Смотреть что такое "Цари Израиля" в других словарях. Все цари израиля Знаменитый царь Давид

Таблица приведена с обозначением лет правления, пересечением царей Израиля и Иуды во времени царствования и краткой характеристикой каждого царя. По ходу изложения в таблице указаны неточности в Библейском летоисчислении правления некоторых царей (выделено красным), показан 10тилетний пропуск в истории правления царей Израиля (выделено жёлтым), а также указаны особо нечестивые цари Иудеи, которые не внесены в гробницы при захоронении (Иорам, Иоас, Ахаз). Поскольку «гроб» также называется «памятным склепом», памятным местом об умершем, образно занесённым в книгу жизни Бога - цари, похороненные по воле Всевышнего вне гробницы, «рискуют» не услышать глас сына Божия, Иисуса Христа, предназначенный для находящихся в гробах. То есть, вряд ли они будут воскрешены в новом мире Бога (Мал.3:16; Ин.5:28).

После таблицы показана невозможность определения по Библии дат с указанием года от н.э. - для исхода из Египта, образования древнего гос. "Израиль" и правления царей Израиля -из-за существенных расхождениях в Библейской хронологии.

Библейская хронология.
Покажем невозможность определения дат с указанием года от н.э. - исхода из Египта, образования древнего гос. "Израиль" и правления царей Израиля - по Библии:

Если отталкиваться от абсолютной исторической даты 539 г . до н.э (даты захвата Вавилона Киром Персидским) и отсчитывать в обратном порядке 70 лет, известные по предсказанию Иеремии для наказания Вавилона (Иер.25:11,12) - можно вычислить некоторые даты с погрешностью +/- 1 год.

1)
В каком году согласно Библейской хронологии раскололось единое государство Израиль - на Иудею и Израиль:
539 + 70 = 11 й год правления Матафании /Седекии = в 609 г. до н.э. сожжён Иерусалим

Свидетелям Иеговы
: даже если считать, что Иерусалим был сожжён в 607 г - всё равно этот год является 11м годом Седекии, и отсчитывая всё остальное от 607 г. - на хронологию О.С.Б. всё равно вы не выйдете, два года разницы существенного отличия не покажут.

609 /607 г. + 388 лет и 6 мес. (общее правление царей Иуды по таблице 388,5 лет) = 997,5 /995,5 г.до н.э. - это год окончания правления Соломона и раскола Израиля на два царства

Свидетелям Иеговы
: по хронологии О.С.Б. разделение Израиля - 997 г. до н. э., год окончания правления Соломона - 997 г.до н.э. : этот год получается только при условии, что дата разрушения Иерусалима - не 607 г, а 609
Для сравнения: по светским источникам Соломон правил 40 лет с 965 по 928 г.до н.э, по источникам О.С.Б свидетелей Иеговы - с 1037 по 998 г.до н.э, вычисленная по Библии от 609 г: 1037- 997 г. до н.э)

2) В каком году согласно Библейской хронологии был избран первый царь Израиля -Саул:
Соломон правил 40 лет (3Цар.11:42), Давид - 40 лет(2Цар.5:4), Саул правил ок. 40 лет (Деян.13:21):
997,5 + 120 = в 1117,5 г. до н.э в Израиле был избран первый царь Саул.

3) Когда образовалось древнее гос-во "Израиль" :
До избрания Саула около 450 лет длилась эпоха судей в царстве Израиль (Деян.13:20):
1117,5 + 450 = в 1567,5 г.до н.э образовалось гос-во "Израиль" (назначен первый судья) - если считать по годам, обозначенным в приведённых выше текстах Писания.

4) Когда был захвачен Северный Израиль?
Езекия воцарился в 3й год последнего царя Израиля - Осии. Осия правил всего 9 лет. Посчитаем количество лет правления от Езекии до Седекии, отнимем 2 года и получим год уничтожения Сев. Израиля:
133,5 лет от Езекии до 11года Седекии. 11й год Седекии выпадает на 609 г.до н. э (см.п 1) ).
609 + 133,5 = 742,5 г.до н.э. - год уничтожения Сев. Израиля

Свидетелям Иеговы
: по хронологии О.С.Б год уничтожения Сев. Израиля - 740 г.до н.э., дата, которая почти совпала, если отталкиваться от 607 г.

Теперь покажем невозможность определения по Библии дат исхода из Египта, образования древнего гос. "Израиль" и правления царей Израиля - из-за существенных расхождений в Библейской хронологии.

Если отталкиваться от этого текста:
В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (3Цар.6:1) - получим совсем иную картину в летоисчислении.

Посчитаем время исхода Израиля из Египта, отняв от лет правления Соломона 37 лет (в 4й год он начал строить храм):
997,5 лет от н.э. до правления Соломона.
997,5 + 37 (40-3) = 1034,5 г . до н.э - это был 480й год от исхода Израиля, 4й год Соломона и год начала строительства храма.
1034,5 + 480 (лет от исшествия Израиля из Египта) = 1514,5 год до н.э. - год исхода Израиля из Египта

Свидетелям Иеговы
: по хронологии О.С.Б. исход из Египта - 1513 г.до н.э.

Смотрим из п.3) на год образования гос-ва "Израиль", это 1567,5 г. до н.э.
Выходит, что гос-во Израиль образовалось РАНЬШЕ, чем Израиль покинул Египет в 1514,5 г. до н.э, чего не может быть. К тому же, между выходом из Египта и образованием гос-ва Израиль (назначением первого царя - Саула) - промежуток около 500 лет: 40 лет пустыни + ок. 450 лет эпохи судей - до 1 царя = 490 лет.

Проверяем, может, неточность допущена апостолом Павлом в Деян.13:20, упомянувшем о 450ти годах эпохи судей?
Считаем, сколько лет длилась эпоха судей по книге "Судьи":

8 лет (у царя Мессопотамии,3:3) + 40 (Гофониил, 3:11) + 18 лет (служили Еглону Моавитскому, 3:14) + 80 (Аод,3:30) + Самегар (???,3:31) + 40 (Девора, 4:31) + 40 (Гедеон, 8:28) + 3 (Авимелех,9:22) + 23 (Фола,10:2) + 22 (Иаир, 10:3) + 18 (лет у филистимлян, 10:7,8) + 6 (Иеффай, 12:7) + 7 (Есевон, 12:8,9) + 10 (Елон, 12:11) + 8 (Авдон, 12:14) + 40 (лет у филистимлян, 13:1) + 20 (Самсон, 16:31) + 40 (Илий, 1Цар.4:18) + 20 лет и 7 мес. (Самуил до избрания царём Саула, 1Цар.6:2; 7:2) = 443 года и 7 мес. с неизвестным Самегаром, который вполне мог служить судьёй лет 7.
Павел не ошибся, сказав, что эпоха судей длилась ок. 450 лет.

Итого: расхождение примерно на 500 лет - между исходом Израиля из Египта и образованием гос-ва Израиль (назначением 1го царя) - по сообщениям Библии не позволяет вычислить точные даты правления царей Израиля -от н.э., как и образования самого гос. Израиль. Не будем говорить о том, почему Бог допустил такое неточное изложение исторических дат, возможно, Он не хотел, чтобы люди привязывались к каким-то датам, а больше обращали внимание на признаки приближения предсказанных событий. Но ясно одно: все попытки каких-либо духовных учителей по В.З. написать хронологии или предсказать даты каких-то судьбоносных пророческих событий будущего - заведомо обречены на неудачу, а их даты будут заведомо ошибочными.

История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, которого возвел в царское достоинство на престол помазанием первосвященник и пророк Самуил. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля . Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки.

Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул паникует и боится, что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит Саула с царского престола. Однако Давид не стал этого делать. В результате таких противоречий и действий Саула в Израиле израильтянами фактически была пережита первая, но, к сожалению, не последняя гражданская война. Правление первого царя Израиля Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.

Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета государства Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством.

Давид сделал столицей государства город Иерусалим . Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Но, правление Давида также не безоблачно. И в период царствования Давида начинается новая гражданская война. На этот раз противником царя становится его родной сын Авессалом. Предметом спора и гражданской междоусобной войны становится опять же царский престол.

Авессалом хотел незаконным путем завладеть властью отца, и взойти на престол. В результате гражданской войны сын Давида трагически погибает. Его убивают слуги правящего царя. Но Давид не хотел убивать сына, он не давал разрешения слугам на этот страшный поступок. После гражданской войны, закончившейся так трагически, израильское государство, тем не менее, продолжает войны с внешними врагами, причем исход битв и сражений – удачный, израильское войско неизменно становиться победителем.

В то же время в государстве идет обширное и почти никогда не прекращаемое строительство. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, последователем и преемником Давида. Царствование Давида продолжалось 40 лет. После него на престол царствования в Израиле взошел Соломон. Соломон в истории государства Израиль остался навеки как самый мудрый царь из всех царей Израиля, остался в памяти израильской истории как создатель Иерусалимского храма. Соломон продолжил политику царствования своего предшественника. Им все делалось на процветание и во благо своего народа и государства. Он смог приумножить и развить достижения Давида: внешние и внутриполитические. Сегодня многие признают, что времена правления Соломона – это самые лучшие времена Израильского царства. Именно в этот период оно находилось в зените своей славы и могущества.

Первый царь Израиля – Сеул, цари Израиля Давид и Соломон – это те цари, которые правили единым Израильским государством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать – его смерть поставила крупную точку во всей истории развития царства Израиля, как одного объединенного, одного целого и единого государства.

На престол после Соломона восходит сын мудрейшего царя всей истории израильского государства – Ровоам. Его правление отличается тем, что он довольно жестко проводит внутреннюю политику государства, проводя репрессивные методы внутри страны. Ровоаму приписывают такие слова: «Отец наказывал вас бичами, я – скорпионами». В результате политики Ровоама в государстве произошел раскол: десять колен израилевых не признали его власть над собой. Они объединились в единую группу под властью Иеровоама 1, образовав в северной части Израильского государства свое новое государство. Имя новообразовавшемуся государству дали – Иеровоам. Сначала столицей нового царства стал город Шхем, затем ее перенесли в город Тирца, а впоследствии – Шомрон в Самарии. Цари северного государства, отступили даже от единой для всех евреев веры – монотеистической, когда служение только Единому Богу Израилеву. Они построили новые храмы с изваяниями тельцов из золота, затем начали поклоняться финикийским божествам.

С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов.

Два оставшихся израилевых колена, которые остались верными Давидовому сыну и его Дому, образовали другое государство. Центром этого государства остался великий Иерусалим. Это государство стало носить название – Иудейского царства.

Дальнейшая история царей Израиля носит довольно сложный и запутанный характер. Но, с точки зрения святой Библии и святого писания, ни один из правящих после Давида и Соломона царей Израиля не был «благочестивым царем».

Впоследствии десять колен израилевых, которые отделились от единого Израильского царства, были пленены, уведены в рабство и до сего дня их судьба неизвестна. Десять колен израилевых были потеряны навсегда. При этом Царство южное, существовало больше 300 лет. В итоге оно было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон. Царство северное существовало чуть более 200 лет. Оно также было захвачено и разрушено. Северное Царство пало от ассирийцев.

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем . Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.

Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.

Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул , сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).

Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.

Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).

В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией , которую ему открывал пророк Самуил.

Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство .

По данным разных источников, в том числе Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (ЕЭБЕ), израильское царство было основано в девятом веке до нашей эры пророком Самуилом. Имя этого человека (транск. ивр. Шмуэль) означает «услышанный Всевышним». Он считался последним и знаменитым судьей Израиля. Самуил жил в трудное время, когда у еврейского народа был период межплеменного насилия и конфликтов с другими этносами. В эпоху Судей Израилевых потомки Иоакова распались на дюжину племен, основанных на кровном родстве, что сопровождалось актами взаимных нападений и уничтожения представителей того или иного «колена». К примеру, резня рода Ефима и колена Вениамина привела к гибели более 90 000 израильтян. Племена вели кочевой и частично оседлый образ жизни и имели в качестве своеобразных руководителей судей, которыми могли быть и пророки (первый правитель Израильского царства, Самуил) и даже дамы (Девора).

Эпоха Судей Израилевых

Власть судей была преимущественно основана на моральном авторитете и не имела органов исполнительной власти, регулярной армии и общего налогообложения. Эти «недочеты» попытался исправить основатель и первый правитель Израильского царства, Самуил, который стал преобразователем для своего народа. Атакуемые филистимлянами и побежденные ими (филистимлянами в качестве трофея был забран израильские племена были объединены Самуилом и призваны на покаяние в Массиф. Здесь пророку удалось настолько поднять дух своего народа, что люди сумели сбросить иго филистимлян и получить обратно свою святыню (по легенде, отобранный Ковчег принес столько несчастий новым владельцам, что они предпочли возвратить его обратно).

Народ попросил пророка о царе

Образование израильского царстваэ под руководством Самуила сопровождалось созданием пророческих школ, через которые распространялся патриотизм и народное просвещение. Пророк был правителем до преклонных лет и существенно улучшил положение своих подданных, однако его сыновья Авий и Иоиль оказались мздоимцами, поэтому израильтяне попросили поставить над ними царя «из людей». Самуил, предупредив просящих о возможности деспотии, выбрал для них в цари сына Киса, Саула.

Первый царь израильский был на голову выше остальных людей

Саул, официально первый правитель Израильского царства после самого пророка, по данным Библии, был очень высокого роста, красив собой, отважен и храбр в бою. Он и после помазания на царство оставался прост в обращении, хотя происходил из зажиточного рода, проживавшего в современном Тол-эль-фуре. По преданию, сам Господь объявил Самуилу, что он встретит в определенное время юношу из колена Вениамина (кстати, самого немногочисленного), который и должен будет стать царем Израиля. После назначения пророк предупредил израильтян, что если они не будут противиться воле Всевышнего, то Всевышний не будет против них и против их царя, написал царские обязанности и разместил их в походном храме, скинии.

Как царь поссорился с пророком

Первый правитель Израильского царства, Саул, находился на своей должности около 20 лет. Он создал регулярное войско из 3000 человек, успешно боролся с филистимлянами (одна из битв этого периода знаменита противостоянием Голиафа и Давида), был изначально очень верующим человеком (хотел казнить собственного сына за то, что он единожды нарушил пост). Однако перед битвой в Гилгале он собственноручно принес жертвы, не дожидаясь Самуила (такие действия входили в обязанности самого пророка), а потом отказался выполнить распоряжение Самуила о полном уничтожении амалекитян. Разгневанный пророк объявил о лишении Саула царского титула и возможной гибели всего его потомства. Царь, лишенный поддержки пророка, упал духом, в него вселился злой дух, и он охладел к самодержавной деятельности.

Выбор пророка пал на белокурого юношу

Самуил же, внемля гласу Всевышнего, отправился в Вифлеем, где выбрал и помазал на царство Давида из колена Иуды. Интересно, что, по историческим данным, Давид имел не ближневосточную внешность. Он был приятен лицом, красив глазами и имел белокурые волосы, несвойственные обычно жителям этого региона. Кроме того, он отличался физической силой (побеждал медведя и льва), кротостью. И так хорошо пел и играл на арфе, что у официального царя Саула под звуки его музыки пропадало депрессивное настроение.

Перед свадьбой Давида и дочери Саула было погублено много филистимлян

После победы Давида и его музыкальных успехов при царском дворе, Саул сделал его зятем, выдав за него младшую дочь. Давид при этом перевыполнил царское условие для совершения свадьбы - лишил жизни не сто, а двести филистимлян с помощью войск в очередном сражении. Популярность Давида раздражала мнительного царя, и он попытался его убить, после чего юноша ушел к пророку, проживавшему тогда в Раме. Саул преследовал своего зятя повсеместно, убил почти всех священников, которые помогли ему бежать, и отдал его жену в жены другому человеку. Давид в этом процессе не отвечал ему взаимностью и много раз щадил Саула в моменты, когда мог его убить. Царь Саул покончил жизнь самоубийством, когда в очередном сражении с филистимлянами был окружен и потерял трех сыновей. До этого он обращался к знаменитой Аэндорской волшебнице, чтобы узнать свою судьбу. И, как полагается, за это обращение был оставлен милостями Всевышнего.

Давид и его сын Соломон принесли благоденствие Израилю

Давид же, спасаясь от преследований Саула, перешел к филистимлянам, разбившим впоследствии Саула. В возникшем вакууме власти Давид пришел со своими сторонниками в город Хеврон, где иудеи провозгласили его царем. Так образовалось два царства - Израильское и Иудейское. Первое возглавил Иефосфей (сын Саула), второе - Давид. Эти два государства воевали между собой около двух лет (столько правил Иефосфей), после чего победивший Давид был избран правителем всего Израиля по прошению израильских старейшин. В дальнейшем он завоевал Иерусалим, Моав, некоторые территории Сирии и берега Ефрата и др., подчинил духовную власть светской, поместил Ковчег Завета на сочинял псалмы. В пожилом возрасте он передал власть своему сыну Соломону, рожденному от отношений с Вирсавией, которая была женой другого мужчины.

Историки полагают, что правители и Иудеи, Давид и его сын Соломон, принесли израильскому народу времена «золотого века». Сын Давида сумел развить внутри- и внешнеполитические достижения своего отца. По мнению религиозных источников, он получил благополучное правление, великую мудрость и терпение за то, что не будет отклоняться от служения Всевышнему. При Соломоне был построен объединенные Израиль и Иудея не бедствовали за счет торгового пути из Дамаска в Египет, войны с египтянами прекратились, так как первой царской женой стала дочь фараона. Ежегодный доход царства при Соломоне оценивался более чем в 600 таланов золота (талан - около 26 литров). Но к концу правления государственная казна государства опустела за счет больших расходов на храм и дворец, что повлекло необходимость повышения налогов, против которой восстали подчиненные племена. Единое государство опять распалось на Иудею и Израиль.

Почему Иудейское царство просуществовало дольше Израильского?

Кто был первым царем Израильского северного царства? Эта территория была крупнее отделившегося иудейского юга, здесь жило до двух третей всего населения бывшего единого государства, были самые плодородные земли. Но на юге, у иудеев, оставался Иерусалим с главным храмом и национальными святынями. Поэтому иудейская формация просуществовала дольше, несмотря на худшее экономическое положение. В то время как Северное израильское царство, возглавляемое в первые годы существования Иеровоамом, находилось на политической карте того времени около 250 лет, где на этот период установилась Эпоха царей. Цари израильские от Иеровоама до Осии отступали, как правило, от служения Единому Богу Израиля, воздвигли ряд храмов с или поклонялись божествами финикийского культа. Страна сильно пострадала от множества государственных переворотов и была в 722 году завоевана Саргоном Вторым, царем Ассирии.

Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема
  • прот.
  • свящ. Вадим Маркин
  • еп. Вениамин (Пушкарь)
  • проф.
  • Цари́ Изра́ильские - 1) цари, правившие в после периода судей, вплоть до утраты еврейским народом самостоятельности и независимости; 2) цари, правившие в Северном Царстве (образовавшемся в результате раскола единого Израильского государства на две части) вплоть до прекращения его существования.

    Почему, если первоначально Израильским народом управлял Сам Господь, то впоследствии им стали править земные цари?

    Выведя Израильский народ из Египта, освободив его от оков многолетнего рабства, заключил с ним ().

    Одним из условий Завета было то, что Бог взял на Себя обязательство управлять Израилем лично. В свою очередь от евреев требовалось Господу, соблюдение требований Его закона.

    Таким образом, Царем во Израиле считался Сам Бог. Моисей, Иисус Навин, другие вожди, участвовавшие в руководстве обществом, правили не по собственной воле, а по Божественной. Они считались Божьими представителями, посредниками между Небесным Царем и Его народом.

    Несмотря на многочисленные обещания хранить преданность Богу, сыны Израиля регулярно отступали от веры, впадали в тяжкие грехи. Однако Господь никогда не оставлял их без надлежащего попечения.

    Взаимоотношения между евреями и Богом изменились принципиально, когда они захотели поставить над собою земного царя. Бог расценил это хотение не только как очередное отступничество, но и как предательство ().

    Почему? Дело в том, что желанием жить под началом земного царя, как это было у языческих народов, сыны Израиля выказали, что предпочитают Высшему Владыке - земного, а богоучрежденному царству - царство от мира сего. Этим осознанным выбором они обнаружили и своё недоверие Богу.

    Между тем Господь принял их выбор, и не перестал заботиться о них.

    В ряде случаев Он указывал через Своих рабов, кого именно нужно ставить на царство. Так, при Божественной поддержке власти удостоился Давид (), Ииуй () и другие.

    Прошло время и народ понял: жизнь под руководством земных властителей не даёт и не может дать преимуществ перед жизнью под Божьим водительством.

    Как и прежде благосостояние еврейского общества продолжало зависеть от уровня веры и послушания Богу (), а этого-то им и не доставало. Как грешил народ до начала периода царей, так грешил и потом, и даже больше, особенно при нечестивых правителях.

    В результате единый народ разделился. Сперва одна его часть, а затем и другая попала под власть язычников. Так народ Завета утратил свою независимость. Вместе с этой утратой закончился и период царей.

    Поделиться: