Воспитательная функция истории. Функции истории

Цивилизационный подход

Выявленные в формационном подходе недостатки учитывает в некоторой степени цивилизационный подход. В 20-ом столетии в социальной науке прочное место заняло понятие "цивилизация", немало философов попытались понять природу человеческого общества, движущие силы его развития, определённые тенденции.

Понятие "цивилизация" первоначально появилось во французском языке в середине 18-го века в русле теории прогресса. Употреблялось только в единственном числе.

Термин "цивилизация" (с латинского - гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. Со второй половины XX-го века утвердилось три подхода к интерпретации цивилизации:

  • Всемирно-исторический - цивилизация это идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. Сторонники - Ясперс, Уилкинс, Леонид Васильев.
  • Историко-стадиальный - цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого. Сторонники - Морган, Энгельс, Росто, Бэлл, Тофлер.
  • Локально-исторический - цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. Сторонники - Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

История выполняет социальные, научно-познавательные и воспитательные функции.

Функция социальной памяти . Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформулировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…».

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. «Без знания истории, - писал В.О.Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…». История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего Отечества, истории развития человечества.

История России как государства насчитывает чуть более тысячи лет. Если принять во внимание, что вид Homo sapiens (человек разумный) появился более 30 тыс. лет назад, то тысяча лет - это совсем небольшой отрезок времени. Однако за этот период Россия прошла крайне сложный, противоречивый и драматичный путь развития. Неоднократно менялись формы ее государственно-политического устройства, название государства, законы по которым это государство существовало. Можно утверждать, что в мире найдется немного государств, которым пришлось пережить так же много испытаний, как нашему Отечеству. Но именно благодаря самобытности, противоречивости и драматизму пройденного исторического пути, Россия внесла уникальный вклад в развитие мировой цивилизации. Обращение к истории Руси, России помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда пришли, куда идем, во имя чего? Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.


Научно-познавательная функция . Научно-познавательная функция - неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков из прошлого опыта. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?». При всем своеобразии, непохожести, уникальности происходящих ныне в нашем Отечестве событий, в них можно найти черты сходные с прошлым или вытекающие из него. Их осмысление и обобщение поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры на будущее.

Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов общества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. В эпоху Просвещения в своей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Дидро и Даламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя не напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминание о них мешает их повторению». Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа.

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. Образованный человек не может равнодушно относиться к страданиям людей, несправедливости, а также к героическим поступкам своих предков.

Он не может не осуждать преступления, политику террора и насилия.

IV. Основные источники по «Истории Отечества». Вспомогательные исторические дисциплины

Содержание курса «История Отечества» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности. Литература по истории России чрезвычайно многообразна. Она включает в себя:

1) исторические памятники, такие как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Задонщина»;

2) документы и материалы, сосредоточенные в сборниках документов, хрестоматиях;

3) воспоминания политических деятелей и свидетельства очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II, воспоминания декабристов и др.;

4) научные труды русских и советских историков. В их числе: М. Карамзин. История государства Российского; В. Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших времен; Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей; современных ученых: Б.Грекова, Б. Рыбакова, М. Нечкиной и др.;

5) литературные произведения таких выдающихся писателей как Н.Лажечников, К. Валишевский, Г. Данилевский, В. Ян, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, М.Шолохов и др.

Современные документы и материалы, статьи и книги, мемуары и исследования завтра станут важнейшими историческими источниками, способными помочь в осмыслении современного периода.

С историей также тесно связаны вспомогательные исторические дисциплины (источниковедение, историческая география, палеография, нумизматика, ономастика, геральдика, генеалогия и др.) , без которых само накопление исторического знания было бы невозможным. Сбор и анализ знаний относительно ранних этапов истории человечества, истории дописьменной, происходит благодаря таким наукам как археология и этнография.

Особое место в изучении истории занимает историография .

Историография - научная дисциплина, изучающая историю исторической науки, появление и накопление исторических знаний. Главная задача историографии - раскрытие закономерностей различных этапов исторического познания. Теоретическое обобщение исторических исследований. Историографические исследования прослеживают путь развития исторического познания, позволяют выделить движущие силы прогресса исторической науки.

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повелœение исполнять свой нравственный долг (ʼʼ...от первого мгновенья до последнегоʼʼ, - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг (ʼʼ...я другому отдана и буду век ему вернаʼʼ), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой ʼʼвоздалʼʼ, бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача ʼʼочеловечения человечестваʼʼ всœегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, к примеру подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей ʼʼИстории Карла XIIʼʼ Вольтер видел в излечении государей от ʼʼбезумия завоеванийʼʼ. Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе ʼʼО нашем призванииʼʼ Г. Я. Бакланов доказывает, что ʼʼпризвание писателя - пропагандировать человечностьʼʼ, а В. А. Каверин в ʼʼОсвещенных окнахʼʼ обоснованно убеждает нас, что нужно учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителœем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: ʼʼГенеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепцииʼʼ .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров ʼʼЛюди, годы, жизньʼʼ приводит мысль В. Маяковского: нужно надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родинœе, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость ʼʼморального допускаʼʼ к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

План
1. История как память человечества (функция социальной памяти).

2. Воспитательная функция истории.

3. Использование исторического опыта - уроков истории (про- гностическая функция).
Литература
Ковальченко И. Д. Место истории в системе общественных наук // Вопросы истории. 1987. № 7.

Могильницкий Б. Г. Введение: О пользе истории // Историческая наука и историческое познание. Томск, 2000.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: Т. 1. М., 1997.

Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения // Собр. соч.: В 7 т.: Т. 4. М, 1956.
В 1960-х годах разгорелся спор между представителями естественно-технических наук («физики», «технари») и гуманитарных наук («лирики»). «Физики» ссылались на безусловную свою полезность: именно с их деятельностью связано радикальное ускорение темпов развития в век НТР, «лирики» же, историки, прежде всего, никакого отношения к этому не имеют; историей занимаются бесталанные люди, которые, мол, умеют запоминать, но не думать, более того, история не только бесполезна, но и вредна: она - слуга сильных мира сего, искажающая прошлое по принципу «чего изволите?». «Физики» инкриминировали историкам бездумность, ненаучность, конъюнктурность, бесчестность, бесполезность и даже вредность.
33
Так ли это? Не ошибся ли абитуриент, придя на исторический факультет? Зачем нужна людям история? Какова роль истории в жизни общества, то есть каковы ее социальные функции?

^

1. История как память человечества (функция социальной памяти)

Все социальные функции исторической науки исходят из главной: история является памятью человечества . Лишившийся памяти человек теряет накопленные знания, жизненный опыт, становится ребенком, перестает быть личностью в собственных глазах и в глазах общества. Место индивидуальной памяти в жизни общества занимает история: без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности; «человек, лишенный прошлого, похож на однодневное насекомое» 1 . (В повести Ч. Айтматова «Буранный полустанок», или «И дольше века длится день», чтобы превратить пленных в бездумных роботов-манкуртов, их пытками лишали памяти.)

Изъяны человеческой памяти и недостатки истории как общественной памяти - не довод против изучения прошлого .

Историки повествуют о прошлом по вполне земным, субъективным и объективным причинам: по любознательности, жажде познания - и по «социальному заказу», то есть по требованию общества или его части, предпринимаемому в прямой или косвенной форме, исследовать определенную проблему для извлечения полезных для заказчика выводов. Не всякий социальный заказ несправедлив (так, изданием мемуаров А. Марсскотти «Дипломатическая война» итальянские фашисты стремились оправдать свои колониальные захваты, но заказ вызванному в Кремль А. С. Ерусалимскому - отредактировать перевод и написать вводную статью к «Мыслям и воспоминаниям» Бисмарка - был оправдан). Незамаскированной формой современного социального заказа являются гранты , предоставляемые государством, разными фондами и иными организациями.
34

^

2. Воспитательная функция истории

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали .
35
И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

История – (от греческого historia– повествование, исследование, рассказ о прошлом); с одной стороны – это процесс развития природы и общества, с другой – это комплекс наук, изучающих развитие человеческого общества в его становлении, развитии, конкретные события и явления в их взаимной связи.

История – это наука о прошлом человеческого общества и о его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

История подразделяется по широте объекта изучения на всеобщую историю, историю континентов (например, история Азии и Африки), историю отдельных стран и народов или групп народов (например, история славянских народов, история России).

Выявление закономерностей исторического развития связано с познавательной функцией исторического знания.

Способ идентификации и ориентации общества, личности – это функция социальной памяти

Функция исторической науки, позволяющая выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта, - практически-рекомендательной

Формирование нравственных, гражданских ценностей и качеств соответствует воспитательной функции исторического знания

познавательная или интеллектуально-развивающая, мировоззренческая

прогностическая

социальной памяти

воспитательная

Мировоззренческая функция

Познавательная или интеллектуально-развивающая функция состоит в изучении исторического пути стран, народов, в выявлении закономерностей исторического развития и в объективном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. По отношению к курсу отечественной истории она заключается в исследовании различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Сущность практически-политической (рекомендательной) функции в том, что история как наука, выявляя на основе осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.



Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует научный взгляд на мир, общество, законы его развития. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История благодаря функциям социальной памяти и прогностической помогает предвидеть будущее и является способом идентификации и ориентации как общества в целом, так и отдельной личности.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме: «История – наставница жизни». Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.

2. Методы изучения истории

Метод – это научно обоснованное познавательное средство.

(способ исследования) показывает, как происходит познание, это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи. Если научная теория как форма знания отражает объект, то метод как средство познавательной деятельности направлен на познание объекта.

Метод включает в себя подход и принцип.

Подход определяет основной путь решения поставленной исследовательской задачи. Он раскрывает стратегию этого решения. В науке давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статический, описательный и количественный, генетический, типологический. Недавно введены сравнительный, системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный и другие подходы.

Конкретное содержание метода выражают принципы

Принцип материализма предполагает рассмотрение общества как совокупности реальных, материальных объектов и его первичности перед осознанием происходившего.

Принцип историзма требует изучения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем стало. Он требует выявления всех причинно-следственных связей.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схемы. Он предполагает рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон, а исторического процесса в целом – в совокупности всех фактов и явлений.

Принцип социального подхода , еще его называют партийным или классовым или стратификационным, предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Он обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.


История – это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения истории явл. действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.

По широте изучения объекта история подразделяется: история мира, история континентов (например Африки), история отдельных стран и народов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую, политическую, историю государства и права, государственного управления, историю хозяйства, религии, культуры, музыки, языка, литературы, военную, социальную. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам. Вспомогательные исторические дисциплины способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом: хронология, палеография, нумизматика, сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камнях, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение, источниковедение, историография,

История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, социология, философия, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.).

Главная задача истории состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

История выполняет несколько социально значимых функции: первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. История, является фундаментом, на котором основана наука об обществе.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль личности в развитии общества; видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.


Поделиться: