“Бархатные революции” в странах Восточной Европы. Баратные революции] Революции 89 года в польше

В начале-середине 80-х гг. в ГДР постепенно проявлялись кризисные тенденции. Причины кризиса:

Экономические:

– отсутствие экономического роста;

– отсутствие экономических стимулов к труду;

– покрытие недостатков собственной экономики за счет иностранных кредитов, по которым невозможно расплатиться.

Социальные:

– заработная плата и материальное положение в ГДР значительно меньше и хуже, чем в ФРГ;

– хорошее по сравнению с другими странами Восточной Европы снабжение жителей ГДР было возможно только благодаря экономической помощи СССР, который теперь сам переживал кризис;

Политические:

– у власти старое руководства, которое согласно проводить только экономические реформы, а уступок в политической сфере не желает;

– правительство ГДР публично осудило перестройку в СССР и запретило распространение в стране советских газет и журналов.

Международные:

– окончание Холодной войны;

– перестройка в СССР, революции 1988-1989 гг. в Польше, Венгрии и Чехословакии, которые устанавливают прямые отношения с Западом.

В 1989 г. Венгрия открывает границу с Австрией, вслед за ней свободный выезд на Запад разрешают Польша и Чехословакия.

Население ГДР выражало недовольство тем, что аналогичные мероприятия не проводятся в их стране. Масла в огонь подлили коммунальные выборы – 95,98% населения проголосовали за кандидатов Национального фронта, и демонстративная поддержка, оказанная ГДР китайскому правительству, кроваво подавившему 4 июня 1989 г. студенческую демонстрацию.

На этом фоне летом 1989 г. усиливается поток беженцев, желающих перебраться из ГДР в ФРГ, тысячи людей устремляются в Польшу, Венгрию и Чехословакию. Западногерманские посольства в этих странах были переполнены, для размещения беженцев пришлось брать в аренду школы и спортзалы. В то же время их переправка в ФРГ шла медленно.

Начались беспорядки и в самой ГДР. С 7 июня каждый понедельник проводились акции протеста против фальсификации итогов выборов. Правительство ФРГ добилось от властей ГДР разрешения на транзит через ее территорию поездов с немецкими беженцами из Польши и Чехословакии. Это еще более накалило обстановку, вспыхнули массовые беспорядки, жестоко подавленные.

В таком положении страна подошла к своему 40-летию. Официальные праздничные мероприятия, запланированные Хонеккером, должны были продемонстрировать спокойствие и незыблемость социалистического строя. Для участия в торжествах был приглашен и М.С. Горбачев. Во время своего выступления советский лидер скрыто покритиковал руководство ГДР. В своем выступлении Хонеккер даже не затронул проблему беженцев и кризиса в стране. Во время движения Горбачева по городу, толпы немцев скандировали «Горби!» и «Мы – народ!».

После юбилея внутри Политбюро развернулись острые дискуссии по положению в стране, в ходе которых Хонеккер был подвергнут небывало резкой критике. 17 октября он подал в отставку. Во главе партии стали Кренц и Модров. Первый был скомпрометирован манипуляцией с итогами выборов и поездкой в Китай, второй – кровавыми столкновениями полиции с демонстрантами в Дрездене 4 октября. Ни одного важного политического шага они так и не предприняли. Протесты населения против политики СЕПГ продолжились. В первые 7 дней ноября акции протеста достигли своего апогея, на митингах в Берлине и Лейпциге собиралось по 500 тыс. чел., аналогично обстояло дело и в других городах. Количество беженцев достигло 500 человек в час. В этой ситуации 8 ноября Политбюро СЕПГ в полном составе ушло в отставку. Новым премьер-министром ГДР был назначен Модров.

Новое правительство разработало новый закон о выезде из страны и опубликовало его. В нем предусматривалось право выезда на 1 месяц в году при наличии загранпаспорта и специальной визы, выдаваемой полицией в течение 30 дней после подачи заявления. Начались демонстрации.

9 ноября 1989 г. Кренц передал текст проекта новых правил перехода границы секретарю. В прямом эфире телевидения сказали, что ГДР открыла свои границы и с 8 часов завтрашнего утра любой гражданин страны может получить визу. Этого оказалось достаточно, чтобы жители Берлина бросились к стене, отделявшей их от Западного Берлина. Пограничники тоже не имели никакой информации, кроме телевизионного заявления. Чтобы не допустить давки и гибели людей, после консультаций с руководством было решено открыть дополнительные переходы – в ряде мест были проделаны бреши. Население восприняло эти меры как сигнал к общему разрушению стены. Берлинская стена высотой 3,5-4,2 м и длиной 107 км пала. С 1961 по 1989 гг. при попытке пересечения границы погибло 80 человек.

Восточная Германия стала первым примером открытого сопротивления населения тоталитарному коммунистическому строю, навязанному советским руководством. Теперь уже известно, что события, аналогичные тем, что произошли в ГДР, впоследствии имели место и в ряде других социалистических стран Восточной Европы. Особенно масштабно они проявились в Польше, Венгрии, Чехословакии. Неоднократно лишь ввод советских войск, их операции по подавлению народных выступлений, либо угроза ввода войск позволяли сохранить мятежные страны в составе советского военно-политического блока.

ГДР после восстания. В самой ГДР, несмотря на либерализацию государственной политики в отношении рабочих и других слоев населения, последовавшего за этим улучшения материальных и других условий жизни, еще целый ряд лет имело место серьезное отчуждение между народом и властью. Партийные материалы, готовившиеся для внутреннего пользования, говорили о том, что «в рабочих коллективах и среди населения еще нет ясного представления о 17 июня как о фашистской провокации», что «еще не преодолена точка зрения, будто бы события 17 июня стали выражением недовольства со стороны рабочих коллективов партией и правительством».

В течение всего времени существования ГДР продолжалось бегство населения на Запад. С октября 1949 по август 1961 г. страну покинули свыше 3 миллионов человек. Только в июле 1961 г. оттуда бежали более 30 тысяч человек.

Берлинская стена. 13 августа 1961 г. за одну ночь власти ГДР с помощью советских военных специалистов возвели вокруг Западного Берлина стену. Пограничники ГДР получили приказ открывать огонь на поражение против всех, кто попытается преодолеть эту стену. Так было подавлено «голосование ногами» против коммунистического режима ГДР. Однако и после этого находились смельчаки, пытавшие преодолевать возведенную преграду. Нередко их попытки заканчивались трагически.

«Бархатная революция». В 1989 г. благодаря перестроечным процессам, происходившим в СССР и проводившейся им внешней политики на основе «нового политического мышления», в Восточной Европе созрели условия для демократизации. В октябре-ноябре 1989 г. в результате массовых народных выступлений («бархатной революции») коммунистический режим в восточно-германском государстве пал. Вскоре Берлинскую стену снесли, разбили, а ее кусочки стали едва ли не самыми популярными в мире сувенирами.

18 марта 1990 г. в ГДР впервые за 40 лет были проведены свободные выборы и по воле народа 3 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ, образовалось единое германское государство. С объединением Германии после ряда формальных юридических процедур прекратилось действие прав и ответственности четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.

Выражение "бархатная революция" появилось в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Оно не вполне отражает характер событий, описываемых в общественных науках термином "революция". Этот термин означает всегда качественные, коренные, глубокие изменения в социальной, экономической и политической сферах, которые приводят к трансформации всей общественной жизни, смене модели устройства общества.

Что это такое?

"Бархатная революция" - то общее название процессов, протекавших в государствах Центральной и Восточной Европы в период с конца 1980-х по начало 1990-х годов. Крушение в 1989 году Берлинской стены стало своеобразным их символом.

Название "бархатная революция" эти политические перевороты получили потому, что в большинстве государств совершались бескровно (кроме Румынии, где произошло вооруженное восстание и самовольная расправа c Н. Чаушеску, бывшим диктатором, и его женой). События везде, кроме Югославии, произошли относительно быстро, почти мгновенно. На первый взгляд, схожесть их сценариев и совпадение по времени вызывает удивление. Однако давайте разберемся в причинах и сущности этих переворотов - и мы увидим, что эти совпадения не случайны. Данная статья даст определение термина "бархатная революция" кратко и поможет разобраться в ее причинах.

События и процессы, происходившие в Восточной Европе в конце 80-х и начале 90-х годов, вызывают интерес политиков, ученых, широкой общественности. Каковы же причины революции? И в чем их сущность? Попробуем ответить на эти вопросы. Первой в целом ряду подобных политических событий в Европе стала "бархатная революция" в Чехословакии. С нее и начнем.

События в Чехословакии

В ноябре 1989 года произошли коренные перемены в ЧССР. "Бархатная революция" в Чехословакии привела к бескровному свержению коммунистического строя в результате акций протеста. Решающим импульсом стала организованная 17 ноября студенческая демонстрация в память Яна Оплетала, студента из Чехии, погибшего во время протестов против оккупации государства нацистами. В результате событий 17 ноября ранения получили более 500 человек.

20 ноября студенты объявили забастовку, и во многих городах начались массовые демонстрации. 24 ноября в отставку подал первый секретарь и некоторые другие руководители коммунистической партии страны. 26 ноября прошел грандиозный митинг в центре Праги, участниками которого стали около 700 тысяч человек. 29 ноября парламент отменил действие конституционной статьи о руководстве коммунистической партии. 29 декабря 1989 года Александр Дубчек был избран председателем парламента, а Вацлава Гавела избрали президентом Чехословакии. Причины "бархатной революции" в Чехословакии и других странах будут описаны ниже. Ознакомимся также с мнениями авторитетных экспертов.

Причины "бархатной революции"

Какими же причинами мотивирована столь коренная ломка общественного строя? Ряд ученых (например, В. К. Волков) внутренние объективные причины революции 1989 года видят в разрыве между и характером производственных отношений. Тоталитарные или авторитарно-бюрократические режимы стали препятствием для научно-технического и экономического прогресса стран, тормозили интеграционный процесс даже в пределах СЭВ. Почти полувековой опыт стран Юго-Восточной и Центральной Европы показал, что они сильно отстали от передовых капиталистических государств, даже от тех, с кем были когда-то на одном уровне. Для Чехословакии и Венгрии это сравнение с Австрией, для ГДР - с ФРГ, для Болгарии - с Грецией. ГДР, лидируя в СЭВ, по данным ООН, в 1987 году по ВОП на душу населения занимала лишь 17-е место в мире, ЧССР - 25-е место, СССР - 30-е. Увеличивался разрыв в уровне жизни, качестве медицинского обслуживания, социальной обеспеченности, культуре и образовании.

Стадиальный характер начало приобретать отставание стран Восточной Европы. Система управления с централизованным жестким планированием, а также сверхмонополизмом, так называемая командно-административная система порождала неэффективность производства, его загнивание. Это стало особенно заметно в 50-80-е годы, когда в данных странах задержался новый этап НТР, выведший Западную Европу и США на новый, "постиндустриальный" уровень развития. Постепенно, к концу 70-х годов, началась тенденция к превращению социалистического мира во второстепенную социально-политическую и экономическую силу на мировой арене. Лишь в военно-стратегической области у него оставались сильные позиции, да и то в основном из-за военного потенциала СССР.

Национальный фактор

Другим мощным фактором, благодаря которому осуществилась "бархатная революция" 1989 года, стал национальный. Национальная гордость, как правило, была ущемлена тем, что авторитарно-бюрократический режим напоминал советский. Бестактные действия советского руководства и представителей СССР в этих странах, их политические ошибки действовали в том же направлении. Подобное наблюдалось в 1948 году, после разрыва отношений между СССР и Югославией (результатом которого стала затем "бархатная революция" в Югославии), в ходе судебных процессов по образцу московских предвоенных и т. д. Руководство правящих партий, в свою очередь, перенимая догматический опыт СССР, вносило свою лепту в изменение местных режимов по советскому типу. Все это рождало ощущение, что такой строй навязан извне. Этому способствовало вмешательство руководства СССР в события, происходившие в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968-м (позднее совершилась "бархатная революция" в Венгрии и Чехословакии). В сознании людей закреплялась мысль о "доктрине Брежнева", то есть ограниченном суверенитете. Большинство населения, сравнивая экономическое положение своей страны с положением соседей на Западе, начинало невольно связывать воедино политические и экономические проблемы. Ущемление национальных чувств, социально-политическая неудовлетворенность оказывали свое воздействие в одном направлении. В результате этого начались кризисы. 17 июня 1953 года кризис произошел в ГДР, в 1956 году - в Венгрии, в 1968-м - в Чехословакии, а в Польше он происходил неоднократно в 60-х, 70-х и 80-х годах. Они, однако, не имели позитивного разрешения. Эти кризисы только способствовали дискредитации имеющихся режимов, накоплению так называемых идейных сдвигов, которые обычно предшествуют политическим переменам, созданию негативной оценки партий, находящихся у власти.

Влияние СССР

В то же время они показали, почему авторитарно-бюрократические режимы были стабильными - они принадлежали к ОВД, к "социалистическому содружеству", испытывали давление со стороны руководства СССР. Любая критика существующей реальности, любые попытки внести коррективы в теорию марксизма с позиций творческого понимания с учетом существующей действительности объявлялись "ревизионизмом", "идеологическими диверсиями" и т. д. Отсутствие в духовной сфере плюрализма, единообразие в культуре и идеологии приводило к двоякомыслию, политической пассивности населения, конформизму, что разлагало личность нравственно. С этим, конечно, не могли смириться прогрессивные интеллектуальные и творческие силы.

Слабость политических партий

По нарастающей начали возникать в странах Восточной Европы. Наблюдая за тем, как происходит перестройка в этих стран ожидало подобных реформ у себя на родине. Однако в решающий момент выявилась слабость субъективного фактора, а именно отсутствие зрелых политических партий, способных осуществить серьезные перемены. Правящие партии за долгое время своего бесконтрольного правления потеряли творческую жилку, способность к обновлению. Утратился их политический характер, который стал всего лишь продолжением государственной бюрократической машины, все больше терялась связь с народом. Интеллигенции эти партии не доверяли, молодежи уделяли недостаточно внимания, не могли найти с ней общий язык. Политика их лишилась доверия населения, особенно после того как руководящий состав все сильнее разъедала коррупция, стало процветать личное обогащение, утратились моральные ориентиры. Стоит отметить репрессии против недовольных, "инакомыслящих", которые практиковались в Болгарии, Румынии, ГДР и других странах.

Казавшиеся мощными и монопольными правящие партии, отделившись от государственного аппарата, постепенно начали разваливаться. Начавшиеся споры насчет прошлого (оппозиция считала компартии ответственными за кризис), борьба между "реформаторами" и "консерваторами" внутри них - все это парализовало в известной мере деятельность данных партий, они понемногу теряли боеспособность. И даже в подобных условиях, когда политическая борьба сильно обострилась, они все же надеялись, что имеют монополию на власть, но просчитались.

Возможно ли было избежать этих событий?

Неизбежна ли "бархатная революция"? Вряд ли можно было ее избежать. Прежде всего это объясняется внутренними причинами, о которых мы уже упоминали. То, что случилось в Восточной Европе, во многом результат навязанной модели социализма, отсутствия свободы для развития.

Начавшаяся в СССР перестройка, казалось, дала толчок для социалистического обновления. Но многие руководители стран Восточной Европы не смогли понять уже назревшую необходимость кардинального переустройства всего общества, оказались неспособны принять сигналы, посылаемые самим временем. Привыкшие лишь получать указания сверху партийные массы оказались в этой ситуации дезориентированными.

Почему не вмешалось руководство СССР?

Но почему же предчувствовавшее скорые перемены в странах Восточной Европы советское руководство не вмешалось в ситуацию и не отстранило от власти прежних руководителей, своими консервативными действиями лишь усиливавших недовольство населения?

Во-первых, не могло быть и речи о силовом давлении на эти государства после событий апреля 1985 года, вывода Советской Армии из Афганистана и заявления о свободе выбора. Это было ясно для оппозиции и руководства стран Восточной Европы. Одних это обстоятельство разочаровывало, других оно "окрыляло".

Во-вторых, на многосторонних и двухсторонних переговорах и встречах в период с 1986 по 1989 год руководство СССР неоднократно заявляло о пагубности застоя. Но как же реагировали на это? Большинство глав государств в своих действиях не показывали стремления к изменениям, предпочитая осуществить лишь самый минимум необходимых перемен, который не затрагивал в целом механизм сложившейся в этих странах системы власти. Так, лишь на словах приветствовало перестройку в СССР руководство БКП, пытаясь с помощью множества перетрясок в стране сохранить действующий режим личной власти. Главы КПЧ (М. Якеш) и СЕПГ (Э. Хонеккер) сопротивлялись переменам, стремясь ограничить их упованиями на то, что якобы перестройка в СССР обречена потерпеть крах, влияние советского примера. Они все еще надеялись на то, что при сохранившемся относительно неплохом уровне жизни можно пока обойтись без серьезных реформ.

Сначала в узком составе, а потом и с участием всех представителей Политбюро СЕПГ 7 октября 1989 года в ответ на аргументы, приводимые М. С. Горбачевым о том, что необходимо срочно брать инициативу в свои руки, руководитель ГДР заявил, что не стоит учить их жить, когда в магазинах СССР "нет даже соли". Народ в тот же вечер вышел на улицу, положив начало развалу ГДР. Н. Чаушеску в Румынии запятнал себя кровью, сделав ставку на репрессии. А там, где реформы прошли с сохранением прежних структур и не привели к плюрализму, реальной демократии и рынку, они лишь способствовали неконтролируемым процессам и разложению.

Стало ясно, что без военного вмешательства СССР, без ее страховочной сетки на стороне действующих режимов их запас стабильности на поверку оказался невелик. Необходимо учесть также психологические настроения граждан, которые сыграли большую роль, поскольку люди хотели перемен.

В государствах ЦВЕ наконец стабилизировалась парламентская система. Ни в одном из них не утвердилась сильная власть президента, не возникла президентская республика. Политическая элита посчитала, что после тоталитарного периода подобная власть может замедлить ход демократического процесса. В. Гавел в Чехословакии, Л. Валенса в Польше, Ж. Желев в Болгарии попытались укрепить президентскую власть, однако общественное мнение и парламенты воспротивились этому. Президент нигде не определял экономическую политику и не брал на себя ответственности за ее осуществление, то есть он не являлся главой исполнительной власти.

Полнота власти находится у парламента, исполнительная власть принадлежит правительству. Состав последнего утверждает парламент и следит за его деятельностью, принимает госбюджет и закон. Свободные президентские и парламентские выборы стали проявлением демократии.

Какие силы пришли к власти?

Почти во всех государствах ЦВЕ (кроме Чехии) власть перешла безболезненно из одних рук в другие. В Польше это случилось в 1993 году, "бархатная революция" в Болгарии вызвала переход власти в 1994-м, а в Румынии - в 1996-м.

В Польше, Болгарии и Венгрии к власти пришли левые силы, в Румынии - правые. Вскоре после того, как была осуществлена "бархатная революция" в Польше, на парламентских выборах в 1993 году, победил Союз левых центристских сил, а в 1995 году А. Квасневский, ее лидер, одержал победу на выборах президента. В июне 1994 года на парламентских выборах победила Венгерская социалистическая партия, Д. Хорн, ее лидер, возглавил новое социал-либеральное правительство. Социалисты Болгарии в конце 1994 года получили 125 мест из 240 в парламенте в результате выборов.

В ноябре 1996 года в Румынии власть перешла к правоцентристам. Э. Константинеску стал президентом. В 1992-1996 годах в Албании власть была у Демократической партии.

Политическая обстановка к концу 1990-х

Однако вскоре положение изменилось. На выборах в в сентябре 1997 года победила правая партия "Предвыборное действие солидарности". В Болгарии в апреле этого же года на выборах в парламент победили также правые силы. В Словакии в мае 1999 года, на первых выборах президента, победу одержал Р. Шустер, представитель Демократической коалиции. В Румынии после выборов в декабре 2000 года на пост президента вернулся И. Илиеску, лидер социалистической партии.

В. Гавел остается В 1996 году, во время выборов в парламент, чешский народ лишил В. Клауса, премьер-министра, поддержки. Он лишился своего поста в конце 1997 года.

Началось формирование новой структуры общества, чему способствовали политические свободы, складывающийся рынок, высокая активность населения. Реальностью становится политический плюрализм. Например, в Польше к этому времени существовало около 300 партий и различных организаций - социал-демократических, либеральных, христианско-демократических. Возродились отдельные довоенные партии, например Национал-царанистская партия, существовавшая в Румынии.

Однако, несмотря на некоторую демократизацию, все еще имеют место проявления "скрытого авторитаризма", что выражается в высокой персонификации политики, стиле государственного управления. Показательны возросшие в ряде стран (например, в Болгарии) монархические настроения. Бывшему королю Михаю в начале 1997 года было возвращено гражданство.

УДК 612. 821: 338.46

Бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии. Хроника событий.

Постников Н.Д.

Кандидат исторических наук, доцент

Российский государственный Университет туризма и сервиса г. Москва

Аннотация.

Бархатные революции в странах Восточной Европы резко изменили политический ландшафт современной Европы. С падением коммунистических режимов в этих странах они вновь стали частью Европы. Особенности протекания бархатных революций в Польше, ГДР и Чехословакии дают возможность эксплицитно проследить какие социальные страты и политические силы были заинтересованы в крушении коммунистических режимов в данных странах. Какие внешние силы имплицитно являлись модераторами бархатных революций.

Ключевые слова. Бархатная революция. Демонстрация. Экономическая реформа.

Революция «Солидарности». Революция в Польше в 1989 году не была революцией события, которое развивались одномоментно. Это были революционные события, и они развивались на протяжении всех 1980-х годов. В чём и заключалось своеобразие польской бархатной революции.

В Польше перманентно существовал политический кризис, причина которого была в противостоянии коммунистического режима и польского общества. Во второй половине 70-х годов становиться ясно, что правящие в Польше коммунисты оказалась не способны гарантировать населению достаточно высокий уровень жизни, соизмеримый с уровнем жизни в странах Запада. Тем более что поляки сами могли убедиться в постоянно растущей пропасти уровней жизни в Польше и на Западе, ибо коммунистическое правительство разрешало посещать западные страны гражданам Польши с туристическими целями. Начиная с 1976 года и до падения коммунистического режима в 1989 году политическая ситуация в Польше была перманентно нестабильной. Хотя стороннему наблюдателю могло показаться, что после введения В.Ярузельским военного положения в стране с декабря 1981 по 1983 год ситуация в Польше нормализовалась и взята под контроль властей. Однако это было не так. Главный противник ПОРП (Польской объединённой рабочей партии) профсоюз «Солидарность» хотя и был запрещён в 1981году властями, но не был разгромлен и даже наоборот обладал значительным влиянием на поляков. В эти критические годы для «Солидарности» американское правительство через различные фонды, АФТ-КПП (Американская Федерация Труда --Конгресс Производственных Профсоюзов) и другие организации ежегодно оказывало помощь профсоюзу в размере 8 миллионов долларов. В 1988-1989 годах Конгресс США официально выделил «Солидарности» через АФТ-КПП 1 миллион долларов.

Польское общество оказалось втянуто в конфликт между коммунистической властью и антикоммунистической оппозицией, которая объединилась вокруг «Солидарности». Причём оппозиция отнюдь не была сломлена, она вела активную пропаганду своих взглядов, в том числе и с помощью издания пропагандисткой литературы. В период с 1982 года по 1985 год, нелегально издавались 1700 антиправительственных газет и журналов. Большая часть, которых существовало всего несколько недель или месяцев, а потом ликвидировались властями. В этот же период оппозицией было издано 1800 различных книг и брошюр антиправительственного содержания, тиражи таких изданий достигали временами 5-6 тысяч экземпляров. После некоторого улучшения ситуации в Польше, в 1986 году социально-экономическое положение вновь стало ухудшаться. Чтобы стабилизировать положение в стране правительство решило провести очередную экономическую реформу. Суть, которой состояла в эволюционном переходе от государственно-плановой модели хозяйствования к рыночной экономике. Осложнение обстановки в стране подтолкнуло процессы обновления и внутри ПОРП. Первые шаги на этом пути были сделаны на Х съезде партии, проходившем в июле 1986 года, в том числе и под влиянием политики перестройки проводившимся руководством СССР. Последствия незначительной либерализации внутри партийной жизни не замедлили сказаться и на действиях правительства. 17 сентября 1986 года министр внутренних дел Ч. Кищак объявил об освобождении из тюрем всех политических заключенных. Было освобождено 225 человек. С этого момента в Польше начинается процесс мирной трансформации коммунистической власти в демократию западного типа. 29 сентября 1986 года Л.Валенса создал Временный совет "Солидарности" по сути, легализовав «Солидарность». 6 декабря 1986 года правительство объявило о создании при председателе Государственного совета В.Ярузельском совещательного органа Консультативного совета, в рамках которого происходил свободный обмен мнениями по актуальным проблемам страны между различными политическими силами. Однако лидеры антикоммунистической оппозиции отказались войти в состав Совета. Из 56 членов Совета три четверти были беспартийные.

Проведение объявленной экономической реформы сопровождалось значительным ростом цен: на потребительские товары и услуги на 40%, на продовольствие - на 110%, на квартплату и тарифы на тепло- и энергоснабжение жилья на 140-200%. В результате начиная с осени 1987года, в стране вновь усилилась социальная напряженность. Правительство, боясь нового социального взрыва соизмеримого с событиями 1980-1983 годов, решило провести всепольский референдум о поддержке экономической и политической реформ в стране. Второй пункт референдума ставил вопрос о «глубокой демократизации политической жизни, целью которой является укрепление самоуправления, расширение прав граждан и увеличение их участия в управлении страной». Власти объявили, что референдум будет считаться состоявшимся, если больше половины граждан имеющих право голоса проголосуют в поддержку реформаторского курса правительства. Лидер «Солидарности» Л.Валенса призвал к бойкоту референдума. Многие поляки поддержали призыв Валенсы, в результате, на референдуме, проходившем в ноябре 1987года, в поддержку правительственного курса реформ высказалось лишь более 40% граждан имеющих право голоса. Референдум провалился. Стало понятно, что без соглашения с оппозицией дальнейшие реформы в стране не возможны, ибо как показал референдум, коммунистическое правительство не имело прочную социальную базу среди населения. 1987 год стал во многом решающим в деле слома старой командно-административной системы в Польше и прихода к власти антикоммунистических сил. При этом трансформационные перемены в стране происходили мирно и внешне не заметно. ПОРП шаг за шагом уступала свою власть. Нельзя сказать, что внутри ПОРП не было сопротивления такой, так сказать политике уступок оппозиции. Однако эти силы оказались в меньшинстве в партии, да и они понимали, что противостоять нарастающим событиям невозможно. В партийных рядах начинался разброд и уныние, а у партийной верхушки апатия и неотвратимое предчувствие конца. Так, оценивая ситуацию, сложившуюся в это время, секретарь ЦК ПОРП М.Ожеховский, заявил "только после определенного времени мы начали отдавать себе отчет, что нельзя изменить экономическую систему без изменения системы политической, что нельзя создать современную рыночную экономику, оставляя анахроничную политическую систему, основанную на руководящей роли одной партии". Как бы подтверждая эти слова М.Ожеховского, различные оппозиционные группы, не встречая сопротивления со стороны властей, выходили из подполья и создавали оппозиционные организации, открывали политические клубы, издавали журналы и газеты. Приезд в июне 1987 года в Польшу папы римского, так же способствовал либерализации ситуации в стране и оказал моральную поддержку оппозиции. Оппозиция в течение всего 1987 года собиралась несколько раз на свои совещания (первый раз это произошло в мае 1987года по инициативе Валенсы) выдвигая к властям требования о проведения в стране политических реформ. С октября 1987 года «Солидарность» вышла из подполья. С 1 января 1988 года было прекращено глушение иностранных радиостанций вещавших на польском языке. Начиная с 1989 года, в Польше разворачивают свою работу неправительственные организации. Прежде всего, это относится к Amnesty International, Хельсинскому фонду по защите прав человека в Польше - независимый научно-исследовательский институт и другим организациям.

Проводимая правительством экономическая реформа не давала ощутимых результатов. В апреле и мае 1988 года по стране прокатилась новая волна забастовок. Правительство З.Месснера не справлялась с социально-экономической ситуацией в стране, в мае 1988 года оно ушло в отставку. Провал реформы окончательно показал, что дальнейшее экономическое и политическое реформирование страны в рамках социалистической модели общества исчерпало себя. Промышленность уже не могла работать в системе прежней социалистической экономики. Предприятия просто становились не рентабельными и останавливались. В этот момент реформистское крыло ПОРП во главе с В.Ярузельским стояло перед выбором пустить политический процесс на самотёк или реформировать политическую систему страны под контролем партии, включив в этот процесс оппозицию. Руководство партии выбрало второй путь.

26 августа руководство ПОРП официально предложило оппозиции провести т.н. «круглый стол». Оппозиция не сразу согласилась на его проведение. Потребовалось несколько месяцев переговоров, чтобы договориться о формате «круглого стола». Он начал свою работу 6 февраля 1989 года. Правительство выступило с предложением избрания нового парламента на основе «плюралистического общества» т.е. с участием в выборах представителей оппозиции, изменения конституции страны, но при сохранении в изменённой конституции положения о "нерушимости социалистических основ государства". Л.Валенса не согласился с предложениями правительства. Суть его требований заключалась в следующем. Власти ПОРП пришёл конец, необходимо демонтировать коммунистический режим в Польше и создать в стране демократическое государство с рыночной экономикой. Столь различные подходы к переговорному процессу обеих сторон потребовали долгих и сложных консультаций, которые завершились только 5 апреля 1989 года. Правительство и оппозиция договорились о проведении выборов в Сейм с участием оппозиции, легализации профсоюза «Солидарность» (20 мая Верховный суд в Варшаве зарегистрировал "Солидарность"), введение принципа разделения властей, обеспечение гражданских прав населения, прежде всего свободы слова. Договорённостями предусматривалось введение новой палаты парламента - Сената и учреждение поста президента с большими полномочиями. Правительство и оппозиция пришли к соглашению, что президентом станет В.Ярузельский. Также по решению «круглого стола» была установлена квота парламентских мест для ПОРП – 38%, а вместе с союзниками (Объединенной крестьянской партией, Демократической партией и светскими католическими организациями) в сумме 65%. На оставшиеся 35% мест в Сейме должны были заполниться в ходе свободных выборов. Решения принятые «круглым столом» были приемлемы для ПОРП, так как позволяли играть определяющую роль в политической системе страны, да и сама политическая система продолжала оставаться в рамках социалистической модели развития. Такой же ход развития реформ в стране, как показал социологический опрос, проведённый в Польше в мае 1989 года, предпочитало видеть и большинство поляков. На поставленный вопрос: В чем должен состоять смысл общественно-политических перемен в Польше? 22,4% респондентов ответили, что необходима реформа существующей модели социализма, 38,6% - во введении новой модели социализма, 22,4% - в отказе от социалистического строя, 17,3% опрошенных не дали ответа.

На выборах проходивших в июне 1989 года победу одержала оппозиция. «Солидарность» получила все места в Сейме в рамках отведённой 35% квоты для свободных выборов. В верхней палате парламента в Сенате из 100 мест оппозиция заняла 99. Попытка ПОРП сформировать коммунистическое правительство не была поддержана большинством парламентариев. В результате, избранный на пост президента страны В.Ярузельский, вынужден был предложить на пост премьер-министра представителя от «Солидарности» Т.Мазовецкого. Он и становится в августе 1989 года во главе коалиционного правительства, в котором министры коммунисты были в меньшинстве и уже не играли решающей роли в правительстве. Управление страной перешло к оппозиции, начался демонтаж прежней коммунистической системы. В декабре 1990 года была поставлена последняя точка в социалистическом периоде истории Польши. Новым президентом страны был избран Л.Валенса. В.Ярузельский последний символ социалистической Польши покидает свой пост. Однако, стремясь подчеркнуть историческую нелегитимность существовавшего 45 лет социалистического строя в Польше, примириться с эмигрантским правительством в Лондоне и просто унизить В.Ярузельского, Л.Валенса принимает президентские полномочия не от В.Ярузельского, а от польского президента в изгнании Р.Качоровского.

Бархатная революция в ГДР. Революция объединения. К 1989 году экономическое положение ГДР, несмотря на внешний благоприятный фон, было достаточно тяжёлым. Начались перебои поставок нефти из СССР, что негативным образом сказалось на экономике страны. Командно-административная система хозяйствования начала давать сбой, экономика замедлила темпы роста.

В политической сфере также не всё обстояло хорошо. Проходящие в Польше, ЧССР и Венгрии перемены, перестройка в СССР не способствовали стабильности в ГДР. Руководство Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), под руководством Э.Хонеккера, не желало ни каких перемен в общественной жизни ГДР, и всячески блокировала доступ населения к событиям, происходившим в других странах ЦВЕ и в СССР. В ГДР была введена цензура на печатные издания из этих стран, они изымались из продажи. Однако восточные немцы были достаточно хорошо информированы о событиях в этих странах из программ телевидения ФРГ. К осени 1989 года последствия экономического кризиса для жителей ГДР стали ещё более осязаемыми, из магазинов стали исчезать продукты. В обществе всё сильнее чувствовалось недовольство правящей СЕПГ. Несмотря на усиливающиеся недовольство в обществе руководство страны не предпринимало, каких сколько-нибудь значимых шагов направленных на поиск выхода из сложившейся ситуации. Наоборот руководство СЕПГ предпринимало попытки оказать давление на массовое сознание восточных немцев, в стиле не возможности даже в перспективе думать об изменениях политического режима в ГДР. С помощью статьи опубликованной 5 июня 1989 года в газете "Нойес Дойчланд", несогласным был дан однозначный посыл, любые антиправительственные действия будут жёстко пресекаться. В опубликованной статье партийное руководство ГДР оправдывало подавление антиправительственной студенческой демонстрации на площадиТяньаньмэнь в Пекине. В статье студенческая демонстрация была охарактеризована как "контрреволюционное восстание экстремистской группы заговорщиков ". Чуть позже правительство ГДР направило свои поздравления руководству Китая с сорокалетием китайской компартии. Однако последовавшие за этим события показали, что руководство ГДР недооценило всю глубину кризиса власти. Кризис приобрёл системный характер. Первое социалистическое государство на немецкой земле проиграло капиталистической ФРГ.

Руководство ГДР не правильно оценило возможность недовольства восточных немцев, перерасти в организованную оппозиционную силу. На волне событий в Польше, в Венгрии и в Чехословакии, где слом прежних коммунистических режимов шёл полным ходом и отказа политического руководства СССР и, прежде всего М.С. Горбачева, от поддержки СЕПГ, ситуация стала выходить из-под контроля партийных функционеров.

У оппозиционеров не было возможности донести свою точку зрения до населения, т.к. все СМИ были под контролем государства, но как оказалось, информационная лазейка всё-таки была. Неподконтрольные государству церковные издания стали предоставлять свои страницы для оппозиционеров. Такие публикации достаточно быстро привели к организационному объединению оппозиции. В прочем и тогда партийно-государственное руководство ГДР не принимало в расчёт крепнувшую оппозицию. В начале осени 1989 года министерство безопасности ГДР (Штази) сообщило руководству станы, что всего в различные оппозиционные группы и движения входит около 2500 человек.

1 июля 1989 года небольшая группа, объединённая под названием "Отказ от практики и принципов отмежевания" выступили с открытым письмом, поводом для которого стала фальсификация итогов коммунальных выборов. В письме содержались политические требования к властям ГДР. Прежде всего, члены группы требовали соблюдения тайны выборов, выполнения на деле положения Конституции ГДР права создавать независимые группы по интересам, общественные объединения и движения. Такое требование было, несомненно, законно, но в условиях нарастающего политического кризиса в стране опасно для власти СЕПГ. Более того, оно открывало возможность для оппозиции создания организаций, которые и стали той силой, что свергла коммунистический режим в ГДР. Процесс был запущен. 9 сентября 1989 года 30 представителей ряда оппозиционных, по большей части церковных организации объединились в группу "Новый форум", в регистрации которого властями было отказано. Тогда же возникло гражданское движение "Демократия сегодня". Существование неподконтрольных властям организаций являлось только одним из направлений борьбы оппозиционеров с коммунистическим режимом в Восточной Германии. Другим направлением стало бегство восточных немцев из ГДР в ФРГ через третьи страны. После открытия Венгрией границы с Австрией из ГДР через эти две страны только за месяц выехало в ФРГ около 30 тысяч человек. Сотни восточных немцев обратились в посольства ФРГ в Варшаве и Праге с просьбой о политическом убежище. Ситуация в стране стала выходить из-под контроля партийного руководства ГДР. Улицы городов заполнились демонстрантами, требовавшими отмены закона о выезде, а вслед за этим требования демонстрантов шли уже по нарастающей от призыва к проведению реформ в области демократии и политических свобод, до требования об отставки руководства страны. Столь значительный всплеск активности оппозиционеров случайно или нет, произошёл накануне государственного праздника ГДР Дня республики -- 7 октября. В этот и в два последующих дня, 8 и 9 октября, в Берлине, Лейпциге, Дрездене и в других городах республики на улицы вышли десятки тысяч человек, которые требовали реформ под лозунгом «обновления социализма». Пытаясь переломить ход событий в свою пользу, руководство страны приказало разогнать демонстрации, а в Лейпциге был отдан устный приказ открывать огонь по демонстрантам. Только с помощью силы демонстрации были разогнаны, более трех тысяч человек арестовано. Однако время было упущено политическому и партийному руководству страны уже не удалось взять под контроль ход событий. Они приобретают необратимый характер. Пытаясь вновь овладеть ситуацией, часть руководства ГДР согласилось обсудить требования демонстрантов, но моховик бархатной революции уже был запущен, эти уступки уже не удовлетворяли оппозиционеров. Пытаясь хоть как-то удержаться у власти, партийные функционеры СЕПГ пошли на кардинальный шаг, который ещё так недавно считался невообразимым. 17 октября 1989 года решением Политбюро ЦК СЕПГ Э.Хонеккер был снят с поста генерального секретаря. Его приемником стал Эгон Кренц. Новое руководство страны провозгласило курс на демократизацию и проведение реформ. Но на деле в этом направлении ничего сделано не было. Э.Кренц попытался стабилизировать обстановку в стране с помощью внешнеполитических демаршей.

26 октября состоялся телефонный разговор Э.Кренца с канцлером ФРГ Г.Колем. В ходе разговора лидер ГДР предложил поднять межгосударственные отношения с ФРГ на «новую ступень» развития в таких областях сотрудничества как безопасность, экономика, экология, гуманитарная сфера. Симптоматичным, в ходе телефонного разговора, стало заявление Э.Кренца о финансовой поддержке ФРГ нового закона о выезде. По сути это был не прикрытый сигнал о сдаче своих позиций, если говорить ещё жестче капитуляция коммунистического режима ГДР перед ФРГ. Г.Коль естественно согласился расширить сотрудничество с ГДР и его руководством во всех областях. Блиц визит Э.Кренца в СССР 1 ноября уже не мог переломить ситуацию. М.С.Горбачев, что видно по скорости разворачивания событий в последующие дни в ГДР отказался поддержать новое руководство ГДР. Оппозиция наоборот усиливала давление на власть. 23 и 24 октября в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Магдебурге прошли многотысячные демонстрации протеста оппозиции против избрания Э.Кренца Народной палатой (парламент страны) на пост председателя Госсовета и Национального совета обороны ГДР. Значительно изменились лозунги демонстрантов. Появились требования о лишении СЕПГ её правящего статуса и отставки всех прежних партийных руководителей, проведении свободных выборов. Это был уже призыв к свержению государственной власти в стране. Однако дезорганизованное партийное руководство, потерявшее волю к сопротивлению, уже не могло повлиять на ход событий, став статистом происходящего политического процесса. Не видя выхода из углубляющегося кризиса и пытаясь хоть как-то повлиять на события, Э.Кренц заявляет об открытии проходов в Берлинской стене, что ещё совсем недавно считалось невероятным. Граница между двумя Германиями перестаёт существовать. 22 ноября началось разрушение и самой Берлинской стены. 18 ноября Х.Модров становится главой правительства, прежнее руководство СЕПГ отстранено от власти.

28 ноября канцлер ФРГ Г.Коль огласил в бундестаге свою известную программу поэтапного слияния обоих германских государств, получивших название «10 пунктов Г.Коля». Программа Г.Коля, по сути, являлось вмешательством во внутренние дела ГДР, но это обвинение канцлер ФРГ отмёл как абсурдное. Заявление Г.Коля только ускорило процесс распада ГДР. Вот хроника событий.

1 декабря 1989 года парламент ГДР исключил из конституции страны статью о руководящей роли СЕПГ, что лишило партию монополии на власть. 6 декабря Э.Кренц был лишён постов председателя Государственного совета и председателя Национального совета обороны ГДР. Через два дня 3 декабря 1989 года руководство партии её ЦК в полном составе ушло в отставку, а Э.Хонеккер исключён из партии. Сама партия вступила в период распада. На проходившем в декабре 1989 года чрезвычайном съезде СЕПГ было изменено название партии на СЕПГ-ПДС (партия демократического социализма). Председателем партии был избран Г.Гизи, его заместителем стал Х.Модров. 4 февраля 1990 года из названия партии было убрано прежнее название СЕПГ. 1 февраля 1990 года Х.Модров озвучил свой план по достижению национального единства: «За Германию, единое отечество». Его план, по сути, являлся планом ускоренного включения ГДР в состав ФРГ на правах создания из двух немецких государств конфедерации. Однако в ходе визита Х.Модрова в ФРГ 13-14 февраля 1989 года Г.Коль предложил сделать западногерманскую марку единой волютой объединённой Германии. Стало окончательно понятно, что руководство ГДР не контролирует переговорный процесс и вынуждено, сдавая свои позиции, подчиняться политической воле своего западного соседа.

Начиная, со второй половины февраля 1989 года процесс поглощения ФРГ ГДР вступил в завершающий этап. 27 февраля парламент ГДР принял решение об объединении Германии. Все преграды для объединения Германии были устранены. 18 марта 1990 года состоялись выборы в парламент ГДР. На выборах победу одержал блок «Альянс за Германию», который открыто, поддерживал канцлер ФРГ Г.Коль. Блок получил 48,1% голосов избирателей. В этот же день ФРГ и ГДР подписали договор о создании валютного, экономического и социального союза. Оставалось урегулировать только международные вопросы объединения. Они были обсуждены и решены в ходе переговоров в формате 2+4 (ФРГ, ГДР + СССР, США, Англия, Франция), которые проходили в Москве 12 сентября 1990 года. По итогам переговоров был подписан Договор об окончательном урегулировании германского вопроса. СССР, США, Англия, Франция соглашались на объединение Германии.

На своём ночном заседании 23 августа 1990 года парламент ГДР - Народная палата приняла историческое решение о вхождении республики в состав ФРГ 3 октября, на основе западногерманской конституции. 3 октября 1990 года ГДР перестала существовать.

Бархатная революция в Чехословакии. Изменение политического климата в СССР после начала перестройки, несомненно, повлияло на общественную жизнь Чехословакии. В сознании масс после событий 1968 года продолжала жить мысль о необходимости реформирования существующей социалистической модели общества. Однако какой-нибудь организованной оппозиции существовавшей коммунистической власти в стране не существовало. Действовала только не большая группа под названием «Хартия-77». Положение не изменилось даже после ухода с поста КПЧ Г.Гусака в 1987 году. Страна продолжала жить без социальных потрясений. Ситуация резко изменилась и стала выходить из под контроля властей в 1988 году, когда оппозиционные группы, как по команде перешли в наступление на власть. Благо формальных поводов для проведения демонстраций под антиправительственными лозунгами было достаточно. В августе в Праге и других городах страны прошли демонстрации, посвящённые 20-ой годовщине ввода войск стран ОВД в Чехословакию. Эти демонстрации стали пробным шаром оппозиции, показавшие, что народ Чехословакии готов к переменам. Осенью деятельность оппозиционного движения вспыхнула с новой силой, чему в немалой степени способствовал благоприятный внешнеполитический фон, разворачивавшиеся события бархатных революций в Польше, в Венгрии и в ГДР, отказ советского партийного руководства поддержать своих союзников по социалистическому лагерю. В конце октября 1988 года прошла демонстрация, посвящённая 70-летию образования независимой Чехословакии. В январе 1989 года оппозиция провела демонстрацию в память двадцатилетней годовщины протестного сожжения Я.Палаха. Проведённые с августа 1988 года по январь 1989 года демонстрации имели антиправительственный характер. Причём размах и антиправительственная направленность усиливались от демонстрации к демонстрации, расшатывая стабильность государственной системы. Осознав, что власть не способна переломить ход разворачивающихся событий оппозиция переходит в наступление, используя хрестоматийные средства бархатных революций:

    хорошо скоординированные и дисциплинированные протесты населения в виде массовых шествий;

    подключение к массовым протестам наиболее активной страты общества-студентов;

    провокации против структур государственной власти;

    театрализация действия;

    использование психологических методов борьбы;

    неприменение насилия.

Поворотным событием бархатной революции в Чехословакии стала студенческая демонстрация, проведённая 17 ноября 1989 года. О том, что демонстрация была хорошо спланирована, говорит маршрут, проложенный демонстрантами: от района Альбертов к символу чешской государственности вышеградскому холму, где студенты отдали дань памяти поэту Карелу Гынеку Махи.Церемония завершилось пением студентами и примкнувшими к демонстрации обывателями государственного гимна, возложением цветов и зажжением множества маленьких свечек (театрализация действия). До этого момента демонстрация была санкционирована властями. Однако студенты, всего 15 тысяч человек, продолжили демонстрацию и направились к центру Праги. Полиции удалось блокировать демонстрацию и не пустить в к Вацлавской площади. Демонстранты, пытаясь подорвать стойкость духа полицейских, скандировали: «Ваша задача защищать нас», «Мы безоружны» (использование психологических методов борьбы). Однако полицейские в течение 40 минут разогнали несанкционированное шествие. Демонстранты не вступали в противоборство с полицейскими. В ходе разгона демонстрации ранения разной степени тяжести получили более 500 человек. На следующий день был пущен слух, что в ходе разгона шествия оппозиции органами правопорядка был убит один студент Пражского университета Мартин Шмид (психологический метод борьбы и провокация) и, хотя слух в последствие не подтвердился, известие о смерти Шмида вызвало волну протестов, направленных против коммунистического режима, и послужило своего рода катализатором для антиправительственных действий со стороны оппозиции. (Как выяснилось позже, роль убитого студента в ходе разгона демонстрации сыграл лейтенант государственной безопасности ЧССР).

ГДР являлась ключевым объектом «бархатной» революции, поскольку именно здесь проходила западная граница советского геополитического блока. Здесь с особой остротой ощущался «демонстрационный эффект» западного образа жизни и западных потребительских стандартов, поскольку по обе стороны границы жили люди одного и того же народа. В условиях наступления общества массового потребления вся Восточная Европа проиграла соревнование с Западом в сфере «престижных» материальных условий жизни, что сыграло решающую роль в успехе революций 1989 г. В ГДР это проявилось крайне резко.

До конца 1980-х годов никаких массовых выступлений немцев не было. Приход к власти в СССР М.С.Горбачева и его политика перестройки кардинально изменили ситуацию - началась активная дестабилизация государственности ГДР. Передачи западногерманского телевидения, всегда свободно доступные в ГДР, широко освещали ход реформ в Восточной Европе. Все большее число людей решались написать заявление о выезде в ФРГ - только в первом полугодии 1989 года таковых было 125 тысяч. Многие представители интеллигенции и церковные деятели стали открыто критиковать режим за отсутствие политических и культурных свобод.

Правительство ответило изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Однако диссиденты ГДР все чаще ссылались на требования гласности и перестройки по примеру СССР. Влияла и ситуация у соседей - 17 апреля в Польше снова была разрешена «Солидарность», 2 мая Будапешт открыл границы для венгерских граждан, 4 июня в Польше оппозиция приняла участие в парламентских выборах.

Еще более сильным сигналом в середине июня послужил визит Горбачева в ФРГ, во время которого было подписано совместное заявление, в котором Горбачев провозгласил право каждого государства свободно выбирать собственную политическую и социальную систему. К этому времени в ГДР с той же целью уже регулярно совершались попытки организовать митинги, так как коммунальные выборы 7 мая, которые оппозиция объявила фальсифицированными, дали к этому повод. Внимательно следя за подаваемыми и советским руководством, и Западом сигналами, оппозиция все меньше боялась бросить режиму открытый вызов. В это же время в ГДР уже возникли первые независимые партии («Демократию - сейчас», «Новый форум», «Демократический выезд» и Социал-демократическая партия ГДР).



Непосредственной причиной дестабилизации стала проблема беженцев, вызванная открытием для последних венгерской границы. Решение об этом Венгрия приняла уже 24 августа 1989 г. в результате контактов между Г. Колем, премьер-министром и министром иностранных дел ВНР. 9 сентября 1989 г. Венгрия полностью открыла свои границы для граждан ГДР. До конца сентября около 25 тысяч немцев прошли через эту «брешь» в Австрию, а через нее в ФРГ. В Праге и Варшаве тысячи граждан ГДР выжидали на территории посольств ФРГ, пока Бонн не добился для них права на выезд. 4 октября поезда с опечатанными вагонами привезли на Запад более семи тысяч беглецов.

6 октября в Восточном Берлине состоялось официальное факельное шествие около ста тысяч членов организации социалистической молодежи, а двумя днями позже в Лейпциге на улицу вышли 70 тысяч противников режима под лозунгом «Мы - один народ». Все происходило дисциплинированно и мирно. Красноречива динамика: 25 сентября в Лейпциге на демонстрацию вышло пять тысяч человек, всего неделей позже уже 20 тысяч, а еще через неделю - 70 тысяч.

В начале октября на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз не станет вмешиваться в дела ГДР. 7 октября 1989 г. Горбачев выступил в берлинском Дворце Республики со своей знаменитой речью, где он предупреждал руководство ГДР, что «жизнь его накажет, если оно будет опаздывать». Был пущен слух, будто Горбачев заявил руководству ГДР, что советские войска в ГДР выступят не на его стороне. Руководство ГДР, предоставленное само себе, разделилось. Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов. Большинство членов политбюро ЦК СЕПГ не согласилось, и в середине октября Хонеккер и его союзники были вынуждены уйти в отставку. Во главе партии стал Эгон Кренц. Перед общественностью он ни разу не появился.

В научных кругах уже обсуждались модели «чистки», которую могли бы возглавить умеренные кадры СЕПГ и представители правозащитных движений. 23 октября в Лейпциге на улицу вышло 300 тысяч человек, а 4 ноября на Александерплатц в Восточном Берлине - около миллиона. Одновременно росло число тех, кто бежал на Запад через другие страны восточного блока. В течение пяти дней почти 50 тысяч восточных немцев покинуло ГДР через ЧССР. Это уже не имело практического смысла и было частью спектакля «бархатной» революции. Как позже писали социологи, «демократические ориентации восточных немцев не в последнюю очередь объяснялись желанием жителей бывшей ГДР присоединиться к богатому западному собрату».

Совет министров во главе с премьер-министром Штофом ушел в отставку 7 ноября. Правительство возглавил Х. Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ. Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны и провозглашены свободные выборы.

После того, как 9 ноября манифестанты разобрали стену, разделявшую Восточный и Западный Берлин, в массовое сознание стали внедрять идеюобъединения двух Германий . Эта, с геополитической точки зрения едва ли не главная проблема в тот момент, стала предметом крупномасштабных закулисных переговоров и махинаций. Начать с того, что когда переговоры по этому вопросу уже шли вовсю, внутри СССР Горбачев во всеуслышание категорически отрицал возможность ликвидации ГДР.

Эту установку официально поддерживала и ФРГ. 11 октября 1989 г. в телефонном разговоре с М.С. Горбачевым тогдашний канцлер Германии Г. Коль заявил: «Хотел бы заверить Вас, что ФРГ ни в коей мере не заинтересована в дестабилизации ГДР, не желает ей плохого. Мы надеемся, что развитие там не выйдет из-под контроля, что эмоции последнего времени улягутся. Единственное, чего нам хочется - это то, чтобы ГДР присоединилась к вашему курсу, курсу прогрессивных реформ и преобразований. События последнего времени подтверждают, что ГДР уже созрела для этого. Что касается ее населения, то мы за то, чтобы жители ГДР оставались у себя дома. Мы не собираемся их будоражить, склонять к каким-то действиям, за которые нас потом стали бы упрекать».

Однако 28 ноября 1989 г. в Бундестаге канцлер Коль заявил о курсе на воссоединение Германии. Тремя неделями позже, когда он прибыл в Дрезден на консультации с Модровом и вышел из самолета, его встретила ликующая толпа, над которой развевался флаг ФРГ.

Интенсивные переговоры по этому вопросу велись между Горбачевым, администрацией США и правительством Великобритании. Позиция Великобритании была изложена на встрече Горбачева с послом Р. Брейтуэйтом 17 ноября 1989 г. Эта позиция была очень осторожной, посол особо подчеркнул, что «со стороны всех - и моего правительства, и наших союзников - присутствует очень хорошее понимание, что нельзя вмешиваться в дела ГДР, даже не давать поводов, которые могли бы быть расценены как вмешательство или как посягательство на безопасность ГДР, вообще стран Варшавского Договора, на вашу безопасность. Это главное - чтобы не было вмешательства ни с чьей стороны». Фактически, Горбачева предупреждали, чтобы он не вздумал подталкивать ГДР к ее слиянию с ФРГ, не оказывал давления на руководство ГДР, «не посягал на ее безопасность».

Считается, что США тем более не хотели усиления Германии. 3 декабря, на переговорах, проходивших в расширенном составе, Буш, после консультаций со своими советниками, вернулся к германской проблеме. «Вчера в беседе с глазу на глаз, - сказал он, - мы обсудили, хотя и не вдаваясь в детали, проблему воссоединения Германии. Я надеюсь, вы понимаете, что от нас нельзя требовать, чтобы мы не одобряли германского воссоединения. В то же время мы отдаем себе отчет в том, насколько это деликатная, чувствительная проблема. Сформулирую эту мысль несколько по-другому: ни я, ни представители моей администрации не хотим оказаться в позиции, которая выглядела бы как провокационная. Подчеркиваю этот момент… Мы хорошо понимаем значение раздела Хельсинкского Акта о государственных границах в Европе».

11 декабря 1989 г. американская позиция по «германскому вопросу» была уточнена Л. Горовицем в его беседе с В.В. Загладиным. По словам Горовица, Буш «ни в коем случае не хочет допустить воссоединения Германии, но, с одной стороны, не считает для себя возможным открыто выступать с этой позицией, а, с другой - не знает, что реально можно предпринять». Собеседники в итоге констатировали, что руководители и СССР, и США едины в намерениях «сдержать немцев». На деле Горбачев делал все, чтобы объединение произошло как можно быстрее.

В декабре 1989 г. Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На съезде в январе 1990 г. СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС). Председателем партии стал Грегор Гизи, юрист, защищавший при Хонеккере восточногерманских диссидентов. На выборах в марте 1990 г. победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, был избран премьер-министром ГДР. Под его руководством был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, будучи присоединена к ФРГ. Достигнутые ранее договоренности об «объединении» двух Германий были просто отброшены.

«Бархатная» революция в ГДР произошла в кратчайшие сроки, буквально за один год. Восточные немцы смогли «влиться в Запад» моментально, скачкообразно - просто переступив через обломки стены. Они раньше других соседей по СЭВ испытали и потрясение от близкого знакомства с вожделенным Западом. Н.Коровицына пишет: «В 1990-1991 гг. во всех странах региона господствовало явное предпочтение общественной и экономической системы капитализма. Исключение составляла только Восточная Германия, где новый строй ассоциировался с коррупцией, эгоизмом, прибылью и лишь в перспективе - со справедливостью и благополучием. Отличие этой страны от остальных не в последнюю очередь объяснялось разочарованием восточных немцев в социальных последствиях разрушения Берлинской стены. Идеализированный образ капитализма, существовавший прежде у них, как и у остальных народов региона, сильно поколебало столкновение с реальной действительностью. Здесь это произошло раньше, чем в других странах».

Как считают немецкие социологи, либеральная модернизация Восточной Германии представляла собой особый на общерегиональном фоне путь наиболее стремительных и глубоких перемен - «трансформации через объединение». Это единственный в постсоциалистическом сообществе случай наиболее благоприятного развития при активном финансово-экономическом участии со стороны Западной Германии. Тем не менее, восточные немцы пережили свою шоковую терапию, включающую, как и везде, деиндустриализацию, скачкообразный рост безработицы (в 1990-1992 гг. треть занятых лишилась рабочих мест), небывалый демографический кризис. Несмотря на наступивший вскоре реальный рост благосостояния, сокращение различий в уровне жизни населения западной и восточной частей страны, динамика массовой адаптации к переменам во второй половине 1990-х годов замедлилась. «Внутреннего единства» Германии к концу десятилетия реформ так и не было достигнуто.

В самое последнее время 76% восточных немцев считает социализм «положительной идеей, которая была плохо воплощена в жизнь» - и лишь 1/3 удовлетворена тем, как работает «демократия».

Поделиться: