рахииим
Къуль а"уз у бираббин-нааас (1)
маликин-нааас (2)
иляяхин-нааас (3)
минн шарри львасвааси ль-хъаннааас (4)
алляз ии ювасвису фии съудуурин-нааас (5)
миналь-джиннати ван-нааас (6)

(Мекканская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Сура "Люди" ниспослана в Мекке. Она состоит из 6 айатов. В этой суре Аллах Всевышний приказывает Своему пророку - да благословит его Аллах и приветствует! - прибегать к Нему, прося у Него защиты от большого зла, которое многие люди не замечают, поскольку оно проистекает из их страстей и нечестивых прихотей и толкает их к совершению того, что Аллах запретил им. Это зло шайтана, из людей или джиннов, который искушает человека, исчезая при упоминании имени Аллаха, будь он скрыт от глаз или видим для них, и который прикрывает своё искушение хитростью и обманом.

1. Скажи: "Прибегаю к Господу людей и Вершителю их дел,
2. Властелину всех людей, имеющему полную власть над ними - правителями и подвластными,
3. Богу людей, которому они полностью подчиняются, и Он властен делать с ними всё, что желает,
4. от зла того, кто искушает людей, побуждая их совершать грехи, и исчезает, если прибегаешь к Аллаху, прося защиты от него,
5. который незаметно искушает сердца людей, внушая им то, что их совратит и отвратит от прямого пути,
6. будь искуситель джинном или человеком.

Вы сможете вести поиск по арабскому кораническому тексту и переводам Корана, причем слова можно вводить как на русском так и на арабском языках (можно без огласовок).

Суры используемые в намазх, как правило это короткие суры,расположенные в Коране одними из последних.
В хадисах сказано, что пророк Мухаммед, мир над ним, так же читал в намазе и такие суры как "Корова" и "Женщины", а иногда и подряд несколько длинных сур.

АЯТ «АЛЬ-КУРСИ» 255 –й Аят «Трон» в Суре «Аль Бакара» (Корова).
Бисми Ляхи Ррахмани Ррахим!
Аллаху ля иляха илля хува аль-хаййуль каййум ля таахузуху синатув ва ля нявм ляху ма фис самавати ва ма филь ард мян зяллязи йашфау индаху илли би изни йа’аляму ма бейна айдихим ва ма хальфахум ва ля йухитуна би шейин мин ‘ильмихи илля бима ша-а васи’а курсиййухус самавати ва ль-ард ва ля йаудуху хыфзухума ва хува аль-алиййуль-‘азым.
Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Аллах – нет божества, кроме Него,
Живого, Поддерживающего жизнь.
Им не овладевают ни дремота, ни сон.
Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле.
Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?
Он знает их будущее и прошлое.
Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает.
Его Престол объемлет небеса и землю,
и не тяготит Его оберегание их.
Он – Возвышенный, Великий.

Поделиться: