«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Отчет по самообразованию

МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

План самообразования

ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Составитель:

Локтева Л.В.,

учитель начальных классов

с.Ижморка-2я,

2015

Забота о здоровье ребёнка –это не

просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил и не свод

требований к режиму, питанию, труду,

отдыху. Это, прежде всего, забота о

гармоничной полноте всех физических и

духовных сил, и венцом этой гармонии

является радость творчества.

В.А.Сухомлинский

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Этому способствует малоподвижный образ жизни, который стал нормой существования не только взрослых, но и детей. Существует довольно много цифр и фактов, которые говорят сами за себя… Например, возраст от 1 года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 дет, поэтому я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья обучающихся за период обучения в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.

Здоровьесберегающая деятельность школы это и диспансеризация, и профилактические прививки, утренняя гимнастика, дни и недели Здоровья, три урока физической культуры в неделю, горячее питание, спортивные школьные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями.

Здоровьесберегающиетехнологии в урочное и во внеурочное время.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно - воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Цель:

повышение профессиональной компетентности по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

    изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения;

    учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры ит.д.);

    направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;

    организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

    систематизировать изученную литературу

    повышать заинтересованность детей и их родителей в укреплении здоровья .

Ожидаемые результаты работы:

1. Улучшение состояния здоровья учащихся.

2. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

1. Проведение открытых уроков, мастер – классов для учителей с применением здоровьесберегающих технологий.

2. Доклады, выступления.

Способ демонстрации результатов проделанной работы:

    Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом на методическом объединении учителей начальных классов.

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2. Повышать квалификацию на курсах для начальных классов.

регулярно

регулярно

Психолого-педагогическое

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся начальных

классов.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе МО учителей начальных классов.

4. Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы учителей школы, района и др.регионов через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

регулярно

регулярно

регулярно

ежегодно

регулярно

регулярно

регулярно

регулярно

по плану МО

ежегодно

Информационно-коммуникативное

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии.

3. Создать электронную почту. Учительский сайт для контакта с единомышленниками.

регулярно

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

регулярно

Этапы работы

Этапы работы

Вид деятельности

Диагностический

2015-2016 г.г.

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Курсы повышения квалификации учителей.

5.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

Прогностический

2016 -201 7 г.г.

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей начальных классов.

2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

4.Корректировка работы.

Практический ,

обобщающий

2017 -201 8 г.г.

1.Открытые уроки на школьном уровне.

2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3. Посещение семинаров.

4.Самоанализ и самооценка своих уроков.

5. Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме самообразование.

6.Оформление результатов работы . Размещение на пед.сайтах .

Перспективный план работы

(2015-2016 г.г.)

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Отчет о выполнении

Сентябрь

Работа с детьми

Проведение Дня Здоровья.

Организация подвижных игр (ежедневно)

Проведение физкультурных занятий (в течение года).

День здоровья.

Учить детей охранять и укреплять свое здоровье

Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.

Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения.

Фотоотчет

Фотоотчет

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой»

Конспект

Самореализация

Изучение программы по образовательной области «здоровье»

Октябрь

Работа с детьми

Проведение динамических пауз во время уроков

(в течение года)

В качестве профилактики утомления

В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы.

В целях укрепления организма

В качестве развития моторики.

Выявить уровень физического развития детей. Сбор и обработка данных

Фотоотчет

Проведение релаксации (в течение года)

Проведение утренней гимнастики

(каждый день)

Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно)

Диагностика уровня физической подготовки детей.

День здоровья.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Берегите глазки»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Повышение знаний, сбор материала

Ноябрь

Работа с детьми

Проведение мероприятия

(по плану).

День здоровья.

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация для родителей «Агрессивные дети»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Обновление уголка здоровья.

Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Создание условий для сохранения здоровья

Повышение знаний, сбор материала

Декабрь

Работа с детьми

Проведение новогоднего утренника.

День здоровья.

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Встречаем Новый год вместе с ребенком»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Анализ заболеваемости в зимний период

Сбор аналитической информации

Январь

Работа с детьми

Проведение мероприятия

(по плану).

День здоровья.

Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.

Работа с родителями

Консультация для родителей « Что мы знаем о здоровье?»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура»»

Повышение знаний, сбор материала

Февраль

Работа с детьми

Проведение утренника к Дню Защитника Отечества.

День здоровья.

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация

«Отец как воспитатель»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Работа с книгой Т. А. Шорыгиной «Беседы о здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

Март

Работа с детьми

День здоровья.

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Счастье- это когда тебя понимают»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Работа с методической литературой

по здоровьесбере-

жению

Повышение знаний, сбор материала

Апрель

Работа с детьми

Игры на свежем воздухе.

День здоровья.

Мониторинг

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесбере-гающих технологий

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Готовность к 5 классу»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

Май

Работа с детьми

Проведение праздника «День Победы»

День здоровья.

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Что такое ЗОЖ ? »

Собрание

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности

конспект

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Физическая культура»

Сбор информации

Повышение знаний, сбор материала

Пополнение методической копилки

ЛИТЕРАТУРА

Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.

Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.

Симкина, П.Л. Азбука здоровья: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.

http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

План по самообразованию

на 2016 – 2019 учебный год

учитель: Шарашкина В.Н.

г. Менделеевск.

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

Ф.И.О. учителя:

Шарашкина Вера Николаевна

Дата рождения:

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): высшее,

Елабужский Государственный Педагогический Институт, квалификация «Учитель биологии», специальность «Преподавание биологии»;

Переподготовка: АНО ДО «СибИНДО» по программе «Олигофренопедагогика для педагогических работников образовательных организаций»

Место работы:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Занимаемая должность:

Учитель начальных классов

Дата назначения на должность:

Общий стаж трудовой деятельности:

Педагогический стаж:

Тема: « Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения »

Актуальность темы: «Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

Здоровье ученика в норме, если:

* в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

* в социальном плане – он коммуникабелен, общителен, общителен;

* в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

* в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;

* в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Цель: Повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи :

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).

3. Направить жизнедеятельность детей в Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» на сохранение и укрепление здоровья.

4. Систематизировать изученную литературу.

5. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

6. проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

7. создание условий для успешного учения (ситуации успеха);

8. активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;

9. формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и условия успешного внедрения здоровьесберегающих технологий;

2. СанПины;

3. Методы и приёмы здоровьесберагающих технологий;

4. Комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий.

Предполагаемый результат:

Овладение здоровьесберегающими технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании ШМО учителей начальных классов

Форма самообразования: индивидуальная.

План работы .

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

2016–2019 год

Изучение СанПина.

Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Изучение методов и приемов здоровьезберегающих технологий.

Подбор материалов для уроков.

2016 – 2019 год

Применение элементов здоровьезберегающих технологии на уроках и внеклассных мероприятиях.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2016 – 2019 год

Проведение открытого урока

Посещать уроки коллег и

участвовать в обмене опытом.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2017-2018 год

Участие в работе учителей начальных классов и в проведении семинаров.

Участие в муниципальных и всероссийских конкурсах педагогического мастерства

Участие в работе школьного сайта Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2018-2019 год

Участие во Всероссийских конкурсах

Публикации на сайтах

Публикация в сборниках своего опыта работы, методических рекомендаций

Изучение методической литературы по теме.

    Закон Российской Федерации «Об образовании».

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Образовательные здоровьесберегающие технологии. (Опыт работы МО учителей начальных классов)

    Использование ИКТ в обучении и воспитании.

Практический, методический материал, накопленный по теме.

    Пользование интернетом.

    Посещение районной библиотеки.

Практические меры по повышению методического уровня.

    Провести тестирование удовлетворённости родителями работой образовательного учреждения»

    Посещение открытых уроков в рамках МО школы с целью повышения пед.

мастерства.

    Взаимопосещение уроков

    Проведение открытого урока.

    Участие в заседаниях пед. советов.

    Посещение школьной и районной библиотеки.

    Консультации у школьного психолога Абдуллова Ф.У. на тему «Этика и психология взаимоотношений».

    Подготовить отчёт по самообразованию.

Повышение общеобразовательного уровня.

    В. В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М. «Просвещение», 1984 г

    Е. Д. Худенко «Организация воспитательной работы в спец (коррекц.) школе – интернате» М.А.Р.Т.И 2005 г.

    И. В. Дубровина «Психокорекционная и развивающая работа с детьми»

    И. Г. Савельева «Коррекционно – развивающее обучение»

    М. Г. Ермолаева «Современный урок (анализ, тенденции, возможности).

    Чтение газет и журналов, в том числе и в сети интернет

Обобщение и оформление полученных результатов.

* Использование на уроках ЗСТ:

Валеологических пауз;

Дыхательной гимнастики;

Самомассажа;

Упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности;

Игровых методов психокоррекции.

* Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.

* Оформление мониторинга качества знаний по предметам.

Работа с родителями.

    Индивидуальные беседы с родителями

Автор: Емельяненко Наталья Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ №25, детский сад "Ручеек"

Населённый пункт: Ставропольский край, Минераловодский район, с.Сунжа

Наименование материала: самообразование

Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста."

Описание:

Актуальность выбранной темы, перспективный план работы.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=2253

Опубликовано 12.01.2016

Текстовая часть публикации

Тема самообразования:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель
: повышение профессиональной компетентности по теме « Здоровьесберегающие технологии».
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по здоровьесберегающим технологиям. 2. Формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, воспитывать желание заботится о своём здоровье; 3. Творчески применять методы, средства и организационные формы в обучении и воспитании детей.
Актуальность выбранной темы:
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: Учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физминутки, самомассаж, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Перспективный план работы.
Месяц Формы работы с детьми с педагогами по самообразованию с родителями Сентябрь Проведение гимнастики для глаз во всех возрастных группах. Консультация «Что такое здоровье?». 1.Изучение современных методик по здоровьесбережению. 2.Принимать участие в семинарах, вебинарах, научно- практических конференциях. 3..Принимать участие в обмене опытом. 4.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 5.Участвовать в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах. Консультация «Физическое развитие ребёнка, с чего начать?» Октябрь Проведение игрового самомассажа и массажа (во всех возрастных группах) Консультация «Берегите глазки» Ноябрь Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д. Консультация: «Виды здоровьесберегающи х технологий». Папка –передвижка «В здоровом теле, здоровый дух» Декабрь Печатная консультация «Зарядка -это весело». Январь Проведение упражнений и игр направленных на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки. Консультация «Стретчинг – здоровьесберегающа я технология в ДОУ» Папка-передвижка «Здоровьесберегающи е технологии». Февраль Печатная консультация «Музыкотерапия» Март Проведение упражнений ритмопластики. Консультация: «Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста». Печатная консультация «Дыхательная гимнастика» Апрель Консультация «О здоровье всерьез». Май Консультацию Памятка «Солнце,
Проведение водных закаливающих процедур. «Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой» воздух и вода наши лучшие друзья». Июнь Печатные консультации "Игры на природе". Июль Расширять знания детей по теме «Чистота – залог здоровья». Консультация: «Игры-упражнения, праздники и развлечения» Печатная консультация «Оздоровительные мероприятия и их эффективность». Август Проведение спортивных игр, развлечений, соревнований, эстафет. Консультация «Безопасное поведение на природе».

Литература:
1. Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год. 2. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год. 3. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год. 4. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год. 5. О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год. 6. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год. 7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005. 8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010. 9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.

Татьяна Филатова
Отчет по теме самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Давным-давно, ещё на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями : «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет . Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми , сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься».

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья детей . По итогам ежегодного мониторинга состояния здоровья дошкольников по г . Липецку за 2008 г. Абсолютно здоров только каждый третий ребёнок. На 1 месте стоят заболевания органов дыхания, на 2-м месте хронические заболевания органов пищеварения, 3-е место заболевания мочеполовой системы.

Поэтому и тема моей самообразовательной работы звучит так : «Применение в ДОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».

Организацию оздоровительной работы строю с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Березка» с. Каликино, разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье .

Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи :

Охрана и укрепление здоровья детей , совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

Формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью ;

Повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий .

В систему оздоровительной работы включаю следующие здоровьесберегающие технологии :

Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток : с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.

Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание : «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» .

Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы . От дыхания во многом зависят здоровье человека , его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.

Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж , гимнастика игрового характера).

Я широко использую босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, следочки) .

Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном) . Для этого использую спокойную классическую музыку, звуки природы.

Игровой массаж. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек.

Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.

Обширное умывание – как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Провожу его после сна.

Фитонциды - это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.

Кинезиологические упражнения. Они стимулируют творческую деятельность, помогают мобилизоваться детям перед интенсивной умственной нагрузкой.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей . Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет 45%.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни , увеличилось на 44% и составляет 82%.

Для достижения положительных результатов по данной теме , естественно могут быть препятствия, то есть возникать трудности в работе. Это в первую очередь не возможность охвата всех детей группы каждым видом здоровьесберегающих технологий . Так как состояние здоровья некоторых детей требует только индивидуального подхода. И, конечно же, не мало важной причиной является непонимание некоторых родителей в необходимости закаливания организма и применение данных технологий . Первоначально они с недоверием относятся к советам, поэтому нужно какое- то определённое время, что бы наладилась совместная работа семьи и ДОУ.

Для положительного результата стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы : знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий , через создание информационных стендов, папок – передвижек.

Положительный эмоциональный настрой дают праздники, проводимые совместно с родителями.

Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни , ценил свое здоровье и здоровье окружающих .

С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеку подвижных игр, картотеку комплексов гимнастики после дневного сна, картотеку пальчиковых игр.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется сказать : «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым ».

Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы . Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Актуальность темы: Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная полного физического, психологического и социального благополучия. Человеку, начиная с раннего детства, необходимо вести здоровый образ жизни. Учитель может много чего сделать для здоровья школьников. Это соблюдение гигиенических норм в общеобразовательном процессе, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение динамических пауз, физкультминуток, бесед о правильном отношении к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребенку полюбить свое здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья.

Цель: создание условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Задачи:

Изучить здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе;

Повышение заинтересованности детей и их родителей в укреплении здоровья;

Этапы работы:

1 этап 2011 -2012 учебный год

2 этап 2012-2013 учебный год

3 этап 2013 – 2014 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

1 Изучить литературу по здоровьесберегающим технологиям.

2 Повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов, организованных в НИРО.

3 Принимать активное участие в работе творческой группы «Здоровьесберегающие технологии»

4 Посещать уроки с применением здоровьесберающих технологий коллег и участвовать в обмене опыта.

5 Проводить открытые уроки с применением здоровьесберегающих технологий для анализа со стороны коллег и администрации школы.

6 Профилактическая и информационная работа с родителями по данной теме.

Психолого - педагогическое

1 Систематический просмотр определенных телепередач.

2Чтение педагогических периодических изданий.

3 Введение здоровьесберегающих технологий и методов обучения на уроках.

4 Создание пакета физкультминуток, релаксаций, гимнастик для глаз, пальчиковых и дыхательных гимнастик.

Методическое

1 Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2 Изучение опыта коллег в школе, районе, Интернете по организации здорового образа жизни.

3 Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, с применением здоровьесберегающих технологий.

ИКТ

1 Обзор в Интернете информации по здоровьесберегающим технологиям.

Ожидаемые результаты работы:

1 Улучшение состояния здоровья учащихся.

2 Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

1 Проведение открытых уроков, мастер – класс для учителей с применением здоровьесберегающих технологий.

2 Доклады, выступления.

Способ демонстрации результатов проделанной работы:

1 Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на педагогическом совете.

2 Выступление по обмену опытом работы на заседаниях районной творческой группы.

«Эколого – гигиенические технологии в начальной школе»

Выступление на заседании районной творческой группы «Здоровьесберегающие технологии»

Кольцина О.П.

учитель начальных классов

Стрельской ООШ

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, звучит так: «здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия». В моём же понимании здоровье – это великое благо, делающее человека свободным, устремлённым в будущее и готовым осуществить самые смелые замыслы. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, достигая внутренней красоты. Желание быть здоровым – это естественное стремление человека. Следовательно, для того, чтобы творить, созидать человеку необходимо здоровье, поэтому здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. В стране наблюдается общее снижение человеческих ресурсов на фоне загрязнения окружающей среды, ухудшение качества питания, роста алкоголизма, наркомании, деградации личности, разрушения института семьи.

В своей работе я большое значение придаю формированию у детей валеолого-гигиенических навыков, установки на здоровый образ жизни, экологической гражданственности. Одной из главных целей, которую мы с детьми должны достичь, является – учиться быть здоровым и душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Исходя из главной цели, я поставила перед собой задачи :

Научиться методам эмоционального восприятия и оценки себя и окружающего мира;

Научиться практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру. Реализация этих задач идёт на протяжении всего обучения в начальной школе.

На уроках естествознания происходит знакомство с основами строения организма человека, валеолого-гигиеническими знаниями. Для достижения поставленных задач и цели я использую многообразные формы, методы, приёмы и средства обучения.

Формы : урок – экскурсия, урок – презентация, урок – экологическая игра, урок – путешествие по природным зонам, урок – викторина.

Методы : эвристическая беседа, рассказ (как учителя, так и выступление подготовленное учащимся), опыты, экологические рассказы – загадки, заочная экскурсия, экологическая сказка, дидактическая игра.

Приёмы : презентация, комментирование, рассуждение, анализ сказок.

В учебниках последнего поколения реализован исследовательский подход в обучении: поисковые, проблемные ситуации введены в аппарат организации и усвоения текста. Дети с большим удовольствием «делают открытия», решают поставленные перед ними проблемы. В этой деятельности развивается мышление, самостоятельная познавательная активность.

Например, на уроке в первом классе по теме «Как вода попадает в дом» я предложила детям сравнить речную воду с водопроводной водой. Дети понюхали воду, определили цвет (за прозрачный сосуд поставили белую бумагу) и пришли к выводу: из реки воду пить нельзя, так как это может нанести вред здоровью. Затем речную воду мы профильтровали и вновь сравнили её с водопроводной водой. После этого дети пришли к следующему выводу: прежде, чем вода попадёт в наш дом, она проходит очистку. На вопрос, поставленный после проведения опытов: «Как человек может помочь реке остаться чистой?», дети ответили: «Человек должен не засорять берега мусором, не загрязнять воду отходами заводов, ставить фильтры, очистные сооружения на сточные трубы».

Красочный наглядный материал является своего рода ярким пятном и откладывается в памяти ребёнка.

Большим подспорьем в достижении поставленной цели являются уроки здоровья проводимые мною в рамках классных часов. Они помогают детям научиться самопознанию, самоуважению.

Занятия, проводимые по разделу «Школа Правильного питания» преследуют следующие задачи: сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи. Главные персонажи – герои телевизионной передачи «Улица Сезам» Зелибоба, Бусинка, Кубик. Эти герои помогают задуматься над вопросами важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на вопросы:

Какие продукты полезны?

Как правильно есть?

Как сделать кашу вкусной?

Что такое меню?

Что надо есть, если хочешь стать сильным?

Как вырасти сильным, красивым, здоровым?

На занятиях «Поговорим о питании» дети узнают: для чего мы едим; как правильно хранить продукты; где и как готовят пищу; как правильно есть; где найти витамины весной; как питание влияет на настроение.

* Наиболее естественным способом воздействия на ребёнка является игра. Она обучает, воспитывает, социализирует, развлекает.

Проведённый мониторинг показал:

    Если на вопрос: «Боитесь ли вы осмотра у стоматолога?» в 3 классе 70% детей дали положительный ответ, то на тот же самый вопрос в 4 классе ответили положительно 45% детей.

    Если на вопрос: «Чистите ли вы зубы 2 раза в день?» в 3 классе 40% детей дали утвердительный ответ, то на тот же самый вопрос в 4 классе ответили положительно 78% детей.

    Если на вопрос: «Куда ты денешь мусор, оставшийся после прогулки на природу?» в 3 классе 62% детей дали ответ: «Оставлю, где он лежит», то на тот же самый вопрос в 4 классе все дети ответили «Заберу мусор с собой и выброшу в контейнер для мусора.»

В своей работе я стремлюсь воспитать в каждом ребёнке ответственное отношение к самому себе и окружающему миру.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрельская основная общеобразовательная школа»

Мастер – класс на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кольцина Ольга Павловна

Конспект мастер-класса

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Цель: Ознакомление и распространение опыта работы

Задачи:

    раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;

    познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, карточки с записанными понятиями.

Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах, практикум.

1. Вступление:

Здравствуйте!.

Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться легко и с удовольствием».(Слайд 2)

И начнем мы с вами с игры. Игра “Подари тепло другу” (Слайд 3)

Содержание: участники поворачиваются лицом друг к другу. Ведущий говорит: «Посмотрите так ласково в глаза друг дружке. А теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, пожелайте друг дружке чего-нибудь…»

Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей). -Настроение улучшилось?

2. Основная часть. (Погружение в тему).

2.1. Обоснование проблемы.

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Ответы педагогов.

Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Я вам предлагаю работу в группах. .

Слайд 4

2.2 «Работа в группах »

Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.

(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)

1 группа . Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обосновать своё решение.

(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)

Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

2 группа . Упражнение «Воздушный шар » (о ценности здоровья для человека). Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.

К какому выводу мы пришли? (Слайд 5 «Здоровье»)

2.3. Работа на карточках.

Попробуйте предположить на сколько процентов от какого фактора зависит наше здоровье. (используют Приложение1)

(Слайд 6 ) Давайте сравним с данными Всемирной организации здравоохранения.

(Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни. )

2.4. Мозговой штурм.

Вопрос : Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.

Ответы педагогов : использовать здоровьесберегающие технологии

Вопрос : Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

    Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

    Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

    В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья .

    Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

    Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

    Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Вопрос: Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

Ответы педагогов:

    технологии развивающего обучения;

    технологии развития критического мышления;

    интерактивные методы обучения;

    тренинговые технологии.

2.5. Работа в парах. Составление кластера.

Вопрос . Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (см. Приложение 2 )(Слайд 7)

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

2. 6. Практикум

Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.

    Двигательная активность. (Слайд 8)

В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам.

    Психологическое здоровье школьника (Слайд 9)

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».

Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Пере­ключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем вни­мание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

    Творческий характер процесса обучения (Слайд 10)

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

    Использование оздоровительной силы природы.

Прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);

Экскурсии;

Подвижные игры на свежем воздухе и т.д.

5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

(Слайд 11)

Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.

Задание на группировку слов по одному общему признаку.

Сон, сын, рот, дом, сад, вол, рак, дым, выл, рыл, вал, дал.

1. Раздели слова на три равные группы. Запиши.

2 . Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. Запиши каждую группу слов в отдельный столбик.

3 . В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой с буквой – Ы, а в третий - с буквой А.

Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Сегодня на занятии мы с вами:

1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2. Работа в группах помогла определить ценность здоровья для каждого из вас.

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Поделиться: