Конспект урока и презентация по биологии на тему "водоросли". Урок биологии "водоросли" План конспект по биологии зеленые водоросли

Считается, что водоросли – примитивные организмы, т.к. нет у них сложных органов и тканей, отсутствуют сосуды. Но по физиологическим процессам, по тому, как они растут, размножаются, питаются, они очень схожи с растениями. Водоросли делят на экологические группы. Например, планктонные водоросли, живущие в толще воды. Нейстонные – селящиеся на поверхности воды и передвигающиеся там. Бентосные – организмы, живущие на дне и на предметах (в том числе и на живых организмах). Наземные водоросли. Водоросли, обитающие в почве. Также жители горячих источников, снегов и льдов. Водоросли, живущие в солёной воде и в пресной. А также водоросли, обитающие в известковой среде. Иногда водоросли избирают очень необычные (с точки зрения человека) места. В тропиках они могут поселиться в чайном листе, вызывая болезнь чайного куста под названием «ржавчина». В средних широтах они живут на коре деревьев. Выглядит это, как зелёный налёт на северной стороне деревьев. Зелёные водоросли вступают во взаимовыгодное сосуществование с грибами, в результате появляется особый самостоятельный организм под названием лишайник.Некоторые зелёные водоросли избрали себе для дома панцирь черепахи. Многие водоросли живут на поверхности и внутри своих более крупных собратьев. Красные и зелёные водоросли найдены в волосяных фолликулах тропических животных ленивцев. Не обошли они своим вниманием рачков и рыб, кишечнополостных и плоских червей.

Зелёные водоросли – это организмы зелёного цвета, по строению и форме они самые разные. Помимо одноклеточных зелёных водорослей существуют многоклеточные, колониальные. Эти формы жизни бывают подвижные и неподвижные. Неподвижные или свободно плавают, или прикрепляются к чему-либо. У подвижных же есть особые жгутики. С помощью них эти водоросли могут перемещаться в пространстве. Размножаться зелёные водоросли могут разными путями, например, вегетативно. Некоторые виды последовательно сменяют половое размножение с бесполым. Другие же пользуются только каким-то одним видом размножения.

Зелёные водоросли водятся как в пресных водоёмах, так и в солёных морях. Летом, когда тепло, можно часто видеть, как «цветёт» вода в лужах или в пруду. Это размножается водоросль – одноклеточная хламидомонада. На самой поверхности воды, где много света, любит жить хлорелла, также она может облюбовать стволы деревьев, разместившись в капельках дождя и образовав зелёный налёт на коре. Хлорелла выделяет очень много кислорода.

Вольвокс – ещё одна разновидность зелёных водорослей – живёт целыми колониями в водоёмах. Внешне эти колонии напоминают ёлочные шарики, все клетки в них работают очень слаженно и соединены друг с другом мостиками цитоплазмы.

Дальше в глубине располагаются многоклеточные зелёные водоросли. Это нитчатый улотрикс. Своими волосковидными образованиями (ризоидами), используемыми, как корни у обычных растений, улотрикс прикрепляется под водой к корягам или камням.

Многоклеточная зелёная водоросль спирогира напоминает комок ваты. Эта водоросль имеет большое ядро с ядрышком. Размножается она двумя способами: как половым, так и бесполым. Половое размножение происходит осенью.

Существуют ещё шаровидные крошечные водоросли протококкус, напоминающие светло-зелёную слизь.

Сифоновые водоросли любят солнечные места, выглядят, как тёмно-зелёные разветвлённые нити.

Ветвящиеся нежно-зелёные или серые кусты размером в 2-3 см, прикреплённые к листьям в воде или корягам, это кладофора.

В морях и океанах у самой поверхности, где вода хорошо прогрета и освещена, живёт и размножается планктон. Он заключается из одноклеточных водорослей самых разнообразных видов, в том числе есть там и зелёные водоросли. Планктон является пищей для ракообразных и китов.

Первые живые организмы появились более 3 миллиардов лет тому назад в водной среде, и биологи в начало растительной системы поставили водоросли - одно- и многоклеточные низшие растения, давшие 400 миллионов лет назад начало образованию на границе между водой и сушей первым высшим наземным растениям. В аквариум водоросли и их споры попадают вместе с кормом, растениями и рыбами, и если найдут в нём благоприятные условия, то быстро размножаются, покрывая стёкла, грунт, а также высшие растения, перекрывая им доступ к питательным веществам и обрекая их на гибель.

Особенно опасны, с точки зрения развития водорослей, первые недели после устройства аквариума. В это время обмен веществ в высших растениях ещё слаб и решается вопрос, кто возьмёт верх, занесённые в аквариум водоросли или высшие растения, отнимающие у водорослей питательные вещества. Поэтому и нецелесообразна немедленная посадка рыб, ведь растения ещё не начали интенсивно питаться, а бактерии не приступили к своей полезной работе по переработке отходов. В этот период значительно уменьшит шансы роста водорослей густая посадка растений, и прежде всего таких, которые быстро растут, например, гигрофила, перистолистник, кабомба и другие водные растения с удлинённым стеблем. Позже их можно заменить более медленно растущими видами.

Растениям в аквариуме водоросли могут принести много сложностей. Кстати, это одна из причин, по которой многие аквариумисты не допускают сильного освещения аквариума, считая, что этим способом можно остановить разрастание водорослей. Но это соответствует действительности лишь в отдельных случаях, так как, с другой стороны, существует немало водорослей, развивающихся именно при недостатке освещения.

По поводу проблемы водорослей существуют самые разные мнения, но единые меры по борьбе с ними не могут быть выработаны: водоросли умеют приспосабливаться к любому составу воды и существуют только при определённых показателях. Так что для борьбы с ними помимо интуиции нужно еще немного везения; к тому же в процессе борьбы нельзя забывать о самочувствии растений и рыб. Требования разных типов водорослей к свету, как уже говорилось, тоже весьма разнообразны. Но одно совершенно ясно: биологическими методами, то есть при помощи рыб и улиток, едва ли удастся уничтожить водоросли на долгий срок. В самом благоприятном случае удастся сократить уже состоявшееся водорослевое нашествие. И потому не следует забывать о предлагаемых специализированной торговлей препаратах для уничтожения водорослей. Но используя их, надо учитывать и то обстоятельство, что при уничтожении низших растений не исключается и нанесение вреда высшим, то есть нашим аквариумным растениям. Сильному замедлению роста водорослей или предотвращению их появления также способствует добавка углекислоты в аквариумную воду.

Итак вкратце подведём итог всему вышесказанному, какие же методы борьбы с водорослями наиболее распространены:

1. Замечено, что водоросли не любят когда их тревожат. Поэтому нужно регулярно, лучше несколько раз в день, удалять их из аквариума пальцами или наматывать на шероховатую деревянную палочку. Правда, этот метод непригоден для некоторых видов водорослей, которые крепко прикрепляются к камням, листьям и другим предметам.

2. Перекрыть доступ питательным веществам, для чего полностью затемнить аквариум, отключить аэрацию и фильтрацию и не проводить смену воды пока водоросли полностью не исчезнут (ценные виды растений на это время лучше удалить из аквариума).

3. Стимулировать рост высших растений, которые подавят развитие водорослей, для чего увеличить количество быстро растущих растений, уменьшить рыбное население, повысить освещённость, сделать его продолжительность 8 - 10 часов, ежедневно проводить очистку грунта и смену 1/10 объёма воды.

4. Многие виды водорослей можно уничтожить сульфатом меди. Из химически чистого или чистого для анализа сульфата меди готовят раствор, содержащий 1 г меди в 1 литре воды. Удалив из аквариума рыб, его вносят в воду из расчёта 1 - 10 мл на 1 литр воды, начиная со слабой концентрации, и, если она не даёт результата, то дозу увеличивают. После гибели водорослей воду в аквариуме полностью сменяют не менее 3 раз и лишь затем пускают рыб.

5. В продаже имеются препараты для борьбы с водорослями. Их необходимо применять строго руководствуясь инструкцией.

6. Ряд видов рыб поедают некоторые виды водорослей, особенно молодую поросль. Это, например, анциструс, гиринохейлус (в молодом возрасте), гуппи, лабео, лабеотрофеус, меченосец, отоцинклус, пецилия, стуризома, фарловелла и хелостома

Водоросли могут использоваться в качестве индикаторов состояния водоема. Они являются биоиндикаторами. Они являются начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.

Это обширная и неоднородная группа примитивных, напоминающих растения организмов. За немногими исключениями, они содержат зеленый пигмент хлорофилл, который необходим для питания путем фотосинтеза, т.е. синтеза глюкозы из диоксида углерода и воды. Очень редко встречаются бесцветные водоросли, но во многих случаях зеленый хлорофилл маскируется у них пигментами другого цвета. Фактически среди тысяч видов, входящих в эту группу, можно найти формы, окрашенные в любой из тонов солнечного спектра. Хотя водоросли иногда относят к наиболее примитивным организмам, это мнение можно принять лишь с существенными оговорками. Действительно, у многих из них отсутствуют сложные ткани и органы, сравнимые с хорошо известными у семенных растений, папоротниковидных и даже у мхов и печеночников, однако все процессы, необходимые для роста, питания и размножения их клеток, весьма, если не полностью, сходны с происходящими в растениях. Таким образом, физиологически водоросли достаточно сложны.

Водоросли - самые многочисленные, самые важные для планеты и шире всего распространенные фотосинтезирующие организмы. Их много повсюду - в пресных водах, на суше и в морях, чего нельзя сказать, например, о печеночниках, мхах, папоротниковидных или семенных растениях. Невооруженным глазом водоросли часто можно наблюдать в виде мелких или крупных пятен зеленой или иначе окрашенной пены («тины») на поверхности воды. На почве или древесных стволах они обычно выглядят как зеленая или сине-зеленая слизь. В море слоевища крупных водорослей (макрофитов) напоминают красные, бурые и желтые блестящие листья различной формы.

Морфология и анатомия

Размеры водорослей широко варьируют - от микроскопических форм диаметром или длиной в тысячные доли сантиметра до морских гигантов длиной более 60 м. Многие водоросли - одноклеточные или состоят из нескольких клеток, образующих рыхлые агрегаты. Некоторые представляют собой строго организованные колонии клеток, но есть и настоящие многоклеточные организмы. Клетки могут соединяться торцами, образуя цепочки и нити - как ветвистые, так и неветвистые. Вся структура в целом иногда выглядит как маленький диск, трубка, булава и даже дерево, а иногда напоминает ленту, звезду, лодочку, шар, лист или пучок волос. Поверхность клеток может быть гладкой, или же покрытой сложным узором из шипов, сосочков, ямок и гребней.

У большинства водорослей клетки по общему строению сходны с зелеными клетками растений, например кукурузы или томата. Жесткая клеточная стенка, состоящая в основном из целлюлозы и пектиновых веществ, окружает протопласт, в котором различают ядро и цитоплазму с включенными в нее особыми органоидами - пластидами. Самые важные из них - хлоропласты, содержащие хлорофилл. В клетке также имеются заполненные жидкостью полости - вакуоли, которые содержат растворенные питательные вещества, минеральные соли и газы. Однако такая структура клетки свойственна не всем водорослям. У диатомовых одним их важнейших составляющих клеточной стенки является кремнезем, создающий как бы стеклянный панцирь. Зеленый цвет хлоропластов часто маскируется другими веществами, обычно - пигментами. У небольшого числа водорослей жесткой клеточной стенки нет совсем.

Локомоция

Многие водные вегетативные клетки и колонии водорослей, а также некоторые типы их репродуктивных клеток движутся довольно быстро. Они снабжены одним или несколькими бичевидными придатками - жгутиками, биение которых проталкивает их сквозь толщу воды. Некоторые лишенные клеточной стенки водоросли способны вытягивать вперед части своего тела, подтягивать к ним остальные и за счет этого «ползти» по твердым поверхностям. Такое движение называется амебоидным, поскольку примерно так же перемещаются всем известные амебы. Прямолинейная или зигзагообразная локомоция диатомовых - обладателей твердой клеточной стенки, - вероятно, обусловлена токами воды, создаваемыми различными струйчатыми движениями их цитоплазмы. Скольжение, ползание, волнообразное перемещение более или менее жестко прикрепленных к субстрату водорослей обычно сопровождается образованием и разжижением слизи.

PAGE_BREAK--

Размножение

Почти все одноклеточные водоросли способны размножаться простым делением. Клетка делится надвое, обе дочерние клетки - тоже, и этот процесс в принципе может идти до бесконечности. Поскольку клетка погибает только в результате «несчастного случая», можно говорить о своего рода бессмертии. Особый случай - клеточное деление у диатомовых. Их панцирь состоит из двух половинок (створок), входящих друг в друга, как две части мыльницы. Каждая дочерняя клетка получает одну родительскую створку, а вторую достраивает сама. В результате у диатомеи одна створка может быть новой, а вторая - полученной в наследство от далекого предка. Протопласт некоторых вегетативных клеток способен разделяться с образованием подвижных или неподвижных спор. Из них после длительного или короткого периода покоя развивается зрелая водоросль. Это одна из форм бесполого размножения. При половом размножении у водорослей формируются мужские и женские половые клетки (гаметы). Мужская гамета сливается с женской, т.е. происходит оплодотворение, и образуется зигота. Последняя, обычно после периода покоя, длящегося в зависимости от вида водорослей от нескольких недель до нескольких лет, начинает расти и дает в конечном итоге взрослую особь. Гаметы сильно варьируют по размерам, форме и подвижности. У некоторых водорослей мужская и женская гаметы структурно сходны, а у других четко различаются, т.е. представляют собой спермии и яйцеклетки. Таким образом, половое размножение водорослей имеет множество форм и уровней сложности.

Распространение и экология

Водные водоросли

На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Обычно их считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах, причем в определенные сезоны они могут становиться там очень обильными. Водоросли прикрепляются к скалам, камням, кускам древесины, к водным растениями или же свободно плавают, составляя часть планктона. Временами эта их взвесь, включающая миллиарды микроскопических форм, достигает консистенции горохового супа, заполняя собой обширные пространства озер и морей. Такое явление называют «водорослевым цветением» воды. Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Отдельные виды способны расти в океане на глубине 60-90 м. Некоторые водоросли, даже вмерзнув в лед, могут сохранять в состоянии анабиоза жизнеспособность на протяжении многих месяцев.

Почвенные водоросли

Несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде. Например, их очень много в почве. В 1 г хорошо унавоженной почвы можно обнаружить ок. 1 млн. их отдельных экземпляров. Те, что сосредоточены на поверхности почвы и непосредственно под ней, питаются путем фотосинтеза. Прочие живут в темноте, бесцветны и поглощают растворенную пищу из окружающей среды, т.е. являются сапрофитами. Основная группа почвенных водорослей - диатомовые, хотя местами в этой среде обитания обильны также зеленые, желто-зеленые и золотистые водоросли.

Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый «красный снег» - результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет.

Другие типы водорослей

Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется «ржавчиной». В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны. Некоторые зеленые водоросли образуют симбиотические ассоциации с определенными грибами; такие ассоциации представляют собой особые, вполне самостоятельные организмы, называемые лишайниками. Ряд мелких форм растет на поверхности и внутри более крупных водорослей, а один род зеленых водорослей - только на панцире черепах. Зеленые и красные водоросли встречаются в волосяных фолликулах трехпалых ленивцев, населяющих дождевые тропические леса Центральной и Южной Америки. Растут водоросли и на теле рыб и ракообразных. Возможно, некоторые плоские черви и кишечнополостные могут вообще не заглатывать пищу, поскольку получают ее от зеленых водорослей, обитающих в их теле.

Лимитирующие экологические факторы

Хотя водоросли встречаются практически везде, для жизни каждому их виду необходимо определенное сочетание освещенности, влажности и температуры, наличие необходимых газов и минеральных солей. Для фотосинтеза нужны свет, вода и диоксид углерода. Некоторые водоросли переносят значительные периоды почти полного высыхания, однако для роста им все равно требуется вода, служащая единственной средой обитания для подавляющего большинства форм. Содержание кислорода и СО2 в водоемах сильно варьирует, однако водорослям их обычно вполне хватает. Большие количества водорослей в мелких водоемах иногда за ночь расходуют столько кислорода, что вызывают массовый замор рыбы: ей становится нечем дышать. Для роста водорослей необходимы растворенные в воде соединения азота и многих других химических элементов. Концентрация этих минеральных солей в толще воды гораздо ниже, чем во многих почвах, но целому ряду видов ее, как правило, достаточно для массового развития. Иногда рост водорослей резко ограничивается из-за недостатка одного-единственного элемента: диатомовые, например, редки в воде, содержащей мало силикатов.

Делались попытки разделить водоросли на экологические группы: водные, почвенные, снежные или накоровые формы, эпибионты и т.д. Некоторые водоросли растут и размножаются только в строго определенное время года, т.е. могут считаться однолетниками; другие - многолетники, у которых лишь размножение приурочено к определенному времени. Ряд одноклеточных и колониальных форм завершает вегетативную и репродуктивную фазы своего жизненного цикла всего за несколько дней. Все эти феномены, безусловно, связаны не только с наследственностью организмов, но и с различными факторами окружающей их среды, однако выяснение точных взаимосвязей внутри намечающихся экологических групп водорослей - дело будущего.

Водоросли в прошлом

Вполне вероятно, что некоторые формы водорослей существовали уже в древнейшие геологические эпохи. Многие из них, судя по современным видам, не могли из-за особенностей своего строения (отсутствия твердых частей) оставить окаменелостей, поэтому сказать, какими точно они были, невозможно. Ископаемые формы основных нынешних групп водорослей, кроме диатомовых и нескольких других, известны с палеозоя (570-245 млн. лет назад). Наиболее обильными в ту эпоху, вероятно, были зеленые, бурые, красные и харовые водоросли, обитавшие в морях и океанах. Косвенное свидетельство раннего появления на нашей планете водорослей - научно доказанное существование в палеозое множества морских животных, которые должны были питаться органикой. Первичным ее источником для них скорее всего служили фотосинтезирующие водоросли, потребляющие только минеральные вещества.

Ископаемые диатомовые водоросли (диатомеи) в виде особой горной породы - т.н. диатомита - обнаружены во многих регионах. Диатомит бывает как морского, так и пресноводного происхождения. В Калифорнии, например, находится его залежь площадью примерно 30 км2 и мощностью почти 400 м. Она состоит почти исключительно из панцирей диатомей. В 1 см3 диатомита их насчитывается до 650 тысяч.

Эволюция водорослей

Многие группы водорослей, похоже, мало изменились со времени своего возникновения. Впрочем, определенные их виды, некогда весьма обильные, сейчас вымерли. Крупных колебаний в видовом разнообразии и общей численности водорослей на протяжении истории Земли, насколько известно, не было. Водные местообитания за многие миллионы лет менялись слабо, и современные формы водорослей существуют, безусловно, уже очень долго. Маловероятно, что какая-либо крупная группа водорослей появилась позже палеозоя или раннего мезозоя (240 млн. лет назад).

Экономические аспекты

Причиняемый вред

Некоторые водоросли наносят экономический ущерб или по крайней мере доставляют большие неприятности. Они загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах. Некоторые массово размножившиеся виды вполне можно идентифицировать по специфическому для них «аромату». К счастью, теперь существуют т.н. альгициды - вещества, эффективно убивающие водоросли и при этом не ухудшающие качества питьевой воды. Для борьбы с водорослями в рыбоводных прудах используют и такие меры, как повышение «проточности» системы, ее затенение и взмучивание. Раки, например, поддерживают мутность воды, достаточную для того, чтобы сильно замедлить рост водорослей. Некоторые водоросли, особенно в периоды своего «цветения», портят места, отведенные для купания. Многие морские макрофиты во время штормов отрываются от субстрата и выбрасываются волнами и ветром на пляж, буквально заваливая его своей гниющей массой. В их плотных скоплениях могут запутываться мальки рыб. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

Полезность водорослей

У водорослей множество полезных свойств.

Пища для водных животных. Водоросли можно считать первичным источником пищи для всех водных животных. Благодаря присутствию хлорофилла они синтезируют из неорганических веществ органические. Рыбы и другие водные животные потребляют эту органику непосредственно (поедая водоросли) или косвенно (поедая других животных), поэтому водоросли можно считать первым звеном почти всех пищевых цепей в водоемах.

Пища для человека. Во многих странах, особенно на Востоке, люди используют в пищу несколько видов крупных водорослей. Питательная ценность их невелика, однако содержание витаминов и минеральных веществ в такой «зелени» может быть довольно высоким.

Источник агара. Из некоторых морских водорослей получают агар - студенистое вещество, используемое для приготовления желе, мороженого, крема для бритья, салатов, эмульсий, слабительных средств, а также для выращивания микроорганизмов в лабораториях.

Диатомит. Диатомит применяется в составе абразивных порошков и фильтров, а также служит теплоизоляционным материалом, заменяющим асбест.

Удобрение. Водоросли - ценное удобрение, и морские макрофиты с давних времен используются для подкормки растений. Почвенные водоросли могут во многом определять плодородие участка, а развитие на голых камнях лишайников считается первой стадией почвообразовательного процесса.

Водорослевые культуры. Биологи уже давно выращивают водоросли в лабораториях. Сначала их выращивали в маленьких прозрачных чашках с прудовой водой на солнечном свету, а в последнее время применяют для этого особые культуральные среды с определенным количеством минеральных солей и специальных ростовых веществ, а также регулируемые источники искусственного света. Обнаружено, что для оптимального развития некоторых водорослей необходимы весьма специфические условия. Изучение таких лабораторных культур необыкновенно расширило наши знания о росте, питании и размножении этих организмов, а также об их химическом составе. Сейчас в разных странах уже построены опытные установки, представляющие собой своего рода огромные аквариумы. На них в строго контролируемых условиях с использованием сложной аппаратуры проводятся эксперименты для выяснения перспектив использования водорослевых культур. В результате доказано, что продукция сухого вещества водорослей на единицу площади может быть гораздо выше, чем у нынешних сельскохозяйственных растений. Некоторые из использованных видов, например одноклеточная зеленая водоросль хлорелла (Chlorella), дают «урожай», содержащий до 50% пригодного в пищу белка. Не исключено, что будущие поколения людей, особенно в густонаселенных странах, станут использовать искусственно выращенные водоросли.

Классификация водорослей

В прошлом водоросли считались примитивными растениями (без специализированных проводящих, или сосудистых, тканей); их выделяли в подотдел водорослей (Algae), который вместе с подотделом грибов (Fungi) составлял отдел талломных (слоевцовых), или низших растений (Thallophyta), - один из четырех отделов царства растений (некоторые авторы вместо термина «отдел» пользуются зоологическим термином «тип»). Далее водоросли разделяли по цвету - на зеленые, красные, бурые и др. Цвет - достаточно прочная, но не единственная основа для общей классификации этих организмов. Более существенны для выделения различных групп водорослей типы формирования их колоний, способы размножения, особенности хлоропластов, клеточной стенки, запасных веществ и т.п. Старые системы обычно признавали около десяти таких групп, считавшихся классами. Одна из современных систем относит к «водорослям» (этот термин утратил классификационное значение) восемь типов (отделов) царства протистов (Protista); впрочем, такой подход признается не всеми учеными.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Зеленые водоросли отдел (тип) Chlorophyta царства протистов

Обычно они цвета зеленой травы (хотя окраска может варьировать от бледно-желтой до почти черной), а фотосинтетические пигменты у них такие же, как у обычных растений.

Большинство - микроскопические пресноводные формы. Многие виды растут на почве, образуя на ее влажной поверхности напоминающие войлок налеты. Бывают одно- и многоклеточными, образуют нити, шаровидные колонии, листовидные структуры и т.д.

Клетки подвижные (с двумя жгутиками) или неподвижные. Половое размножение - разных уровней сложности в зависимости от вида. Видов описано несколько тысяч. Клетки содержат ядро и несколько четко оформленных хлоропластов.

Один из хорошо известных родов - плеврококк (Pleurococcus), одноклеточная водоросль, образующая зеленые налеты, часто наблюдаемые на коре деревьев.

Широко распространен род Spirogyra - нитчатые водоросли, образующие длинные волокна тины в ручьях и холодных речках. Весной они плавают в виде липких желтовато-зеленых скоплений на поверхности прудов.

Cladophora растет в виде мягких, сильно ветвящихся «кустиков», прикрепляющихся к камням у берегов рек.

Basiocladia образует зеленый налет на спине пресноводных черепах.

Состоящая из многих клеток водяная сеточка (Hydrodictyon), обитающая в стоячих водах, по строению действительно напоминает «авоську».

Десмидиевые - одноклеточные зеленые водоросли, предпочитающие мягкую болотную воду; их клетки отличаются причудливой формой и красиво орнаментированной поверхностью.

У некоторых видов клетки соединены в нитчатые колонии. У свободноплавающей колониальной водоросли Scenedesmus серповидные или продолговатые клетки объединены в короткие цепочки. Этот род обычен в аквариумах, где его массовое размножение приводит к появлению в воде зеленого «тумана».

Самая крупная зеленая водоросль - морской салат (Ulva), макрофит листовидной формы.

Красные водоросли (багрянки) составляют отдел (тип) Rhodophyta царства протистов

Большинство из них - морские листовидные, кустистые или корковые макрофиты, обитающие ниже линии отлива. Цвет их преимущественно красный из-за присутствия пигмента фикоэритрина, но может быть пурпурным или синеватым. Некоторые багрянки встречаются в пресной воде, главным образом в ручьях и прозрачных быстрых речках. Batrachospermum - студенистая на ощупь сильно ветвистая водоросль, состоящая из буроватых или красноватых похожих на бусины клеток. Lemanea - щетковидная форма, часто растущая в быстро текущих речках и водопадах, где ее талломы прикрепляются к камням. Audouinella - нитчатая водоросль, встречающаяся в мелких речках. Ирландский мох (Chondrus cripus) - обычный морской макрофит. Багрянки не образуют подвижных клеток. Их половой процесс очень сложен, и один жизненный цикл включает несколько фаз.

Бурые водоросли составляют отдел (тип) Phaeophyta царства протистов

Почти все они - обитатели моря. Лишь немногие виды микроскопические, а среди макрофитов встречаются самые крупные водоросли в мире. К последней группе относятся ламинарии, макроцистисы, фукусы, саргассумы и лессонии («морские пальмы»), наиболее обильные по побережьям холодных морей. Все бурые водоросли многоклеточные. Цвет их варьирует от зеленовато-желтого до темно-коричневого и обусловлен пигментом фукоксантином. Половое размножение связано с образованием подвижных гамет с двумя боковыми жгутиками. Экземпляры, образующие гаметы, часто совершенно не похожи на организмы того же вида, размножающиеся только спорами.

Диатомовые водоросли (диатомеи)

Объединяют в класс Bacillariophyceae, который в используемой здесь классификации входит вместе с золотистыми и желто-зелеными водорослями в отдел (тип) Chrysophyta царства протистов. Диатомеи - весьма обширная группа одноклеточных морских и пресноводных видов. Окраска их от желтой до бурой из-за присутствия пигмента фукоксантина. Протопласт диатомей защищен коробчатой кремнеземной (стеклянной) оболочкой - панцирем состоящим из двух створок. Твердая поверхность створок часто покрыта характерным для вида сложным узором из штрихов, бугорков, ямок и гребней. Эти панцири - одни из самых красивых микроскопических объектов, а четкость различения их узора используется иногда для проверки разрешающей силы микроскопа. Обычно створки пронизаны порами или имеют щель, называемую швом. В клетке находится ядро. Помимо деления клеток надвое известно и половое размножение. Многие диатомеи - свободноплавающие формы, но некоторые прикреплены к подводным объектам слизистыми ножками. Иногда клетки объединяются в нити, цепочки или колонии. Различают два типа диатомей: перистые с удлиненными двусторонне-симметричными клетками (они наиболее обильны в пресных водах) и центрические, клетки которых, если смотреть со створки, выглядят округлыми или многоугольными (их больше всего в морях).

Как уже упоминалось, панцири этих водорослей сохраняются после смерти клеток и оседают на дно водоемов. С течением времени мощные их скопления уплотняются в пористую горную породу - диатомит.

Жгутиковые

Эти организмы в связи с их способностью к «животному» питанию и рядом других важных признаков сейчас нередко относят к подцарству простейших (Protozoa) царства протистов, однако их можно рассматривать и в качестве не входящего в Protozoa отдела (типа) Euglenophyta того же царства. Все жгутиковые одноклеточные и подвижные. Клетки - зеленые, красные или бесцветные. Некоторые виды способны к фотосинтезу, тогда как другие (сапрофиты) поглощают растворенную органику или даже заглатывают твердые ее частицы. Половое размножение известно лишь у некоторых видов. Обычный обитатель прудов - Euglena, зеленого цвета водоросль с красным «глазком». Она плавает с помощью единственного жгутика, способна как к фотосинтезу, так и к питанию готовой органикой. В конце лета Euglena sanguinea может окрашивать прудовую воду в красный цвет.

Динофлагеллаты

Эти одноклеточные жгутиковые организмы тоже часто причисляют к простейшим, но их можно выделять и в самостоятельный отдел (тип) Pyrrophyta царства протистов. Они в основном желто-бурые, но бывают и бесцветными. Клетки их обычно подвижны; клеточная стенка у некоторых видов отсутствует, а иногда бывает весьма причудливой формы. Половое размножение известно лишь у немногих видов. Морской род Gonyaulax - одна из причин «красных приливов»: у побережий он бывает настолько обилен, что вода приобретает несвойственный ей цвет. Эта водоросль выделяет токсичные вещества, иногда приводящие к гибели рыбы и моллюсков. Некоторые динофлагеллаты вызывают фосфоресценцию воды в тропических морях.

Золотистые водоросли

Они входят наряду с другими в отдел (тип) Chrysophyta царства протистов. Цвет их желто-бурый, а клетки бывают подвижными (жгутиковыми) или неподвижными. Размножение бесполое с образованием пропитанных кремнеземом цист.

Желто-зеленые водоросли

Сейчас их принято объединять с золотистыми в отдел (тип) Chrysophyta, но можно считать их и самостоятельным отделом (типом) Xanthophyta царства протистов. По форме они сходны с зелеными водорослями, но отличаются преобладанием специфических желтых пигментов. Их клеточные стенки иногда состоят из двух входящих одна в другую половинок, причем у нитчатых видов эти створки в продольном сечении Н-образные. Половое размножение известно лишь у немногих форм.

Харовые (лучицы)

Это - многоклеточные водоросли, составляющие отдел (тип) Charophyta царства протистов. Окраска их варьирует от серовато-зеленой до серой. Клеточные стенки часто инкрустированы карбонатом кальция, поэтому отмершие остатки харовых участвуют в образовании отложений мергеля. У этих водорослей есть цилиндрическая, напоминающая стебель главная ось, от которой мутовками отходят боковые отростки, похожие на листья растений. Растут харовые вертикально на мелководье, достигая в высоту 2,5-10 см. Размножение половое. Харовые вряд ли близки к какой-либо из перечисленных выше групп, хотя некоторые ботаники считают, что они произошли от зеленых водорослей.

Давайте рассмотрим строение водорослей, на примере одноклеточной водоросли хламидомонады.

Найдите на столе бланки заданий и ответов.

Работать будем следующим образом: читаем задание в бланке заданий и пишем свой ответ в бланке ответов. Обратите внимание: после каждого задания есть баллы, которые вы себе сами выставляете в окошко баллов по критериям, которые у вас имеются в бланке ответов, после каждого задания. В конце урока по набранному количеству баллов, каждый из вас выставит себе оценки

Выполните задание №1 из бланка заданий. Для этого используйте рисунок на стр.95 рис.59.

Проверьте свои ответы. (Слайд 10)

А теперь давайте подпишем на интерактивной доске строение одноклеточной зеленой водоросли хлореллы! (слайд 11)

В чем сходство и в чем различие этих водорослей?

Но мир водорослей очень разнообразен и кроме одноклеточных есть еще и многоклеточные водоросли. Мы их рассмотрим, выполнив задание №2 из бланков заданий –Лабораторная работа «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры» (слайд 13)

Прежде чем приступить к лабораторной работе, вспомним правила работы с микроскопом (слайд 14)

Текст лабораторной работы (слайд 15)

сравните строение хламодомонады и спирогиры, оцените свою работу в инструктивной карточке.

Физпауза (слайд 16)

Посмотрите на фото презентации, какие виды водорослей вы можете выделить, глядя на фото? (слайд 12) дети выделяют по цвету – зеленые, бурые, красные водоросли

Правильно, именно на эти 3 отдела и делятся все водоросли! (слайд презентации с подписанными отделами)

А теперь давайте совершим путешествие по географической карте! Как вы думаете, где на нашей планете наибольшее скопление водорослей?

Саргассово море – скопление ягодного саргассума. Есть ли ягоды у этого растения? (выйти показать по карте) (слайд 17)

Багамские острова (найдены красные водоросли на глубине 269м) (слайд 18)

Кавказ, Сев. Урал, Арктика (хламидомонада снежная, вызывает «красный снег») (слайд 19) – вызвать 2 человека к карте

Друзья мои, сегодня я для вас приготовила несколько блюд, которые вы уже может быть пробовали (на тарелках салат морская капуста, суши на шпажках, мармелад)

Догадайтесь, что это?

Правильно, это бурая водоросль, ламинария, которую употребляют в пищу и даже разводят на специальных морских плантациях. У нас в стране эта водоросль растет в дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана (работа с картой) (слайд 20)

А суши у нас сделаны из красной водоросли – порфиры. (слайд 21)

А сейчас мы продолжаем!

В каких целях еще используют водоросли, кроме того что используют в пищу? Давайте посмотрим! (слайд 22) + (слайд 6)

Фотосинтез

Удобрения

Агар-агар

Биологическая очистка сточных вод

Ребята, как вы думаете, к чему приводит загрязнение водоемов сточными водами, отходами?

А загрязнение водоемов приводит к гибели водорослей, появлению мертвых и зараженных водоемов (слайд 22).

Загрязнение водоемов и окружающей среды – это глобальная проблема человечества. В связи с этим следующий год 2017 объявлен президентом нашей страны каким годом? Годом экологии.

Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

К уроку прилагается мультимедийная презентация.


«Конспект урока по теме Водоросли»

Конспект урока по теме «Водоросли»

Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями;
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
- продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Ход урока.

Что изучает ботаника?

Где обитают растения?

    Изучение нового материала.

    Классификация водорослей

по строению – одноклеточные, многоклеточные, колониальные

по цвету – зеленые, бурые, красные

Учитель на примере хламидомонады рассказывает об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей.

Рассказывает о значении водоросли хлореллы.

Основные понятия : таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор.

Учитель рассказывает о многообразии многоклеточных зеленых водорослей, их особенностях строения, значении.

    Значение водорослей в природе и в жизни человека

Учащиеся заполняют в тетради схему о значении водорослей.

    Закрепление.

    Почему водоросли относят к низшим растениям?

    Где обитают зеленые одноклеточные водоросли?

    Какое строение имеет хламидомонада?

    В чем отличие одноклеточных водорослей от многоклеточных?

    Привести примеры бурых и красных водорослей.

    Какое значение имеют водоросли в природе и в жизни человека?

    Домашнее задание. Параграф 18 выучить особенности водорослей.

Просмотр содержимого документа
«с.р. Водоросли»

Самостоятельная работа по теме «Водоросли»

Вариант 1

Задание. Для каждого из предложенных организмов выберите нужные характеристики и соответствующие им цифры занесите в таблицу:

Характеристики растений

Названия растений

хламидомонада

хлорелла

улотрикс

ламинария

Название отдела

Форма существования организма

Образ жизни

Место обитания

Значение в жизни человека

Название отдела:

    Зеленые водоросли

Форма существования организма:

    Одноклеточный организм

    Многоклеточный организм

Образ жизни:

    Прикрепляется к субстрату ризоидами

    Передвигается с помощью жгутиков

    Пассивно переносится течением воды

Место обитания:

    Обитает в пресных водоемах

    Обитает в морях и океанах

Значение водорослей в жизни человека:

    Является кормом для рыб, используется человеком для получения кормов, богатых белком

    Используется для получения агар-агара и кормов

    Используется в пищу человеком и в кормлении сельскохозяйственных животных

    Является кормом для водных животных, вызывает цветение водоемов

    Используется для очистки сточных вод

Просмотр содержимого презентации


Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.


  • Что изучает ботаника?
  • На какие подцарства делится царство растений? По каким признакам?
  • Где обитают растения?
  • Какое значение имеют растения в природе?
  • Какое значение имеют растения в жизни человека?

  • Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами.


водоросли







  • В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
  • Пища для многих морских животных.
  • Приют для рыб и многих других животных.
  • Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
  • Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
  • Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

  • Являются продуктами питания для человека.
  • Используются в качестве добавки к корму для скота.
  • Изготовление удобрений.
  • Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
  • Биологическая очистка сточных вод.
  • Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

  • Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
  • Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
  • Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

Методическая разработка открытого урока.

Тема: « Водоросли. Общая характеристика ».

Тип урока: изучение нового материала.

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Предметные результаты: – формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) .

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно .

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

    Показать особеннос ти клеточного строения водорослей;

    Формировать умение вести научный диалог;

    Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация « Водоросли. Общая характеристика».

Дидактический и раздаточный материал: учебник, микроскопы, инструктивные карточки, живые представители высших и низших водных растений, таблицы «одноклеточные водоросли», «многоклеточные красные и бурые водоросли», раздаточный материал.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, научный, исследовательский, репродуктивный.

Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока, самоконтроль, взаимоконтроль

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.

II. Этап мотивации (2-3 минуты)

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная работа.

Учитель:

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

Учащиеся: 6

Учитель на доске начинает составлять графическую схему.

Учитель: Какое царство живой природы мы изучаем в этом году?

Учащиеся : Растения.

Р.

Учитель: Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите???

Учащиеся: царство «растения» зеленым цветом.

Учитель: Почему???

Учащиеся: они имеют хлоропласты, для них характерен процесс фотосинтез.

Хорошо.

Р.

фотосинтез

хлоропласты

Работа учителя со схемой.

Учитель: Это главный признак, который отличает все растения от других царств живой природы. Царства растения объединяет более 500 видов, которые объединяются в 5 отделов. Какие отделы вы знаете? ( покрытосеменные, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли ).

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами, работая в группах.

3. Формулирование темы урока. Постановка целей урока .(15 мин)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с внешним и внутренним строением растений, а также классифицировали их на низшие и высшие. Сегодня мы с вами переходим к изучению непосредственно отделов растений. А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке вы попробуйте ответить мне сами после выполнения следующего задания.

Учащимся, необходимо решить несложные примеры, заменить числовые ответы на буквы, самостоятельно узнать тему урока.

24, 29, 56, 29, 100, 29, 44, 82 , 123

В О Д О Р О С Л И

54-25=О 134-34=Р 26+56 =Л 12+12=В, 24+32=Д 56-12=С 165-42=И

Учитель: Какой отдел мы сегодня на уроке будет изучать?

Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся формулируют варианты тем.

Работа учителя со схемой.

Р.

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Тема урока: Путешествие в мир водорослей.

Учитель: Ребята, добро пожаловать к самым древним растениям на Земле. А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня с вами узнать?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, целью нашего урока: Познакомиться с внешними признаками отдела водоросли. Сегодня на уроке вы познакомитесь с признаками, по которым все водоросли объединили в один отдел. Наша задача в течение урока дать общую характеристику водорослям и составить графическую схему на доске.

4. Изучение нового материала (беседа учителя с учащимися)

Учитель: Первое путешествие мы совершим с вами туда, где обитают водоросли. Но у меня к вам вопрос. Почему не все водоросли зеленые? Посмотрите на таблицу. Эти водоросли, почему то красные и бурые. Может кто-то мне объяснит?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с научной статьей, и после мы определим, кто же из вас был прав.

Индивидуальная работа учащихся с научной статьей (приложение 2 ).

Учитель организует диалог с учащимися по проблеме.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. В какой среде обитания живут водоросли?

2. А каких представителей водорослей вы знаете?

3. На какие группы мы можем с вами классифицировать все водоросли? (одноклеточные и многоклеточные)

4. На каких глубинах обитают зеленые водоросли? (небольшие)

6. На каких глубинах обитают красные и бурые водоросли? (более 200 м )

7. Какие лучи они поглощают? (остатки радуги )

8. Идет ли фотосинтез у красных и бурых водорослей? (да )

Учитель: Таким образом, зеленый пигмент усваивает только красные и синие лучи, которые не доходят на большие глубины. Это приспособление, связанное с процессом фотосинтеза. Итак, подтвердилась ли ваша гипотеза?

Учащиеся: да (нет)

1. пигмент

водоросли

хлоропласты

фотосинтез

Окраска

Минутки релаксации «Мир в капле росы». (2мин) На уроке в средней школе дети быстро утомляются, поэтому им так необходима минутка отдыха. Удивительная музыка и яркие картинки помогут не только снять напряжение на уроке, но и увидеть необыкновенную красоту окружающего мира. Дети смогут понять и почувствовать, что такой хрупкий мир нужно беречь.

А чем же отличаются водоросли от других отделов растений? Чтобы ответить нам на этот вопрос, давайте выполним следующее задание:

Индивидуальная работа и в парах.

Задание.

1. Рассмотрите в стаканчиках под номерами 1 и 2 водные растения.

2. Сравните эти растения по внешнему виду и определите, в каком из стаканчиков находится водоросль, а в каком нет.

3. Заполните сравнительную таблицу в тетради.

3. Докажите почему.

Учащиеся определяют, в каком стаканчике водоросли и доказывают: так как у них нет органов, следовательно, водоросли относятся к низшим растениям (материал по высшим и низшим изучался на прошлом уроке).

Учитель продолжает заполнять схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

Учитель: И у нас с вами остался последний вопрос: Для чего же необходимы водоросли в природе и окружающем мире? Посмотрите пожалуйста на слайд и попытайтесь сформулировать для чего нужны водоросли?.

Учитель дополняет схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

Р.

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

3. Роль в природе

Учитель предлагает учащимся по желанию дать общую характеристику отделу водоросли по схеме у доски. Затем обобщает материал по схеме на доске.

I V . Закрепление.(10 мин).

А сейчас я предлагаю вам выполнить ряд заданий в качестве закрепления и проверки полученных знаний: ……ребусы, убрать лишнее, вставить пропущенные слова.

На этом наше путешествие в мир водорослей закончено.

V .Подведение итогов. (2-3 минуты) Учитель предлагает оценить учащимся свою работу по листу самооценки (приложение 4). Учащиеся высказывают свое мнение, анализируя свою работу на уроке.

VI . Домашнее задание:

Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.

По выбору

1. Учебник стр.93(прочитать).

2. Общая характеристика водорослей (пересказ по схеме).

3. C оставить кроссворд на данную тему.

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 7 класса.

Тема: Разнообразие и значение водорослей .

Учитель Володина Татьяна Олеговна.

Цели урока:

  1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей; Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, узнавать водоросли на картинках.
  2. Развивающая: продолжить формирование умения распознавать изучаемые водоросли.
  3. Воспитательная: продолжить развитие интереса к процессу познания природы.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о низших растениях.
  2. Повторить общие сведения о водорослях.
  3. Изучить различные отделы водорослей.
  4. Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Проверка знаний и умений.
  4. Изучение различных отделов водорослей
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.
  7. Вывод.
  8. Оценки за урок.
  9. Домашнее задание.

Проверка знаний и умений.

Задание №1 « Третий лишний»

Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы , спорофит, благоприятные условия.

Задание №2. Работа с понятиями (дайте определение термину)

Слоевище, ризоиды, спорофит, гаметофит, светочуствительный глазок, хроматофор.

Задание №3. « Слова – перевертыши»

Составьте известные понятия из слогов:

«спо – зо – о – ры », «го – та – зи», «зо – ды – и – ри», « ме – га – ты», «ще – ви – сло – е»

Задание №4. Работа с сигнальными карточками. Да – зеленая, Нет – красная.

Раздаются бланки для выполнения работы.

№вопроса

ответ

  1. Водоросли - это низшие растения?
  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
  3. Водоросли имеют органы?
  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
  5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?
  6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?
  7. Ризоиды – это корни водорослей?
  8. Клетка водоросли имеет ядро?
  9. При половом размножении образуются гаметы?
  10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

По результатам работы поставьте себе оценку 9 – 10 – «5» баллов

6 – 8 – «4» балла

4 – 5 – «3» балла

Бланки передали на первые парты.

А сейчас вы узнаете, какие существуют отделы водорослей, представителей этих отделов и, какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.

Отдел Зеленые водоросли.

Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.

Запасные питательные вещества крахмал и масла.

Зеленые водоросли.

Одноклеточные Колониальные Многоклеточные

Хламидомонада Вольвокс Нитчатые водоросли

Хлорелла Ульва, Хара

Значение зеленых водорослей.

  • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
  • Питание для водных обитателей;
  • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
  • Очистка сточных вод;
  • На космических станциях.

Сообщение - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

Отдел Красные водоросли (Багрянки)

Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид. От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов - 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити. Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).

Представители

Анфельция Порфира

Делессерия Филлофора

Значение Красных водорослей:

  1. Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
  2. Корм для овец в Норвегии
  3. Сырьё для получения агар - агара
  4. Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.

Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»

Отдел Бурые водоросли.

Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные). Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.

Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.

Значение:

  1. Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
  2. Важный компонент фитобентоса;
  3. Источник органического вещества в прибрежной зоне (детрит – прибрежный ил);
  4. В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
  5. Пищевое, кормовое и диетическое значение;
  6. Косметология.

Рассказ о Саргассовой водоросли.

Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?

Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?

Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?

А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

“Кроссворд”

По вертикали:

  1. Бурая водоросль.
  2. Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
  3. Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
  4. Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
  5. Нитчатая водоросль.
  6. Колониальная зеленая водоросль.
  7. Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
  8. Как еще называются красные водоросли?

По горизонтали:

  1. Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
  2. Какие вещества определяют окраску водорослей?
  3. Тело водорослей.
  4. Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
  5. Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
  6. Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
  7. Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
  8. Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
  9. Самые глубоководные водоросли.

Ответы: По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки. По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 - Красные.

Вывод : Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

Оценки за урок………

Домашнее задание…….

Спасибо за урок!

Владимирская область

Петушинский район

МБОУ Вольгинская СОШ

Разработка открытого урока

Тема: Значение и разнообразие водорослей.

Учитель биологии Володина Татьяна Олеговна

Поделиться: