Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные. Здесь за книжными местами

Конспект урока по русскому языку

с элементами технологий В.Ф.Базарного

В 4-м классе "Склонение имен существительных. Закрепление"

Цели урока:

Образовательные :

  • повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
  • закреплять умения склонять имена существительные;
  • развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, восприятие;
  • развивать устную речь,
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать взаимоуважение;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

  • развивать и поддерживать зрительные функции глаза;
  • создавать положительный психологический климат на уроке;
  • поддерживать высокую работоспособность.

Оборудование:

  • карточки с целями;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.

Учитель:

– Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

Учитель:

– Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.

Учитель:

– Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.

Дети: обводят свою отметку.

(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из ребристого картона, бархатной бумаги.)

Учитель:

– Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

– Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы. -

Цели (глаголы развешаны по классу в разных местах, предложения записаны на доске с пропусками глаголов):

– Вспомнить , склонения имен существительных.

– Какие падежи существуют в русском языке?

– Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

– Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

– Ставить слова в нужный падеж.

При ответе учащиеся доказывают, что найденное слово является глаголом.

Учитель:

– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.

Разминка

Чтобы быстро справиться с первым задание, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.

Выполним упражнения: «Слоник», «Ребро-ладонь-кулак», «Волшебные восьмёрки».

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.

3. Чистописание

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (-д, -б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

елка си ела в упле. (Белка сидела в дупле).

– Дополни предложение.

– Назовите грамматическую основу.

– Назовите существительные, докажите, что это слово является именем существительным, определите падеж, склонение.

4. Работа по теме урока.

Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

– Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

– Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Даю

И.п.

кем? чем?

Вижу

Р.п.

кому? чему?

Думаю

Д.п.

о ком? о чём?

Нет

В.п.

кого? что?

Любуюсь

Т. п.

кого? чего?

Есть

П.п.

кто? что?

Проверка фронтально.

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите отличительные признаки падежей.

– Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

Задание на карточке.

Учитель:

– Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.

Выполните задание на карточках.

– Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных.

Живые барометры

непогод__ .

поверхност ___ р__ки.

В Африк __ о погод жизн __ .

– Зачем в этом задании нужно определить склонение и падеж существительных?

– Что вы узнали нового про животных?

Взаимопроверка в парах с комментированием.

Проверяющий выставляет отметку 5 или 4 на карточке.

5. Физкультминутка.

Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.

(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.– тянется вверх, 3 скл.– хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,

Задание на карточке.

А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.

Проверка фронтально.

Задание на карточке.

Самопроверка, по Смарт доске.

Учащиеся выставляют себе отметку 5 или 4 на карточке.

Физкультминутка для глаз.

Глазки дружно закрываем,
В это время отдыхаем.
Переносимся, дружок,
На открытый мы урок.

Самостоятельная работа с учебником

Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.

Выполнив задание, учащиеся сдают тетради.

Домашнее задание.

Итог урока.

– Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

– Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?

– Встаньте, кто сегодня на уроке получил все 3 “5”

– А те, кто 2?

После проверки тетрадей детям выставляется общая отметка.

Рефлексия.

“Метод пяти пальцев”.
М(мизинец) – мыслительные процессы.

– Какие знания, ты получил на уроке?
Б(безымянный) – близость к цели.

– Что сегодня я делал и достиг?
С(средний) – помощь, услуга.

– Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
У(указательный) – физическая форма.

– Что я сегодня сделал для своего здоровья?
Б(большой) – состояние духа.

– Какое у меня настроение?

– Как вам наше волшебство? – Во!!!

Дам, друзья, такой наказ
Чтоб настроенье было класс!
И здоровье берегите, спинки ровненько держите!
И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!

Дополнительная карточка на урок.

Задание 1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.

В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___ прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.

Задание 2.

Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.

  1. Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________
  2. Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________
  3. Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________

Задание 3.

Допишите, кто где живёт, выделите окончания имён существительных в предложном падеже.

Астраханцы – в ________________, калужане – в _____________________, туляки – в __________________, москвичи – в ___________________, киевляне – в _________________, омичи – в _______________, казанцы – в _________________.

Даю

И.п.

кем? чем?

Вижу

Р.п.

кому? чему?

Думаю

Д.п.

о ком? о чём?

Нет

В.п.

кого? что?

Любуюсь

Т. п.

кого? чего?

Есть

существуют

отличить

Отрабатывать

Ставить

Карточка №1

Живые барометры

Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

Сом перед гр__зой поднимается к поверхност ___ р__ки.

В Африк __ о погод __ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност __, потому что в низин ___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн __ .

Карточка №2

Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.

Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу. Около (ёлка) бегали зайцы, волки. Над (ёлка) летали синицы, сороки.

Карточка №3

Вставьте пропущенные безударные окончания имен существительных.

На белой скатерт..(3скл.П.п.) снегов видны следы рыс..(3скл.Р.п.). От ёлк..(1скл.Р.п.) к ёлк..(1 скл. Д.п.) прыгает шустрая белка. На берёз..(1скл. П.п.) лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл..(1скл. Д.п.) от такой тяжест..(3скл. Р.п.).


Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цели:
1. Развивающая: расширять познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности.
2. Воспитательная: формировать потребность к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать навыки коллективного труда, формировать культуру общения.
3. Образовательная: развивать умение писать частицу НЕ с глаголами.

Ход урока

1. Организационный момент. Включение детей в деятельность.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Татьяна Алексеевна.

В начале урока напомню вам:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (на доске).
- Что я хотела этим сказать?

К доске пойдет ученик, у него индивидуальное задание (собрать из предложенных слов определение глагола).

Сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем, новое, полезное, интересное. (вывешивается знак!), также мы будем работать в парах (вывешивается знак).
- У вас есть желание работать дружно, прилежно?
Запишите число, классная работа.

Определите, какой частью речи является слово, в котором есть проверяемая безударная гласная (выловишь).
- Значит, сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?

Проверим, как дал определение глаголу ученик (читает).
- Правильно?

По ходу урока, выполняя задания, мы будем собирать мозаику, не простую, познавательную.

2. Контроль уровня подготовленности учащихся к усвоению нового материала.
-Сейчас вы будете работать в парах.
Наступила ночь в зимнем лесу. Показались яркие звезды.

У вас на партах появились облака. На них слова, из которых вы должны составить 1 предложение.
1 ряд - В темном небе п...явилась луна.
2 ряд - По стволам голых деревьев п...стукивает мороз.
3 ряд - Она не п...тревожит волшебную тишину леса.
Учащиеся в парах составляют предложение.

Прочитайте предложение. Ребята, вы согласны.
- Запишем эти предложения в тетради и на доске.
- У доски учащиеся с комментированием записывают предложения.
Дается дополнительное задание для каждого (в кармашке):
. Что такое глагол?
. Найди и подчеркни основу предложения.
. Дай характеристику предложения.

Можно ли объединить предложения темой. Как изменить их порядок?
-Найдите глаголы. Прочитайте.
-Что общего у глаголов? (приставка)
-По какому морфологическому признаку отличаются глаголы? (время)
-Определите время глаголов.

Физкультминутка.
-Проверю, как вы умеете определять время глаголов.
-Вы должны из текста выписать глаголы настоящего времени с маленькой буквы в столбик (ученик у доски).
Хороши русские леса! Под самыми тучами шумят зеленые вершины. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
- У кого есть замечания?

Я буду читать текст. Если услышите глагол прошедшего времени - девочки хлопнут в ладоши над головой, а если глаголы будущего времени - мальчики.
Побежим скорее в лес.
Там послушаем рассказ.
Помахали мы крылами.
Покружились над полями.
А потом мы станем львами.
Покачали головами.
Порычим мы друг на друга.
Замолчали от испуга.
Вы хорошо помните пройденный материал, и у нас появляется еще кусочек мозаики (2).

3. Введение новых знаний
а) - Посмотрите на 2 предложение, вспомните, что мы расширяем знания о глаголе, определите тему урока.
Правописание не с глаголами (на доске).
- Мы должны научиться правильно писать не с глаголами.
- Определите, какой частью речи является не - служебной или самостоятельной. Почему?
. Не обозначает предмет, признак предмета, действие предмета.
. Служит для связи слов в предложении.
Какие еще служебные части речи вы знаете? (на доску вывешивается схема).
- Выберите.

Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как пишется частица не с глаголами?
Прочитайте правило на странице 82.
Давайте допишем в столбик через тире, эти же глаголы с частицей не.
По 1 ученику работают у доски.

Чтение текста:
Гордую частицу не полюбил благородный глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Какое правило мы сформулировали на уроке? Что обозначает частица не - утверждение или отрицание? У нас появляется еще кусочек мозаики (3).
б)- К вам прилетела снежинка. На ней записано слово. Угадайте.

На ви не ть де (дети угадывают слово).

Ученик нашел в толковом словаре значение этого слова (задание дается на перемене).
- Я запишу: не навидеть (на доске).
Дети укажут, что неверно, или их на это натолкнуть наводящим вопросом.
Почему слитно? Так, значит есть глаголы, которые пишутся с частицей не слитно? А в каких случаях?

Зачитывается учеником текст:
Однажды частица НЕ сказала Глаголу: « Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь».
Отправился Глагол скитаться по словарям. Когда же он вернулся к своей любимой, она отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись рядом с глаголом. Оказалось, что в некоторых случаях, не только глагол, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Слово ненавидеть записывается в тетрадь, выделяются орфограммы (ударение, объяснение приставок не, на, букву е запоминают).

Составьте предложение с этим словом.
У нас появляется еще кусочек мозаики (4).
4. Применение знаний и умений на практике
а) Работа по учебнику. Упражнение 124.
- Прочитайте текст.
- О ком говорится в тексте? Что вы можете сказать о Володе?
- Как вы понимаете значение слова «неволить»?
Неволить - принуждать, заставлять что-то делать.
- Почему он не стал неволить птичку?

Запишем из этого текста 2 предложения с комментирование с места.
3 предложение самостоятельно.
(4 сильных учащихся получают карточки для индивидуальной работы.
Запись пословиц.
(Не)толки в ступе соду.
(Не) покупай кита в мешке.
Прочитайте.
Запишите правильно, раскрывая скобки).
б) Поисковая деятельность
На доске слова:
Нерешить, не пишешь, не годую, неговоришь, не клади, не взлюбить, ненастье, невижу, ненадеемся.
Выписать слова, которые записаны неверно, исправить ошибки.
(Не решить, негодую, не говоришь, не вижу, невзлюбить, не надеемся.)
1 ученик у доски.
Допишите еще 2 глагола с частицей не.
У нас появляется еще кусочек мозаики (5).
5. Включение новых знаний в систему знаний
а) - У нас в классе гостья: Нехочуха.
Не хочет учиться, не помнит правила.
А вы помните изученное сегодня правило?
Сейчас проверю.
Из нашего с Нехочухой диалога выпишите глаголы с частицей не с но-вой строки, с заглавной буквы через запятую (1 ученик у доски).

Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Слышишь?
- Не слышу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!

(Не хочу, не упаду, не отойду, не слышу, не мечтаю, не молчу.)
Проверка.
- Выбери дополнительный вопрос.
У нас появляется еще кусочек мозаики(6).
Запишите предложение с любым из этих глаголов.

6. Подведение итога урока
- Вы получили последний кусок мозаики.
Дети читают пословицу:
Кто грамоте горазд, тому и не пропасть.
Как вы думаете, почему?
- Смогли мы выполнить цели урока? Получилась у нас слаженная плодотворная работа?
-Мне приятно было работать с вами. Спасибо.
7. Домашнее задание
На обратной стороне мозаики домашнее задание:
Те дети, кто получал индивидуальные карточки, продолжат и запишут рассказ о зимней ночи, используя глаголы с частичкой не, можно оформить на снежинках.
Остальные ребята составят 5 предложений, используя глаголы с частицей не.
1 ученик найдет в словаре значение слова «недоумевать».

8. Самоанализ деятельности учащихся
- Сейчас, ребята, вы самостоятельно оцените свою деятельность
Если мы выполнили цели урока (показ на знаки! и рук), то поднимите звезды, если вы работали не в полную силу - облака.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Задачи:

Образовательные :

Знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

Выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Развивающие : развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей.

Воспитательные: формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Оборудование: компьютер, проектор,карточки с заданиями.

Учебник: С.В.Иванов: Русский язык, 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013г. – 160 с.: ил.

Ход урока

1. Организационный момент и мотивация.

Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята, и вас, дорогие гости, на уроке русского языка. И мне бы хотелось, чтобы он прошел под девизом: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Подарите улыбку всем присутствующим.

2. Актуализация знаний

Слайд 1

Лен(?), руж(?)ё, кон(?), ноч(?)ю, пят(?)десят, пят(?), п(?)ёт

Учитель: Что общего во всех этих словах? (Пропущен Ь)

Распределите слова по группам.

Сколько групп получилось? По какому признаку делили?

Ответы учеников.

Слайд 2

Доч(?), стереч(?), туч(?), читаеш(?), настеж(?), кирпич(?), могуч(?), реж(?)

Учитель: Перед вами следующая группа слов. Что можете сказать обо всех этих словах? Какой звук в конце? Какая буква пропущена? Во всех словах?

Ответы учеников.

Учитель: Когда же пишется Ь в словах с шипящим на конце? Предлагаю вспомнить и заполнить таблицу. Если согласны с высказыванием, поставьте «+» или «-».

Работа в парах.

Работа в малой группе у доски – КЛАСТЕР (3 человека). После работы ученики защищают свои кластеры, остальные дети проверяют свою работу

Учитель: Итак, назовите слова, в которых не надо было писать ь.

3. Определение темы и целей урока.

Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?

Как, по-вашему, к какому блоку относится наш урок? Найдите в книге урок 108. Верно ли мы предположили?

Ответы учеников.

Учитель: Определите цель. (Учиться грамотно писать).

Каковы задачи на этот урок? (Повторить случаи написания Ь в словах и закрепить умение писать ь в словах).

4. Обобщение во вешней речи.

Стр.104 учебника, упр.1.

Учитель: Прочитайте самостоятельно задание, подчеркните действия, которые надо совершить, чтобы выполнить упражнение.

Пока класс работает самостоятельно, задание в паре отдельно - упр.3. Проверка по слайду.

Учитель: Коля выполнил это задание следующим образом. Согласны ли вы с ним? Почему?

Работа с интерактивной доской. Слайд 3.

Учитель: Проверьте, все ли выполнили это задание так, как на экране?

Стр. 105 учебника, упр.2.

Учитель: Выпишите из текста слова, в которых ь является показателем мягкости согласного. Но эти слова не должны быть глаголами.

Два человека работают с обратной стороны доски, затем работа проверяется и разбирается.

Выписанные слова: ухватить, есть, рассталась , знать , наклонять, на малюсенькой , соскочить, выскользнуть, из пальцев , представить, жизнь .

Вывод

Учитель: Какую функцию ь мы вспомнили, выполняя задание?

Карточка на доску – «Ь – показатель мягкости».

5. Физминутка.

Учитель: Если называю слово, в котором пишется ь – показатель мягкости, присядьте, есливыполняет другую функцию, подпрыгните, а если в слове не пишется ь, поднимите руки вверх.

Ночь, пень, морж, семь, деревья, вскачь, ружьё, день, кирпич.

6. Работа по теме. Самостоятельная работа с проверкой

Учитель: Задание: выписать из веселого стихотворения слова с разделительным ь.

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед «Е».

Заметил, летит вороньё,

И ловко влетел перед «Ё».

Оттуда залез к муравью

Усевшись как раз перед «Ю».

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед «Я».

И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный, знайте, друзья.

Меня вы найдёте в словах перед «Я»!

Слайд 4. Взаимооценка с проверкой по слайду и выставление отметок.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, верно ли выполнено задание. Не допущены ли ошибки в правописании? Выставите отметки.

На слайде критерии.

Учитель: На какое правило были выписанные слова?

Когда в словах пишется разделительный Ь?

Ответы учеников.

Карточка на доску «Ь – разделительный».

7. Включение в систему знаний.

Дифференцированная работа

Учитель: На этом наши задания сегодня не закончились и впереди самое интересное. Перед вами карточки разных цветов, соответствующих разным уровням сложности. Ознакомьтесь с содержанием каждой карточки и выберите ту, с которой справитесь.

Дети работают самостоятельно.

Слайд 5 с заданиями.

Учитель: Кто работал с карточками розового цвета? Кто с карточками голубого цвета? Красного? Вот что у вас должно было получиться.

Слайд 6.

Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На рассвете воздух пахуч и свеж . Все окна в доме распахнуты настежь . На ясном небе не увидишьтуч . Вся трава сплошь покрыта каплями росы.

Учитель: С какой орфограммой столкнулись, выполняя это задание? (Ь после шипящих на конце слов).

Вывешиваю карточку «Ь после шипящих на конце слов».

8. Рефлексия.

Учитель: Вспомните тему нашего урока.

Вернемся к задаче, которую перед собой поставили. Вспомните. (Повторить и закрепить умение писать Ь в словах).

Как, по-вашему, выполнили мы задачу? Достигли цели?

Ответы учеников.

Учитель: Просмотрите этапы работы на уроке, вспомните, как выполняли задания и оцените весь процесс работы. Напишите на полях Ь соответствующего цвета (согласно принятым цветам в классе для оценки).

Слайд 7.

Учитель: Предлагаю продолжить фразы.

Я хорошо усвоил…

Мне надо повторить…

Я затрудняюсь…

Оценка работы учителем .

Домашнее задание: стр.105, упр.3

Нэля Хлыпина , учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

В прикрепленных файлах – материалы к уроку и презентация к занятию.

План-конспект урока русского языка в 4-м классе

по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

З. В. Озерова,

учитель начальных классов Конырской средней школы с ДМЦ

Слайд 1

Тема: Настоящее, прошедшее и будущее время глагола

Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм

глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.

Задачи:

    формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;

    развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;

    воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест,

интерактивная доска.

Форма проведения: урок – путешествие

Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый

Ход урока

    Организационный момент.

В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

    Актуализация опорных знаний.

На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?

Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.

Слайд 2

    Дружбу за деньги не купишь.

    Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

Что за слова у меня подчёркнуты?
- Что такое глагол?
- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
- Во множественном числе?
- Объясните правописание глаголов.

    Словарная работа.

Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.

    Сообщение темы и цели урока.

Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.

Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род).

Пришло время познакомиться с ещё одним признаком – время глагола.

Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.

    Изучение нового материала. Первичное закрепление.

Слайд 3

    Наблюдение за глаголами настоящего времени.

Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.

Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.

Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно).

Слайд 4

    Наблюдение за глаголами прошедшего времени.

Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.

Следующий остров – это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.

На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.

Жители этого острова приготовили для вас задание.

Задание.

- Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского, женского и среднего рода.

СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ. Например: блестеть – блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.

Проверка.

Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам ЛЕТАТЬ

Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

В форме какого времени употреблены глаголы?

Слайд 5

    Наблюдение за глаголами будущего времени .

Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.

Задание.

- В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).

    1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.

    2 вариант. Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь.

Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.

Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.

На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.

Какие формы времени вы сегодня узнали?

    Повторение изученного материала.

Тест.

    Какое из данных слов является глаголом?

    а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой

    С какими глаголами частица не пишется слитно?

    а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить

    Укажи глаголы 1 спряжения.

    а)стро__ть;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть

    В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения.

    а) –ит, -ем, - ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, - ят

Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 - б), г) 4 – г). Самооценка

Слайд 6

Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4

    Итог урока.

    Чем занимались на уроке?

    Что нового узнали?

    Какой вывод надо сделать о дружбе?

    Рефлексия.

Слайд 7

Допишите предложения:

Урок:

    Привлёк меня тем, что……..

    Показался интересным…..

    Заставил задуматься……

    Навёл меня на размышления……

а. Коныр

Алакольский район

Алматинская область

Тема: Распространяем предложения.

Ход урока

    Организационный момент слайд 1

Учитель: Сложилась веками традиция

Улыбкой друг друга встречать,

Приветствуя всех, поклониться

И «Здравствуйте!» нежно сказать.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

II . Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

Голова хорошо (думает).

Молодцы!

III . Посмотрите на доску.

На доске закрытая запись : Я ЧК синтаксис

Учитель открывает первую букву Я. Слайд 2

Что это?

(Буква, может обозначать один и два звука)

Какие ещё гласные обозначают два звука и когда?

Произнесите указанную запись. Что вы можете сказать о данной записи?

(Сочетание букв, данное сочетание пишется без ь)

Какие ещё сочетания пишутся без ь?

Мы сейчас назвали орфограммы. А какие орфограммы вы еще знаете?

Тогда вам не составит труда выполнить словарную разминку. По группам.

Страна, в которой мы живем. (Россия)

Место рождения человека. (Родина)

Главный город страны. (Столица)

Столица нашей родины. (Москва)

Население страны. (Народ)

Национальный язык нашего народа. (Русский язык)

Населенный пункт в сельской местности. (Деревня)

Большой населенный пункт. (Город) Слайд 3

Обмениваемся листами, проверяем по кругу.

И, наконец, открывается слово синтаксис Слайд 4

Что вы скажете о данном слове? Слайд 4

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение предложения и словосочетания, текста.

IV . Сообщение темы урока. Слайд 5

Сегодня мы с вами вспомним о предложениях по наличию главных и второстепенных членов. Это значит, о каких предложениях пойдет разговор? (распространенных и нераспространенных предложениях). И, конечно, о других синтаксических конструкциях.

Внимание на доску.

К каким синтаксическим конструкциям даны следующие схемы? Слайд 6

Чем? кто? что делает?

ГЛ.+ СУЩ. СУЩ. + ГЛ.

Чем отличается словосочетание от предложения?

Работа по вариантам. Приведи и запиши свои 2 примера к схемам.

Если затрудняешься, воспользуйся подсказкой.

    косить косой, писать пером, чертить тушью

    Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Что записали ребята 2 варианта?

Какие это предложения по наличию главных и второстепенных членов? Почему?

Итак, если в предложение только главные члены то оно нераспространенное, а если присутствуют второстепенные, то оно распространенное. Слайд 7

V. Задание группам.

Распределить предложения в две группы. Распр., нераспр.

Рассвело. Высохла роса. Запорхали стрекозы и бабочки. Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый. Шмели и осы подсушили влажные крылья и загудели. На маленькой льдинке проплывала мимо нас белая чайка.

Проверка. Слайд 8

Произведем синтаксический разбор предложения. А для этого вспомним алгоритм. Слайд 9

    Определить цель высказывания.

    Определить интонацию

    По наличию главных и второстепенных членов определить распространенное или не распространенное.

    Выделить главные члены.

    Выделить второстепенные члены (группа подлежащего, группа сказуемого), указать, какими частями речи они выражены.

Итак, запишите предложение в тетрадь. Начнем разбор.

VI . Давайте обобщим сведения о распр. и нераспр. предложениях, главн. и второст. членах предложения, используя таблицу. Стр. 111 упр. 268.

Закончи высказывания

Распространенным называют предложение если оно содержит _________________________

VII . Итог Что у нас с вами получилось? Памятка. Где она может пригодиться?

При выполнение д/з. с 111 упр. 270

Рефлексия. Слайд 10

Самый активный участник ________________

Самое сложное задание ___________________

Интересно на уроке было _________________

Слайд11

Группа №

Задание.

Замените предложение или ответьте на вопрос подходящим по смыслу словарным словом.

Страна, в которой мы живем ________________________________

Место рождения человека ___________________________________

Главный город страны ______________________________________

Столица нашей родины______________________________________

Население страны ___________________________________________

Национальный язык нашего народа ____________________________

Населенный пункт в сельской местности_________________________

Большой населенный пункт_____________________________________

группа №1

группа №2

группа №3

группа №4


Подсказка.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Распределить предложения в две группы.

Высохла роса.

Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

Запорхали стрекозы и бабочки

Рассвело...

Шмели и осы подсушили влажные крылья и загудели.

На маленькой льдинке проплывала мимо нас белая чайка.

Закончи высказывания

Нераспространенным называют предложение, в котором есть____________________________

Распространенным называют предложение, если оно содержит _________________________

Главные члены предложения – это _________________________________

Подлежащее отвечает на вопрос ______________________________, выражено_____________

Сказуемое отвечает на вопрос ____________________________, выражено _________________

Второстепенные члены предложения – это ____________________________________________

Определение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обстоятельство ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться: