Старцев угол в мордовии как заказать требы. Спасо-преображенская пустынь — старцев угол

Часовня Преображения Господня возведена на средства главы Рузаевского района (Мордовия) Старцева и на средства жителей Мордовии и Нижегородской губернии. Торжественно освящена духовенством Большеигнатовского благочиния (Мордовия) в 2002 году.



Спасо-Преображенская пустынь имеет народное, самое распространенное и наиболее узнаваемое название - Старцев Угол. Расположена на границе Большеигнатовского района Мордовии и Сеченовского района Нижегородской области у села Горки. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, ведь на протяжении XX века границы постоянно менялись. И вот сейчас то место, где был монастырь времен царя Алексея Михайловича, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где, по старинной легенде, храм ушел под землю, находится на мордовской стороне. Немало святых людей посещали эту пустынь, такие как Серафим Саровский и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Здесь было явлено и немало местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные и устраивались судьбы многих благочестивых христиан. Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.

История Старцева Угла ведет начало от времен похода на Казань. Здесь царю Иоанну Грозному явился святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии ушедший под землю.

В одной из челобитных 1685 года Преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен царя Михаила Федоровича и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа, то есть между 1641 и 1645 годами. В екатерининские времена монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь. Последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе, но, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова Спиридонов храм простоял вплоть до 1930-х годов.

После революции два схимника близ обители ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собаки никогда не находили их следов: монахи уходили по воде и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Тайно, под видом печников, бывали в Старцевом Углу митрополиты Иоанн (Снычев) и Мануил (Лемешевский).

Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. Так, после войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни, а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку и вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает на коне огненный Ангел. Белые ризы сверкают, как молнии. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены и обратился старцем. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Видела она там других старцев, стояла на их службе. И приняла там монашеский постриг. Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. Ей же показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла. Известно, что схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу.

Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были обустроены кельи, поставлена часовня, но единственный храм официально считался храмом на погосте, священника при храме не было.

В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и саму память о Старцевом Угле, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Она шла на страдание, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Так и стало - матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли...

Ныне монастырь возрождается, составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы, и строители начали возводить первое монастырское здание.

Статья с сайта http://www.vidania.ru/index.html

Спасо-Преображенская пустынь имеет народное, самое распространенное и наиболее узнаваемое название - Старцев Угол, расположена на границе Большеигнатовского района Мордовии и Сеченовского района Нижегородской области у села Горки. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, ведь на протяжении XX века границы постоянно менялись.

И вот сейчас то место, где был монастырь времен царя Алексея Михайловича, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где, по старинной легенде, храм ушел под землю, находится на мордовской стороне.

Немало святых людей посещали эту пустынь, такие как Серафим Саровский и святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Здесь было явлено и немало местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные и устраивались судьбы многих благочестивых христиан.

Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.

История Старцева Угла ведет начало от времен похода на Казань. Здесь царю Иоанну Грозному явился святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии ушедший под землю.

В одной из челобитных 1685 года Преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен царя Михаила Федоровича и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа , то есть между 1641 и 1645 годами.

В екатерининские времена монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь.

Последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе, но, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова Спиридонов храм простоял вплоть до 1930-х годов.

После революции два схимника близ обители ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собаки никогда не находили их следов: монахи уходили по воде и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Тайно, под видом печников, бывали в Старцевом Углу митрополиты Иоанн (Снычев) и Мануил (Лемешевский).

Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. Так, после войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни , а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку и вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает на коне огненный Ангел . Белые ризы сверкают, как молнии. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены и обратился старцем. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Видела она там других старцев, стояла на их службе. И приняла там монашеский постриг.

Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. Ей же показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла.

Известно, что схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу.

Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были обустроены кельи, поставлена часовня , но единственный храм официально считался храмом на погосте, священника при храме не было.

В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и саму память о Старцевом Угле, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Она шла на страдание, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Так и стало - матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли...

Ныне монастырь возрождается, составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы, и строители начали возводить первое монастырское здание.


С использованием материалов из книги «Ардатовская епархия». Елена Белова, Наталья Прасалова. Издатель Константин Шапкарин, Саранск, 2013. С сокращениями, дополнениями и изменениями.

Спасо-Преображенская пустынь - Старцев Угол, как говорят в народе и, это народное название самое распространенное и наиболее узнаваемое. Некогда в этом месте кипела монашеская жизнь, самые искусные монахи пламенели своими сердцами к Богу - Творцу всяческих. Согласно преданию, которое бережно хранит святая Церковь, именно в этом месте Царю Иоану Грозному явился святитель Спиридон Тримифундский и предсказал окончательную победу над казанским ханством. В память о этом событии здесь, как раз и установлен замечательный, резной белокаменный крест. Не мало святых людей, имена которых у всех на слуху, посещали эту пустынь: такие, как батюшка Серафим Саровский, святитель Лука Войно-Ясинецкий, но более того было явлено здесь, местночтимых старцев молитвами которых исцелялись тыжконедужные и устраивались судьбы многих благочестивых христианских родов.Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.Со временем старчество было загнано в подземелье и, долгое время старцы совершали свое служение Богу сокровенно, лишь изредка, для служения миру выходя к страждущим людям, а затем и окончательно пресеклось.И вот теперь, в наше время игумену Каллинику Вдовину благословлено возродить монашескую жизнь в этом дивном, святом, намоленном месте.
К исполнению своего нового послушания, невзирая на погодные условия, батюшка как раз и приступил: составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы и строители начали возводить первое монастырское здание.

Старцев Угол,Место Спасо - Преображенская мужская пустынь. На границе Сеченовского района и Мордовии расположен овраг – святое место, туда приезжают верующие не только из Мордовии и Нижегородской области, но и из других регионов России. Когда – то здесь находилась Спасо – Преображенская мужская пустынь. Но и до ее появления в середине 17 века в этом месте уже жили монахи-отшельники, отсюда и пошло второе, народное название – Старцев угол. Предание связывает появление монашества со временем похода Ивана Грозного на Казань. Рассказывают, что именно здесь явился в видении святитель Спиридон Тримифунтский и указал устроить обитель. Что и было сделано: в этом месте действительно была Спиридоновская зимняя церковь, пожалуй единственная с таким наименованием в нашем крае. По преданию, чтобы спастись от нашествия монголо-татар, храм ушел под землю. В настоящее время на этом месте установлен мраморный крест с соответствующей надписью. Храмов в Старцевом углу было несколько: Преображенский и Никольский. В этом святом месте находятся 4 колодца: Чудотворца Спиридона, Николая чудотворца, Спасов, всех святых. Никольский источник питает свои воды из священного колодца святого Иоанна Предтечи (был и такой!). В 30-х гг. 20-го столетия над колодцем были часовня и купальня со святым камнем. В начале 60-х годов часовня сожжена, а купальня разорена. Камень же сохранился. Православные с верой и благоговением вступают на этот камень, чтобы омыть свое тело, имея надежду на исцеление своих недугов. Источник названный в честь спасителя – Спасов находится около старой Спасской часовни. Она очень старая, ей уже более 80 лет. Внутри большое количество икон, многие из которых подарки прихожан. Здесь же находится и найденный старый крест с купола разрушенной церкви. Церковь сломали, а крест остался. Сам источник, как, впрочем, и другие с живой водой, не замерзает даже в самый страшный мороз. Примечательна история возникновения источника всех святых. В 1999 году в ночь после Троицы в землю ударила молния, после чего и появился новый источник. В это время в пустыни были монашки из Казани (это был второй день Троицы – духов день; в это время в пустыни обязательно кто-то находится – крестным ходом, приносят в старцев угол икону Успения Божьей Матери, обретенную верующими в 1923 году). После удара молнии появился столб света, после чего монашки увидели струйки воды, бьющей из земли. Несмотря на то, что источники находятся рядом друг с другом состав воды в каждом строго индивидуален: по минерализации она разная. Но ее отличает одно общее качество – она очень благоприятно влияет на организм человека, отлично усваивается так, как в ее составе присутствуют иод, кремний, коллоидное серебро. Основываясь на анализах воды (а они достоверны и произведены!), в России есть только три места с аналогичным составом воды. Примечательно то, что промышленная разработка воды невозможна, ибо при углублении источников меняется состав воды. Неподалеку от мраморного креста находится холм, место где, по преданию, должна появится ушедшая церковь. Холм с каждым годом постоянно увеличивается, создается впечатление, что купол хочет пробить земную толщь. Самому холму также приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг него читая про себя Богородицу по 50 раз за один круг. Единственное, чего, пожалуй, не хватает этому месту – храма. Последняя церковь находящаяся на территории Старцева угла была перенесена во второй половине 20-го века в с. Булдаково, а потом в с. Чадаевка. Сейчас она находится в полуразрушенном состоянии. А поток верующих не прекращается – людей не пугают не большие расстояния, ни отсутствие дороги. Хочется верить, что есть перспектива возрождения Старцева угла в его истинном понимании.

СТАРЦЕВ УГОЛ. История его ведет свое начало от времен похода на Казань 150-тысячного войска царя Иоанна Грозного (1552г.). Здесь государю Российскому и князю Игнатию Мордовскому явился Святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским ханством, которое представляло собой в то время осколок Золотой Орды. В память об этом на пожалованные царем средства был построен каменный храм. Рядом поселились монашествующие старцы - отсюда и название. С тех пор святые места не раз защищали своих обитателей. Впоследствии, по легенде, храм укрыл под землей православных во время вражеского нашествия…

В этом году на Духов день (20 июня) в пустыни близ сеченовского села Булдаково и мордовского села Горки снова собрались сотни людей. Паломники ехали на машинах, из Мордовии – на автобусах. И не только в этот день здесь многолюдно. Лето - пик наибольшей посещаемости святых мест. Для верующих и просто путешественников из России и даже зарубежья Старцев Угол – древняя и самая загадочная пустынь. До сих пор сюда приезжают, чтобы помолиться, исцелиться от душевных и телесных недугов. На сайте Министерства культуры РФ у Федерального агентства по туризму есть даже маршрут – Сеченовский район, Старцев Угол – празднование Духова дня. Организаторы – Чувашская и Мордовская Епархии. С давних времен Старцев Угол овеян тайнами и легендами, передаваемыми из поколения в поколение. В легендах соединены исторические и, по сути, фольклорные свидетельства, вымышленные подробности и реальные события. Отделить правду от вымысла, явления благодатные от суеверий не всегда возможно. Каждый это определяет для себя сам.

Совсем недавно в редакцию позвонили из Ульяновской области с просьбой подсказать, как проехать до источников, поинтересовались строящимся храмом. Люди наслышаны о чудодейственных силах пустыни. В Интернете есть видеоролик «Вести Мордовия» от 2012г. «Старцев Угол». У него 9349 просмотров. Наши земляки комментируют увиденное: «Чудесные места, лечебные, душа отдыхает», «Там такая аура», «Душа поёт, когда там побываешь», «Родилась в Булдакове, живу в городе. Мы в детстве с бабушкой там часто бывали», «Хотя бы немного все благоустроили, было б вообще замечательно…».

Корреспонденты газеты тоже побывали на Троицкой неделе в Спиридоновской пустыни. От Сеченова до Булдакова 30 км, по трассе на Мордовию (влево) – еще 5. Далее знак, указывающий поворот налево, до Старцева Угла – 4 км полями и лугами по хорошо накатанной дороге. Других хороших, ближних, дорог нет. Булдаковцы проезжают со своей стороны полями, некоторые километров восемь осиливают пешком. Торговоталызинская молодежь в прошлые годы ходили пешком своими тропами. 14 июля выезд к святым местам на автобусе планирует группа верующих из В.Талызина. А у нас впечатления от поездки очень хорошие, но все-таки разные.

При въезде в Старцев Угол аншлаг – Московский патриархат Саранская и Мордовская митрополия Ардатовская епархия Спасопреображенская мужская пустынь Старцев Угол – и указатель. А вот уже за кустами и деревьями виднеется домик, с первого взгляда видно, что временное жилье. Две зимы он здесь уже простоял. С минувшей осталась куча неиспользованных дров. Тропинка не нахоженная, подтверждающая, что живет здесь всего один человек, о чем нам и говорили знающие люди. Постучались в дверь, чтобы попросить разрешение на посещение святых мест не только для души, но и для исполнения работы, но никто не ответил. Не оказалось старца и на строительной площадке. Позже торговоталызинские жители пояснили, что он мог молиться где-то на холме или у родника, уехать на велосипеде в соседнее село или еще куда-то отлучиться. Он настоятель храма Спаса Нерукотворного с. Сява Порецкого района. Иеромонах Иордан рад приходящему, сам он является строителем нового храма Сошествия духа Святаго по собственной инициативе.

На открытом людскому взору месте строительство идет к завершению. Вот и золоченый купол устремился в небесную синеву. Для истинной веры, оказывается, нет ничего невозможного. На стройплощадке почти уже не осталось строительных материалов. Дверь храма открыта, внутри идут отделочные работы, под своеобразным куполом лики святых. На полу материалы, инструменты и … велосипед. За храмом «хозяйственный» двор строителя – умывальник, приспособленный из полиэтиленовой бутылки, столики, лавка, колодец, большая кастрюля для приготовления пищи на костре. Видимо, обед не всегда здесь бывает на одного – Бог посылает и помощников в святом деле. Рядом деревянная часовня 2002 года постройки, освященная в честь Преображения Спаса. 19 августа, в Яблочный спас, здесь престол и будет снова многолюдно. В каждой часовне верующие оставляют пожертвования.

Тропинка ведет к Спасову источнику. Несколько лет назад кустарники здесь были увешаны всякими веревочками, тряпочками, сейчас этого нет. Священнослужители ритуалы не одобряют, считая языческими. Однако кто-то все равно где-нибудь в стороне обязательно привяжет к ветке какой-нибудь клочок, полежит на холме, где ушла под землю церковь, просунет записку с желанием между бревен часовни. Здесь обновленная часовня, колодец, крест, иконы.

Налево уходит тропинка к источнику Николая Чудотворца. Три святых камня, на самом большом из них – две впадины «от колен молящихся на нем много лет старцев». На них люди обливаются водой.

Направо от Спасова источника тропа подходит к источнику Чудотворца Спиридона. На территории четыре источника – Николая Чудотворца, Безымянный, Святого Воскресения, Спиридона Тримифунтского. Находятся они рядом, а вода в них – разная по составу.

Несколько раз монастырь упразднялся и возрождался вновь. Не однажды погибали и поднимались вновь скиты и церкви. Последний храм (на погосте неподалеку) был разрушен в начале прошлого столетия, и тогда здесь, уже в пещерках, жили монахи-схимники. В 30-е годы пустынь была уничтожена окончательно – разрушены кельи, часовни, а монахи расстреляны и похоронены тут же, в овраге.

Мордовия считает эти намоленные места своими, Нижегородчина – своими. На протяжении столетий границы постоянно менялись. И вот сейчас то место, где был монастырь позднейший, времен Царя Алексея Михайловича и екатерининских времен, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где, по старинной легенде, храм ушел под землю – на мордовской стороне. Все гости, прибывающие в Сеченовский район, стараются попасть в Спасо-Преображенскую пустынь. Кто-то сам едет, чтобы побыть наедине с природой, кто-то приглашает с собой экскурсовода из отдела культуры и туризма. После посещения этих мест многие говорят, что хотели бы еще сюда вернуться. И у нас такое же желание возникло: походить снова по тропинкам в тишине, послушать пение птиц, напиться водицы, умыться в купели, набрать разнотравья для чая, постоять на Святом камне и Святой горке у мраморного креста, почувствовать эту волшебную благодать…

А заглянув в Интернет, мы много чего нового для себя открыли из легенд, откликов паломников, исторических справок на сайтах митрополий Ардатовской и Нижегородской. Кое-какие заметки взяли и для вас, уважаемые читатели.

Святитель Спиридон очень почитаем в миру. Мощи святого покоятся на греческом острове Корфу, где четыре раза в год память святителя отмечается крестными ходами. Но святитель и сам «ходящий» святой, то есть буквально тот, который обходит мир, места, где призывают его имя, нуждаются в благодатной помощи.

Неподалеку от мраморного креста находится холм, которому приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг него, читая про себя Богородицу.

Вот сообщение Ардатовской епархии Мордовской митрополии «10 сентября 2015 г. Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский посетил Старцев угол. На территории возрождающейся мужской обители Правящий Архиерей провел совещание с игуменом Каллиником (Вдовиным) и главой Большеигнатовского муниципального района Т.Н.Полозовой. Обсуждались вопросы возрождения обители и перспективы совместного сотрудничества».

Строит храм иеромонах Иордан. Он 1947 г.р. Окончил техникум пищевой промышленности и институт. В душе – строитель. Работал художником-оформителем. Переехал в г. Алатырь. 20 апреля 2003 г. пострижен в монашество. Нес послушание в скитах и подворьях Чувашии. Более 70 лет бездействовала церковь (1825 года постройки) в селе Сиява. Благодаря личной инициативе и с благословения митрополита Варнавы отец Иордан восстановил из руин храм, который в 2011 г. распахнул свои двери для верующих. После этого он решил обустроить Старцев Угол. Тихонечко, с Божьей помощью, он возрождается. О. Иордан очень просит жителей района помочь в отделке храма

На месте предполагаемого чудесного явления святителя Спиридона царю Ивану Грозному по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия в 1998 году воздвигли беломраморный крест. В средней части креста – в полный рост изображение святителя Спиридона, слева – князь Игнатий и царь Иван Грозный, справа – изведение воды на сухом месте Спиридоном Тримифунтским. Сверху – Спас Нерукотворный

Другое чувство

Старцев Угол. Столько слышала, и вот знакомство. А ведь не так оно должно было состояться. К этому нужно готовиться. Сильно захотеть этой встречи, собраться с мыслями, чтобы ощущения и впечатления были не просто приятными, а правильными. Прежде всего. И подтверждение этому нашлось сразу же. С виду пенсионер назвался дядей Мишей. С ним сын и внучка (из Саратова). Сам дядя Миша из села Куракина Ардатовского района Мордовии. Молодежь здесь впервые, он приехал во второй раз. Когда заболел, ноги сами привели сюда. Легче.

– Здесь красиво, тихо, отдыхаешь душой, – пока мои ощущения только такие. Наверное, должно прийти другое чувство – искренней веры, чтобы не просто видеть природную красоту, а чувствовать необходимость бывать здесь. Я на это надеюсь.

Он прав. Мы в тот день даже путь проделали одинаковый – от Сеченова и Куракина до Старцева Угла 35-40 километров. И сошлись наши пути у поворота на Спасо-Преображенскую пустынь. И мысли сошлись, и ожидания.

Поделиться: